Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория учебной деятельности Л. С. Выготского





Ведущая роль в развитии отводится содержанию усваиваемых знаний. У учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые знания входят как определенный элемент.

Из этой теории вытекает дедуктивно-синтетическая логика построения учебного процесса, когда усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями. Причем учащиеся должны постепенно и своевременно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане. По мнению сторонников данной теории, это является важнейшим путем формирования теоретического мышления учащегося как важной способности творческой личности. Оппоненты авторов теории учебной деятельности указывают на абсолютизацию дедуктивно-синтетического пути познания и умаление роли индуктивного метода обучения.

Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не формируется ни у младших школьников, ни у студентов. Таким образом, учебная деятельность в подлинном значении этого слова - деятельность специально формируемая. В этом случае в жизни человека есть два сензитивных периода, когда он осознает свою "необученность" и готов учебную деятельность осваивать вполне сознательно.

Психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)

Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. Она помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности человека, но и дает понять, как исследование внешней деятельности может стать методом исследования внутренних состояний психики.

Потребность — внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-либо. Появление мотива ведет к деятельности, направленной на его достижение. Следовательно, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет. Имеет место следующая последовательность: потребность — мотив — деятельность.

Так как возможно исследовать внешнюю деятельность и ее связь с мотивом, возможно изучение внутренних психических состояний на основании того, какая потребность породила мотив. Отсюда следует новая схема: деятельность — мотив — потребность.

Деятельность связана с мотивами и потребностями. Она возникает самопроизвольно при активизации потребности. Деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознанны. Отличие в том, что деятельность определяется нашим желанием, а действие — необходимостью, так как его результат поможет достичь своей потребности.

Операции, т.е. способы выполнения действия, зависят от условий деятельности. Операции у человека всегда протекают на бессознательном уровне, хотя в случае затруднений они могут осознаваться.

Ключевые идеи:

«Изменяя внешний мир, человек изменяется сам»

Все психические процессы выступают в действительности как моменты деятельности (игры, учения, труда)

Деятельность есть система со следующей структурой: потребности, мотивы, цели, действия, операции

Всё объективно существующее «полагает себя в субъективности в своих идеальных формах – ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях»

Сознание и деятельность едины, ибо именно в деятельности осуществляется переход объекта в его субъективную форму (представление, понятие, образ)

Индивидуальное сознание возможно только в условиях существования общественного сознания. Индивидуальное сознание является «как бы преломленным сквозь призму всего общественного опыта», «общественно выработанных языковых значений» отражением объективной реальности

Развитие индивида основано на присвоении им общественно-исторических способов деятельности и средств деятельностного общения


Совместная деятельность есть генетически исходная форма обучения и воспитания

Между речью и сознанием существует неразрывное единство. Формируя свою речевую форму, сознание само формируется

Осознание образов и представлений опосредствовано общественно-историческим опытом, опредмеченным в орудиях труда, социальных нормах и ценностях, знаках языка

Когда человек осознает деятельность, приводящую к появлению того или иного образа, представления, понятия, «сознание-образ становится сознанием-деятельностью». Сознательные, осознанные представления, образы, «сами становятся мощным регулятором деятельности»

Главная функция образов в том, что они выполняют роль ориентировочной основы поведения, всей жизни субъекта

«Подлинным и мощным регулятором деятельности» является на столько значение, заключенное в образе, не понимание, а личностный смысл»

Представления субъекта общественно-исторически обусловлены. Человек «вооружен и ограничен» представлениями своей эпохи, своего общества

Всю жизнь в практике, деятельности человек строит «образ мира как целого», образ, все более адекватный действительности

Основные положения:

Воспитание необходимо строить как самостоятельную, генетически совместную деятельность

Основным «содержанием сознания» ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются представления. В старшем дошкольном возрасте начинается стадия «предметного сознания»

Знания субъекта, содержание его сознания напрямую зависят от характера и типа обобщений, которыми пользуется субъект

Мышлению ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста соответствует «элементарный», «житейский» тип обобщения, заключающийся в выделении «общего в смысле схожего»

«Элементарное», «житейское» обобщение совершается путем своеобразного единства анализа и синтеза, сравнения различных предметов и явлений, отбрасывания признаков, отличающихся друг от друга, и выделения тех, в которых они сходятся. «Житейское обобщение» выделяет наглядные, несущественные, но объективно существующие отношения и признаки. Эти признаки «рядоположены», «не объединены в системы»

В представлениях старших дошкольников предметы даны в несущественных для них определениях, во внешнем соединении свойств, которые, по формуле Юма, «соединены, но не связаны»

Представления детей изменчивы, отрывочны, случайны, ситуативны

Представления детей развиваются вместе «с развитием смыслового поля и значений слов языка»

Обобщая речь, «объединяют совокупность одних вещей в единстве одного слова»

Выполняя сигнификативную функцию, речь связывает общее представление со словом, генерализует круг объектов, на которые распространяется слово; образы этих объектов и входят в содержание общих представлений

Значение слов в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте преимущественно «образуют общие представления»

«Чувственное созерцание», происходящее в плане восприятий и представлений, есть «исходная точка мышления в понятиях»

В процессе учебной деятельности учащиеся перенимают опыт старшего поколения. Знания о мире каждое новое поколение получает только через непосредственный контакт с окружающей действительностью, но молодежь не сама открывает эти знания, а получает их от старшего поколения с помощью «вещей и через специальную организацию деятельности нового поколения с этими вещами». Вот эта специально организованная работа «с вещами» и есть учебная деятельность по овладению опытом создания этой вещи — продукта деятельности предыдущих поколений, продукта человеческого опыта. Учебная деятельность учащихся воспроизводит работу тех, кто создал этот продукт, благодаря чему последний осваивается ими. А. Н. Леонтьев писал, что для овладения «продуктом человеческой деятельности нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте». Эффект учебной деятельности — это непосредственный результат «деятельности учащихся, связывающей их с окружающим миром». Именно деятельности и именно самих учащихся, но организованной учителями и преподавателями, с которыми учащиеся сотрудничают в процессе ее осуществления.


Учебная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность — задача — мотивы — действия — операции.

Потребность проявляется в учебной деятельности как стремление учащегося к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области. Теоретические знания отражают законы и закономерности происхождения, становления и развития предметов определенной области. Их можно усвоить только в процессе организованной учебно-теоретической деятельности, в то время как эмпирико-утилитарные знания, фиксирующие признаки предметов, приобретаются по ходу практической деятельности, т.е. вне специально организованного обучения.

Важнейшим элементом структуры учебной деятельности является учебная задача, решая которую, учащийся выполняет определенные учебные действия и операции. Мотивы учебной деятельности могут быть разные, но основным мотивом, специфическим для нее, является познавательный интерес.

Осуществление учебной деятельности представляет собой последовательно выполняемые учащимся учебные действия или операции по решению учебной задачи, движимые определенным мотивом. Цель этой деятельности — усвоение теоретического знания.

Итак, специфическое содержание учебной деятельности и есть решение учебных задач. В чем суть учебной задачи? В какой конечный результат воплощается решение учебной задачи?

О необходимости строгого различения учебной задачи и различного вида практических задач, возникающих в течение жизни, не раз писали психологи. Если решение любой практической задачи приводит к изменению отдельных единичных предметов и это является целью, то решение учебной задачи ставит целью не сами изменения в предмете, хотя и они могут происходить, а овладение способом действий по внесению этих изменений. Если техник из службы сервиса восстанавливает звук или регулирует цвет в домашнем телевизоре, то студент политехнического института, проделывая то же самое в учебной лаборатории, добивается не только устранения этих неисправностей, но и овладевает способом их устранения. Он приобретает некую новую способность и тем самым изменяется сам как субъект учебной деятельности.







Date: 2015-10-19; view: 3880; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию