Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятия по актерскому мастерству. Студентка психологического
(УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ "ЧУВСТВО ПАРТНЕРА", У НАЧИНАЮЩИХ АКТЕРОВ) Шарова О., студентка психологического факультета, II курс Актер на сцене никогда не остается один, даже если он играет Гамлета, произносящего монолог "Быть или не быть" (в этот момент компанию ему составляют не только декорации, но и люди, которые в следующую минуту должны появиться из-за них). Основная "болезнь" почти всех начинающих актеров заключается в том, что, поглощенные собственной ролью, на репетициях они живут ожиданием только своих реплик, часто почти не слыша того, о чем рядом вот уже несколько минут говорит их товарищ. Главный предмет волнения и внимания молодого актера составляет его персона, а не скромная фигура молчащего невдалеке партнера. А когда люди не следят друг за другом, не видят друг друга, они не в состоянии найти и поддержать нужный темпоритм, вовремя подхватить реплику... И зритель видит всего лишь компанию "одиночек", а не сыгранный коллектив. А что значит "внимание к партнеру"? Это прежде всего переключение внимания с себя на работающих рядом товарищей, умение в каждой фразе, в каждом движении "идти от них" (от их индивидуальности, от их роли), не играть в интерес к словам собеседника, а в самом деле искренне ими интересоваться (сюда уж подключается и мотивация). Правильное распределение внимания между [74] собой и партнерами - залог успешного общения на сцене. По большому счету, у спектакля помимо промежуточных есть еще общая главная цель, и к финалу надо придти всем вместе, а не по одиночке. Но придти к этой цели одновременно с другими очень сложно, если ты задавлен только своими актерскими проблемами и не видишь ничего вокруг себя, закрыт для взаимной связи. Многие актерские техники ставят перед собой задачу научить человека чувствовать пульс всего коллектива, а не только собственное учащенное сердцебиение. Есть много разных видов сценического общения, я остановлюсь на одном из них. Данное упражнение тренирует очень ценные для актера способности: умение даже спиной чувствовать работающего рядом партнера, синхронно и в одном ритме проигрывать определенные участки спектакля. **** Обучение актерскому мастерству обычно проводится в группах, состоящих из 7-15 человек. Занятие проводит режиссер (реж.). Описание упражнения "Одновременная остановка" По команде реж. (хлопок) актеры начинают беспорядочно ходить по комнате, создавая своеобразное "броуновское движение" (двигаться все должны в одинаковом темпе, не очень быстро). Задача актеров: попытаться связаться друг с другом глазами, почувствовать общее настроение, создавшуюся атмосферу и одновременно остановиться. Затем, застыв на некоторое мгновение, снова всем одновременно начать движение (в том же ритме, что и раньше). Конечно, здесь исключаются разные жесты и знаки, призывающие к остановке, а также принцип "цепной реакции" (когда, например, несколько участников сговариваются и останавливаются, а вслед за ними останавливается и вся группа). Актеры должны не угадать, а прочувствовать моменты прекращения и возобновления движения, должны уловить общую атмосферу, которая постепенно нагнетается и делает дальнейшее движение невозможным. Такие понятия, как "атмосфера", "чувство невозможности продолжать движение", не могут быть объяснены в логических, рациональных терминах, человеку неискушенному это скорее покажется фантастикой, выдумкой, но для самих актеров это совершенно реальные, чуть ли не осязаемые вещи, на которых зачастую держится вся игра; воспитание [75] подобного обостренного актерского чувства - особая задача (без него невозможно и плодотворное общение с партнерами). Если остановка была неудачной, реж. сообщает группе об этом, одновременно указывая и на замеченные ошибки ("вы все двигаетесь в разном темпоритме", "шаркаете ногами" - это признак скованности актера, "а вот вы ни разу не остановились вместе с группой, а только вслед за группой", "вы замерли и пошатнулись, потеряли равновесие, вы зажаты, найдите в себе точку опоры", "соберитесь, ребята, это очень серьезное дело - если будете хихикать, относиться к этому, как к игре, -ничего не выйдет"). Упражнение обычно повторяется несколько раз вплоть до приемлемого исполнения.. Возможны разные варианты упражнения: так, сначала актеры могут останавливаться и продолжать движение по хлопку (здесь воспитываются и внимание, и умение быстро переключаться), может быть задан быстрый или медленный темп движения. На "выходе" из описанной выше учебной ситуации перед нами уже "разогретая", более сработанная группа. Эффективность такого обучения видна в массовых сценах, когда перед актерами ставится задача одновременно без предварительного сигнала начать двигаться или, наоборот, застыть (например, последняя сцена "Ревизора"). Это застывание нельзя отрепетировать. Должна возникнуть ситуация, когда люди вокруг прекращают всякое движение и превращаются в кукол... Или еще ситуация: два актера сидят на разных концах сцены, спиной друг к другу. Их задача - одновременно вскочить и уйти со сцены... Вообще чередование движения и неподвижности имеет очень сильный сценический эффект; работающая труппа словно превращается в единый организм, в котором согласованно движутся все его части. Организация отношений между актерами и реж. достаточно проста. В описанном упражнении, как и во многих других, работа актеров строится на взаимном доверии, поддержке, дружеском расположении. Иногда бывает очень сложно просто посмотреть в глаза другого человека... Роль реж. здесь во многом сходна с ролью учителя: он видит ошибки, неточности в исполнении упражнения, поправляет их, иногда коротко объясняет причины их возникновения. Задавать реж. слишком "объемные" вопросы, дискутировать с ним по поводу отдельных положений актерской техники можно во время специальных занятий, но никак не во время исполнения упражнения - это сбивает группу с ритма, рассеивает внимание и вряд ли может привести к хорошему результату. Замечания и указания реж. должны исполняться по возможности точно и быстро. Контроль и оценивание упражнения зависят во многом от требований реж., продиктованных ситуативной важностью задания (просто [76] предварительный разогрев перед репетицией или специально ориентировано на сцену из спектакля). Поощрение тоже зависит от многих факторов, в том числе и от уровня подготовки актеров: что считается хорошим результатом для новичков, может быть не очень хорошим для профессионалов. Контроль организуется и самими актерами (когда они работают без реж.), но важно, чтобы обсуждение ошибок не превратилось в базар (особенно в молодежных группах). Иногда напоследок проводится маленький тест, показывающий степень "разогрева" группы: актеры становятся в круг, поднимают руки над головой... Их задача - одновременно хлопнуть в ладоши. После описанного упражнения синхронный хлопок часто получается с одного раза. *** Этот сценарий описывает становление хронотопа сценического действия, который определяется формированием у всех участников внутреннего временного и пространственного образа их движений и действий в целостной ситуации, о чем свидетельствует появление сопричастности к единому ситуационному ритму (синхронизация начала, хода, окончания движений), появление "чувства ситуации". Имеет ли место процесс формирования хронотопа в ходе совместной (групповой) интеллектуальной деятельности? Если да, то в чем это будет выражаться? Не кажется ли вам вполне уместным такого рода упражнение на выработку чувства ситуации и партнера в системе задач подготовки психолога, в том числе и к преподаванию?
Date: 2015-10-19; view: 361; Нарушение авторских прав |