Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государственной власти и управления ВКЛ





В XIV–XVI вв. Великое княжество Литовское по форме правления было сословно-представительной монархией. После административной реформы 1564–1566 гг. это уже было унитарное централизованное государство. В нем было 13 воеводств, в каждом из которых имелись поветы (от одного до пяти, а всего 30).

Политический режим был демократическим.

Власть монарха в таком государстве была ограниченной: многие вопросы как внутренней, так и внешней политики он был вынужден решать совместно с сословно-представительными органами. Сама его должность была выборной. Это был более высокий уровень развития феодальной демократии.

В этот период продолжался процесс формирования таких сословно-представительных органов, как великий вальный сейм и поветовые сеймики, правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

В XVI веке во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господар, великий князь литовский, король польский – преамбула Статута 1529 года).
С учетом выборности великий князь при вступлении в должность заключал договор-ряд, в котором содержались обещания соблюдать прежнее законодательство, а новые нормативные акты принимать только совместно с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежние должности (врады). В XVI веке сменилось 5 великих князей – Александр (годы княжения 1492–1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (годы княжения 1506–1548 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544–1572 гг.), Стефан Баторий (годы княжения 1575–1582 гг.) и Жигимонт (Сигизмунд) III Ваза (годы княжения 1587–1632 гг.).

Постоянно действующим коллегиальным органом центрального управления являлась рада, которая осуществляла реальную власть в государстве. В ее состав входили крупные светские феодалы – паны радные, католические епископы (в первую очередь Виленский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалок дворный, подскарбий земский и др.). Численный состав рады законодательно не был определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов.

Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган сформировался именно в XVI веке. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по два депутата. Но в работе сейма помимо послов, избираемых от шляхты, принимали участие господар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные врады. Четко установленных сроков созыва сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильне, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего – в течение 2–4 недель.

Государственный аппарат представлял собой пирамиду, наверху которой находились высшие органы управления, в центре – дворцовые органы, а обширную нижнюю часть занимали местные органы управления – в воеводстве, повете, волости, городе, селе.

Высшими должностными лицами являлись канцлер, подскарбий, земский гетман, земский маршалок.

Среди высших должностных лиц выделялся канцлер, который заведовал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом входящей корреспонденции, поступающей на имя господара.

В подчинении канцлера находился большой штат помощников – подканцлер, писари, дьяки и др.

Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршалок, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господара и обеспечение порядка не только во дворе великого князя, но в любом месте нахождения господара. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя монарха, мог председательствовать на заседаниях вального сейма и рады при отсутствии господара, осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы сейма и др.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества и др.

Его ближайшими помощниками являлись дворный подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т. д., ведавшие по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности.

Вооруженные силы ВКЛ находились в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но и занимался сбором войска, его комплектованием, снабжением.

В его подчинении находились гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Так, дворный гетман занимался вопросами охраны дворца и господара, дворный маршалок ведал полицейскими функциями во дворце.

Численность дворных врадов была еще большей, чем земских, а их специализация – более узкой. В числе таких должностей следует назвать дворного подчашия, дворного подстолия, конюшего, постельничего, крайчего, кухмистра, мечника, ловчего, ключника, подключего, стольника, чашника и др. Так, дворный подчаший наливал и пробовал напитки, подаваемые государю, дворный подстолий был распорядителем стола господара, крайчий занимался подготовкой мясных блюд, кухмистр был главным составителем меню для стола, конюший ведал лошадьми дворца.

Во главе воеводства стоял воевода, назначаемый пожизненно господаром и радой. Компетенция его была широкой. Он осуществлял военные, полицейские, административные и хозяйственные функции, опираясь на многочисленный штат местных должностных лиц, находящихся в его подчинении. Такими помощниками были подвоевода, каштелян, тиуны, ключники, лесничие, мостничие и др.

В повете главой администрации был поветовый староста, компетенция которого была аналогичной компетенции воеводы. Помощниками поветового старосты были подстароста, хоружий, ключники, конюшие, лесничие, мостничие, тивуны.

Особенностью местного управления в воеводствах и поветах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных органов – сеймиков (соймиков),
в работе которых могли принимать участие не опороченные ничем шляхтичи, проживающие в данном воеводстве или повете. Как правило, поветовые сеймики собирались ежегодно, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения – размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составление инструкций-наказов для своих представителей, направляемых на вальный сейм, заслушивание отчетов о работе поветовых врадников и др.

6. Унии с Польшей: Кревская (1385 г.),

Городельская (1413 г.), Люблинская (1569 г.)

Внешнеполитическое положение Великого княжества Литовского во все времена оставалось сложным. Даже став к XV–XVI вв. одним из крупнейших стран Европы, ВКЛ продолжало испытывать сильное давление со стороны крестоносцев с северо-запада и татар с юга, а также набиравшего силу Московского княжества с востока. В этих условиях среди политических деятелей Польши и Великого княжества Литовского первая попытка реализации идеи союза, унии была предпринята еще в 1325 году, когда польский король Казимир III женился на дочери Гедимина княжне Алдоне.

Впоследствии польский король Казимир III не имел детей и передал престол своему племяннику венгерскому королю Людовику. Однако тот польскими делами не занимался, и его престиж среди поляков был низким. Людовик имел трех дочерей и польский престол сначала определил мужу старшей дочери – маркграфу бранденбургскому Сигизмунду. Однако тот не удовлетворял польскую шляхту, которая неожиданно присягнула другой дочери Людовика – малолетней Ядвиге. Целью такого шага шляхты было подобрать Ядвиге такого мужа, который был бы приемлемым для шляхты. Из многих претендентов выбор пал на великого князя литовского Ягайлу. У самого Ягайлы были два варианта женитьбы – на Ядвиге или дочери Дмитрия Донского. Он выбрал первый вариант.

В 1385 году на переговорах в Крево – резиденции великого князя -состоялись переговоры об условиях не только свадьбы, но и объединения двух государств. В соответствии с этими условиями князь соглашался выплатить 200 тысяч флоринов бывшему жениху Ядвиги – австрийскому принцу Вильгельму, принять католическую веру самому и распространить ее по всему княжеству, присоединить все земли княжества к королевству. Условия союза вызывают удивление, ибо текст договора напоминал скорее акт о безоговорочной капитуляции мощной державы перед слабейшей (Польшей).

Кревская уния 1385 года (полный текст ее не сохранился) была подписана между ВКЛ и Польшей сроком на 16 лет. В соответствии с ней король польский одновременно становился и великим князем Литовским, но оба государства сохраняли независимость: имели собственные правительства, свои армии, деньги, государственные границы; поляки не имели права покупать земли в ВКЛ и занимать там государственные должности.

Ягайло, желая помириться с Витовтом, подписал с ним Островское соглашение 1392 года, по которому великим князем Литовским становился Витовт. ВКЛ в период правления данного князя достигло наибольшего могущества – оно простиралось от Балтийского до Черного морей. Но в 1399 году войска Витовта на р. Ворскле потерпели сокрушительное поражение от татарских завоевателей из Азии во главе с Тамерланом. В результате ВКЛ оказалось на грани исчезновения. Этим воспользовалась Польша, которая навязала в 1401 году Виленскую (Радомскую) унию, в соответствии с которой Витовт правил бы пожизненно, но после его смерти литовские земли превращались бы в провинцию Польши.

После поражения на Ворскле актизировались крестоносцы, сражения с ними стали напоминать настоящую войну. И тогда Польша и ВКЛ решили объединить усилия для разгрома опасного врага. Битва под Грюнвальдом в 1410 году на несколько столетий отбила у крестоносцев желание двигаться на восток. Новая ситуация позволила ВКЛ пересмотреть позорную Виленскую унию 1401 года, которая была аннулирована, а в 1413 году удалось заключить новую, Городельскую, в соответствии с которой ВКЛ было безоговорочно признано самостоятельным государством.

