Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сценарий лекции-эвристической беседы. 1. Тема лекции. Обоснование выбора темы
1. Тема лекции. Обоснование выбора темы. Тему лекции можно сформулировать так: "Раннее обучение, его значение для ребенка, особенности раннего обучения чтению". Обоснование выбора приведено в импровизированном введении. 1.1. Место и значение лекции в системе занятий с родителями. Лекция является вводной, определяющей построение отношений психолога с родителями. 1.2. Библиография по теме.
Литература для психолога 1. ВыготскийЛ.С. Проблемы развития психики и Детская психология. 2.Доман Г. и Дж. Дошкольное обучение ребенка. 3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. [114] 4. Ибука М. После трех уже поздно. 5. Недоспасов В. О. Лекции по физиологии ЦНС. 6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса. 7. Одаренные дети / Под ред. Бурменской. 8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. 9. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте.
Литература, рекомендуемая для родителей 1. Доман Г. иДж. Дошкольное обучение ребенка. 2. Лупан С. Поверь в свое дитя.
2. Формы организации лекции. 2.1. Аудитория. Родители маленьких детей с разным уровнем образования и профессиями, не имеющие психологического образования. 2.2. Цель лекции. Доказать возможность и необходимость раннего обучения детей чтению и дать представление об основах творческого и продуктивного взаимодействия с детьми на примере обучения чтению. 2.3. Задачи лекции. Актуализация смысловых позиций, целей, ценностных ориентации участников - основная задача. Оснащение предметного содержания осваиваемой деятельности. 2.4. Организационная форма лекции. Эвристическая беседа с элементами монологических высказываний, с опорой на аудиовизуальные средства (видеокассеты, карточки, книга) и с апеллированием к личному опыту участников. 3. Содержание лекции. 3.1. Трудности традиционного обучения чтению. Раскрывается вопрос о психологической сложности деятельности чтения. Для того чтобы прочесть текст и понять его смысл, ребенок должен выделять: буквы, из которых состоит слово, соотнести их со звуками; отдельные звуки соединить в слоги; слоги соединить в целое слово; понять смысл слова; произнести слово; соотнести смысл слс i а со смыслом текста. Указываются трудности, с которыми сталкиваются ребенок и родители, вместе с тем подчеркивается,.что умение ребенка читать к первому классу диктуется самой жизнью. Форма: монолог, переходящий в диалог с обращением к личному опыту участников. 3.2. История создания метода. История о больном мальчике по имени Томми, который родился с тяжелой мозговой травмой. Врачи считали, что ребенок не сможет нормально развиваться, что не позволит ему жить в социуме, и предложили родителям отдать его в специальное учреждение. Родители не согласились с мнением врачей [115] и в результате мальчик, который, по утверждению врачей, не сможет даже ходить, в пятилетнем возрасте был отдан в школу для одаренных детей, так как умел читать и понимал смысл прочитанного на уровне 12-летнего ребенка. Правда, ходил немного покачиваясь (в 3 года была полная неподвижность, даже не ползал). На основании опыта родителей этого ребенка Доман завершил разработку метода раннего обучения чтению. Основная мысль - огромные компенсаторные возможности развития психики даже больных детей с органическими поражениями при условии заинтересованности родителей в их воспитании и обучении. 3.3. Возможности детства и особая роль в социальной ситуации развития продуктивных взаимодействий и позитивных отношений родителей к детям. На других интересных примерах развивается предыдущая мысль. Доказывается ведущая роль родителей (применительно к здоровым детям). 3.4. Описание метода. Раскрываются основной принцип и достаточно подробные инструкции первого этапа. Подчеркивается непохожесть детей друг на друга и необходимость искать свои пути с целью введения и родителей, и детей в условия поиска решений. 3.5. Сравнение традиционного и нового подхода к обучению чтению. Доказывается путем анализа и сопоставления, что новый подход к обучению раннему чтению более полно учитывает психологию ребенка. 3.6. Демонстрация экспериментального опыта. Демонстрируются достигнутые успехи и некоторые, найденные совместно с ребенком, решения (опыт пока только моей личной работы с сыном, но по мере накопления материала будет обогащаться опытом других родителей). 4. Структура учебно-воспитательной ситуации. 4.1. Смысловые установки организатора (приобретены в ходе работы над курсовым проектом и занятий со своим ребенком). 4.2. Актуализация смысловых позиций, целей, ценностных ориентации всех участников. Первый этап актуализации происходит во время первой лекции. Все родители знают на своем (старший ребенок) или на чужом опыте, как трудно научить ребенка читать (за редким исключением). Можно предположить, что для многих родителей на этом этапе смыслом обучения будет только интеллектуальное развитие ребенка. Целью - достижение конечного результата (умения читать). Таким образом, ценность занятий многие увидят первоначально в возможности обучить ребенка чтению более простым способом, который окажет благоприятное развивающее воздействие и на весь интеллект в целом. Но психолог не может быть удовлетворен такой трактовкой, так как он понимает, что главной целью занятий является изменение [116] отношения родителей к детям, освоение ими новых форм взаимодействий - и родителями, и детьми, - развитие в процессе обучения ребенка через постановку и решение совместных творческих и продуктивных задач. На основании исследований Глена Домана и моих занятий со своим ребенком, на основании знания организации детской психики' вообще можно предположить, что со стороны ребенка обучение в игре будет воспринято с большим интересом (по причине любознательности и стремления к познанию во всех формах). Стремление к познанию - свойство развития ребенка. Нарушить, прекратить процесс познания, отбить у ребенка интерес к ситуации обучения чтению могут только родители авторитарными эмоционально холодными, неучастными способами ведения занятий. "Малыши могут и хотят учиться!" - пишет Глен Доман. Решение проблемы неадекватных действий и отношения родителей к занятиям должно быть начато уже в ходе первой лекции, когда лектор помогает родителям взглянуть на своего малыша другими глазами, а также описывает желательные позитивные формы отношения к ребенку. При возникновении проблемы (ребенок потерял интерес к занятиям) работа проводится с родителем и ребенком индивидуально. 4.3. Предметное содержание деятельности. Раскрывается во время вводной лекции таким образом, чтобы не давать жестких схем, а организовать открытые формы деятельности родителей с ребенком. Отсутствие готовых рецептов. Особое внимание - индивидуальности, желаниям, интересам ребенка, позиции сотрудничества, а не на навязывание воли родителей. Совместное проектирование с родителем зоны ближайшего развития в зависимости от индивидуальных достижений ребенка (переход к словосочетаниям, предложениям, чтению книг). Формула, которая, на мой взгляд, наиболее удачно описывает предметное содержание: "Если вам обоим скучно, значит вы делаете что-то не так". Коррекция позиций родителей в отношении к системе чтения - в индивидуальной работе и групповом обмене опытом. 4.4. Организация процедур взаимодействия. Психолог проектирует следующие виды взаимодействий: 1) психолог-родитель; 2) родитель-ребенок; 3) родитель-родитель (участники группы); 4) ребенок-психолог. Психолог-родитель. Позиция психолога: у меня есть некоторые знания и опыт, я готова ими поделиться и поучиться у вас. На первом этапе - демонстрация своего опыта или взаимодействия с малышом конкретного родителя с постепенным устранением [117] подсказок и переход на позиции партнерства, готовности принимать опыт родителя, учиться у него. Родитель-ребенок. Вырабатывание вместе с родителем позиции по отношению к ребенку: ребенок - не маленький взрослый, но вместе с тем равноправный и полноценный партнер по сотрудничеству, интересная личность, со своим богатым внутренним миром. Ситуация обучения - взаимное обогащение приемами взаимодействия, новым опытом. Родитель-родитель. Психолог стремится организовать готовность к взаимодействию, учет опыта другого, открытость в обсуждении трудностей. Психолог-ребенок. Позиция психолога: принятие ребенка, подчеркивание его успехов и достижений, мотивация ребенка на дальнейшее обучение. 4.5. Организация контроля. Здесь исключен прямой традиционный контроль. Критериями успешности обучения могут быть: степень удовлетворенности родителей и детей; заинтересованность в продолжении занятий (взаимная); степень достигнутой эмоциональной близости с ребенком; уровень положительных эмоций; изменение отношения родителей к ребенку и взглядов на своего ребенка, себя, мир. Контроль родителями успехов и достижений своего ребенка пооперационный, директивный психологом не приветствуется. Строятся формы совместного обсуждения, повышающие мотивацию на продолжение занятий, поддерживается поиск качественных изменений в ребенке (а не количественных - сколько слов запомнил); к таковым относятся: более свободное владение речью, повышение запаса слов, использование грамматически верных речевых оборотов, связность высказываний, более тесный эмоциональный контакт с матерью, высокая познавательная активность и др. 4.6. Взаимосвязь указанных параметров и проектирование заданий, превосходящих индивидуальные возможности участников. Взаимосвязь вышеописанных параметров служит цели укрепления благоприятной атмосферы для развития детей и родителей в си-•туации освоения обеими сторонами нового опыта. Проектирование задания, превосходящего индивидуальные возможности участников. На этапе перехода к чтению книг Глен Доман предлагает родителям написать для своих детей свои книги. Можно будет предложить родителям некоторые сценарии для первых книг, иллюстрированных фотографиями ребенка. Сценарий готовый (на первом этапе), родитель-режиссер и издатель, ребенок-актер, но и, возможно, соавтор. Затем можно предложить усложнение совместной деятельности (родитель-ребенок): сочинение замысла всего [118] сценария, издание, иллюстрации (рисунки, дизайн всей книги). Можно предположить, что получатся замечательные, невиданные книги, обучение по которым пойдет значительно быстрее. В заключение добавлю, что автор данной методической разработки твердо стоит на позициях непрерывного самообучения и самосовершенствования на основании получаемого опыта. Предлагаемая работа - это только предварительный набросок большой картины, которая непрерывно будет обогащаться новыми сюжетами и красками. Занимая позиции современного подхода к рациональности и условиям ее развития, автор предполагает непрерывное преобразование и усовершенствование своих взглядов на раннее обучение, смыслы, цели, ценностные ориентации, способы взаимодействия, а также отношение к миру в целом. Date: 2015-10-19; view: 406; Нарушение авторских прав |