Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идейные истоки и характерные особенности экзистенциализма
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) – направление в современной иррационалистической философии, возникшее в начале XX века и стремящееся постигнуть бытие как непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Основные представители: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов – первая волна; Сартр, Камю, Хайдеггер, Мерло-Понти – вторая волна.
Идейными истокам экзистенциализма были: «философия жизни», идеи Гуссерля, Хайдеггера, Кьеркегора, а также русских философов: Л.Шестова, Н.Бердяева; творчество Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Экзистенциализм возник как мировоззрение пессимистическое, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, утратившему либерально-демократические иллюзии, перед лицом исторических катастроф? Это реакция на рациональное мышление, которое исходит и принципа противоположности объекта и субъекта. В результате этого вся действительность, (в том числе и человек) предстает только как объект научного исследования и практического манипулирования. Такой подход к человеку в рациональной философии носит «безликий» характер. Он отвергается экзистенциалистами как несостоятельный и взамен предлагается метод непосредственного, интуитивного познания не сущности реальности, а ее существования. Само это существование понимается как непосредственное единство субъекта и объекта, то есть как бытие. Бытие же открывается человеку через его бытие, его личное существование. Человек знает в первую очередь о своем существовании. Вопрос о самостоятельном существовании природы для него малоинтересен. Свое же бытие постигается не разумом, а путем переживания – экзистенции. Экзистенция – это не просто переживание, а переживание бытия в мире. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя. Бытие его не всегда дано ему в переживании (экзистенции). Для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, то есть перед лицом смерти. Обретая себя самого в переживании (экзистенции), человек обретает и свою свободу. Свобода же состоит в том, чтобы человек не выступал просто как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им и не оправдывает себя «обстоятельствами». Он отвечает не только за себя; «созидая» себя он, в то же время, «созидает» других людей и мир в целом. Чувство вины за все совершающееся вокруг тебя – это чувство свободного человека (Бердяев). Общество, по Хайдеггеру, есть сфера чего-то безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается в экзистенции. Главный призыв экзистенциализма: «Будь подлинным». Чем более личностным является отношение к другим, тем оно подлинннее. Таким образом, экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сторонам человеческого бытия, которые невыразимы языком науки. Экзистенциалисты разработали новый способ философствования, усвоенный позже новейшей философией. Они оказали значительное влияние не только на последующую философию, но и на художественную литературу и искусство XX века в целом.
|