Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вненаучное и научное познание о природе творчестваОценивая состояние проблемы творчества, следует принять во внимание традиционно сильное влияние вненаучного познания (мифологии, религии, обыденного познания, искусства и пр.), которые ранее, до возникновения науки, были преобладающими и до сих пор дают о себе знать. В результате в этой области знания сохранились установки и подходы, в своей основе уже преодоленные в других областях знания. В связи с этим представляется весьма метким замечание известного психолога А.Н. Лука: “На словах сейчас все признают познаваемость мира, но когда речь заходит о сокровенных тайнах творчества, многие склоняются к позиции Дюбуа-Реймона “Ignorabimus” (не узнаем - Ред.) [9, с. 135]. Во взаимоотношениях с вненаучными видами познания философия чаще выступает на стороне науки. Она не пренебрегает опытом различных областей культуры, ценит относительные истины, достигнутые ими и остроумные догадки. В то же время она обращает внимание на необходимость более обоснованных программ познания деятельности Философия и сама содержит в себе разнообразные начала, пользуясь не только понятиями, но и метафорами и аллегориями (пещера у Платона, сова Минервы у Гегеля и т.п.). Представления о творчестве первоначально формировались в лоне мифологических и религиозных традиций, рассматривающих процесс создания мира и конкретных вещей сверхъестественными существами. Эти представления концентрированно выражаются в формуле «создание из ничего (creatiо ex nihilo)». Такого рода «абсолютное» творчество недоступно обычным людям, способным в лучшем случае лишь на подражание, комбинирование известных вещей или их компонентов. Творчество превращается в вековечную «тайну», которую предстоит в дальнейшем разгадать и расколдовывать. Если попытаться соотнести требования «абсолютного» творчества с реальными человеческими действиями, то в нем можно увидеть гиперболизированное стремление творческой личности, зачастую наперекор обстоятельствам, к оригинальности и совершенству исполнения, к достижению максимально возможных результатов при минимуме средств и т.д. Но такое прочтение все же означает выход за пределы креационистских воззрений, хотя и подчеркивающих ценность творчества, но не содержащих программы развития творческих способностей людей. Искусство прикоснулось к тайне творчества, приобщив людей к художественной культуре посредством усвоения ее результатов и самостоятельного творчества. Но прогресс в этом отношении чреват новыми односторонностями: складывается тенденция сведения всех видов творчества к искусству либо уподобление им. Обыденное сознание также не оставалось безучастным к проблеме творчества, так или иначе затрагивающего повседневную жизнь людей. Основное внимание при этом обращалось на результаты творчества. Народное сознание издавна стремится реалистически подойти к новшествам, оценивая их как неизбежную часть действительности, о чем хорошо сказано в древнеиндийском афоризме: «Не всякая старая поэма хороша, не всякая новая поэма плоха». Что же касается раскрытия движущих сил и закономерностей творческой деятельности – на это обыденное сознание не посягает. В этом отношении характерно суждение известного испанского писателя и философа Б. Грасиана – и – Моралеса: «Высшее благоразумие – это оставить мир в таком виде, в каком мы его застали».
|