Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы переходного процесса национальных экономик России и стран Восточной Европы





На рубеже 1990-хгг. в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза начался процесс системного перехода от командно-административной к рыночной экономике. В этой связи эти страны стали называться переходными, трансформационными, транзитивными, или странами с переходной, трансформационной, транзитивной эк-кой. Под переходной экономикой можно понимать совокупность общественных эк-ких отношений, возникших в среде эволюционного исторического процесса перехода от старой к новой социальной системе.

Переходный период включает в себя два этапа: адаптацию экономики к новым рыночным условиям и ее развитие.

Адаптационный этап к новым условиям в переходной эк-ке занимает временной промежуток от 3 до 5 лет, а затем эк-кая система приобретает новое подвижное равновесие на пути к рыночной эк-ке. Этап адаптации можно считать завершенным при достижении критической массы преобразований, после которой проявляется положительный эффект от проводимых реформ для всего общества и государства.

Общие особенности внешнеэк-кой деятельности и внешних дисбалансов транзитивных стран на этапе адаптации характеризуются рядом следующих эк-ких явлений, кот были свойственны странам с переходной эк-кой на начальном этапе адаптации.

1. Внешняя конкуренция. В связи с высокой гос монополизацией в производстве и торговле конкуренция между республиками бывшего Советского Союза и странами СЭВ была практически минимизирована. Например, традиционно крупнейшими производителями в СССР были Россия (61,1% союзного ВВП), Украина (16,2%), Казахстан (4,3%) и Беларусь (4,2%). Продукция этих стран централизованно распределялась между другими республиками Союза. Кроме того, отдельные крупные заводы были монополистами в этом регионе.

Так, в 1991г. один из белорусских заводов производил 90% всего советского полиэстера, а автомобильный завод в Тольятти—58% всех союзных автомобилей. Разрыв старых торгово-экономических связей вызвал необходимость освоения новых рынков и противостояния конкуренции на внешних рынках. В 1990-хгг. с началом трансформационных процессов в странах ЦВЕ наблюдалась переориентация внешнеэкономических связей с традиционно сложившегося в условиях старой системы восточного направления на западное. Кроме того, общей чертой в формирующейся системе управления внешнеэкономическими связями ряда переходных стран стала высокая степень либерализации экспорта и импорта. Например, в Чехии уровень государственного лицензирования экспорта былснижен до 15%, в Румынии—до 20%. Это открыло доступ высококонкурентным товарам из развитых стран. Внешняя конкуренция, которая потребовала модернизации механизмов хозяйствования в долгосрочном периоде, вызвала ухудшение торговых балансов большинства трансформационных стран в краткосрочном периоде. В 1993г. Внешнеторговый дефицит был зафиксирован в Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Литве, Румынии, Словакии, Словении, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстане, Таджикистане.

2. Дефицит внешнего капитала. Трансформация внешнеэкономической деятельности транзитивных стран предполагала не только торговую, но и финансовую либерализацию. В период существования Советского Союза мобильность капитала преимущественно приобретала форму распределениягосударственных доходов. Так, такие менее развитые республики, как Киргизия и Узбекистан, ежегодно получали более 10% своего ВНП от других союзных республик. В то же время одни из самых развитых республик Союза Азербайджан и Беларусь порой отдавали более 20 и 15% своего валового национального продукта соответственно. В связи с тем, что иностранные инвесторы рассматривали переходные страны как страны с высоким риском капиталовложений,полноценного замещения внутреннего советского капитала внешним не произошло.

3. Становление национальных валютных систем. Введение национальных валют в бывших республиках Советского Союза предоставило властям возможность проведения девальвации для поддержки национального экспорта в условиях высокой конкуренции и существенных различий в структурах экономик стран—торговых партнеров.

Однако нехватка валютных резервов и отсутствие опыта управления обменным курсом привели к обесценению национальных валют, высокому уровню цен, снижению реальных доходов населения.

4. Высокая инфляция. Страны СНГ в связи с либерализацией цен столкнулись с высочайшим уровнем инфляции. Так, в 1991г. индекс цен производителей промышленной продукции по сравнению с 1990г. в среднем по содружеству вырос в 2,4 раза, а в 1992г. по сравнению с 1991г.—в 21 раз. Инфляция в начале 1990-хгг. в транзитивных странах имела ряд особенностей. Во-первых, недостаточно сильная финансовая инфраструктура столкнулась с большим спросом на кредитные ресурсы. При этом заемщики чаще всего оказывались неплатежеспособными, что заставило банковские институты приостанавливать свои обязательства. Центральные банки в целях предотвращения системного банковского кризиса предоставляли финансовые ресурсы с помощью эмиссии денежных средств. Во-вторых, либерализация цен привела их к уровню мировых. В этих условиях зарубежные экономические субъекты, обладая более высокой покупательной способностью, через повышение платежеспособного спроса вызывали инфляцию. Инфляция в переходных странах делала импортные товары более привлекательными, а также повышала себестоимость экспортируемых товаров, что приводило к внешнеторговому дефициту.


5. Мобильность трудовых ресурсов. Распад Советского Союза и высокая инфляция привели к падению реальных доходов населения, что стало основной причиной оттока рабочей силы из бывших советских республик, особенно среднеазиатских. Кроме того, военные действия в некоторых республиках повысили количество беженцев из этих стран. Кроме того, часть населения эмигрировала в США, Канаду, страны Западной Европы. В 1990— 1991гг. 610тыс. русских евреев эмигрировали в Израиль, что привело к приросту населения этой страны на 7%.

6. Приватизация как стимул развития внешнеэкономической деятельности. Процесс приватизации проходил параллельно с либерализацией и финансовой стабилизацией. Наиболее демонстративно приватизация прошла в России, где программа ваучерной приватизации привела к тому, что к концу 1993г. более 89 000 предприятий оказались приватизированы, в Чехии в 1992г. было приватизировано 988 компаний, в 1994г.—861,в Словакии—503, в Польше— 512, в Словении—1543. Вместе с тем некоторые республики Советского Союза столкнулись с проблемой оценки государственной собственности, и поэтому процесс приватизации у них был менее динамичным.

Развитие внешнеэкономической деятельности транзитивных стран проходило в условиях глобализации. И чем выше степень открытости переходной экономики, тем она более подвержена глобализационным процессам.

 

 

36. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики.







Date: 2015-10-19; view: 619; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию