Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речь Посполитая в ХVІІ–ХVІІІ веках, ее государственно-политический строй. Конституция Речи Посполитой
1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей, согласно которому в Европе появилось новое конфедеративное многонациональное государство – Речь Посполитая. Это период социально-сословной поляризации общества. Особенно возвысилась шляхта ВКЛ, которая с 1696 г. окончательно уравнялась в правах с польской: «Генриковские артикулы (статьи)» полностью узаконили систему шляхетской демократии во всех землях и провинциях, что входили в Речь Посполитиую. Ополячивание господствующего класса на белорусских землях привело во второй половине ХVII в. к упадку белорусской культуры и государственности, к угрозе уничтожения белорусского этноса. Довольно привилегированное положение продолжало занимать духовенство. Однако между статусами католического и православного духовенства имелись значительные отличия. В высшем органе власти, Сенате, было представлено только католическое духовенство. И только социальная структура крестьянства оставалась такой же, как в XVI в. Общими тенденциями для всех групп феодально-зависимого населения был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение их земельных наделов. К концу ХVI в. в Великом княжестве Литовском окончательно оформилось крепостное право. Крепостной стал объектом залога, купли-продажи. Крестьяне очутились на самой низкой ступени феодального общества. Определенные изменения произошли в статусе городов. Начало возникать мануфактурное производство. Развивалось дальше ремесленное производство, торговля. Центральной фигурой в торговле стал горожанин-купец. Мещане, жители городов, добились более решительных действий в отстаивании установленных ранее сословных прав и привилегий. Социально-экономическая структура общества в этот период оставалась без кардинальных изменений, по-прежнему сохранялся феодально-крепостной строй. После Люблинской унии государственно-политическое устройство Речи Посполитой оставалось таким же, как и при персональной унии до 1569 г. Законодательная власть в стране принадлежала Вальному Сейму. Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы (палаты депутатов). Высшей палатой сейма являлся Сенат. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхи католического духовенства, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов доходило до 150 человек. Низшей палатой сейма была Посольская изба. В нее входили представители (послы – депутаты) от шляхты отдельных уездов или земель конфедеративного государства, а также в небольшом количестве депутаты от мещан наиболее важных городов. Со временем Посольская изба стала главной частью Сейма. Вальный сейм созывался королем Речи Посполитой через 2 года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм – в Городне. На совместных заседаниях Сената и Посольской избы заслушивался отчет правительства о своей двухлетней деятельности и рассматривались предложения о дальнейшей работе. Разработанные и утвержденные королем постановления сейма приобретали силу законов. Компетенция Вальных сеймов Речи Посполитой была широкой: сейм имел право решать любые вопросы государственного управления и законодательства: избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты на случай ведения войны и другие. Однако для принятия решения по тому или другому вопросу на сейме требовалось единогласное его одобрение. Поэтому многие решения сейма были сорваны (с 1652 по 1764 гг. из 55 сеймов решения 42 были сорваны наложением «вето»). Правда, в отдельных случаях, чтобы избежать срыва сейма наложением «вето», депутаты объявляли свой сейм конфедерацией (своеобразным съездом единомышленников шляхты), и тогда решения принимались простым большинством голосов. После Вального сейма депутаты созывали по уездам так называемые релятийные сеймики, на которых делали отчеты перед своими избирателями о работе сейма и своей деятельности на его сессиях. Каждый сеймик в отдельности оставлял за собой право принять свое решение по постановлениям сейма. Во главе исполнительной власти Речи Посполитой стоял король, с конца ХVI в. – избираемый. По закону король имел право созывать Вальный сейм; он назначал должностных лиц на правительственные должности, вел отношения с зарубежными странами, посылал и принимал послов; от имени короля вершилось правосудие и др. В своей деятельности король отвечал перед Вальным сеймом, шляхта могла отказаться от подчинения королю и выступить против него. Обеспечивалась полная свобода шляхты при избрании короля. Вместе с тем Великое княжество Литовское после унии сохранило свою государственность. ВКЛ и Польша, хотя и имели совместный сейм и совместного короля, остались отдельными единицами с отдельными правами. В Великом княжестве Литовском сохранились свои порядки и особенности, свое законодательство и своя судебная организация, свой административный аппарат, титул князя ВКЛ и государя, а также армия. Более того, в 1581 г. создается, а с 1582 г. начинает действовать Главный трибунал ВКЛ. Но наилучшим свидетельством государственной независимости ВКЛ стало принятие свода законов, который получил название Третьего литовского статута (Статут ВКЛ 1588 г.). В этом юридическом документе ни разу не упоминается про акт Люблинской унии. Согласно этому своду законов ВКЛ оставалось самостоятельным государством не только с новым законодательством, но и со своим государственным аппаратом, армией, финансами, территорией. В соответствии со статутом 1588 г. шляхта Польского королевства не имела юридического права приобретать в собственность земли в границах ВКЛ и занимать в нем государственные должности. Таким образом, конкретно-исторический материал свидетельствует о том, что государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей после 1569 г. строились не на основе акта Люблинской унии, а на условиях, которые предусматривали обособленность обоих государств при одном государе и одном парламенте (сейме). Вместе с тем это объединение родило и новое государство – Речь Посполитую. В середине ХVIII в. в Речи Посполитой развернулась острая политическая борьба сторонников реформ государственного строя с реакционными кругами католического духовенства и крупными феодалами. Особенно остро развернулась религиозная борьба против засилия католического духовенства и притеснения православных. Сейм Речи Посполитой подготовил в феврале 1768 г. договор с Россией о предоставлении свободы исполнения религиозных культов и некотором уравнивании в правах некатоликов с католиками. На сейме 1768 г. был принят закон «Кардинальные права», который закрепил непоколебимость свободного применения «вето», сохранение шляхетских привилегий и недопущение реформ Государственного строя. В 1768 году горячие сторонники «золотой» шляхетской вольности организовали в г. Бары (Украина) конфедерацию католиков, которая призвала к борьбе за отмену равноправия с православными и протестантами. С 60-х годов ХVIII столетия в стране началось экономическое оживление. Усиливалась роль городской буржуазии. Требовались законы, которые бы расширяли ее права. В 1775 г. были изданы законы, которые позволяли белорусским мещанам приобретать феодальные поместья, а шляхте – заниматься предпринимательской деятельностью и торговлей. Значительной части богатых мещан присвоено звание шляхты. Сближение шляхты с буржуазией содействовало образованию в политической борьбе единого блока прогрессивной части шляхты и буржуазии, который получил название «патриотической партии». Главной целью патриотов стало укрепление государственной власти Речи Посполитой, содействие буржуазным реформам в стране. Именно по инициативе членов патриотической партии в 1788–1792 годах работал так называемый Четырехгодичный сейм, объявивший себя конфедерацией и принимавший все решения большинством голосов. Преобразование государственного строя Речи Посполитой Четырехгодичный сейм начал с изложения основных принципов конституционного строя в принятых в январе 1791 г. «Кардинальных правах». Этот документ по своей сути был декларацией о принципах существования Речи Посполитой как самостоятельного, суверенного, независимого государства. Приняв законы, укрепившие положения прогрессивного блока шляхты и буржуазии, Четырехгодичный сейм сделал следующий, особенно важный шаг: 3 мая 1791 г. был принят закон о правительстве, который вошел в историю как Конституция Речи Посполитой. Конституция состояла из преамбулы и 11 разделов. Господствующей религией в государстве объявлялась католическая вера. Представителям других религий гарантировалась свобода выполнения религиозных обрядов. За шляхтой сохранились все политические и экономические права и ее верховенство в жизни страны. В раздел третий полностью вошел закон о городах, который наделял мещан политическими правами, уравнивая их по многим позициям со шляхтой. Тем самым конституционно закреплялись права буржуазии. Крестьяне оставались в крепостной зависимости. Был провозглашен демократический принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (раздел V). По новой конституции, законодательная власть принадлежала постоянно действующему сейму, состоящему из двух палат: палаты депутатов (Посольская изба) и палаты сенаторов (Сенат). Отменялся принцип «либерум вета», запрещалось образование конфедераций. Исполнительная власть принадлежала правительству Речи Посполитой, которое возглавлял король. В правительство входили также руководитель католической церкви – примас и 5 министров: полиции, внутренних дел, иностранных дел, военный министр, министр финансов. Министров назначал король. Выборность короля отменялась, устанавливалась наследственность трона одной династии. Король наделялся широкими полномочиями: он являлся высшим распорядителем вооруженных сил, назначал и освобождал должных лиц органов государственного управления. Фактически конфедерация была преобразована в федерацию. По Конституции 3 мая 1791 г. форма управления Речи Посполитой – конституционная монархия, форма государственного устройства – унитарное государство, политический режим – демократический. Существенно изменялись структура и характер деятельности судебных органов. Устанавливался принцип осуществления правосудия только судом. Все суды по-прежнему оставались сословными. Конституция 3 мая 1791 г. для своего времени имела прогрессивное значение, однако ее положения не были введены из-за их неприятия реакционной польской шляхтой, которая объявила 19 мая 1792 г. Торговитскую конфедерацию, признала деятельность Четырехгодичного сейма незаконной и восстановила старошляхетские права, одержав победу при помощи 100-тысячной русской армии, направленной по просьбе торговитчан царским правительством 18 мая 1792 г. Военный разгром Речи Посполитой привел к ее второму разделу. В январе 1793 г. Пруссия договорилась с Россией об отделении от Речи Посполитой части территории. К России отошла центральная часть Беларуси с городами Минск, Борисов, Слуцк, Пинск, Мозырь и отдельные районы Западной Украины. В 1794 г. в Кракове вспыхнуло восстание, в котором приняли участие мещане, шляхта и некоторая часть крестьян. Возглавил восстание уроженец Беларуси Тадеуш Костюшко. Восстание потерпело поражение и дало возможность захватить всю территорию Речи Посполитой и поделить ее в 1795 г. К России отошла Западная Беларусь, Литва, Курляндия и часть Западной Украины. Речь Посполитая как государство перестала существовать.
Date: 2015-10-19; view: 883; Нарушение авторских прав |