Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Белорусская ССР на пути к провозглашению государственной независимости. Конституция Республики Беларусь 1994 г





 

В годы перестройки советского общества определенное развитие получили демократизация общественной жизни, гласность, идеологический и политический плюрализм. В конце 1980-х начале 1990-х годов стало наблюдаться стремление республик СССР к получению государственного суверенитета. Усилилось движение за национальное возрождение и независимость и в Беларуси. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о провозглашении государственного суверенитета республики. Однако Декларация не исключала возможности объединения БССР с другими республиками в новом союзе.

В марте 1991 г. прошел союзный референдум, на котором 80% принявших в нем участие граждан БССР высказалось за вхождение республики в обновленный Союз. Верховный Совет БССР в постановлении «О концепции нового Союзного договора» признавал целесообразным вхождение БССР в состав СССР как в действительно демократичное, правовое государство, основанное на добровольном объединении равноправных суверенных республик.

Попытка государственного переворота в Москве в августе 1991 г. вызвала к жизни закон Верховного Совета БССР от 25 августа 1991 г. «О придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете республики». 26 августа 1991 г. сессия Верховного Совета Беларуси приняла закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР», который устанавливал верховенство Конституции и законов БССР на территории республики, а сама она провозглашалась неделимой и неприкосновенной. Приостанавливалась деятельность КПБ-КПСС, запрещалась деятельность Компартии Беларуси, других общественных организаций в органах государственной власти и управления.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет республики принял закон о названии Белорусской ССР, в соответствии с которым она стала называться «Республика Беларусь», а в сокращенном варианте – «Беларусь».

Заключительным актом в получении Республикой Беларусь государственного суверенитета стало соглашение 8 декабря 1991 г., которое подписали руководители Российской Федерации, Беларуси и Украины, о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В соглашении говорилось, что СССР как субъект международного права и политическая реальность прекратил свое существование. Три государства объединились в СНГ и предложили вступить в содружество другим государствам бывшего СССР. 10 декабря 1991 г. Верховный Совет Беларуси принял решение «О денонсации договора 1922 г. «Об образовании СССР» и ратифицировал соглашение о создании СНГ. Минск стал центром СНГ. К СНГ со временем присоединились все бывшие союзные республики, кроме прибалтийских.

Статус государственной независимости Беларуси признан международным сообществом, а Республика Беларусь как государство – более чем 120 государствами мира.

Провозглашение государственной независимости белорусского народа, существенные изменения в органах власти требовали принятия нового Основного закона. После длительной работы над ним 14 марта 1994 г. Верховный Совет 12-го созыва принял Конституцию Республики Беларусь – первую Конституцию независимой Беларуси.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. состояла из преамбулы,
8 разделов, 8 глав, 149 статей.

Наиболее характерные особенности Конституции РБ 1994 г.:

– это была первая конституция независимой Республики Беларусь;

– впервые в Конституции Республика Беларусь провозглашалась как унитарное демократическое социально-правовое государство;

– в ней наиболее полно были закреплены права и свободы личности, а также механизм этих прав и свобод;

– провозглашено, что человек являлся наивысшей ценностью общества и государства;

– сформулирован важнейший принцип формирования правового государства, суть которого в четком разделении законодательной, исполнительной и судебной властей;

– введен институт Президентства в республике, определены полномочия Президента Республики Беларусь как главы государства и исполнительной власти;

– конституция упрочила демократические начала организации и деятельности судов;

– впервые был образован Конституционный суд Республики Беларусь.

 

 

29. Конституция Республики Беларусь 1994 г.
(с изменениями и дополнениями).
Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.
Президент Республики Беларусь и его полномочия

 

24 ноября 1996 г. на проведенном по инициативе Президента Беларуси А. Г. Лукашенко референдуме принята новая редакция Конституции республики (Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями).

Новая редакция Конституции БССР 1994 г. состоит из 9 разделов и 146 статей.

Раздел «Основы конституционного строя» (ст. 1–20) дает определение Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства; указывает, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Конституция устанавливает принцип верховенства права в Республике Беларусь, подчеркивает, что государственная власть в Беларуси осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с Конституцией государство не только провозглашает обеспечение прав и свобод граждан своей высшей целью, но и гарантирует их права и свободы.

