Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель межвременпого выбора И.Фишера
Рассмотрим простой вариант модели, в которой предполагается, что: 1.потребитель живет только в двух временных периодах (например, молодость и старость); 2.к концу второго периода потребитель тратит весь накопленный доход (не оставляет после себя никакого наследства); 3.потребитель знает заранее размер своего дохода как в первом периоде (Y1), так и во втором (Y2); 4.потребитель может занимать средства или делать сбережения, то есть потребление в каждом периоде может быть как больше, так и меньше текущего дохода; 5.все переменные рассматриваются в реальном выражении; 6.потребление в обоих периодах является нормальным благом; 7.процентная ставка по займам совладает с процентной ставкой по сбережениям и является неизменной во времени. Обозначим потребление в первом периоде C1, а во втором C2, реальную ставку процента r. В первом периоде индивид потребляет C1 и сберегает Во втором периоде индивид потребляет весь доход второго периода и сбережения первого периода, увеличенные с учетом процента на сбережения:
Сбережения если потребитель в первом периоде потребляет больше текущего дохода, занимая под свой доход второго периода. Из (3.1) следует:
Соотношение (3.2) показывает, что дисконтированное к первому периоду суммарное потребление равно дисконтированному суммарному доходу. Это ограничение называется межвременным бюджетным ограничением. По аналогии с теорией поведения потребителя, в которой в качестве благ выступает потребление s первом периоде и во втором периоде можно считать, что потребитель решает следующую задачу: при условии: где - функция полезности потребителя. Из курса микроэкономики известно, что оптимальное решение находится в точке A - касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения (рис. 3.2). Рис.3.2 В точке А предельная норма замещения потребления первого периода потреблением во втором периоде (MRS) равна отношению цен рассматриваемых благ или тангенсу угла наклона бюджетного ограничения: Увеличение дохода в любом периоде (при прочих равных условиях) увеличивает дисконтированный суммарный доход и, следовательно, на графике сдвигает линию бюджетного ограничения параллельно вправо. Так как потребление является нормальным благом, то его величина в обоих периодах увеличивается (рис. 3.3). Новой оптимальной точкой становится точка В: Это означает, что потребление в первом периоде возрастает даже при текущем неизменном доходе, если в будущем ожидается увеличение дохода. Функция потребления Кейнса такой возможности не учитывает. Увеличение ставки процента означает, что линия бюджетного ограничения становится круче, так как меняется соотношение цен потребления в первый и второй период. Потребитель может теперь больше, чем раньше, потребить в будущем, отказываясь от единицы потребления в настоящем. Таким образом, при росте ставки процента растет альтернативная стоимость (относительная цена) потребления в первом периоде. Поэтому в соответствии с эффектом замещения увеличится потребление во второй период и уменьшится в первый. Заметим, что точка, отражающая решение потребителя потребить весь доход первого периода в первом периоде, а весь доход второго - во втором ( ), лежит на линии бюджетного ограничения. При росте ставки процента новая линия бюджетного ограничения будет по-прежнему проходить через эту точку.
Рис.3.3 В модели рассматриваются потребители двух типов: 1. те, кто предпочитает сберечь часть дохода первого периода, чтобы больше потратить во втором, — «сберегатели»; 2. те, кто предпочитает занять под доход второго периода, чтобы больше потратить в первом, — «заемщики». При росте ставки процента «сберегатель» получает больший доход на сбережения первого периода, поэтому его доход во втором периоде возрастает и он сможет потребить больше, чем раньше, в обоих периодах (эффект дохода). Таким образом, «сберегатель» будет потреблять во втором периоде больше, чем раньше. Потребление первого периода может как увеличиться (эффект дохода окажет большее влияние, чем эффект замещения; см. рис. 3.4), так и уменьшиться (эффект замещения перекроет эффект дохода).
Рис.3.4 Для «заемщика» увеличение ставки процента уменьшит потребление в первом периоде и может как увеличить, так и уменьшить потребление (см. рис. 3.5) во втором периоде. Рис.3.5
Если «заемщик» встречается с ограничением по заимствованию (не может получить кредит для увеличения своего текущего потребления), то он вынужден будет ограничить размеры потребления первого и второго периодов величиной текущего дохода соответствующего периода ( ) (см. рис. 3.6). Рис.3.6
Таким образом, при росте ставки процента совокупное потребление в текущем периоде может возрасти, уменьшиться или остаться неизменным в зависимости от размеров потребления каждой из рассматриваемых групп. Эмпирические исследования показывают, что изменение ставки процента не сильно отражается на величине совокупного потребления. Возможно, это происходит потому, что изменения в объемах потребления различных групп потребителей, связанные с изменением ставки процента, взаимно уравновешивают друг друга.
Date: 2015-10-19; view: 617; Нарушение авторских прав |