Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Высшие и местные органы государственной власти Беларуси
в послевоенный период (1946–1954 гг.)
После победного окончания Великой Отечественной войны главной задачей становится восстановление разрушенного народного хозяйства республики. В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946–1950 гг. Был утвержден также Указ президиума Верховного Совета БССР «О преобразовании Совнаркома БССР в Совет Министров БССР». Решались другие вопросы. В феврале 1947 г. прошли выборы в Верховный Совет БССР. Вновь избранный Президиум Верховного Совета БССР впервые сформировал постоянные комиссии, образовал правительство республики, избрал Верховный Суд БССР. На второй сессии Верховного Совета БССР в июле 1947 г. принят закон «Об изменении и дополнении текста Конституции БССР». Активную работу проводил Президиум Верховного Совета БССР и его отделы, а также канцелярия Президиума и приемная. Президиум Верховного Совета БССР руководил организационно-массовой работой местных Советов депутатов трудящихся, утверждал положения о выборах, указы о порядке проведения выборов, решал вопросы административно-территориального деления, международно-правовые вопросы, осуществлял нормотворческую деятельность. Так, 25 декабря 1951 г. принят Указ Президиума Верховного Совета БССР «О государственном флаге БССР», а 24 сентября 1955 г. «О государственном гимне БССР». Основную работу Президиум проводил при помощи своего рабочего аппарата. В связи с необходимостью его удешевления и сокращения в 1952 г. были упразднены некоторые отделы Президиума Верховного Совета и приемная председателя Президиума Верховного Совета БССР. Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров БССР, состав которого формировался на первой сессии Верховного Совета БССР. Задачи по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства республики обусловливали большую организаторскую и нормативно-правовую деятельность правительства. Поэтому число членов Совета Министров БССР постоянно увеличивалось (с 35 до 50 человек); неизменно возрастало и количество постановлений правительства Беларуси (в 1946 г. – 2300). Реально же вся полнота власти в республике находилась в руках ЦК Компартии Беларуси. Именно аппарат ЦККПБ готовил проекты важнейших республиканских решений, анализировал и контролировал деятельность высших государственных органов, подбирал и назначал кадры государственных и хозяйственных руководителей. Высшим судебным органом в БССР являлся Верховный Суд, избираемый Верховным Советом БССР сроком на 5 лет. В его состав входили постоянные члены и народные заседатели. Структурными звеньями Верховного Суда БССР были судебные коллегии (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие). Компетенция Верховного Суда неоднократно изменялась. Помимо Верховного Суда БССР действовали и другие высшие органы: прокуратура БССР, Комитет народного контроля БССР и другие, компетенция которых подвергалась реорганизации в 50-е годы. В рассматриваемый период право БССР развивалось в русле общей политики Союза ССР и тех главных задач, которые ставились правящей Коммунистической партией. Среди основных направлений в развитии права широко практиковалось принятие общесоюзных нормативных документов, которые действовали на территории Беларуси. Весьма характерными нормативно-правовыми актами являлись совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР или же постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Однако в связи с необходимостью разграничения компетенции СССР и союзных республик в сфере законодательства были приняты «Основы законодательства», в соответствии с которыми БССР принимала новые и пересматривала действующие кодексы и законы. Республикой начали приниматься также и собственные законодательные акты.
26. Беларусь в период попыток проведения реформ (1954–1964 гг.)
После смерти Сталина и осуждения культа личности пришел период «хрущевской оттепели», определенной демократизации общественной жизни, повышения роли Советов, расширения прав союзных республик. Эти изменения коснулись и высших органов государственной власти. Увеличивается число постоянных комиссий Верховного Совета БССР (в 1955 г. их было 4). Появляются новые комиссии Верховного Совета БССР по народному образованию и культурно-просветительской работе; по здравоохранению и социальному обеспечению; по жилищному строительству и коммунальному хозяйству; по сельскому хозяйству. В 1960 г. было утверждено Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета БССР, определены два главных направления их деятельности: подготовка законопроектов и контроль за их исполнением и эффективностью. Все это повышало законодательную активность Верховного Совета БССР. Так, за период с 1959 г. по 1967 г. было принято 124 законодательных акта. Верховный Совет БССР пятого созыва (1959–1962 гг.) принял 60 законов, среди которых «Закон о судоустройстве БССР (1959 г.)», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс (1960 г.) и другие. В 1957 г. в СССР осуществлена перестройка управления промышленностью и строительством. Вместо системы министерств, организованных по отраслевому принципу, была создана система советов народного хозяйства (совнархозов), построенных по территориальному принципу. Реорганизация проводилась на основе закона СССР от 10 мая 1957 г. «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». В связи с проведенной реорганизацией и образованием Совнархоза СССР были упразднены 9 министерств. Совнархоз республики осуществлял руководство порученными ему отраслями хозяйственной жизни, предприятиями, стройками и иными организациями, издавал постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему предприятиями и организациями на территории БССР. Организация управления народным хозяйством по территориальному принципу через Совнархозы несколько расширила возможности специализации и кооперирования в пределах экономического района, однако оказалось, что такая система не соответствовала возросшим потребностям страны, так как управление отраслями производства было раздроблено по многим экономическим районам, и руководство народным хозяйством ослабло. Законом «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов управления» от 2 октября 1965 г. и аналогичными законами союзных республик совнархозы были упразднены. Созданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские отраслевые министерства и ведомства. В этот период Совет Министров БССР ежегодно принимал от 400 до 800 постановлений. Большое количество нормативно-правовых актов, принятых в данный период, поставило вопрос о систематизации действующего законодательства. В БССР были созданы специальные комиссии для подготовки кодексов по основным отраслям права. Всего с 1950-х до 1980-х годов принято 10 кодексов. Гражданское право в этот период было направлено на упрочение государственной собственности, усиление планового начала в народном хозяйстве, совершенствование правовых форм экономических связей между хозяйственными организациями, упорядочение вопросов, связанных прежде всего с установлением договорных отношений. В 1961 г. принимаются «Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик», на основе которых в БССР Верховным Советом 11 июня 1964 г. утвержден и введен в действие 1 января 1965 г. новый «Гражданский кодекс». В кодексе четко определялись содержание и объекты каждой из форм социалистической собственности и правовые формы ее сохранения. 11 июня 1964 г. Верховный Совет БССР утвердил Гражданско-процессуальный кодекс БССР, более четко разграничивший права и обязанности лиц, участвующих в процессе, и упростивший порядок пересмотра дел. Уголовное законодательство в рассматриваемый период развивалось по двум основным направлениям: значительно усиливалась борьба с наиболее тяжкими и распространенными преступлениями, повышалась уголовная ответственность за их совершение; и в то же время несколько сужалась сфера уголовных репрессий за совершение деяний, не требовавших применения уголовного наказания. Так, отменялась уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул без уважительной причины (1956 г.), за самовольный проезд в товарных поездах (1955 г.) и т. д. 25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик», в связи с чем Верховный Совет БССР принял 29 декабря 1960 г. и ввел в действие с 1 апреля 1961 г. новый Уголовный кодекс. Новый Уголовный кодекс впервые ввел институт освобождения от уголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд, сохранил такие институты освобождения от уголовной ответственности и наказания, как истечение сроков давности привлечения к Уголовной ответственности или приговора. Уголовный кодекс регламентировал виды наказания. В дальнейшем уголовный кодекс 1960 г. подвергся существенным дополнениям и изменениям. В 1965 г. была введена статья, предусматривающая ответственность за угон автомобиля. Устанавливалась уголовная ответственность за получение взятки, вовлечение несовершеннолетних в пьянство, за действия, способствующие наркомании и т. д. Развивалось уголовно-процессуальное законодательство: восстановлен принцип осуществления правосудия только судом; расширены права прокурорского надзора. В связи с этим важное значение имело «Положение о прокурорском надзоре в СССР» (24 мая 1955 г.). С 1 апреля 1961 г. вступил в действие принятый Верховным Советом БССР Уголовно-процессуальный кодекс, законодательно закрепивший основы деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры по производству уголовных дел и значительно расширивший права и гарантии для участников процесса. В кодексе регламентировался единый процессуальный порядок производства уголовных дел. В рассматриваемый период принят и ряд других важных нормативно-правовых актов. Законодательство, как и прежде, направлялось на укрепление позиций государства во всех сферах правоотношений.
Date: 2015-10-19; view: 488; Нарушение авторских прав |