Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава десятая





Так как определение - это обозначение, а всякое обозначение имеет частии так же, как обозначение относится к предмету, так и часть его относится кчасти предмета, то возникает затруднение, должно ли обозначение отдельныхчастей содержаться в обозначении целого или нет. В некоторых случаях оноявно содержится в нем, в других нет. Обозначение круга не включает в себяобозначения отрезков, а в обозначении слога содержится обозначение егоэлементов, хотя и круг делится на отрезки так же, как слог - на элементы.Кроме того, если части предшествуют (protera) целому, а острый угол - частьпрямого, и палец - часть живого существа, то можно было бы подумать, чтоострый угол предшествует прямому и палец предшествует человеку. По-видимому,однако, эти последние первее (protera): ведь обозначение первых дается наоснове последних, которые первее и потому, что могут существовать безпервых. А впрочем, о части говорится в различных значениях, и одно из них -мера, прилагаемая к количеству. Но это оставим в стороне, а исследуем то, изчего как частей состоит сущность. Так вот, если материя - это одно,форма-другое, то, что из них,-третье, а сущность есть и материя, и форма, ито, что из них, те в одном смысле и о материи говорится как о части чего-то,а в другом - нет, а как о части говорится лишь о том, из чего состоитобозначение формы. Так, плоть не есть часть вогнутости (ведь она та материя,на которой образуется вогнутость), но она часть курносости; и медь естьчасть изваяния как целого, но не часть изваяния, поскольку под нимподразумевается форма (ведь говоря о какой-либо вещи, следует разуметь формуили вещь, поскольку она имеет форму, но никогда не следует подразумевать подвещью материальное, как оно есть само по себе). Вот почему обозначение кругане заключает в себе обозначения отрезков а в обозначение слога входитобозначение элементов ибо элементы слога суть части обозначения формы, а нематерии, между тем отрезки круга - это часть в смысле материи, в которойосуществляется [форма]; все же они ближе к форме, нежели медь, когда медипридается круглость. А в некотором смысле и не все элементы слога будутвходить в его обозначение: например, эти вот [буквы, начертанные] на воске,иле [звуки, производимые] в воздухе: ведь и они составляют часть слога какматерия, воспринимаемая чувствами. Да и линия исчезает, если ее делить наполовины, или человек [исчезает], если его разлагать на кости, жилы и плоть,однако это не значит, что они состоят из названных [элементов] как из частейсущности, - они состоят из них как из материи, и это части составногоцелого, но уже не части формы, т. е. того. что содержится в обозначении, апотому они и не входят в обозначение. Так вот, в одних обозначениях будетсодержаться обозначение таких частей, в других оно содержаться не должно,если это не обозначение составного целого; поэтому некоторые вещи состоят изуказанных частей как из начал, на которые они разлагаются, переставаясуществовать, а некоторые не состоят. То, что есть соединение формы иматерии, например курносое и медный круг, разлагается на указанные составныечасти, и материя есть их часть; а то. что не соединено с материей, ноимеется без матерна и обозначение чего касается только формы, не исчезает нивообще, ни во всяком случае таким именно образом; так что для названных вышевещей это [материальное] составляет начала и части, но оно не части и неначала формы. И поэтому глиняное изваяние превращается в глину, медный шар -в медь и Каллий - в плоть и кости; так же круг распадается на отрезки, ибоон есть нечто соединенное с материей; одним ведь именем обозначается и кругкак таковой, и единичный круг, потому что не для [всех] единичных вещей естьособое имя. Итак, об этом сказано правильно; все же, возвращаясь к этому вопросу,скажем еще яснее. Части обозначения, на которые такое обозначениеразделяется, предшествуют ему или все или некоторые из них. А в обозначениепрямого угла не входит обозначение острого угла; напротив, обозначениеострого угла включает в себя обозначение прямого, ибо тот, кто даетопределение острого угла, пользуется прямым, а именно "острый угол меньшепрямого". И подобным же образом обстоит дело и с кругом и полукругом:полукруг определяется через круг, и палец - через целое, ибо палец-это"такая-то часть человека". Поэтому те части, которые таковы как материя и накоторые вещь распадается как на материю, суть нечто последующее; а те,которые даны как части обозначения и выраженной в определении сущности,предшествуют - или все, или некоторые. А так как душа живых существ(составляющая сущность одушевленного) есть соответствующая обозначениюсущность - форма и суть бытия такого-то тела (ведь любую часть подобноготела, если давать ее надлежащее определение, в самом деле нельзя будетопределять, не указав ее отправления, которое не будет иметь места безчувственного восприятия), то ее части-или все, или некоторые-будутпредшествовать живому существу как составному целому (и одинаковым образомобстоит дело в каждом отдельном случае); а тело и его части - нечтопоследующее по отношению к этой сущности, и на них как на материюраспадается не сущность, а составное целое. Так вот, для составного целогоэти телесные части в некотором смысле предшествуют, а в некотором нет: ведьотдельно они не могут существовать. Действительно, не во всяком состояниипалец есть палец живого существа, а омертвевший палец есть палец только поимени. Но некоторые телесные части существуют вместе [с целым] - главныечасти, в которых как первом заключается форма (logos), т. е. сущностьвещи,-это может быть, например, сердце или мозг (безразлично ведь, что изних обоих таково). А человек, лошадь и все, что подобным образом обозначаетединичное, но как общее обозначение, - это не сущность, а некоторое целое,составленное из вот этой формы (logos) и вот этой материи, взятых как общее.Единичное же из последней материи - это уже Сократ, и так же во всехостальных случаях. Итак, части бывают и у формы (формой я называю суть бытиявещи), и у целого, составленного из формы и материи, и у самой материи. Ночасти обозначения - это только части формы, и обозначение касается общего,ибо бытие кругом и круг, бытие душой и душа - одно и то же. А уже длясоставных целых, например для вот этого круга и для любого отдельного изних, будет ли это круг, воспринимаемый чувствами или постигаемый умом(умопостигаемым я называю, например, круги математические, чувственновоспринимаемыми, например,-медные или деревянные), определения не бывают, ноони познаются посредством мысли или чувственного восприятия; а если ониперестали быть [предметом познания] в действительности, то не ясно,существуют ли они еще или нет, но они всегда обозначаются и познаются припомощи общего обозначения. Материя же сама по себе не познается. А есть, содной стороны, материя, воспринимаемая чувствами, а с другой-постигаемаяумом; воспринимаемая чувствами, как, например, медь, дерево или всякаядвижущаяся материя, а постигаемая умом - та, которая находится в чувственновоспринимаемом не поскольку оно чувственно воспринимаемое, например предметыматематики. Итак, сказано, как обстоит дело с целым и частью, с тем, что естьпредшествующее, и с тем, что есть последующее. А если кто спросит, будет липредшествовать прямая, круг и живое существо или же то, на что они делятся ииз чего состоят, т. е. их части, - то следует сказать, что ответить на этоне просто. Если душа есть живое существо как одушевленное, а душа каждогоотдельного живого существа - оно само, круг - то же, что бытие кругом,прямой угол - то же, что бытие прямым углом и сущность прямого угла, то,правда, некоторые целые и по сравнению с некоторыми частями надо признатьчем-то последующим, например, по сравнению с частями обозначения и с частямиотдельного прямого угла (ведь и материальный медный прямой угол, и точно также прямой угол, заключенный в двух отдельных линиях, есть нечтопоследующее); нематериальный же угол есть, правда, нечто последующее посравнению с частями, входящими в обозначение угла, но предшествует частям,находящимся в единичном. Просто, однако, нельзя ответить на этот вопрос.Если же душа есть нечто иное, чем живое существо, т. е. не есть то же, чтооно, то и в этом случае следует признать, что, как было сказано, одни частипредшествуют, а другие нет.

Date: 2015-10-19; view: 229; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию