Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарий лекции-эвристической беседы. 1. Тема лекции. Обоснование выбора темы





1. Тема лекции. Обоснование выбора темы.

Тему лекции можно сформулировать так: "Раннее обучение, его зна­чение для ребенка, особенности раннего обучения чтению". Обоснова­ние выбора приведено в импровизированном введении.

1.1. Место и значение лекции в системе занятий с родителями. Лекция является вводной, определяющей построение отношений психолога с родителями.

1.2. Библиография по теме.

 

Литература для психолога

1. ВыготскийЛ.С. Проблемы развития психики и Детская психология.

2.Доман Г. и Дж. Дошкольное обучение ребенка.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. [114]

4. Ибука М. После трех уже поздно.

5. Недоспасов В. О. Лекции по физиологии ЦНС.

6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса.

7. Одаренные дети / Под ред. Бурменской.

8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.

9. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте.

 

Литература, рекомендуемая для родителей

1. Доман Г. иДж. Дошкольное обучение ребенка.

2. Лупан С. Поверь в свое дитя.

 

2. Формы организации лекции.

2.1. Аудитория. Родители маленьких детей с разным уровнем об­разования и профессиями, не имеющие психологического образования.

2.2. Цель лекции. Доказать возможность и необходимость раннего обучения детей чтению и дать представление об основах творческого и продуктивного взаимодействия с детьми на примере обучения чтению.

2.3. Задачи лекции. Актуализация смысловых позиций, целей, ценностных ориентации участников - основная задача. Оснащение предметного содержания осваиваемой деятельности.

2.4. Организационная форма лекции. Эвристическая беседа с эле­ментами монологических высказываний, с опорой на аудиовизуаль­ные средства (видеокассеты, карточки, книга) и с апеллированием к личному опыту участников.

3. Содержание лекции.

3.1. Трудности традиционного обучения чтению. Раскрывается вопрос о психологической сложности деятельности чтения. Для того чтобы прочесть текст и понять его смысл, ребенок должен выделять:

буквы, из которых состоит слово, соотнести их со звуками;

отдельные звуки соединить в слоги;

слоги соединить в целое слово;

понять смысл слова;

произнести слово;

соотнести смысл слс i а со смыслом текста.

Указываются трудности, с которыми сталкиваются ребенок и ро­дители, вместе с тем подчеркивается,.что умение ребенка читать к первому классу диктуется самой жизнью.

Форма: монолог, переходящий в диалог с обращением к личному опыту участников.

3.2. История создания метода. История о больном мальчике по имени Томми, который родился с тяжелой мозговой травмой. Врачи считали, что ребенок не сможет нормально развиваться, что не по­зволит ему жить в социуме, и предложили родителям отдать его в специальное учреждение. Родители не согласились с мнением врачей [115] и в результате мальчик, который, по утверждению врачей, не сможет даже ходить, в пятилетнем возрасте был отдан в школу для одаренных детей, так как умел читать и понимал смысл прочитанно­го на уровне 12-летнего ребенка. Правда, ходил немного покачива­ясь (в 3 года была полная неподвижность, даже не ползал). На осно­вании опыта родителей этого ребенка Доман завершил разработку метода раннего обучения чтению.

Основная мысль - огромные компенсаторные возможности раз­вития психики даже больных детей с органическими поражениями при условии заинтересованности родителей в их воспитании и обучении.

3.3. Возможности детства и особая роль в социальной ситуации развития продуктивных взаимодействий и позитивных отношений родителей к детям. На других интересных примерах развивается предыдущая мысль. Доказывается ведущая роль родителей (приме­нительно к здоровым детям).

3.4. Описание метода. Раскрываются основной принцип и доста­точно подробные инструкции первого этапа. Подчеркивается непо­хожесть детей друг на друга и необходимость искать свои пути с це­лью введения и родителей, и детей в условия поиска решений.

3.5. Сравнение традиционного и нового подхода к обучению чте­нию. Доказывается путем анализа и сопоставления, что новый подход к обучению раннему чтению более полно учитывает психологию ребенка.

3.6. Демонстрация экспериментального опыта. Демонстрируют­ся достигнутые успехи и некоторые, найденные совместно с ребенком, решения (опыт пока только моей личной работы с сыном, но по мере на­копления материала будет обогащаться опытом других родителей). 4. Структура учебно-воспитательной ситуации.


4.1. Смысловые установки организатора (приобретены в ходе работы над курсовым проектом и занятий со своим ребенком).

4.2. Актуализация смысловых позиций, целей, ценностных ориен­тации всех участников.

Первый этап актуализации происходит во время первой лекции. Все родители знают на своем (старший ребенок) или на чужом опы­те, как трудно научить ребенка читать (за редким исключением). Можно предположить, что для многих родителей на этом этапе смыс­лом обучения будет только интеллектуальное развитие ребенка. Це­лью - достижение конечного результата (умения читать). Таким обра­зом, ценность занятий многие увидят первоначально в возможности обучить ребенка чтению более простым способом, который окажет бла­гоприятное развивающее воздействие и на весь интеллект в целом.

Но психолог не может быть удовлетворен такой трактовкой, так как он понимает, что главной целью занятий является изменение [116] отношения родителей к детям, освоение ими новых форм взаимодей­ствий - и родителями, и детьми, - развитие в процессе обучения ре­бенка через постановку и решение совместных творческих и продук­тивных задач.

На основании исследований Глена Домана и моих занятий со своим ребенком, на основании знания организации детской психики' вообще можно предположить, что со стороны ребенка обучение в игре будет воспринято с большим интересом (по причине любозна­тельности и стремления к познанию во всех формах). Стремление к познанию - свойство развития ребенка. Нарушить, прекратить про­цесс познания, отбить у ребенка интерес к ситуации обучения чте­нию могут только родители авторитарными эмоционально холод­ными, неучастными способами ведения занятий. "Малыши могут и хотят учиться!" - пишет Глен Доман.

Решение проблемы неадекватных действий и отношения родите­лей к занятиям должно быть начато уже в ходе первой лекции, когда лектор помогает родителям взглянуть на своего малыша другими гла­зами, а также описывает желательные позитивные формы отношения к ребенку. При возникновении проблемы (ребенок потерял интерес к за­нятиям) работа проводится с родителем и ребенком индивидуально.

4.3. Предметное содержание деятельности.

Раскрывается во время вводной лекции таким образом, чтобы не давать жестких схем, а организовать открытые формы деятельности родителей с ребенком. Отсутствие готовых рецептов. Особое внима­ние - индивидуальности, желаниям, интересам ребенка, позиции со­трудничества, а не на навязывание воли родителей.

Совместное проектирование с родителем зоны ближайшего раз­вития в зависимости от индивидуальных достижений ребенка (пере­ход к словосочетаниям, предложениям, чтению книг).

Формула, которая, на мой взгляд, наиболее удачно описывает предметное содержание: "Если вам обоим скучно, значит вы делаете

что-то не так".

Коррекция позиций родителей в отношении к системе чтения - в индивидуальной работе и групповом обмене опытом.

4.4. Организация процедур взаимодействия.

Психолог проектирует следующие виды взаимодействий: 1) пси­холог-родитель; 2) родитель-ребенок; 3) родитель-родитель (участ­ники группы); 4) ребенок-психолог.

Психолог-родитель. Позиция психолога: у меня есть некоторые знания и опыт, я готова ими поделиться и поучиться у вас.


На первом этапе - демонстрация своего опыта или взаимодейст­вия с малышом конкретного родителя с постепенным устранением [117] подсказок и переход на позиции партнерства, готовности принимать опыт родителя, учиться у него.

Родитель-ребенок. Вырабатывание вместе с родителем позиции по отношению к ребенку: ребенок - не маленький взрос­лый, но вместе с тем равноправный и полноценный партнер по со­трудничеству, интересная личность, со своим богатым внутренним миром. Ситуация обучения - взаимное обогащение приемами взаи­модействия, новым опытом.

Родитель-родитель. Психолог стремится организовать готовность к взаимодействию, учет опыта другого, открытость в об­суждении трудностей.

Психолог-ребенок. Позиция психолога: принятие ре­бенка, подчеркивание его успехов и достижений, мотивация ребенка на дальнейшее обучение.

4.5. Организация контроля.

Здесь исключен прямой традиционный контроль. Критериями успешности обучения могут быть: степень удовлетворенности роди­телей и детей; заинтересованность в продолжении занятий (взаим­ная); степень достигнутой эмоциональной близости с ребенком; уро­вень положительных эмоций; изменение отношения родителей к ре­бенку и взглядов на своего ребенка, себя, мир.

Контроль родителями успехов и достижений своего ребенка по­операционный, директивный психологом не приветствуется. Стро­ятся формы совместного обсуждения, повышающие мотивацию на продолжение занятий, поддерживается поиск качественных измене­ний в ребенке (а не количественных - сколько слов запомнил); к та­ковым относятся: более свободное владение речью, повышение за­паса слов, использование грамматически верных речевых оборотов, связность высказываний, более тесный эмоциональный контакт с матерью, высокая познавательная активность и др.

4.6. Взаимосвязь указанных параметров и проектирование зада­ний, превосходящих индивидуальные возможности участников.

Взаимосвязь вышеописанных параметров служит цели укрепле­ния благоприятной атмосферы для развития детей и родителей в си-•туации освоения обеими сторонами нового опыта.

Проектирование задания, превосходящего индивидуальные воз­можности участников. На этапе перехода к чтению книг Глен Доман предлагает родителям написать для своих детей свои книги. Можно будет предложить родителям некоторые сценарии для первых книг, иллюстрированных фотографиями ребенка. Сценарий готовый (на первом этапе), родитель-режиссер и издатель, ребенок-актер, но и, возможно, соавтор. Затем можно предложить усложнение совмест­ной деятельности (родитель-ребенок): сочинение замысла всего [118] сценария, издание, иллюстрации (рисунки, дизайн всей книги). Можно предположить, что получатся замечательные, невиданные книги, обучение по которым пойдет значительно быстрее.

В заключение добавлю, что автор данной методической разработки твердо стоит на позициях непрерывного самообучения и самосовершен­ствования на основании получаемого опыта. Предлагаемая работа - это только предварительный набросок большой картины, которая непрерыв­но будет обогащаться новыми сюжетами и красками. Занимая позиции современного подхода к рациональности и условиям ее развития, автор предполагает непрерывное преобразование и усовершенствование своих взглядов на раннее обучение, смыслы, цели, ценностные ориентации, способы взаимодействия, а также отношение к миру в целом.







Date: 2015-10-19; view: 406; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию