Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техническое обслуживание и ремонт автомобильных подвижного составаНормы и правила проведения ТэхнiчнАЕ АБСЛУГОЎВАНне i рамонт АЎТАМАБiЛЬНЫХ ТРАНСПАРТНЫХ СРОДКАЎ Нормы і правілы правядзення Издание официальное
Министерство транспорта И коммуникаций Республики Беларусь Минск
1Область применения Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс) устанавливает правила технического обслуживания (далее - ТО) и ремонта автомобильных подвижного состава (далее - ТС) и нормативы, обеспечивающие реализацию их установленного ресурса. Технический кодекс распространяется на ТО и ремонт ТС, осуществляемые организациими автомобильного транспорта, эксплуатирующими ТС, производящими их ТО и ремонт, и организациими автосервиса. Настоящий технический кодекс не распространяется на ТО и ремонт внедорожных, большегрузных подвижного состава и городского электрического транспорта. 2 Нормативные ссылки В техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее – ТНПА): ТКП 132-2009 Обслуживание подвижного состава. Порядок проведения СТБ 928-2004 Автомобили, их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт. Общие технические требования и правила приемки СТБ 929-2004 Автомобили, их составные части, выпускаемые из капитального ремонта. Общие технические требования СТБ 930-2004 Автомобили, их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выпускаемые из капитального ремонта. Комплектность СТБ 960-94 Ремонт и техническое обслуживание подвижной состав. Общие требования безопасности СТБ 1641-2006 Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы ГОСТ 15.601-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Техническое обслуживание и ремонт техники. Основные положения ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения ГОСТ 21623-76 Система технического обслуживания и ремонта техники. Показатели для оценки ремонтопригодности. Термины и определения ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий ГОСТ 31286-2005 Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация Примечание – При пользовании техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определения В техническом кодексе применяют термины, установленные в 3.1 автомобильное транспортное средство (транспортное средство, ТС): Легковой или грузовой автомобиль, автобус, прицеп или полуприцеп. 3.2 ремонт малой трудоемкости: Ремонт, выполняемый совместно с ТО. 3.3 восстановительный ремонт; ВР: Ремонт ТС, выполняемый для восстановления функциональной исправности ТС и его составных частей, не подлежащих капитальному ремонту (КР) из-за физического износа или аварии. 3.4 планово-предупредительный ремонт; ППР: Ремонт ТС, выполняемый с установленной периодичностью и в объеме, определяемом по результатам технического диагностирования. 3.5 регламентированный ремонт; РР Ремонт ТС, выполняемый с периодичностью, установленной техническим кодексом, независимо от технического состояния ТС в момент начала ремонта. 4 Общие положения 4.1 Основой обеспечения работоспособного состояния ТС является планово-предупредительная система ТО и ремонта, соответствующая требованиям 4.2 Планово-предупредительная система ТО и ремонта ТС представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке с заданной последовательностью и периодичностью для обеспечения работоспособности и исправности ТС в течение всего срока их службы с учетом конкретных условий и режимов эксплуатации. 4.3 Документация и порядок проведения ТО и ремонта ТС должны соответствовать ТКП 132. 4.4 Работоспособное состояние ТС обеспечивается производственно-технической службой, которая создается в организации, производящей ТО и ремонт, для своевременного и качественного выполнения указанных работ с соблюдением требований соответствующих ТНПА, технологической документации (ТД) и применением эффективной организации труда обслуживающего персонала. Основные комплексные показатели обеспечения работоспособного состояния ТС приведены в приложении А. 4.5 Рабочие, выполняющие ТО и ремонт ТС, производят проверку технического состояния ТС, выполняют необходимые работы по ТО и ремонту, а также обеспечивают подготовку производства. Перечень профессий рабочих, занятых в системе ТО и ремонта ТС, определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Разряды рабочих определяются сложностью выполняемых работ и регламентируются технологическими процессами ТО и ремонта ТС. 4.6 Инженерно-технические работники осуществляют организацию системы ТО и ремонта ТС, контроль за ее реализацией на основе планирования, анализа и отчетности, а также внедряют прогрессивные формы и методы работ по ТО и ремонту, совершенствуют производственную базу, технологические процессы и средства механизации, осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности. 4.7 Контроль качества выполняемых работ ТО и ремонта ТС осуществляется сотрудником структурного подразделения, отвечающего за проведение контроля качества, или уполномоченным лицом. 4.8 Руководствуясь техническим кодексом, организации, обслуживающие ТС, поддерживают их в работоспособном состоянии и обеспечивают: – своевременное и качественное выполнение ТО и ремонта с соблюдением требований ТНПА и ТД; – учет выполнения всех видов ТО и ремонта, замену основных агрегатов, шин, аккумуляторных батарей; – содержание в соответствии с установленными требованиями производственных помещений ТО и ремонта, технологического оборудования, оснастки, инструмента и своевременное выполнение их обслуживания и ремонта. 4.9 Требования безопасности при выполнении работ по обслуживанию и ремонту ТС должны соответствовать СТБ 960 и [1].
5Организации технического обслуживания и ремонта
5.1 Общие требования 5.1.1 ТО и ремонт ТС выполняются на производственно-технической базе организаций, производящих работы по ТО и ремонту в соответствии с требованиями ТНПА, имеющих сертификат или другое разрешение на производство данных работ (кроме собственных нужд). 5.1.2 Своевременное и качественное выполнение ТО и ремонта ТС на производственно-технической базе эксплуатирующей организации или организации, производящей ТО и ремонт достигается инженерно-технологической подготовкой производства указанных работ, включающей: – обеспечение ТНПА и ТД; – оснащение технологических процессов ТО и ремонта ТС необходимым оборудованием, оснасткой и инструментом для механизации работ, диагностирования ТС и их составных частей; – организацию материально-технического обеспечения работ необходимыми запасными частями, комплектующими изделиями и ремонтно-эксплуатационными материалами; – подготовку и повышение квалификации рабочих, занятых ТО и ремонтом ТС; – контроль качества выполнения работ по ТО и ремонту ТС в соответствии с требованиями к техническому состоянию ТС, установленными СТБ 1641 и ТД. 5.2 Организации технического обслуживания 5.2.1 ТО подвижного состава в зависимости от периодичности, трудоемкости и перечня работ подразделяется на следующие виды: – ежедневное техническое обслуживание (ЕО); – техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000); – первое техническое обслуживание (ТО-1); – второе техническое обслуживание (ТО-2); – сезонное техническое обслуживание (СО). Изменение видов ТО допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС. Все виды ТО подвижного состава должны выполняться по полному перечню работ, предусмотренному соответствующими ТНПА и ТД. 5.2.2 ЕО должно обеспечивать выпуск на линию ТС в состоянии, обеспечивающем их безотказную и безопасную работу, и в надлежащем внешнем виде. ЕО выполняется ежедневно и включает: – контрольные работы - контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движения, пожаробезопасность, контроль ТС в целом; – уборочно-моечные работы; – смазочные, очистительные и заправочные работы. Уборочно-моечные работы могут производиться дополнительно на линейных диспетчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ. 5.2.3 ТО-1000, ТО-2000 выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя ТС. 5.2.4 ТО-1, ТО-2 имеют назначением выявление и предупреждение отказов и неисправностей, снижение интенсивности изнашивания деталей путем своевременного выполнения работ обслуживания в установленном объеме. Периодичность ТО-1, ТО-2, перечень работ устанавливаются изготовителем и указываются в руководстве по эксплуатации ТС. Фактическая периодичность проведения ТО ТС может отличаться от нормативной не более чем на ±15 %. В состав работ по ТО-1000, ТО-2000, ТО-1 и ТО-2 ТС входят: – очистные работы; – техническое диагностирование перед выполнением ТО; – осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов и ТС в целом; – контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов; – крепежные работы; – регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем; – смазочные работы; – контроль качества выполнения ТО. При ТО могут выполняться работы ремонта малой трудоемкости. Суммарная трудоемкость этих работ принимается в объеме не более 20 % от скорректированной трудоемкости соответствующего ТО. Примерный перечень рекомендуемых работ ремонта малой трудоемкости приведен в приложениях Б и В. 5.2.5 СО имеет целью подготовку ТС к работе в весенне-летний или осенне-зимний периоды эксплуатации. СО проводится два раза в год. Как правило СО совмещают с ТО-2 с соответствующим увеличением его плановой трудоемкости на 20 % от трудоемкости ТО-2 (для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации – 30 %). В состав работ по СО подвижного состава входят: – проверка герметичности систем охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона; – замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуатации; – отключение или подключение системы отопления; – доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей; – проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону); – подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации; – проверка состояния системы пожаротушения; – проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем; – подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования. При СО могут выполняться другие работы, предусмотренные руководством по эксплуатации изготовителя ТС. 5.2.6 Нормативы трудоемкости ТО и текущего ремонта подвижного состава определяются технологическими процессами, разработанными в соответствии с ГОСТ 2.601 и ГОСТ 2.602. Рекомендуемые нормативы периодичности ТО, трудоемкости ТО и ТР указаны в приложении Г. Временно, до разработки и утверждения нормативов на соответствующую модель ТС, допускается применять нормативы периодичности и трудоемкости аналогов ТС, указанных в приложении Г. Аналогом ТС рекомендуется считать ТС ближайшие по техническим характеристикам, оснащенности и комплектации. Нормативы, приведенные в приложении Г, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % от общего объема работ по ТО и ремонту ТС. Распределение вспомогательных работ приведено в приложении Д. 5.2.7 При разработке технологических процессов ТО и ремонта ТС трудоемкость выполнения технологических операций должна учитывать дополнительные затраты времени (приложение Е) и определяться по формуле , (1) где - трудоемкость выполнения работ, чел.-ч; - трудоемкость операции (рассчитывается по результатам хронометражных на блюдений), чел.-ч; - дополнительные затраты времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности, % от трудоемкости операции. 5.3 Организации ремонта 5.3.1 В зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ ремонт ТС подразделяется на следующие виды: – текущий ремонт (ТР); – ремонт малой трудоемкости (РТМ); – регламентированный ремонт (РР); – планово-предупредительный ремонт (ППР); – капитальный ремонт (КР); – восстановительный ремонт (ВР). 5.3.2 При ТР устраняются отдельные неисправности ТС, в процессе проведения разборочно-сборочных, регулировочных, слесарно-механических, сварочных, жестяницких и других работ с возможной заменой: у агрегата – отдельных изношенных или поврежденных деталей; у ТС – отдельных деталей, узлов или агрегатов. 5.3.3 ТР ТС выполняется по потребности (по заявкам водителей или при обнаружении неисправности при проверке на контрольно-техническом пункте (КТП), а также при проведении ЕО, ТО-1, ТО-2). 5.3.4 В состав работ ТР входят: – очистные работы; – техническое диагностирование; – ремонтные работы; – контроль технического состояния и правильности регулировки узлов и систем подвижного состава. 5.3.5 С целью сокращения простоя ТС в неисправном состоянии ТР осуществляется преимущественно агрегатно-узловым методом, при котором производится обезличенная замена неисправных агрегатов и узлов на исправные. 5.3.6 РР выполняется для ТС категории М3 белорусского производства, применяемых при перевозке пассажиров в регулярном сообщении. 5.3.7 РР ТС проводится в специализированных организациих. РР включает обязательную замену деталей и узлов, выработавших свой ресурс или утративших работоспособность, влияющих на безопасность движения и перевозку пассажиров. РР выполняется на пробеге не более 2/3 нормативного ресурса, но не реже 1 раза в 6 лет. Перечни узлов и деталей ТС, техническое состояние которых влияет на безопасность движения, приведены в приложении Ж. Примерный перечень работ РР ТС приведен в приложении К. 5.3.8 К специализированным организациим относятся организации, имеющие в наличии ТНПА по ТКП132 и ТД, технологическое оборудование и оснастку, в том числе испытательное оборудование, метрологическое обеспечение производства, аттестованную систему контроля качества, квалифицированный персонал. 5.3.9 Допускается применение ППР ТС категории М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах. ППР проводится в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности автобусов в течение всего срока их службы. ППР проводится с периодичностью 80 тыс. км начиная с пробега 160 тыс. км с начала эксплуатации. 5.3.10 КР ТС не является обязательным техническим воздействием в системе ТО и ремонта. При достижении 100 % нормативного ресурса по пробегу производится списание либо КР ТС. Для ТС категории М3 белорусского производства, применяемых при перевозке пассажиров в регулярном сообщении, допускается проведение не более одного КР. 5.3.11 КР ТС и (или) их агрегатов проводится в специализированных ремонтных организациих в соответствии с СТБ 928, СТБ 929, СТБ 930. 5.3.12 Перед постановкой ТС на КР в сроки, предусмотренные ТД, техническое состояние его проверяется комиссией, назначенной руководителем организации. Результаты работы комиссии и ее предложения оформляются актом. 5.3.13 ВР ТС проводится в специализированных ремонтных организациих, с восстановлением деталей и сборочных единиц, включая базовые (приложение Л) всеми возможными способами, установленными действующими ТНПА и ТД. ВР агрегатов проводится специализированными ремонтными организациими или другими организациими при наличии необходимых условий требуемых ТНПА и ТД. 5.3.14 Номенклатура принимаемого в ВР ТС, их комплектность, требования к техническому состоянию при сдаче в ВР и приемке из него должны соответствовать требованиям [2]. 5.3.15 Рекомендуемый пробег ТС до КР (ресурс), приведенный к I категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624 приведен в приложении М. 6 Оценка качества технического обслуживания и ремонта 6.1 Оценка качества ТО и ремонта ТС производится по следующим критериям: – для ТО – безотказность работы ТС в пределах установленной периодичности обслуживания в объемах перечней (в календарных днях или по пробегу до первого ремонтного воздействия – устанавливается организацией, проводящей ТО); – для КР, РР – безотказность работы ТС в течение гарантийного периода, установленного специализированной ремонтной или специализированной организациими. Га- рантийный срок эксплуатации – 12 месяцев со дня выдачи из ремонта при пробеге не более 24 тыс. км для автобусов и не более 20 тыс. км для прочих ТС (для I категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624). Гарантийный срок эксплуатации двигателей ТС – 6 месяцев при наработке не более 300 ч (СТБ 929). Гарантийные обязательства специализированных ремонтных организаций должны быть указаны в паспортах изделий, выпущенных из ремонта. Ресурс ТС, прошедших ВР, должен быть не менее 80 % ресурса, предусмотренного для капитально отремонтированных ТС. 7 Корректирование нормативов технического обслуживания и 7.1 Для обеспечения эффективного использования трудовых и материальных ресурсов организаций, производящих ТО и ремонт, а также при расчете эксплуатационных показателей работы ТС необходимо выполнять корректирование нормативов. 7.2 При корректировании трудоемкости ЕО необходимо учитывать снижение трудоемкости за счет механизации уборочно-моечных работ. Коэффициент корректирования Км рассчитывается по формуле , (2) где М – относительная трудоемкость уборочно-моечных работ ЕО, выполняемых механизированным способом, % (приложение Н). 7.3 Нормативы, регламентирующие ТО и ремонт ТС, корректируются с помощью коэффициентов, приведенных в приложении П, в зависимости от: – условий эксплуатации – К1; – модификации ТС и организации его работы – К2; – природно-климатических условий – К3; – пробега ТС с начала эксплуатации –К4; – количества ТС, обслуживаемых и ремонтируемых в организации, и количества групп технологически совместимых ТС – К5; – периода эксплуатации – К6. 7.6 Исходный коэффициент корректирования (равный 1,0) применяется для: первой категории условий эксплуатации; базовых моделей ТС; умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды; пробега ТС с начала эксплуатации до 75 % от пробега до КР (ресурса); организации с количеством обслуживаемых и ремонтируемых ТС от 201 до 300, которые составляют три технологически совместимые группы ТС; весенне-летнего периода эксплуатации. 7.7 Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением отдельных коэффициентов согласно приложению П для: – периодичности ТО – К1 х К3; – пробега до КР (ресурса) – К1 х К2 х К3; – трудоемкости ТО – К2 х К42 х К5 х К6; – трудоемкости моечных работ – К2 х К5 х К6; – трудоемкости ТР – К1 х К2 х К3 х К4 х К5 х К6; – продолжительности простоя в ТО и ремонте – К41. 7.8 Результирующие коэффициенты корректирования нормативов периодичности ТО и пробега до КР (ресурса) не могут быть менее 0,5. 7.9 Продолжительность простоя ТС в ТО и ТР должна соответствовать указанному в приложении Р. 7.10 Пример выбора и корректирования нормативов ТО и ремонта ТС с учетом конкретных условий эксплуатации приведен в приложении С.
|