Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа учителя вспомогательной школы по организации самоподготовки умственно отсталых школьников





Успешное выполнение домашних заданий учащимися во многом зависит не только от качественного преподавания учебного материала учителем и степени усвоения его учениками, но и от сформированности у учащихся навыков самостоятельного учебного труда.

Уровни сформированности навыков самостоятельного выполнения домашних задании умственно отсталыми школьниками и способы организации самоподготовки учащихся во вспомогательной школе-интернате рассматриваются в аспекте готовности учащихся к самостоятельному выполнению домашних заданий. По уровню сформированности у школьников умений самостоятельно выполнять домашние задания А.Н. Ляшенко выделяет четыре группы учащихся.

К первой группе относятся дети, обладающие относительно высоким уровнем самостоятельности, способные самоорганизовать свою учебно-познавательную деятельность по выполнению домашних заданий с учетом требований к этому виду учебного труда. Ответы учеников данной группы по поводу самостоятельно выполненных задании дают основания утверждать, об осознанности усвоения знаний по изучаемой теме.

Ко второй группе относятся дети, для которых характерна менее совершенная организация, самостоятельной работы (средний уровень). Они выпускают из виду необходимость соблюдения ряда требований к выполнению заданий. Характерной особенностью этой группы детей является также и недостаточная целенаправленность самостоятельной деятельности. Легкие задания такие учащиеся могут выполнять сами, но при некотором усложнении их нуждаются в ориентирующей и направляющей помощи педагога. В условиях полностью самостоятельной работы учащиеся данной группы усваивают материал гораздо менее полно и осознано, чем ученики первой группы.

Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем развития самостоятельности. Они лишь частично, фрагментарно выполняют отдельные требования в организации работы по самоподготовке, обнаруживают неумение осмысленно пользоваться инструкцией к заданию, не делают попыток проверить правильность выполнения. В процессе работы им нужна значительная текущая помощь педагога, в том числе и корригирующего характера. Но большинство вопросов, касающихся содержания подготовительных заданий, учащиеся этой группы дают ответы неправильные или не отвечают вообще, что свидетельствует о явно слабом влиянии самостоятельной работы на сознательность и полноту усвоения материал.

Четвертую группу составили учащиеся с крайне низким уровнем развития самостоятельности. Характерной особенностью этой группы является, прежде всего то, что они совершенно не умеют подготовиться к выполнению задания, к работе приступают только после неоднократных напоминаний педагога. Выраженные нарушения активного внимания и целенаправленной деятельности, будучи типичными чертами данной группы, проявляются в том, что они не читают условия задания, не знакомятся с его содержанием, не пытаются вникнуть в смысл, работают механически, допуская большое количество ошибок.

Усиление познавательной активности учащихся при самоподготовке, улучшение влияния последней на качество знаний школьников во многом зависит от правильного подбора учителем домашних заданий с обеспечением их разнообразия.

На первичном этапе обучения в целях воспитания у умственно отсталых школьников уверенности в своих силах им следует предлагать задания, по своему содержанию не вызывающие больших затруднений. В дальнейшем в зависимости от новизны и сложности изучаемого материала учитель предусматривает разнообразие домашних заданий с точки зрения характера познавательной деятельности при их выполнении. Так при изучении новой темы чаще даются задания репродуктивного характера, основным признаком которых является оперирование уже имеющимися знаниями. К заданиям этого типа относятся воспроизводящие, тренировочные и обзорные самостоятельные работы.

Воспроизводящие задания требуют от учащихся простого восстановления в памяти изученного материала, узнаванию его по основным признакам (подчеркнуть букву; слоги ЖИ, ШИ; какие буквы пишут после Ж, Ш?).

Тренировочные самостоятельные задания требуют от учащихся не столько простого воспроизведения изученного, сколько применения усваиваемых приемов, понятий, правил в новых ситуациях.