Новым в Конституции является положение ст. 74, в которой отмечается, что республиканские референдумы назначаются Президентом, а не Верховным Советом.

Наиболее кардинальным изменениям подвергся раздел четвертый «Президент, парламент, правительство, суд» (ст. 79–116). Согласно Конституции 1994 г. с изменениями и дополнениями, Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией Президент наделяется большими полномочиями:

– назначает республиканские референдумы;

– назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

– распускает палаты в соответствии с Конституцией;

– назначает шесть членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов;

– образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента, другие органы государственного управления;

– с согласия Палаты представителей назначает на должность премьер-министра;

– определяет структуру Правительства РБ, назначает на должность и освобождает от нее заместителей премьер-министра, министров и других должностных лиц;

– назначает шесть судей конституционного суда, судей иных судов республики;

– обращается с посланиями к народу и с ежегодными посланиями к парламенту;

– ведет переговоры и подписывает международные договоры;

– формирует и возглавляет Совет Безопасности;

– является Главнокомандующим Вооруженными Силами РБ;

– наделен прочими полномочиями.

В соответствии со ст. 85, президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики, а также декреты, имеющие силу законов.

Вместо Верховного Совета образуется, по Конституции с изменениями и дополнениями 1996 г., Национальное собрание, которое состоит из двух палат – Палата представителей и Совета Республики.

Конституция указывает, что исполнительную власть в РБ осуществляет правительство – Совет Министров, которое в своей деятельности подотчетно президенту и ответственно перед парламентом республики (ст. 106) Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

В соответствии со ст. 116, контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом РБ, который формируется в количестве 12 судей, шесть из которых назначается Президентом, а 6 – избираются Советом Республики.

Основные изменения, внесенные в Конституцию республики на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.:

– закреплен более широкий круг прав и свобод граждан;

– установлен более четко принцип разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной;

– расширилась компетенция Президента как главы государства;

– учрежден новый законодательный орган – Национальное собрание (вместо Верховного Совета);

– изменилось название Правительства – Совет Министров (вместо Кабинета Министров);

– Конституционный суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);

– учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).

 

 

30. Процесс интеграции Республики Беларусь с Российской

Федерацией. Создание Союзного государства (1999 г.)

 

В условиях обретения государственной самостоятельности бывшими республиками СССР руководители Беларуси, Российской Федерации и Украины подписали 8 декабря 1991 г. «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». Со временем к СНГ как основной форме международного сотрудничества присоединились Казахстан, Республики Средней Азии, Армения, Молдова, Азербайджан, Грузия. Центром СНГ стал Минск. Основополагающими правовыми актами, регулирующими правовой статус СНГ, стали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (8 декабря 1991 г.) и принятый Устав СНГ (25 декабря 1993 г.). Созданы органы, регулирующие межгосударственные отношения членов СНГ: Совет глав государств, Межпарламентская Ассамблея, Совет глав правительств, Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет министров внутренних дел и др.

В 90-е годы Республику Беларусь, как самостоятельное независимое государство, признало более 120 государств мира, дипломатические отношения установлены со всеми странами земного шара.

В то же время обретение государственной самостоятельности не принесло бывшим республиками Советского Союза благополучия и экономического процветания, а, наоборот, вызвало острые кризисные явления. Все это понимало руководство Республики Беларусь, которое стремилось установить тесные экономические связи с соседними государствами, прежде всего, с Российской Федерацией. Особенно активная целеустремленная работа по развитию интеграционных процессов с Россией началась с избранием первого Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Основные этапы интеграции:

– 2 апреля 1996 г. подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России;

– 2 апреля 1997 г. подписан Договор о союзе Беларуси и России;

– 23 мая 1997 г. принят Устав Союза Беларуси и России;

– 25 декабря 1998 г. подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси; Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан; соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования.

Заключительным этапом этого процесса явилось подписание 8 декабря 1999 г. в Москве Договора о создании Союзного государства.

Договорами определены основные цели Союзного государства:

– создание единого экономического пространства;

– неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина;

– проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

– формирование единой правовой системы демократического государства;

– проведение согласованной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

– укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств.

По статье 20, в Союзном государстве действует унифицированное,
а затем единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, гражданское и налоговое законодательство.

Одним из основных положений является поэтапное введение в Союзном государстве единой денежной единицы (ст. 13, 22), осуществление единой политики в области ценообразования (ст. 23), действие единого таможенного пространства (ст. 29).

Для реализации целей Союзного государства договор предусматривает руководящие органы Союзного государства: Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров.

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином.

Договор определяет структуру, состав и функции Парламента как представительного и законодательного органа Союзного государства, состоящего из Палаты союза и Палаты представителей.

Исполнительным органом Союзного государства, по ст. 44, является Совет Министров, в состав которого входят Председатель СМ, главы правительств государств-участников, Государственный секретарь (на правах заместителя председателя СМ); министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников; руководители основных отраслевых и функциональных органов управления союзного государства. Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.

Суд Союзного государства, по ст. 50 Договора, призван обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства. В состав Суда входят 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.

Главы государств, парламенты и правительства, народы России и Беларуси принимают шаги по претворению в жизнь программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации в создании Союзного государства.

 


ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

Вишнеўскі А. Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (IХ – пачатак ХХ ст.) – Мн., 1996.

Вишнеўскі А. Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі.– Мн., 2000.

Вишневский А. Ф., Довнар Т. И. История государства и права Беларуси (1917–1996 гг.).– Мн., 1996.

Вішнеўскі А. Ф., Саракавік І. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Некаторыя пытанні і адказы.– Мн., 1997.

Вишнеўскі А. Ф. Юхо І. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах.– Мн., 1998.

Довнар Т. И. Краткий очерк истории государства и права Республики Беларусь (послеоктябрьский период).– Мн., 1997.

Довнар Т. И., Шелкопляс В. А. Государство и право Беларуси в ХІV– XVI вв.– Мн., 1993.

Ігнатоўскі У. М. Кароткі нарыс гісторыі Беларусі.– Мн., 1992.

История государства и права белорусской ССР. Т 1–2.– Мн., 1970–1976.

История государства и права Республики Беларусь. Первоисточники и методические материалы для выполнения самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие.– Мн., 1999.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноября 1996 г.).– Мн., 1997.

Круталевіч В. А., Юхо Г. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (1917–1945 гг.).– Мн., 1998.

Кузнецов И. Н., Шелкопляс В. А. История государства и права Беларуси.– Мн., 1999.

Сокол С. Ф. История государства и права БССР.– Мн., 1989.

Юхо Я. А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі.– Мн., 1992.

Юхо Я. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Ч. 1.– Мн., 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Доўнар Т. І. Грамадзянскае права феадальнай Беларусі ХV–XVI ст. Мн., 1997.

Довнар Т. И., Шелкопляс В. А. Уголовное право феодальной Беларуси (ХV–XVI вв.).– Мн., 1995.

История Беларуси: Учебное пособие / Е. Л. Абецедарская, П. И. Бригадин, Л. А. Жи-лунович и др.– Мн., 1997.

Конституция (Основной закон) Белорусской советской социалистической республики.– Мн., 1978.

Конституция Республики Беларусь 1994 г.– Мн., 1994.

Мартинович И. И., Пастухов М. И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь.– Мн., 1995.

Очерки по истории государства и права БССР.– Мн., 1958.

Очерки по истории государства и права БССР.– Мн., 1969.

Статут Великого Княжества Литовского 1529 г.– Мн., 1960.

Статут Великого Княжества Литовского 1588 г.– Мн., 1989.

Шелкопляс В. А. Судебные органы в Беларуси. Конец ХVIII – 1-я половина ХІХ в.– Мн., 1997.

Юхо И. А. Правовое положение населения Белоруссии в ХVI в.– Мн. 1978.

Юхо I. А. Крыніцы беларуска-літоўскага права.– Мн., 1991.


 

Учебное издание

 

 

Владимиров Валентин Андреевич

Date: 2015-10-19; view: 530; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию