Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методическая разработка лекции. Аудитория: психологи. II курс
"АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЕГО ПРИРОДА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ" (студент И.К.) Аудитория: психологи. II курс. Уровень подготовки - общеобразовательный. Цель лекции: доказать необходимость исследования агрессивного поведения в контексте теории деятельности. План лекции. 1. Основные подходы к исследованию агрессивного поведения. 2. Основные принципы теории фрустрации. 3. Примеры проявления агрессивного поведения и соотношение с введенными понятиями. 4. Агрессия - конкретный способ поведения, требующий исследования. 5. Методы исследования агрессивного поведения. 6. Заключение. [102] План-конспект содержания лекции. 1. Необихевиористская ориентация. Гипотеза фрустрации агрессии (И. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Мауер и Р. Сиере). Тип: наличие агрессивного поведения предполагает фрустрацию, и наоборот. Определения: фрустрации, агрессии, "сдерживания", "смещенной агрессии". 40-е годы. Авторы модифицировали гипотезу. Агрессия - естественное, но не неизбежное последствие фрустрации, агрессия - доминантная реакция, фрустрация - провоцирующее условие. Школа групповой динамики. К. Левин и Т. Дембо показали возможность иных, чем агрессия, реакций. Эксперименты Т. Дембо (вызывание гнева). А. Маслоу, С. Розенцвейг, А. Бандура: фрустрация - не единственный фактор, приводящий к агрессии. С. Фенебек. Участие в агрессии имеет три эффекта: 1) может уменьшать агрессию (драйв); 2) усиливать; 3) изменять силу сдерживаний... Фрейдистские и неофрейдистские ориентации. 2. Эвристическая теория С. Розенцвейга. Уровни психобиологической зашиты: а) клеточный, б) автономный, в) корковый (эгозащитный), г) уровень, имеющий отношение к защите социальных групп. На третьем уровне выделяются типы реакций и направленность: а) экс-трокарательные, б) интрокарательные, в) некарательные. 3. Агрессивное поведение в спорте и его асоциальное проявление. Примеры. 4. Четырехкомпонентная структура теории деятельности. Виды конкретной деятельности с возможными проявлениями агрессии. Агрессивное поведение в контексте теории деятельности. 5. Методы исследования: модифицирующий эксперимент Т. Дембо. Исследование гнева: метод рисуночной ассоциации С. Розенцвейга и его применение. Ситуации: заблокированные, субэгоблокированные. Направленность агрессии: экстрапозитивная, интрапозитивная, им-мунитивная. Оценка по реакциям: препятственно-доминантные, эгозащитные, необходимо-упорствующие. Принцип построения методики. Ее соотношение с другими проективными методиками: ТАТ и ассоциативный эксперимент. Возможность применения. Использование метода в отечественной психология (Тарабарина, Фетисова, Гаврилова, Ениколопов). Психологическое строение механизмов реализации агрессивного поведения может, например, оказаться таким, как и альтруистическое поведение. Различие только в направленности деятельностей. [103] Исследования агрессивного поведения в настоящее время носят прагматический характер. Препятствия для теоретического осмысления - в понимании психологического содержания агрессивного поведения: 1) идеологические установки; 2) неосознанность диагностической значимости исследований агрессии в отечественной психологии. В современном обществе достаточно сильна также тенденция подменять задачу анализа социально-экономических и социально-политических корней насилия и агрессии социально-психологическим анализом. Важно выделить: 1) общим недостатком теорий фрустрации и агрессии является их эмпиризм, игнорирование методологических подходов; 2) единственным источником агрессии считают фрустрацию (Миллер-Даллард); 3) не указывают на те конкретные деятельности, в которых агрессия проявляется в наибольшей степени. Выводы 1. Рассмотрена динамика представлений некоторых направлений изучения агрессивного поведения. 2. Несмотря на слабую теоретическую разработанность в этих направлениях, затронута важная сфера психологии - агрессивное поведение. 3. Введенные и используемые в психологии понятия для исследования агрессивного поведения требуют их соотнесения со структурными и функциональными единицами деятельности (единицы деятельности и уровни установок деятельности). 4. Можно сконструировать теоретическую модель агрессивного поведения в системе категорий лишь посредством изучения конкретной деятельности, в которой проявляется агрессивное поведение. 5. Важной является проблема метода исследования агрессии. Необходим метод, с помощью которого можно получать диагностически значимые результаты. 6. Агрессивное поведение необходимо исследовать в контексте теории деятельности. Date: 2015-10-19; view: 351; Нарушение авторских прав |