Обзорные самостоятельные задания направлены на систематизацию и упорядочение изученного материала. Эти задания используются при задавании уроков по чтению, естествознанию, географии, истории, родному языку. Суть их заключается в составлении планов, заполнении схем по изученному материалу, подготовке целостных монологических воспроизведений.


По мере дальнейшего продвижения в изучении темы и на основе овладения учащимися уже определенной суммой знаний учитель усложняет домашние задания, предлагая детям такие, которые требовали бы самостоятельных выводов, обобщений и т.п.

С этой целью на самоподготовку даются задания познавательно-поискового, творческого и познавательно - практического типа.

Задания познавательно - поискового типа требуют от учащихся приобретения определенных новых знаний путем самостоятельных действий. Во вспомогательной школе из заданий этого типа полезно применить констатирующие и логически — поисковые задания.

Констатирующие самостоятельные работы включают познание и описание новых фактов и явлений действительности по их внешним признакам /наблюдения в природе, в процессе учебного труда и т.п./.

Логически - поисковые самостоятельные работы требуют от учащихся разнообразных умственных операций (синтеза, сравнения, сопоставления фактов и явлений, установления в них сходства и различия, объединения их по существенным признакам, умения сделать выводы и обобщения, раскрыть причинно - следственные связи) и на основе этого - приобретения, совершенствования и углубления новых знаний. Довольно широко следует практиковать задания на раскрытие причинно - следственных связей путем ответов учащихся на вопросы, готовых ответов на которые нет в учебнике.

Задания творческого типа предполагают творческий перенос знаний и умений в новые ситуации (по географии - изготовление макетов, моделей, простых приборов; островов, полуостровов с проливами и заливами, по математике - изготовить модель прямоугольника, куба, цилиндра).

Задания познавательно - практического типа, также как и творческого, требуют от ученика умения применить полученные знания в новых ситуациях. Однако они более тесно связаны с жизнью, трудом школьника (учебно-практические задания - измерение, составление и решение определенных задач и т.п.).

Кроме учета характера познавательной деятельности учащихся при выполнении домашних заданий учитель должен учитывать познавательные возможности, уровень самостоятельности всех учащихся класса. Поэтому при подборе домашних заданий учитель строго соблюдает дифференцированный подход к ним с учетом индивидуальных возможностей и особенностей умственно отсталых школьников.

Естественно, что многовариантность заданий несколько усложняет работу учителя, однако, дифференциация заданий с учетом темпа работы учащихся, трудности и сложности задаваемого материала создает благоприятное условие для выполнения их всеми школьниками, позволяет заканчивать самоподготовку почти в одно и тоже время. Важно учитывать при этом, что объем домашнего задания должен определяться исходя из времени, отведенного на его выполнение.

Большую роль в обеспечении качественного выполнения домашних заданий учащимися играет инструктирование детей на уроке.

Это может быть:

а) разбор и фронтальное выполнение части задания в классе с последующим окончанием его на самоподготовке;

б) детальный разбор всего домашнего задания;

в) указания к порядку его выполнения;

г) разъяснение наиболее рациональных приемов работы;

д) разбор отдельных вопросов, вызывающих у учащихся затруднения при выполнении этих заданий.

Таким образом, после окончания урока ученик должен иметь общую ориентировку и направления в выполнении домашних заданий.

Для задавания уроков на дом и; проведения инструктажа учитель отводит в структуре урока специальное время. Домашние задания дети записывают в дневники (кроме учащихся 1-2 кл.). Контроль за этим осуществляет учитель.

Контроль за качеством выполнения учащимися домашних заданий обычно проводится путем ответов учащихся на вопросы учителя или путем фронтального просмотра учителем выполненных работ.

Однако, учитель может использовать более эффективный в коррек-ционном смысле способ проверки усвоения заданного материала. Таким способом является выполнение учениками класса в начале урока самостоятельных работ на материале, аналогичном тому, который выносился на самоподготовку. Это дает возможность проверить качество усвоения учебного материала и закрепить его.







Date: 2015-10-19; view: 400; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию