Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационные формы управления научным комплексом
Организационная структура управления научно-техническим комплексом - совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов государственного управления научно-техническим развитием и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны. Система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). А также научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-конструкторские организации, опытные заводы, высшие учебные заведения, промышленные организации, прочие Государственный комитет по науке и технологиям проводит государственную политику и реализует функции государственного регулирования в сфере научной и инновационной деятельности, осуществляет охрану прав на объекты интеллектуальной собственности. ГКНТ курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты. Ответственность за осуществление социально-экономических и государственных целевых программ возложена на Министерство экономики, отраслевые министерства и концерны. Кроме того, Министерство образования, государственные комитеты, отраслевые министерства обеспечивают организацию и координацию научных исследований и научно-технической деятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров высшей квалификации, которую в стране курирует ВАК. Принципы формирования научно-технической политики государства определены в Законе РБ «Об основах государственной научно-технической политики». Организационная структура научного потенциала. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве архитектуры и строительства, Государственном военно-промышленном комитете (ВПК), концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 77 % организаций, 86 % работников, выполнявших ИР, 88 % внутренних текущих затрат на науку. Традиционно научные организации распределяются по трем основным сферам, представляющим относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука). Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси, или НАНБ) является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь. Академия наук подчиняется Президенту Республики Беларусь, подотчетна Совету Министров Республики Беларусь и осуществляет организацию и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок пo важнейшим направлениям естественных, технических, гуманитарных, сoциальных наук и искусств. Основанная в октябре 1928 года как Белорусская академия наук и торжественно открытая 1 января 1929 г., Национальная академия наук Беларуси является ведущим исследовательским центром Беларуси, объединяющим высококвалифицированных ученых различных специальностей и десятки научно-исследовательских, научно-производственных, конструкторских и внедренческих организаций. В Национальной академии наук работает свыше 18,2 тыс. исследователей, техников, вспомогательного и обслуживающего персонала. На 2011 г. среди них около 6,5 тыс. исследователей, 511 докторов наук и 1943 кандидата наук. Вузовская наука. Государственные вузы Республики Беларусь на 2011 г. – 44 вуза (Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусская государственная академия музыки, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы и т.д.), Коммерческие вузы Республики Беларусь – 10. (Женский институт «Энвила», Минский институт управления, Институт современных знаний им. А.М.Широкова и т.д.) Она представлена также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности (около 100 организаций). КТБ, например, ОАО“Гомельское специальное конструкторско-техническое бюро гидропневмоавтоматики”, ОАО "Светлогорское проектно-конструкторское технологическое бюро"- архитектурное, строительное, технологическое проектирование, систем автоматической пожарной сигнализации. Конструкторское республиканское унитарное предприятие "Научное приборостроение" - разработка, изготовление, внедрение, тиражирование технических средств для автоматизации технологических процессов в различных отраслях народного хозяйства и т. д. СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО "МЕТАЛЛОПОЛИМЕР" - продукция и услуги: измельчители, агломераторы, сушильные установки, грануляторы, линии для производства полимерных труб и т.п.
23. Оценка результатов и перспективы научной деятельности и эффективность науки. Научная деятельность - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения. Главным звеном данного цикла являются научно-технические разработки и их результат: научно-техническая продукция, т.е. конструкторская, технологическая и сопроводительная документация, программные средства, модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий, а также научная продукция. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности разработок зависит эффективность, успешность собственно инновационной (внедренческой) стадии цикла. Результатом деятельности научного сообщества являются: открытия, ноу-хау, изобретения, лицензии, полезная модель, промышленные образцы, информационные технологии, предложения и рекомендации в области социально-экономической деятельности. «О научной деятельности» Закон РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 21 октября 1996 г. N 708-ХIII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1996 г., N 34, ст.608) Статья 28. Результаты научной деятельности К результатам научной деятельности относятся: новые знания, полученные теоретически или экспериментально и(или) изложенные в любой форме либо зафиксированные на любых материальных носителях информации, допускающих их воспроизведение и(или) практическое использование; экспериментальные (лабораторные) образцы объектов и процессы, созданные на основе новых знаний, а также документация на эти объекты и процессы. Результаты научной деятельности могут быть конечными, промежуточными либо побочными, что должно отражаться в договоре (контракте) на проведение научных исследований. К результатам научной деятельности, имеющим конечный характер, относятся знания и(или) объекты, созданные или полученные как предусмотренный договором (контрактом), служебным или специальным заданием итог научных исследований. К результатам научной деятельности, имеющим промежуточный характер, относятся знания и(или) объекты, предусмотренные договором (контрактом), служебным или специальным заданием, созданные или полученные в процессе проведения научных исследований. К результатам научной деятельности, имеющим побочный характер, относятся знания и(или) объекты, созданные или полученные в процессеили в результате проведения научных исследований в соответствии с договором (контрактом), служебным или специальным заданием, но не предусмотренные этими документами и пригодные для использования исключительно в целях, отличающихся от тех, которые были оговорены в договоре (контракте), служебном или специальном задании. Статья 29. Оценка результатов научной деятельности Результаты научной деятельности оцениваются по критериям новизны, значимости для науки и практики, объективности, доказательности и точности. Такая оценка проводится в соответствии с положением, разрабатываемым и утверждаемым Кабинетом Министров РБ. Эффекты: экономический, социальный, экологический и др. Перспективы зависят от наукоемкости ВВП, числа исследований, числа научных организаций, финансирования. Проблема современная: мнения ученых не учитываются. Ценность научного товара характеризуется следующими показателями: — масштабностью задач, решаемых с использованием данного товара — устойчивостью к моральному старению; — прогрессивностью или коэффициентом новизны научной продукции, характеризующими различный научно-технический уровень этой продукции; — надежностью прикладного использования и обоснованностью результатов интеллектуальной деятельности. — полем внедряемости или коэффициентом внедрения. Чем больше потенциальных потребителей новшества, тем оно ценнее. Минимальный коэффициент внедрения равен 1; — технологичностью внедрения; — научным эффектом. 24. Экон.сод. и особенности формир. инвестиционного потенциала. Понятие инновац. деятельности и показатели её оценки. Инвестиц. потенциал страны – это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в стр-во новых пр/й и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих пр/й, в разв. чел. потенциала, созд. объектов и учреждений производственной и соц. инфраструктуры. Разработка инвестиц. пол. во многом предопределяется макроэкономич. сост. нац. эк-ки и, размер. инвестиц. ресурсов, т. е. инвестиционным потенциалом. Субъекты инвестиц. деят. действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются: — капитальное стр-во, где происходит вложение инвестиций в осн. и оборотные произв. фонды отраслей. Эта сфера объединяет деят. заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборуд, граждан в индивидуальном жилищном строительстве и других субъектов инвестиционной деятельности; — инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал; — обращение финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах). Перечисленные сферы инвестирования составляют инвестиционный потенциал страны. Для выработки концепции формирования инвестиционного потенциала требуется: — обосновать стратегич. роль и объем производств. накопления в сист. расширенного воспр-ва, направить фин. ср-ва на приоритеты современного экономического роста; — активизировать деят. территор. орг. инвестицион. комплекса, сформировав сист. регион. инвестиционно-строит. комплексов в форме строительно-фин. корпораций; — обеспечить опр. синхронность динамики финан-ния и инвестиций в разв. пр-ва в базовых отраслях экономики; — формир. финансово-промышл. группы, создаваемые по замкнутым воспроизводств. и технологич.структурам для осуществления структурно-инвестиц. пол. в отраслях, межотраслевых комплексах, экономических районах; — прин. меры по стимулир. производств. инвестиций, а также огранич. накопления непроизв. капитальных активов; — дифференцировать ставки % по инвестиц. кредитам для производ. отраслей и по ссудам для торговых операций и межбанковского оборота. Инновац. деят. — это комплекс научных, технологич., организац., фин. и коммерч. мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Рез. инновац. деят. явл. новые или дополнит. товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами. Показатели оценки: -организация и управление инновац. деятельностью; - инновационная активность; - инновационный потенциал и его использование; -финансовое обеспечение инновационной деятельности; - реализация функций инновационной деятельности; - результат инновационной деятельности.
25. Финансовые источники инвестиционного потенциала. Осн. ист. инвестиций явл.: ВВП (валовые накопления); зарубежные займы; инвест, кот. под воздейств. механизмов фин. сист. перераспр-ся и выст. в виде собственных фин. рес. инвестора (прибыль, амортизация, ден. накопления, сбережения, возмещение страховых сумм), заемных фин. рес. (облигации, банковские и бюджетные кредиты), привлеченных фин. ср-в (продажа акций, паевых и других поступлений), централизованных рес. министерств и концернов, бюджетных ассигнований, ден. средств нас. В 2010 г. в Беларусь поступило прямых китайских инвестиций в размере 28,5 млн. долл. США, в I квартале 2011г. — 5,4 млн. долл. В 2012 г. наблюдался чистый приток иностран. инвест. в размере 4 033,8 млн. долл, что на 46,7 % меньше, чем за 2010 год. Наиболееуспешным примером прямых китайских инвест. явл. созд. в 2007 г. совместного предприятия между белорусским холдингом “Горизонт” и китайскойкорпорацией Midea. В 2010 г. китайский партнер увеличил свою долю в этом СП с 30 до 51%. Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и для РБ, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед др. формами инвестиций очевидно. Помимо прямого эк. эффекта в виде налоговых поступл., увелич. занятости, стимулирования нац. поставщиков и расшир. внутр. рынка, прямые иностр. инвест. оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распростр. передового опыта в менеджм, маркетинге, логистике, разв. кадров и т.д. Привлечение и эффективное использование ин инвест. явл. одним из направлений взаимовыгодного эконом. сотрудничества РБ с зарубежными странами. Ин. инвест. оказывают сущ воздействие на ход эконом. преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиц. пол., отвечающую интересам РБ, ее народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей. Зарубежн. кредиты, получаемые прав-вом, при их предоставлении инициаторам высокорентабел. инвестиц. проектов могли бы стать источником дополн. доходов бюджета. Однако это возможно лишь при усл. дост. низких процентных ставок предоставл. таких кредитов и соблюд. принципов проектного финансирования, при соответств. жестком контроле за фактическим использ. заемных ср-в. Преимущества инвестирования в Республику Беларусь: - выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для сбыта на рынки стран Таможенного союза; - прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее защиту прав инвесторов (в Беларуси единственной из стран СНГ принят Инвестиционный кодекс); - высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал; - развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два паневропейских транспортных коридора II и IX); - стабильная социально политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера; - экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП); - низкий уровень преступности и коррупции; - наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий. Date: 2015-10-19; view: 831; Нарушение авторских прав |