Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие творчества





Как правило, в практике научного исследования стремятся при определении понятий опереться на более известные понятия, в основном более общие. В данном случае воспользоваться этим правилом затруднительно. В рамках религиозно-мистической традиции понятие (понимание) творчества бралось за исходное, интуитивно ясное, на основе которого рассматривались различные частные вопросы. Наука предпочитает движение познания от простого к сложному, от более известного к менее известному. Понятие творчества в научной картине мира предстает не как исходное, но как искомое, которое нужно вывести из других, более ясных понятий.

Однако не любые попытки соотнести проблему творчества с более общими проблемами бытия следует считать плодотворными и корректными в научном отношении. Так, Платон заложил в своих трудах традицию рассматривать творчество в качестве всеобщего свойства материи. Такой подход, разделяемый и в настоящее время рядом исследователей, можно было бы назвать “панкреационизмом” (по аналогии с понятиями панпсихизма, панлогизма и т.п.). Его сторонников, по-видимому привлекает возможность связать различные сферы действительности единым понятием. Но это мало способствует раскрытию специфики творчества.

Творчество присуще не всей материи, а человеку и обществу. Выражение “творчество природы” следует понимать как метафору. Учитывая необходимость учета социальной специфики творчества и в то же время его соотнесения с более общими понятиями, его можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того или другого и тем самым как форму сознательно направляемого прогрессивного развития.

Не являясь атрибутом, универсальным свойством материи, творчество вместе с тем выступает проявлением универсальных свойств материи (изменения, взаимодействия, развития и пр.). В качестве важнейшей объективной предпосылки творчества выступает и такое универсальное свойство материи, как отражение. Для наших целей достаточно подчеркнуть два основных момента в соотношении этих понятий: 1. отражение присущее всей материи, творчество же сугубо социальное явление; 2. сущность отражения состоит в возможно более полном и точном воспроизведении действительности, тогда как творчество предполагает прежде всего изменение и преобразование как внешнего мира, так и самого человека.

Для прояснения этих понятий обратимся к классическому ленинскому высказыванию: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его»[8,С.194-195].

В отечественной литературе уделялось много внимания комментированию и развитию этих программных положений. В рассматриваемом нами плане важно отметить, что здесь, по сути дела, объединены два афоризма, изложенные разным языком. В первом речь идет о функциях сознания; второй разъясняет смысл первого и при этом затрагивает иной сюжет – характерные черты человеческой деятельности. Он изложен более понятным языком и по теоретическому значению уступает первому. В качестве важнейшей предпосылки действия указывается на неудовлетворенность человека сложившимся порядком вещей. Такой общей констатации еще недостаточно, поскольку она почти совпадает с известной английской пословицей: «Недовольство- первый шаг к успеху». Поэтому необходимо уточнить, что недовольство субъекта необязательно приводит к активной деятельности. Но оно может выступать побудительным мотивом к действию, если доводится до осознания потребностей и возможных способов их удовлетворения. Неудовлетворенность субъекта может быть отнесена и к нему самому. И «муки» творчества часто проистекают именно по этой причине. Неудовлетворенность субъекта, «по идее», должна смениться удовлетворенностью от получения положительного результата или, по крайней мере, от предвидения такого результата. И это является важным стимулом творческой деятельности. Переломным моментом творческой активности выступает решимость субъекта изменить существующее положение дел.

Конкретизируя социальную принадлежность творчества, его следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующей природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями, на основе объективных законов действительности, в контексте общественно-исторической практики. Для целей дальнейшего обсуждения можно принять следующее рабочее определение творчества: творчество – человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности.

Будучи органически присущим социальному бытию, творчество универсальным образом характеризует его специфику и в то же время отражает сложность и дифференцированность самой человеческой деятельности. В связи с этим необходимо учитывать два взаимосвязанных, но отнюдь не тождественных аспекта: 1) творчество есть существенная составляющая человеческой деятельности вообще; 2) творчество есть особый вид деятельности.

Первый аспект взаимоотношения понятий “творчество” и “деятельность” обращает внимание на важность творчества для деятельности, благодаря чему человек наиболее полно выражает свою сущность, возвышаясь под природными стихиями. Человек непрерывно изменяет, пересоздает самого себя. Очеловечивая окружающий мир, он вместе с тем утверждает самого себя, раскрывает свою универсальность. Человек избирает наиболее благоприятные возможности; не довольствуясь этим, он выявляет новые возможности, преодолевая ограниченность односторонних противостоящих позиций, создает новые комбинации из имеющегося материала и т.д. Все это позволяет ему расширить горизонты своего бытия.

Подходя к творчеству, как к особому виду человеческой деятельности, его следует отличать от других видов деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает тем самым определенный прирост, получение новых результатов. Такое противостояние не является абсолютным: творчество включает в себя момент деструкции, в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового и т.п.

Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью пары категорий “продуктивное-репродуктивное”. Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т.е. производящую новое, в отличие от репродуктивной деятельности, повторяющей известное (существующее). Это различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различают по преобладанию того или иного начала, по основной тенденции.

Важность репродуктивной деятельности не следует недооценивать, поскольку повторить результат или способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервые случайно получить его. Репродуктивная деятельность как воспроизводство общественных отношений чрезвычайно важна для формирования человека и общества, а подражание, как заметил французский социолог Г. Тард, является наиболее естественным для индивида путем усвоения социальных ценностей. И все же следует подчеркнуть ведущую роль продуктивной деятельности, неотчуждаемой от человека, в отличие от репродуктивной деятельности, которую в принципе можно передать машине или животному.

Эта общая характеристика творчества позволяет приступить к рассмотрению его разновидностей.

Виды и формы творчества.

 

Творчество «в чистом виде» представляет собой абстракцию, удобную при предварительной фиксации предмета исследования, но недостаточную для раскрытия его разносторонних связей и внутреннего строения. Необходимо также учитывать пластичность и вариативность творческой деятельности, разнообразие ее конкретных проявлений. Остановимся в связи с этим на классификации видов творчества. Их своеобразие определяется используемым материалом, приемами его преобразования, культивируемыми качествами субъекта и пр. Внешним выражением этой специфики выступают общественные институты, регламентирующие их существование и развитие (система образования и воспитания, право, творческие союзы и пр.). Дифференциация творческой деятельности на отдельные виды и их координация в общем учитывает общественное разделение труда и дополняет его. В недавнем прошлом к творчеству относили преимущественно духовную деятельность, умственный труд, либо выделяли особые “творческие профессии”, представляющие собой различные виды искусства. При всей важности роли духовного производства, и искусства в том числе, такая позиция все же представляется односторонней. Следует отметить чрезвычайную актуальность возражения Г. Форда I, основоположника автомобильной индустрии США, против подобного узкого понимания творческого дарования: “…Утверждают, что творческая работа возможна лишь в духовной области… Положительно стараются ограничить творческие функции вещами, которые можно повесить на стену, слушать в концертном зале или выставить как-нибудь напоказ… Нам нужны художники, которые владели бы искусством индустриальных отношений… Нам нужны люди, которые могут составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет наших желаний” [15, с. 90].

Из самой сущности творческой деятельности следует причастность к различным сферам человеческой деятельности. Отдельные виды творчества тяготеют преимущественно к материально-практической или духовной (идеологической) сфере. Так, например, для технического творчества характерна материальная, практически преобразующая деятельность (переделка природы). Для научного и художественного творчества определяющей чертой является отражение и духовное пересоздание действительности. Особое место принадлежит социальному творчеству. В широком смысле слова оно объемлет все виды творчества, в узком – имеет своим предметом преимущественно совершенствование общественных отношений.

 

Соотношение основных видов творчества можно представить в следующем виде:

ТВОРЧЕСТВО

 

Духовное преобразование Реальное преобразование

 

Научное Художественное Техническое Социальное

 

Специфика отдельных видов творчества дополняется их взаимосвязью. Взаимосвязь научного и художественного творчества выражается, например, в научной фантастике, художественно-технического – в дизайне, научного и технического – в научно-техническом творчестве.

Некоторые проявления творческой деятельности трудно однозначно отнести к какому-то определенному виду творчества. Так обстоит дело, например, с экономическим творчеством, которое в своей основе может быть отнесено к социальному творчеству. Вместе с тем, оно не чуждо и научному творчеству.

Наряду с различием основных видов необходимо также учитывать разнообразие форм творчества. Под формой творчества следует понимать специфический способ выражения его содержания, включая и социальную организацию. Дифференциация творческой деятельности на отдельные формы продолжает и углубляет дифференциацию по видам творчества.Эта классификация является более дробной и многоаспектной. Отметим вначале формы творчества, присущие всем его видам, но принимающие своеобразные оттенки. В зависимости от субъекта творчества (личность или коллектив) различают индивидуальное и коллективное творчество. По отношению к процессу труда оно подразделяется на профессиональное и самодеятельное. В первом случае оригинальное решение сложных нестандартных задач оговорено служебными обязанностями, во втором – творческая деятельность осуществляется в свободное от основной работы время. Различие в условиях труда не дает оснований для категорических суждений о продукте творчества, и потому самодеятельное творчество не следует считать второсортным.

Актуально разграничение форм творчества в ценностном плане, т.е. в зависимости от вклада в общественный прогресс и культуру. Определенные формы творчества предстают как промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и наиболее выдающимися достижениями культуры. Наиболее четко эта градация проводится в области технического творчества, где выделяют изобретения, рационализаторское предложение и приспособление.

В качестве форм творчества выступают также подразделения внутри отдельных видов труда: в науке – типы исследований; в искусстве – роды и жанры; в технике – отдельные отрасли.

Разнообразие проявлений творчества, обусловленное необходимостью адекватного ответа на запросы жизни, в свою очередь, становится возможным в силу богатства духовного мира человека, целенаправленного развертывания его потенциала.

Date: 2015-10-19; view: 882; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию