Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переосмысление философской классики на рубеже XIX-XX вв
40 – 50 годы XIX века стали переломными в развитии европейской философской мысли. Сложившиеся к тому времени, классические традиции в философии подвергались активному, интенсивному переосмыслению. Это переосмысление происходило тогда в борьбе двух идейных течений: с одной стороны, критика классики, с другой – ее защита. К первому, критическому направлению относятся позитивизм, марксистская философия, различные течения иррационалистской философии. Главный лозунг этого направления: «Долой классику». Ко второму, консервативному – представители таких философских школ, как «неокантианство», «неогегельянство». Их лозунги: «Назад к Канту», «Назад к Гегелю». Чтобы понять такое отношение к классике, следует обратиться к ее основным характерным чертам. Классическая философия исходила из признания авторитета разума. Согласно Гегелю: «Все действительное разумно». Знание и рациональное познание провозглашалось главной решающей силой, позволяющей со временем решить все проблемы человека и человечества. Однако, как показала практика, разум и, развивающиеся, на его основе наука и техника, не оправдали этих ожиданий. Многие мыслители стали сомневаться в его всесилии. Это привело к критике разума, к переосмыслению всего духовного опыта человечества.
2.8.2. Иррационализм: философия А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше В критике разума, рационализма было положительное содержание, ибо жизнь, поведение человека не исчерпываются ни познанием, ни рациональными формами духа. В человеческом духе, психике человека кроме разума имеется и нерациональное начало – эмоции, воля, интуиция, а также бессознательные процессы, инстинкты. Обратив внимание на это, философы критического направления стали больше уделять внимания свободе (спонтанности) человеческого духовного опыта его нерациональным элементам. Такое направление в философии называют ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Появление иррационализма было реакцией на воинствующий рационализм, пытавшийся дать сущностную, механистическую картину мира и человека. Примером иррационалистической философии может быть «философия жизни». Главные ее представители: В.Дильтей, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Первым, кто выступил против философии Гегеля, был А.Шопегауэр (1788-1860). Свои основные идеи он изложил в сочинении «Мир как воля и представление». Согласно Шопенгауэру, разум не играет главной роли в деятельности человеческого сознания, так как он не действует по своему собственному плану, а по указаниям воли. То есть выше разума, над разумом он ставит волю. Если рассматривать мир в целом, то он как бы раскалывается на два мира: настоящий, но не воспринимаемый мир (некая «Мировая воля») и иллюзорный, данный нам в ощущениях мир (наши представления о нем). МИРОВАЯ ВОЛЯ - это абсолютное начало всего, а представление всего лишь проявление (объективация) этой воли. Сам мир нелеп, неразумен, так как первопричина его – Мировая воля есть нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли. Бессмысленна и воля к жизни, также как и сама жизнь, в том числе, и человеческая, поскольку человек не хозяин этой жизни, а всего лишь заложник воли, исполнитель ее желаний и хотений. Именно воля забросила человека в чуждый и враждебный ему мир страданий и смерти. В таких мрачных красках изображает Шопенгауэр мир и человека, страдающего в нем. Таким образом, философия Шопенгауэра есть последовательный пессимизм и волюнтаризм. В этическом учении человеческим страданиям он пытается противопоставить сострадание. В своей жизни люди должны руководствоваться правилом: «Никому не вреди и вдобавок помогай другим, сколько можешь».
Крупным представителем иррационализма был датский философ и богослов С.Кьеркегор (1813-1855). Свои взгляды он изложил в книге «Страх и трепет». Кьеркегор отрицал единое идеальное начало мира, будь то воля, разум или что-либо другое. Он выдвинул идею «Экзистенциального мышления». ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. экзистенция – существование) – особый способ бытия человеческой личности, где она выступает не как отдельный эмпирический индивид и не как нечто всеобщее (общечеловеческое), а как конкретная неповторимая личность. Если научное, абстрактное, безличное мышление исходит из теоретических принципов, то экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее и нтимными переживаниями. Именно такое мышление только и может подлинно конкретным мышлением, имеющим настоящий человеческий смысл. Чрезвычайно сложна и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка, так как он не в силах понять ее во всей полноте и конкретности. Вот почему Кьеркегор критикует Гегеля за слишком абстрактный подход к человеку. Вообще рационалисты ищут в человеке только сущность, теряя из вида живую уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Индивид, по Кьеркегору, самоценен и возвышен, но он же и одинок и беспомощен в этом мире. Поэтому нужно более внимательно, вглядываться, вчувствоваться в реальную человеческую жизнь, в личные страдания конкретного человека. Философские идеи Кьеркегора подготовили почву для зарождения такого влиятельного философского течения, как экзистенциализм. Ярким представителем «философии жизни» был немецкий философ Ф.Ницше (1884-1900). Он, современник Гегеля, критиковал его философию абсолютной идеи за чрезмерно абстрактный, отвлеченный рационализм. В основании же философской системы Ницше лежит понятие воли к власти. ВОЛЯ К ВЛАСТИ – это то, что составляет основу жизни, дает ей существование, определяет ее содержание, задает смысл и конечную цель. Этот мир есть совокупность отдельных сгустков сил, находящихся в постоянной стихийной борьбе. Основным принципом их бытия есть воля к власти, где более сильная воля поглощает более слабую. Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, как впрочем, и всю классическую, основанную на разуме, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом. ИММОРАЛИЗМ – отрицание морали. Иудейско-христианская мораль, по мнения Ницше, мораль рабов. Она препятствует полному самовыражению человека, поэтому нужно произвести переоценку всех ценностей. Из воли к власти Ницше выводит новые основания морали. По его утверждению, мораль возникает из чувства превосходства одних людей над другими, «лучших» (аристократов) над «худшими» (рабами). Такая мораль сложилась в Древнем Востоке, однако древние иудеи и первые христиане сумели совершить неестественный переворот и навязать свою мораль - рабскую, которую следует заменить моралью господ. В ее основе должны лежать следующие принципы: 1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность; 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и «воли к власти»; 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан ни какими моральными нормами. Этим требованиям, согласно Ницше, удовлетворяет сверхчеловек. СВЕРХЧЕЛОВЕК – в философии Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками. Вырастить такого сверхчеловека основная цель человеческой истории. Таким образом, философия Ницше это идеализм, крайний нигилизм по отношению к классической культуре. В силу того, что в центре его философии находится человек, то ее можно характеризовать как гуманистическую, Правда гуманизм Ницше обращен не современному человеку, он обращен к человеку будущему. Этот гуманизм можно назвать абстрактным, романтическим.
2.8.2. Продолжение рационалистических традиций в философии: марксизм МАРКСИЗМ – идейно- политическое течение, сложившееся в середине XIX века. В идейном содержании марксизма принято выделять марксистскую философию, марксистскую политэкономию и научный социализм. Идейную основу всего учения составляет марксистская философия. Ее возникновение связано с именами. К. Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895). Философию марксизма традиционно подразделяют на диалектический и исторический материализм. Хотя, по сути, в марксизме материализм и диалектика составляю единое целое. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о наиболее общих законах функционирования и развития мира в целом. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение об обществе, где рассматриваются наиболее общие законы функционирования и развития общества В своей концепции Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность и односторонность положений, как философии Гегеля, так и Фейербаха. Они создали органический синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма. В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс исходили из всего многообразия законов. Таким образом, материализм Маркса и Энгельса можно назвать диалектическим, диалектику – материалистической. В гносеологии они отошли от сенсуализма и ввели категорию практики, придав ей универсальный характер на всех этапах познания. Практика здесь выступает и как исходный момент познания, и как процесс познания, и как критерий истины. Особой новизной отличаются социологические идее марксистской философии. Маркс и Энгельс показали несостоятельность идеалистического подхода к объяснению общественных явлений. Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. В философской антропологии Маркс и Энгельс представляли человека как биосоциальное существо. Для них характерен системный подход к проблеме человека, Маркс, например, показал, что сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений. Характеризуя общественные отношения, складывающие между людьми, Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделяли производственные отношения, что позволило обнаружить повторяемость в историческом развитии разных народов. Это воплотилось в понятие «общественно-экономическая формация». Маркс и Энгельс понимали историю как закономерный процесс, смены Общественно-экономических формаций. Марксистское понимание общество было значительным шагом вперед по сравнению с предшествующими теориями. Дальнейшее развитие марксистской философии связано с деятельностью его соратников, учеников и последователей. Из всех последователей особая роль принадлежит В.И.Ленину (1870-1924). В диалектическом материализме Ленин дал развернутое определение материи, обогатил новым содержанием материалистическую диалектику, сформулировал принцип единства диалектики, логики и теории познания. В историческом материализме его идеи приобретают политизированный
характер, с ярко выраженной ориентацией на насилие как «повивальную бабку истории». В социальной философии Ленин разрабатывал идеи: о возрастании субъективного фактора в истории; о двух фазах коммунизма; о переходном периоде от капитализма к коммунизму; о государстве диктатуры пролетариата в условиях социализма и его отмирании при коммунизме. Марксистскую философию, развитую в новых исторических условиях, было принято называть МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В 30- 90 годы XX века она была единственной, монопольной, официальной философией СССР и служила основой государственной идеологии советского государства и других стран социалистической ориентации. Такое ее положение способствовало тому, что марксистско-ленинская философия превратилась в догматическое, не способное на дальнейшее развитие, учение, обреченное на историческое забвение. В западной Европе марксистская философия развивалась в условиях идейной конкуренции. Сегодня она характеризуется многообразием вариантов и концепций, среди которых особенно выделяются социально-технократический материализм, историзм, структурализм, гуманитарная антропология. В целом марксистскую философию следует рассматривать, как сложный противоречивый процесс, в котором научная объективность переплеталась с элементами романтизма и утопизма, придавшими ей такой своеобразный,
ярко выраженный, идеологизированный, политизированный характер.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что происходит в европейской философии на рубеже XIX-XX веков? 2. Чем характеризуется иррационализм в европейской философии? 3. Каковы основные иррационалистические направления в философии? 4. В чем заключается нетрадиционность идей А.Шопенгауэра? 5. Каковы основные идей философии С.Кьеркегора и Ф.Ницше. 6. Каковы социально-политические и идейные предпосылки марксизма? 7. В чем состоит новизна и оригинальность философских идей К.Маркса? 8. Что такое диалектический и исторический материализм? 9. Что нового внес В.И.Ленин в содержание марксистской философии? 10. Как развивалась марксистская философия в СССР и в Европе?
Date: 2015-10-19; view: 470; Нарушение авторских прав |