Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка учителя к уроку
Методика разрабатывает формы организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей. В российской школе в качест- ве основной принята классно-урочная форма организации обучения. Класс – это группа учащихся постоянного состава: они имеют примерно одина-ковый возраст (в дневной школе), обучаются по одинаковой программе, обязаны систематически посещать уроки и готовить домашние задания. Уроки истории – это занятия, которые учитель ведет в классом в шко-ле: они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписа-нию, в сумме должны исчерпать изучение программы. Существуют другие формы организации обучения: семинары и конфе-ренции, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консультации и т.д. Важнейшее значение имеет домашняя работа учащихся. Высокая эффек-тивность обучения достигается лишь при умелом использовании всех форм его организации. Урок истории – это часть учебного процесса, но не механически обу-словленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом дан-ном отрезке времени. Урок истории – это законченный в смысловом, временном и организа-ционном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частно-сти индивидуальной: он отличается более строгой организационной струк-турой; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллек-тивной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащих-ся. Вместе с тем данная форма обучения не лишена недостатков, снижаю-щих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный со-временный урок истории, выделяются следующие. 1. Использование новейших достижений исторической науки, передо-вой педагогической практики, построение урока на основе закономерно-стей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактиче-ских принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребно-стей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигну-тый уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств обучения. 9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 11. Формирование умения учиться. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и пла-нирование каждого урока. Каждый урок истории направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уро-ку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям отно-сятся: четкое определение образовательных задач каждого урока; рациона-лизация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших тех-нологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнооб-разных видов, форм и методов; творческий подход к формированию струк-туры урока; сочетание различных форм коллективной, групповой деятель-ности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оператив-ной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет, мастерство проведения урока. Воспитательные требования к уроку включают: определение воспита-тельных возможностей учебного материала; постановку только тех воспи-тательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратно-сти, ответственности, самостоятельности и т.д.; внимательное и чуткое от-ношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, со-трудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах. К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, сти-мулирование наступления новых качественных изменений в развитии. Кроме того, выделяются и другие требования к уроку: организацион-ные, психологические, управленческие, оптимального общения учителя с учащимися, сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и др. Важнейшими категориями методики обучения истории являются зада-чи обучения, содержание образования, структура исторического знания, источники, из которых черпают знания учащиеся, формы учебной работы, звенья процесса обучения, методика развития мышления и др. Все эти проблемы находят отражение в уроке. Важной проблемой, которую прихо-дится решать теоретику и практику, является определение типа уроков. Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержа-ния курса, относится к тому или иному типу – группе уроков, имеющей определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся. Среди учителей и методистов существуют различные точки зрения на типологию уроков – в зависимости от определения главного принципа: по ведущему методу, по звеньям процесса обучения, по деятельности уча-щихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена классификация по звеньям процесса обучения: 1) урок, содержащий все звенья процесса обучения, – комбинированный, или составной, урок; 2) урок изучения нового материала; 3) повторительно-обобщающий урок; 4) урок проверки и учета знаний. Методисты считают эту классификацию более целесообразной. Она дает возможность ясно определить основную дидактическую задачу каждого урока, структуру системы уроков по типам. В этой системе должны преобладать уроки изучения новых знаний и ком-бинированные, что подтверждается практикой. В 5-6-х классах в силу воз-раста учащихся наиболее плодотворны комбинированные уроки, отли-чающиеся оптимальной сменой видов учебной работы. Мысль о возможности дифференцированной по возрастам типологии уроков заслуживает внимания. Так, А.А. Вагин предлагает различать для 4-5-х классов три типа уроков: содержащие все звенья обучения; изложе-ние в форме рассказа; повторение. Для 6-7-х классов – семь типов уроков. Для 9-10-х классов – десять типов уроков: вводный, сообщение нового ма-териала, разбор, заключительный по теме, повторительный, обобщающий, опрос, содержащий все звенья процесса обучения. Однако предложенная классификация уязвима. Трудно представить в 4-5-х классах урок, посвя-щенный только рассказу. Вводный урок не может выйти за рамки повторе-ния, обобщения или сообщения нового материала. Умения и навыки могут формироваться, а знания применяться на всех этапах урока. Определение типа урока по способу его проведения ничего не дает учителю, очевидно, что урок-беседа проводится путем беседы, а киноурок – путем демонстра-ции кинокартины и т.д. Определение типа урока по основной дидактиче-ской цели действенно. Особый тип урока представляют семинарские занятия по истории во втором концентре. Широкое применение в старших классах лекционно-се-минарской формы обучения требует дальнейшей теоретической и практи-ческой разработки методики таких уроков. В современных условиях учителя стремятся к разработке новых форм проведения учебных занятий, стараются выйти за рамки шаблона. О.С. Гребенюк [8] систематизировал все наработки и по форме выделяет следующие группы нестандартных уроков. 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, ду-эль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, ком-ментарий, интервью, репортаж, рецензия. 3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конферен-ция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, устный журнал. 4. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок «Подарок от Хоттабыча» и др. 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и органи-заций: суд, следствие, трибунал, ученый совет и т.д. Учитель, проводя нестандартные уроки, стремится разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Вместе с тем нельзя на базе таких уроков построить весь учебный процесс. Урок – это каждодневный труд, нетрадиционные уроки хороши как разрядка, как праздник. Учитель включает такие уроки в систему процесса обучения, определяет их место и роль в процессе познания. Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; домашнее задание. Эти струк-турные элементы на многих уроках реализуются почти все. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения. Некоторые структурные звенья опускаются в тех случаях, когда их не обязательно вводить в структуру урока. Структурные элементы уро-ка весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происхо-дить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Например, одиннадцать из двенадцати уроков второго раздела программы для 6-го класса первого концентра «Классическое средневековье в Европе» взаимосвязаны идеей развития феодального строя в Западной Европе. Содержание каждого последующе-го урока может быть усвоено учениками только при отчетливом понима-нии предыдущего материала. Поэтому все уроки темы «Европейское об-щество в классическом средневековье» (4 ч.) лучше начинать с опроса. В 11-м классе уроки по теме «Россия в годы Гражданской войны и интервен-ции» посвящены ходу военных действий, и каждый из них начинается с проверки усвоения материала предыдущего урока, так как новый урок рас-крывает последующий ход событий. Урок «Советская модель модерниза-ции» (тема 4: «СССР в конце 20-30-х гг.») целесообразно весь посвятить изучению нового материала. Связи с предшествующими знаниями будут устанавливаться логикой изучаемого нового материала. На таком уроке все звенья процесса обучения взаимно переплетаются в изучении нового мате-риала, и выделять их как структурные элементы нет необходимости. Здесь приобретает особую значимость характер деятельности учащихся на раз-ных уровнях по плану учителя. Поиски учителей и методистов, направленные на повышение эффек-тивности урока, подтверждают, что структура урока должна быть разнооб-разной. Она хороша в том случае, если учитывает закономерности обуче-ния, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удач-но реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не струк-тура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим услови-ям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения. Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, ка-ждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составление тематического планирования, в котором содержание разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Обязатель-ными его компонентами должны быть название темы и перечень ее обра-зовательно-воспитательных и развивающих задач. Тематический план це-лесообразно расположить в виде таблицы:
Разрабатывая конкретное занятие, учитель должен помнить, что эффек-тивный урок может быть основан лишь на взаимозависимости, взаимодей-ствии, взаимопроникновении содержания урока и его методики. В практи-ке подготовки урока учитель прежде всего определяет его цели, тип урока, отбирает необходимое оборудование, учебные пособия, намечает объем и содержание учебного материала, логику его раскрытия. Учитель стремится отобрать к уроку наиболее убедительные факты, яркие документы, отрыв-ки из художественной и мемуарной литературы и т.д. Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методи-ческие приемы, соответствующие содержанию учебного материала и уров-ню развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития умений учащихся. Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в ко-тором записываются тема, цели, дидактическое оборудование, структур-ные элементы урока с указанием их основного содержания и характера деятельности учащихся. Если планируется опрос, то формулируются ос-новные и дополнительные вопросы, указываются номера или названия корточек. При изучении нового материала планируется логика его раскры-тия и деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или про-граммируется самостоятельная работа учащихся с определенными источ-никами информации. В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный во-прос, поставленный в начале урока или его части, обсуждения выполнен-ного письменного задания, общего вывода из содержания урока и т.д. Оп-ределяя домашнее задание, учитель должен разъяснить его, дать инструк-цию к его выполнению. Урок любого типа характеризуется вариативностью методики его про-ведения. В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников при полном контакте с ними учителя. Полно-ценный урок отмечается реализацией задач образования, воспитания и раз-вития учащихся, в их единстве. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое методика обучения истории? 2. Определить связь методики с другими науками. 3. Выделить задачи курса методики. 4. Качества современного учителя. Смоделируйте портрет учителя ис-тории. 5. Каковы перспективы исторического образования в средней школе? 6. Причины реформы исторического образования. 7. Этапы школьной реформы исторического образования. 8. Выявить особенности линейной структуры исторического образова-ния. 9. Назвать особенности концентрической структуры исторического об-разования.
10. Особенности школьного исторического образования в первом кон-центре. 11. Особенности школьного исторического образования во втором кон-центре. 12. Составить учебно-методический комплекс для определенного клас-са и концентра по следующей схеме:
13. Проанализировать методический аппарат учебника истории. 14. Сравнить предложенные Минобразованием альтернативные учеб-ники по истории для любого класса. 15. Высказать свое отношение к рабочим тетрадям. 16. Разработать конспект урока по истории с использованием рабочей тетради. 17. Произвести анализ одного из сборников познавательных заданий по истории. 18. Выделить проблемы процесса познания учащимися основ историче-ской науки. 19. Основные направления руководства учебной деятельностью школь-ника. 20. Выделить уровни познавательной деятельности учащихся. 21. Источники формирования знаний в процессе обучения истории. 22. Как Вы понимаете место образа, слова и условного знака в препода-вании истории? 23. Что такое метод обучения? 24. Проблема метода обучения в преподавании истории. 25. Разработать конспект урока по истории с применением различных методов обучения. 26. Виды устного изложения. 27. Что такое проблемное обучение и его применение в обучении исто-рии? 28. Разработать эвристическую беседу по избранной проблеме. 29. Назовите инновационные технологии в преподавании истории. 30. Посетить урок в школе и дать методический анализ его по схеме «План наблюдения и анализа урока истории». СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984. 2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. 3. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. 4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в совре-менной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 1997. 5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в шко-ле. М., 1999. 6. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. 7. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. 8. Гребенюк О. С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, 1996. 9. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. М., 1966.
10. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1969. 11. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978. 12. Ежова С.А. и др. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986. 13. Российский учебник: Каталог-справочник. В 2 ч. / Под ред. 14. Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе: пособие для учи-теля к учебнику Л.А. Кацвы и А.Л. Юрганова «История России. VIII-XV вв.». М., 1997. 15. Клемешева М.А., Ильина М.В., Романь Г.П. Очерки истории края: Мето-дическое пособие для учителей начальной и основной школы. Калининград, 1998. 16. Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории. М., 1960. 17. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968. 18. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 19. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М., 1982. 20. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. В 2 ч. М., 1978. 21. Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов. Учебное пособие. Калининград, 1998. 22. Программно-методические материалы. История 5-9 классы. М., 1999. 23. Программно-методические материалы. История 10-11 классы. М., 1999. 24. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии. Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996. 25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Статьи 26. Алексашкина Л.Н. и др. Проект государственного образовательного стан-дарта. Образовательная область «Общество» (история) // История. 1996. №42, 43. 27. Бацын В.К. О реформе исторического обществоведческого образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. 1997. № 8. 28. Безрогов В.Г. и др. Учебная литература по истории: современное состоя-ние и перспективы // История. 1997. № 11. 29. Богоявленский Б., Митрофанов К. История: во-первых, во-вторых, в-третьих… // История. 1994. № 27. 30. Вяземский Е.Е. и др. Проект государственного образовательного стан-дарта. Образовательная область «Общество» (история) // История. 1997. № 2. 31. Вяземский Е.Е. Историческое образование в России: проблемы и тенден-ции // История. 1997. № 26. 32. Вяземский Е.Е. На пути к новой Европе. О международном сотрудниче-стве в области преподавания истории и обществознания // Граждановедение: Приложение к «Учительской газете». 1997. № 44. 33. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России: на пути к новой парадигме // Мое Отечество. 1997. № 1. 34. Вяземский Е.Е. О проблемах экспертизы учебной литературы по истории // Преподавание истории в школе. 1998. № 6. 35. Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной российской школе//Мое отечество. 1998. № 4. 36. Головатенко А.Ю. Учебники истории: сегодня и завтра: Обзор проблем и контуры решений // История. 1997. № 7. 37. Историческое образование: тенденции и перспективы: Итоги междуна-родной конференции // Преподавание истории в школе. 1999. №2. 38. Короткова М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. 1997. № 1. 39. Мейтлэнд С. Совет Европы и историческое образование // Преподавание истории в школе. 1995. № 7. 40. О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразователь-ных учреждениях Российской Федерации в 1999/2000 учебном году // Препода-вание истории в школе. 1999. №6. 41. Стрелова О.Ю. Регионализация исторического образования: средство распада или объединения? // Мое Отечество. 1998. №3. 42. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования // История. 1994. № 45. 43. Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории // Методика к рабочим тетрадям для средней школы. М., 1996. 44. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исто-рического образования) // Преподавание истории в школе. 1999. №1. 45. Умбражко К. Развитие творческого мышления на уроках истории // Пре-подавание истории в школе. 1996. № 2. Date: 2015-10-19; view: 639; Нарушение авторских прав |