Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки и этапы построения перспективной модели белорусской экономики
Республика Беларусь находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. XX в.) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм. Речь идет о наличии предпосылок развития рыночной экономики (экономических, правовых, политических, идейно-культурных, социально-психологических, цивилизационных и др.) в их совокупности, достаточной для успешного преобразования действующей экономической модели в перспективную. В качестве предпосылок могут выступать факторы, условия, алгоритмы решения проблемы, тенденции. При определении предпосылок необходимо в комплексе с целевыми установками и императивами учитывать и временной фактор. По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. К текущим задачам относятся: · реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры; · краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств; · максимальное использование наличных производственных мощностей; · совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности; · ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление национальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики; · сосредоточение структур экономического управления преимущественно на решении оперативных вопросов сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей. Безусловно, успешное решение текущих задач создает необходимый фундамент для преобразований — важнейшую предпосылку построения перспективной модели экономики. Но в сложнейшую повседневную хозяйственную деятельность страны должны встраиваться процессы, нацеленные на отдаленную перспективу и создающие предпосылки долгосрочного характера. Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны носить упреждающий характер.
Длительный период времени (даже в историческом измерении — несколько поколений) необходим для институциональных преобразований. Внесение изменений в законодательство, разработка и ввод в действие новых законов, утверждающих правовые нормы для становления институтов рыночной экономики — частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков и других, — многолетний процесс. Но еще более длительные сроки требуются для утверждения новых неформальных институтов — традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества человека и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д. Долговременный характер вышеназванных процессов преобразований обусловливает их стратегический характер и придает им статус базовых предпосылок построения ПМЭ. В число позитивных предпосылок и конструктивных факторов формирования перспективной модели экономики входят: · выгодное экономико-географическое положение Беларуси; · развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; · значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); · достаточно мощная строительная база; · значительный научно-технический потенциал; · многоотраслевой промышленный комплекс; · высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; · комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов; · многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков; · совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления. Всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует разделить на внешние и внутренние, а последние в свою очередь — на общесистемные, структурные, институционально-правовые и другие. К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденции развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграция сотрудничество в мировом и региональном масштабах. Вхождение в мировое сообщество наряду с переходом на новый технологический уклад, инновационный путь развития обусловливает принятие обществом и государством новой цивилизационной стратегии. Сегодня Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса должны стать интересы человека, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной окружающей среде. Поэтому совместный поиск государствами мира новой цивилизационной стратегии, устраняющей исторически унаследованные диспропорции модели неустойчивого, ресурсоемкого развития и угрозы социальной стабильности, поиск новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности жизненно необходим как мировому сообществу в целом, так и каждому государству. Данный подход закреплен в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020) стратегия содержит комплекс внутренних общесистемных условий и предпосылок перехода к модели устойчивого развития и построения ПМЭ. Это прежде всего мировоззренческие, идеологические, правовые и политические условия, способные обеспечить формирование рыночной конкурентной среды социально ориентированной экономики, устойчивый экономический рост и повышение благосостояния народа. Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются: · построение социального правового демократического государства; · эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества. Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (системные условия): · в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг; · финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов; · институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики; · внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве; · области управления и регулирования социально-экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решение текущих и перспективных задач на основе новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. Важными внутрисистемными предпосылками построения ПМЭ являются поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и т.д.). Предпосылки здорового экономического роста в свою очередь состоят в снижении инфляции, поддержании эффективной занятости, устойчивости национальной валюты, оздоровлении финансового положения субъектов хозяйствования, последовательном обеспечении социальной ориентации экономических преобразований. Преобразования охватывают все элементы экономической системы на макро- и микроуровнях, в реальном и финансовом секторах, в системе управления и регулирования. Но приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются: · построение структурного и институционального каркаса ПМЭ; · создание национальной инновационной системы; · реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства; · развитие человеческого потенциала; · оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы. Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует длительного переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволюционный путь продвижения к социально ориентированной рыночной (смешанной) экономике устраняет опасность навязывания народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать к современности наиболее конструктивное, отсечь отжившее, неэффективное, подметить и укрепить ростки нового, учесть при этом мировой опыт без его механического копирования. Представление о том, что либерализация и рыночная свобода быстро приведут к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. Поэтому при переходе к рыночной эк-ке в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа стартовая роль должна отводиться гос-ву. Его стратегич цель в переходной период — содействие системному формированию новых эк отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерализации и дебюрократизации эк-ки, устранение административных барьеров при организации и ведении бизнеса. Вместе с тем гос-во должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение хоз-щими субъектами законод-ва, регламентирующего права собственности и правил поведения на рынках. Т.обр., базовые принципы модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности либерализма, огосударствление эк-ки, выбирает собственный путь построения будущей эк системы с сильным гос-вом, эф-ным рыночным механизмом и его соц ориентацией. Определение новой роли гос-ва и общ-ва, развитие демократии и общ-ных отношений повысят эф-сть механизмов соц взаимодействия, трансформации эк-ки и соцсферы как важных предпосылок построения перспективной модели эк-ки.
37. Основные черты и этапы соц.-перспективной модели эк-ки. Социа́льно-ры́ночная эконо́мика — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Все страны стрем. к общим целям разв-ия общ-ва, но идут к ним своим путем(исходя из нац.интересов, тер-рии, насел., прир. рес-сов, историч. пути и др.)Путь, избран. РБ: построение соц. ориентир. рыноч. (смешан.) эк-ки. Соц. ориентир. рын. эк-ка: высокоэффектив. эк-ка с развитым предприним-вом и рын. инфраструк-рой, действенным гос. регулир-ем распредел-я доходов, заинтересов-щим предприн-лей в расшир. и совершенс-нии пр-ва, а наемных раб-ков в высокопроизводительн. труде. Она гарантирует высок. ур. благосост. добросовестно раб-щим членам общ-ва, достойное соц.обеспеч. нетрудосп-ным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящ. в отпусках по уходу за детьми, эффективн. охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам. Бел. модель разв-ия формир-ся с переходом от команд.-администр. сис-мы к рын. отнош., наход-ся на начальн. этапе становл., но уже сегодня ясно проступают основ. черты, кот. определ. ее общность с рыноч. и переходн. к рынку моделями эк-ки и одновременно ее специфику.
Этапы построения перспективной модели эк-ки(ПМЭ): Практические: Первый этап (2001-05)создание усл. для возобновления устойч. эк. развития, повыш. ур. жизни народа на основе роста эфф-ти реального сектора эк. Надо: завершить создание необход. законодательно-норматив. базы реформ-ия эк-ки и эффективного функционир. субъектов хоз-ния; приступить к реформир. и реструктуриз. крупных и средних п/п; осуществить санацию, перепрофилир. и закрытие бесперспектив. п/п с реализацией мер по обеспеч.занят-ти и преодол. безработицы; улучшить финан-ние п/п и орг-ций на основе гос. макроэкономич. регулир-я и полное использ-ие рыноч. мех-мов хоз-ния.
Второй этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать: · развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; · инновационное развитие национальной экономики; · наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.
Третий этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества. Опыт прошедш. лет показал, что стратегия рефор-ия, ее концептуальн. основы и практика реализации оказ-сь правильн. Но это не освобождает науч. институты и гос.стр-ры от необход-ти совершенс-ть и теоретико-методолог. основы, и программно-целев. подходы к реализац. перспектив. модели эк-ки стран
Date: 2015-10-19; view: 759; Нарушение авторских прав |