Основные положения Городельской унии юридически закреплены в грамотах (привилеях). Первая грамота издана от имени 47 польских феодалов, которые наделяли 47 феодалов-католиков ВКЛ своими гербами и тем самым принимали их в свое гербовое братство. В третьей грамоте (Городельском привилее) содержалось обещание Ягайло и Витовта назначать на государственные посты лишь феодалов-католиков. Тем не менее характер унии из-за этого не изменился – союз оставался основанным на персональной унии.

Второй этап персональной унии ВКЛ с Польшей начался с избрания в 1447 году на польский трон сына Ягайло Казимира, который стал во главе двух государств. После смерти Казимира в 1492 году уния была приостановлена, а в 1501 году возобновлена, когда королем Польши был избран великий князь Литовский Александр. После смерти последнего польские феодалы снова избрали своим королем великого князя Литовского Жигимонта, и уния сохранилась. Она продолжала существовать и после вступления на польский трон Жигимонта II Августа.

Таким образом, с заключением в 1385 году Кревской унии был основан государственно-правовой союз, с которого началось последовательное сближение Великого княжества Литовского с Польским королевством.

В середине XVI века возник конфликт между ВКЛ и Россией за право обладания прибалтийскими землями и, в частности, Ливонией, находившейся под влиянием Польши и ВКЛ. К 1562 году русские войска уже стояли у стен Витебска, Орши, Шклова. Польские феодалы решили воспользоваться ситуацией, чтобы вынудить литовскую сторону пойти на подписание новой унии.

С 1564 по 1569 гг. этот вопрос 4 раза обсуждался на совместных сеймах Короны Польской и ВКЛ. Чтобы ускорить события, польский король и великий князь Литовский Сигизмунд Август II в январе 1569 года созвал и в Люблине еще один совместный сейм. Но магнаты ВКЛ не хотели расставаться с независимостью своей Родины. И тогда король в марте-июне 1569 года издал акты о присоединении к Короне Подляшья, Волыни, Подолии, Киевщины. Когда несколько чиновников отказались принять присягу на верность Короне Польской, их сразу лишили имений и должностей.

В этих условиях магнаты ВКЛ согласились на возобновление переговоров. Уния была подписана в июне 1569 года и закреплена присягой.

Согласно условиям унии ВКЛ и Королевство Польское объединялись в одно государство – Речь Посполитую (республику), которое должно иметь одного короля, избираемого на общем сейме. Для нового государства полагалось иметь один сейм, единую армию, денежную систему, общую внешнюю политику и др. Важным пунктом унии было то, что снимался запрет на приобретение земли поляками в ВКЛ, а жителями ВКЛ – в Польше.

Главная цель Люблинской унии – ликвидация Великого княжества Литовского как самостоятельного государства – в реальной жизни достигнута не была. Принятый в 1588 году Статут Великого княжества Литовского совершенно не упоминает о Люблинской унии, более того, акт 12 раздела 3 четко формулирует требование о том, что разрешение на получение поместий, занятие духовных и государственных должностей полагается только уроженцам ВКЛ и земель, принадлежащих ему, а «чужоземцам и заграничникам, ани суседом того панства» это право не предоставляется. Это позволяет утверждать, что и после Люблинской унии 1569 года государственно-правовые взаимоотношения ВКЛ и Польши не претерпели существенных изменений. Оба государства сохранили свою самостоятельность, а вновь созданные общие органы – господар и сейм – на компромиссной основе решали лишь небольшой круг вопросов (вопросы внешней политики и единой денежной единицы).

Что касается законности Люблинской унии 1569 года с точки зрения принципов современного международного права, то данный договор можно считать недействительным в силу того, что ВКЛ подписало его под воздействием реального насилия, осуществленного Королевством Польским, т. е. в данном случае не было свободного волеизъявления одной из сторон.

Date: 2015-10-19; view: 681; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию