Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология как область гуманитарного познания и цели обучения психологии. Цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвя­заны





Цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвя­заны. Содержание предмета усвоения так или иначе детерминирует це­ли обучения.

Цели обучения психологии определяются особенностями ее содер­жания как гуманитарной дисциплины. Далеко не всегда специфику психологического познания связывают с областью гуманитарного зна­ния. Существуют и иные позиции. Они вполне определенно выражены в дискуссиях о предмете психологии, в трактовке психологии как науки в первую очередь естественной, биологической либо биосоциальной. На наш взгляд, психологию следует трактовать как науку социально-историческую, что не исключает в ее арсенале естественнонаучных ме­тодов исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы соци­альных наук, методы гуманитарного познания.

Гуманитарное познание - особый тип научного познания, предпола­гающий иное отношение познающего субъекта к объекту исследования, чем то, которое свойственно естественнонаучным дисциплинам.

В центре гуманитарного познания - не вещь, а личность, отношения субъект-субъект, а не только субъект-объект, как подчеркивает М.М. Бахтин [1]. По его мнению, познание вещи и познание лично­сти - два предела. Вещь исчерпаема до конца односторонним актом познания субъекта. Личность как познаваемое требует не "точности" познания, но глубины "проникновения". Познание-проникновение всегда двусторонний акт [1, с. 409]. Суть отношений познающего субъекта и субъекта познаваемого - в диалоге. Диалог же предполагает раскрытие не только значений, которые ситуативны, но и смыслов, ко­торые даны в бесконечном многообразии контекстов и в динамике из­менений субъектов в ходе познания. Поэтому диалог неисчерпаем, ибо подлинное понимание исторично и персонифицировано. Это [15] обстоятельство и придает специфику критериям точности понимания в гума­нитарном познании в отличие от естественнонаучных критериев. Точ­ность познания гуманитарного не в идентификации, а в преодолении "чуждости чужого без превращения его в чисто свое" [1, с. 371], т.е. в определенной мере проникновенности, взаимной сопряженности по­знающего и познаваемого.

Необходимо подчеркнуть еще одно свойство гуманитарного позна­ния, важное в понимании особенностей изучения психологии. Психоло­гическое познание принципиально гетерогенно и предполагает не толь­ко научно-теоретическое, понятийно-знаковое, логическое мышление, в значительной мере формализуемое, но и мышление образное, художе­ственное, наглядно-действенное, наконец, созерцание, основанное на символическом сознании, символизации и интерпретации символов, с помощью которой психолог проникает в области бессознательного.

Образ психологической науки в нашей стране долгие десятилетия формировался так, что в нем не находилось места для форм символиче­ского сознания, свойственных гуманитарной культуре. И только в по­следние два десятилетия, когда психоанализ и аналитическая психология стали у нас доступными для изучения, в систему подготовки психологов начали проникать идеи необходимости культивирования символического сознания - способности интерпретировать и порождать символы, которые неразрывно связаны с эмоционально-чувственным опытом людей [11; 13].

По мнению философов, "символическое сознание... особая реаль­ность внутреннего мира человека, где личностные интимные смысла слиты с актуализировавшими их предметами, отношениями, ситуациями, ими освещаются, определяя индивидуальное или коллективное мироотношение и миропонимание, далеко не всегда осознаваемое" [24, Т. 2, с. 91].

Уже давно психоаналитики 3. Фрейд, Э. Фром, Ж. Лакан, К.-Г. Юнг и другие выделяли относительно независимо друг от друга перечень наиболее важных для психологов областей знания. Приведем их далеко не полный список.

 

Фрейд: психиатрия; сексология; история цивилизаций; мифология; психоло­гия религии; история литературы и литературная критика.

Фромм: драма; изобразительное искусство; поэзия; мифология.

Лакан: риторика (метод воздействия); диалектика (в аристотелевском техни­ческом смысле); грамматика; поэтика (анализ всех жанров, включая юмор, анекдоты).

 

В этих перечнях можно заметить не только различия позиций трех психоаналитиков, но. и поразительное сходство их поиска в культуре тех областей, где проступает так или иначе работа бессознательного, интуитивного либо не вполне осознаваемого опыта, которая находит свое воплощение в символах, в работе не поддающегося рациональной логике символического сознания. [16]


Видимо, избежать дегуманизации человека, изучая научную психо­логию, возможно, лишь обращаясь к тем областям культуры, где чело­век предстает во всей полноте форм и медиаторов, опосредствующих понимание мира и себя самого, - к мифологии, драме, изобразительно­му искусству, литературе, поэзии, эзотерическим учениям и религии. Роль двух последних источников в понимании богатства символов бес­сознательного, столь необходимого в психотерапевтической практике, особо подчеркивал К. Г. Юнг.

Поэтому расширение предмета изучения психологии за рамки соб­ственно-научной дисциплины в область междисциплинарных связей мы видим как необходимое условие гуманизации преподавания психологии.

Исходя из особенностей гуманитарного познания, можно следую­щим образом определить цели обучения психологии как для специали­стов-психологов, так и для осваивающих психологию в системе овладе­ния педагогической деятельностью.

Цель обучения психологии - овладение теоретическими и практиче­скими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психо­логического сознания - в единстве знания и действия. Поэтому только тео­ретическое познание вне освоения способов конструирования ситуаций поведения и действования, которые могут быть направлены двусторонне -на себя и на других людей, - не есть профессиональное психологическое знание.

Обучение психологии направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей, но и на само преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания.

Сложность достижения цели освоения психологии - в этой особой сращенности способов познания и преобразования, познавательного отношения и личностно-преобразующего отношения.

Разумеется, эта общая цель реализуется в целой системе подцелей. Кроме того, она вписана в систему более глобальных целей формирования личности специалиста, характерных для гуманистического воспи­тания, - становление мировоззрения, направленности личности на действенное участие в продуктивной профессиональной деятельности, в; культурной и общественной жизни.







Date: 2015-10-19; view: 337; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию