Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы работы Т-группы





«Здесь-и-сейчас». В большинстве ситуаций делового и неделового общения, люди склонны реализовывать одни и те же модели поведения, проявлять присущий им коммуникативный стиль, свои индивидуально-психологические особенности. Модели поведения участников тренинга в ходе учебных занятий (12), в общем и целом, эквивалентны тем, что проигрываются ими в обычной жизни. Концентрируясь на «здесь-и-сейчас» и запрашивая обратную связь тренера и других участников группы, Вы получаете уникальную возможность осознать характерные для Вас стратегии поведения и поведенческие стереотипы, выйти за их рамки, обрести большую гибкость и, в конечном счёте, лучше понять себя. Т.о. концентрация на «здесь-и-сейчас» и осмысление (рефлексия) текущего непосредственно воспринимаемого опыта, разворачивающегося в Т-группе, более продуктивно (13), нежели рассмотрение гипотетических сценариев развития событий, которые могут развернуться в будущем, либо припоминание ситуаций из прошлого. Обучение на текущем опыте (здесь-и-сейчас) (14), как правило, эффективнее обучения на прошедшем опыте («а вот помню, было…») и на воображаемом опыте («а вот если…»). Прошлое уже прошло, будущее ещё не наступило, есть только здесь-и-сейчас.

Конфиденциальность. За рамками тренинга, равно как и в кофе-паузах, участники не имеют права обсуждать других участников. Если по ходу тренинга у Вас возникает желание высказаться по-поводу действий одного из участников тренинга, не «выносите» это в кофе-паузу. Попробуйте сделать это непосредственно в тренинге в форме обратной связи. Это может быть ценно для принимающего обратную связь. Думаю, Вы согласитесь, что обратная связь в тренинге несёт бо'льшую смысловую нагрузку, нежели сплетни в кофе-паузе. За рамками тренинга и после него Вы можете обсуждать упражнения, теории, выводы, которые Вы для себя сделали, но не должны обсуждать других участников. Это же правило распространяется и на тренера. Он не имеет права обсуждать участников тренинга с кем бы то ни было, будь это другой участник тренинга, Ваш непосредственный руководитель или hr-менеджер, направивший Вас на обучение. Соблюдение участниками принципа конфиденциальности позволяет создать особую безопасную среду в группе, в которой Вы будете чувствовать себя свободно и непринуждённо.

Активность. Задача тренера – создать Вам условия для достижения Ваших учебных целей. А ответственность за то, чтобы воспользоваться этими условиями, лежит на Вас. Именно Вы решаете, воспользоваться предложенными условиями или нет, участвовать ли в том или ином упражнении, поработать ли «под видео», вынести на обсуждение трудную ситуацию по теме тренинга из Вашего опыта или нет. Ведь тренинг – это не лекция и не семинар, здесь недостаточно просто слушать тренера и записывать.

Высокий уровень активности во время занятий в Т-группе чаще всего свидетельствует о принятии участником ответственности за достижение собственных целей обучения. Анализ анкет обратной связи указывает на тесную взаимосвязь между уровнем активности участника в тренинге и степенью удовлетворённости тренингом. Выстраивается простая и логичная цепочка:

· Принятие участником тренинга ответственности за свои цели в тренинге?

· Высокий уровень активности по ходу занятий?

· Высокая степень удовлетворённости результатами тренинга

Право сказать «НЕТ». Если Вы чувствуете, что не готовы участвовать в том или ином упражнении, игре или обсуждении, просто скажите «нет». Вы не должны принуждать себя к участию в чём-либо, и никто другой, будь то тренер или вся Т-группа, не вправе давить на Вас, побуждая Вас сделать что-то, либо навязывая Вам свои ценности и убеждения. Распространённая практика наказаний за опоздания, пусть и в игровой форме, не более чем грубое нарушение прав участника тренинга.

«Я принимала участие в тренингах неоднократно, но впервые в ходе тренинга, я не чувствовала давления на мою личность, мне не нужно было ломать себя… возможность самостоятельно понять свои слабые места без оценки извне, возможность самостоятельного принятия решения, участвовать ли в том или ином упражнении».

Подобные высказывания нередко встречаются в анкетах обратной связи. Знайте о своём праве сказать «нет» и пользуйтесь им, когда чувствуете в этом необходимость. Точно так же, как Вы можете отказаться от участия в той или иной процедуре, предложенной тренером, Вы имеете право оставить Т-группу в случае, если в ней невозможна реализация Ваших учебных целей. Жизнь коротка, зачем же тратить время впустую?


Творческий подход. Т-группа – это отличная возможность поэкспериментировать с новыми формами поведения, проверить их эффективность, получить обратную связь от других участников и тренера и принять решение о целесообразности дальнейшего использования опробованных стратегий, техник или приёмов в повседневной жизни.

Искренность. Искренность, в совокупности с конфиденциальностью и правом сказать «нет» создают атмосферу доверия и безопасности, в которой учиться легко и комфортно. Искренность - важное условие обратной связи. Нет искренности – нет доверия - нет обратной связи – нет тренинга.

Эффективная обратная связь. Обобщённые высказывания вроде «ты отлично справился», «ты не справился», «мне понравилось, как ты это сделал», «ты сделал это потому что…», «мотив твоих действий был…» не являются обратной связью, а представляют собой оценочные суждения, фантазии, выражение доброго /недоброго расположения к другому человеку, либо являются банальным комплиментом. Обратная связь же подразумевает информирование принимающего обратную связь, о его поведении, вербальном и невербальном, и вызываемых им эмоциональных реакциях. Цель предоставления обратной связи – способствовать развитию самопонимания принимающего обратную связь. Механизм действия обратной связи отлично иллюстрируется так называемым окном «Джогарри» (15).

Я знаю

Я не знаю
Они знают

Арена

Слепое пятно
Они не знают

Фасад
(скрытая область)

Неведомое

Благодаря обратной связи участник тренинга имеет возможность уменьшить «слепое пятно», осознать собственные поведенческие стереотипы. Так, в тренинге делового общения Вы можете узнать, например, о предпочитаемой Вами стратегии конфликтного взаимодействия. Если выяснится, что Ваше мнение о своей стратегии значительно отличается от мнения других участников группы, Вы сможете здорово продвинуться в понимании себя в конфликтных ситуациях и в дальнейшем действовать более эффективно.

Если по ходу тренинга у Вас возникает потребность – запрашивайте обратную связь у тренера и участников группы не откладывая «на завтра». Пока ситуация взаимодействия свежа в памяти участников, их обратная связь будет конкретной и информативной. Чем более отсрочена обратная связь – тем, как правило, она менее эффективна. Если обратная связь вызывает у Вас сильные эмоции, желание защититься или поспорить – не спешите, запишите услышанное, чтобы обдумать это позже. Психика функционирует таким образом, что постарается вытеснить из памяти услышанное, если услышанное не совпадает с Вашими представлениями о самом себе.

Теперь Вы знаете о том, что можете предпринять, чтобы подготовиться к тренингу и извлечь из него максимум. Вы знаете о пользе предтренингового интервью, специфике тренинга и его возможностях, о принципах, которых важно придерживаться в тренинговой группе, и о своих правах, которые нужно отстаивать.

В теории всё замечательно, однако, оказавшись в тренинговой группе, Вы обязательно столкнётесь с одной дилеммой:







Date: 2015-10-19; view: 335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию