Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения этих документов





Лесохозяйственный регламент является нормативной основой для проектирования и осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Он разрабатывается для каждого лесничества (лесопарка) на основе материалов лесоустройства, специальных изысканий и исследований, документов территориального планирования, составляется на срок до десяти лет, приводится в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).

В лесохозяйственном регламенте в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются:

1) виды разрешенного использования лесов;

2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры всех видов разрешенного использования лесов;

3) ограничения использования лесов в случаях запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, запрета на проведение рубок, иных ограничений, установленных Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами;

4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Во введении к лесохозяйственному регламенту указываются: основание для разработки, срок действия разрабатываемого регламента, сведения о его разработчике, перечень законодательных, нормативно-правовых, нормативно-технических, методических и проектных документов, на основе которых разработан лесохозяйственный регламент.

Глава 1 лесохозяйственного регламента состоит из двух разделов и содержит следующую информацию:

1) краткая характеристика лесничества, лесопарка (наименование и местоположение, общая площадь, в том числе участковых лесничеств; распределение территории по муниципальным образованиям, лесорастительным зонам и районам; распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, характеристика земель лесного фонда и имеющихся особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия; характеристика существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, мероприятий по их строительству, реконструкции и эксплуатации). Эта информация иллюстрируется соответствующими схематическими картами;



2) виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам.

Глава 2 лесохозяйственного регламента состоит из 17 разделов и содержит данные о нормативах, параметрах и сроках разрешённого использования лесов для заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, осуществления рекреационной деятельности и др. (см. «Использование лесов и его виды»). В этой главе содержатся требования, в том числе нормативы, параметры и сроки проведения мероприятий, по охране лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, защите от вредных организмов и воспроизводству лесов (лесовосстановлению, лесоразведению, уходу), а также особенности требований к использованию лесов по лесорастительным зонам и лесным районам.

Глава 3 лесохозяйственного регламента состоит из трех разделов, отражающих ограничения по видам целевого назначения лесов, видам особо защитных участков, видам использования лесов.

При необходимости получения новых нормативов, параметров и сроков проведения мероприятий в связи с изменением структуры и состояния лесов или нормативных правовых актов возможно внесение изменений в лесохозяйственные регламенты. Это выполняется по результатам очередного лесоустройства или специальных обследований с привлечением специальных комиссий и независимых экспертов.

Требования лесохозяйственного регламента распространяются также на лесные участки, расположенные в границах лесничества (лесопарка) и предоставленные в тот или иной вид пользования, для которых составляются проекты освоения лесов по разрешённым видам их использования.

Проект освоения лесов разрабатывается для объекта пользования (лесного участка) на основании договора аренды или иного документа по закреплению права пользования лесным участком, материалов лесоустройства, лесохозяйственного регламента лесничества, в границах которого находится этот участок. Проект содержит сведения о пользователе, о разрешённых видах и объёмах использования лесов, о проектируемых мероприятиях по охране, защите, воспроизводству лесов, материалы по созданию объектов инфраструктур (лесной и необходимой для обеспечения использования лесов), об охране объектов животного мира, водных объектов. К нему прилагаются тематические лесные карты лесного участка.

Он составляется на период, не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента, и подлежит обязательной государственной или муниципальной экспертизе.

____________________________________________________________________________________

При лесоустройстве определяют, как наиболее эффективно использовать и воспроизводить лесные ресурсы устраиваемого объекта, возрасты рубок (спелости), расчётную лесосеку (оптимальную норму ежегодной рубки леса), методы и необходимые объёмы рубок ухода, лесовосстановительных и других работ.



Особое внимание уделяется разработке научно обоснованных рекомендаций по наиболее рациональному использованию земель лесного фонда, повышению продуктивности лесов и увеличению размеров их использования. В последнее время расширяются и углубляются работы по прогнозированию и развитию лесного фонда. Предусматривается дальнейшее совершенствование комплексного использования лесов.

Отдельной, наиболее актуальной задачей лесного планирования является создание предпосылок экономически эффективного, но экологичного(не наносящего непоправимый вред природной среде) использования лесных ресурсов, то есть максимально возможного их использования в рамках экологической ёмкости экосистем. Это наиболее важно при освоении защитных лесов, особенно при рекреационном их использовании.

Работы по лесоустройству имеют комплексный характер, но самыми востребованными и самыми затратными являются работы по таксации лесов. Лесотаксационные работы – это вид непроизводственной деятельности, результатом которой является услуга собственнику лесов.
Результаты таксации лесов материализуются в виде детальных лесных карт и таксационных описаний на каждый лесотаксационный выдел лесничества и вносятся в Государственный лесной реестр. Особенностью данной услуги является ее тройное назначение. Потребителями результатов таксации лесов являются государство, бизнес и население[4]

Как любой вид деятельности, лесоустроительные работы сопряжены с расходами. И эти расходы на первом этапе должны покрываться заказчиком этой услуги – собственником лесов. Таксация лесов по государственному заказу должна выполняться по новейшим, экономически оправданным и оптимальным по соотношению цена – качество технологиям с акцентом на преимущественное применение дистанционных способов. Тем не менее, таксация лесов остаётся достаточно трудоёмким и затратным процессом с 2-хгодичным, как правило, технологическим циклом. Базовая, начальная стоимость работ по таксации лесов (на 1 га) ранжируется по способам и разрядам и определяется по нормативам затрат на эти цели. Нормативы затрат рассчитываются на основании технологических схем выполнения таксационных работ, приведенных в лесоустроительной инструкции на примере типичных объектов с использованием действующих в лесоустройстве норм выработки по элементам работ. Услуги по таксации лесов могут оказываться государству любыми специализированными организациями. Конкретные исполнители работ и окончательная цена на эту услугу определяются в результате конкурсных процедур на свободном рынке.

Следует отчётливо понимать, что в условиях Российской Федерации с её огромными лесными территориями неизбежно дальнейшее развитие и доминирование дистанционных способов таксации на основе использования материалов дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения и программных средств нового поколения по их обработке. Поэтому с целью снижения издержек и укрепления своих позиций на рынке лесоустроительных услуг предполагается создание в предприятии собственного мобильного аэрофотосъемочного подразделения.

Общая эффективность лесоустроительных работ имеет экономическую и социальную полезность. В свою очередь экономическую полезность можно представить в виде прямой и косвенной экономической эффективности.

Прямая экономическая эффективность должна обеспечиваться обязательной процедурой выкупа (единовременным платежом) арендаторами лесных участков результатов таксации (лесные карты и таксационные описания) в виде выписки из Государственного лесного реестра (ГЛР) по цене, соответствующей фактическим бюджетным затратам на таксацию лесов конкретного арендного лесного участка. Такой подход, с одной стороны, обеспечит государству возврат потраченных средств, а с другой – будет стимулировать органы государственной власти рационально планировать объекты и объёмы работ по таксации, то есть в зонах фактического и планируемого освоения лесов.

Второй прямой доходной статьей государства от таксации лесов является плата населением (гражданами) за выписки из ГЛР по государственным расценкам. Необходимо более полно информировать граждан, что они по доступным государственным расценкам могут приобрести в виде выписки из ГЛР лесные карты или их фрагменты с таксационной информацией на интересующий их район, например, о грибных и ягодных местах. Несомненно, что с дальнейшим развитием гражданского общества и, соответственно, с ростом активности местного и городского населения рынок этих услуг будет расти.

Косвенная экономическая эффективность определяется общим увеличением объёма платежей в бюджетную систему всеми участниками лесных отношений, в первую очередь арендаторами лесных участков.

Выполнение таксации лесов позволяет уточнить эксплуатационные запасы и расчётную лесосеку, как правило, в сторону увеличения с соответствующим увеличением поступления платежей за использование лесов в бюджет Российской Федерации.

Перевод при таксации лесов части приспевающих насаждений в спелые обеспечит повышение рентабельности лесозаготовок не менее чем на 10 %, что, соответственно, обеспечит увеличение налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Результаты таксации лесов в зоне добычи полезных ископаемых и строительства линейных объектов позволят выявить лесные участки, фактически используемые для этих целей, но не оформленные в установленном порядке, упорядочить арендные отношения в этой области и уточнить размеры арендной платы за использование лесных участков.[5]

Предполагается, что такой подход, по расчётам разработчиков нового Лесного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2007 г., позволит максимально приспособить лесоустройство к нуждам использования лесов, а заодно и сэкономить государственные деньги. До принятия нового Лесного кодекса, в лесном секторе экономики складывалась следующая ситуация: при существующей федеральной собственности на лес практически весь лесной бизнес находится в частных руках, только в 2006 году затраты государства на лесоустройство составили 611,4 мл рублей, в то время как большей её частью пользуется лесопромышленник.[6]

Лесной кодекс РФ предполагает следующие виды организации хозяйственного использования лесов.

• Право на осуществление лесопользования по результатам аукционов.

• Право на осуществление лесопользования предоставляется на основании

договора аренды:

1) со сроком от 10 до 49 лет;

2) на краткосрочный период (до 1 года).

• Лесные участки можно закладывать в банк, сдавать в субаренду или передавать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу.

Учитывая, что в пределах арендованных участков леса арендатор отвечает за осуществление работ по лесовосстановлению, уходу за лесом и обязан в соответствии с проектом освоения лесов и за счёт собственных средств проводить лесовосстановительные мероприятия, по необходимости вкладывать инвестиции и проводить противопожарные мероприятия и несёт связанные с этой деятельностью материальные расходы, при краткосрочной аренде нет его личной заинтересованности в качестве проведения этих работ.

• В лесах, не предоставленных в аренду, за их освоение отвечают федеральные органы управления лесным хозяйством, мероприятия существляются подрядными организациями, выбранными для этих целей на основании открытого конкурса.[7]

 

Лекция № 3

Тема: «Основы лесоустроительного проектирования»

 

Самостоятельно – стр. 5-8, «Основы лесоустройства рекреационных лесов. Курсовое проектирование» / Сериков М. Т. и др. – 2013. - № 950.

 

Лекция № 4

Тема: «Подразделения лесов по целевому назначению. Рекреационные леса»

 

В соответствии с экономическими, экологическими и социальными факторами, местоположением и выполняемыми функциями, леса делят с 01.01.2007 г. на защитные, эксплуатационными и резервные леса (было подразделение на группы лесов и категории защитности лесов І группы).

Для каждого этого вида лесов закреплён правовой режим их освоения – это ряд ограничений по их использованию, а также необходимые системы лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих выращивание лесов определённого целевого назначения.

Защитные леса подразделяют на категории для уточнения их целевого назначения, в зависимости от которого уточняется порядок освоения лесов.

Согласного Лесному кодексу РФ: «Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременной функцией использования лесов, совместимым с их назначением»

До последнего изменения лесного законодательства существовало 22 категории защитности лесов І группы, сейчас – 17 категорий защитных лесов (ст.102 Лесного кодекса РФ). Они объединены в 4 группы:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

в) зеленые зоны;

г) лесопарковые зоны;

д) городские леса;

е) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

Производя разделение лесов, предусматривают наиболее целесообразную их дифференциацию, не допускающую как излишнего дробления, так и объединения в одну категорию разнородных частей лесного фонда. Леса на одной и той же территории могут иметь разное назначение. Так, например, в пределах зеленой зоны вокруг города может протекать река или находится важная транспортная магистраль, где следовало бы выделять водоохранные и защитные леса. Совмещение на одной территории различных категорий защитных лесов недопустимо. В таком случае основной категорией защитных лесов должна признаваться та категория, которая имеет более важное значение, и в ней необходимы ограничения в использовании лесов с учетом наиболее значимой разновидности защитной функции.

Проектирование освоения лесов осуществляется с учётом их правовых режимов, установленных лесным законодательством для каждого вида целевого назначения лесов.

Большинство лесов из перечисленных категорий выполняют или могут выполнять рекреационные функции. Однако непосредственное рекреационное назначение имеют леса зелёных зон, лесопарков, городские леса и леса 1-ой, 2-ой и 3-ей зон округов санитарной охраны курортов.

 

Лекция № 5

Тема: «Объекты и циклы лесоустроительных работ, лесотаксационные разряды их проведения»

 

Объект лесоустройства представляет собой леса в границахлесничества (лесопарка), участкового лесничества или лесных участков в их пределах, в которых осуществляется весь цикл лесоустроительных работ, завершающихся составлением лесоинвентаризационных документов и разработкой мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Примечание. Объектами лесоустройства являются также национальные парки, государственные заповедники.

 

Лесной участок – земельный участок в составе земель лесного фонда или иных категорий (земли обороны и безопасности, поселений – городские леса, ООПТ), в границы которого входят лесотаксационные выделы по лесным кварталам, лесничествам или лесопаркам, границы которого согласованы со смежными земельными участками, освоение лесов которого осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, или проектом освоения лесов при аренде или бессрочном пользовании. Информация о лесном участке содержится в государственном лесном реестре и государственном кадастровом учёте. Право собственности и другие вещные права (аренда и др.) на лесные участки подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Он является объектом лесных и земельных отношений. Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.

Основными признаками объекта лесоустройства являются одновременное проведение за короткий срок лесоустроительных работ и составление обособленных лесоустроительных материалов.

Успешное выполнение лесоустроительных работ зависит от хорошего оформления границ объекта лесоустройства, ясной их различимости в натуре, аккуратного оформления квартальных, граничных, указательных и других столбов. Границы объекта лесоустройства должны совпадать с границами субъектов Российской Федерации, границами районирования и в целях повышения эффективности управления – в большинстве случаев с границами административных районов по предложениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Важно также постоянство границ объектов лесоустройства, что позволит эффективнее использовать ГИС-технологии, соблюдать преемственность лесоустроительных материалов, необходимую для правильного учета лесного фонда и освоения лесов на высоком научном уровне.

 

Полный цикл лесоустроительных работ в объекте лесоустройства продолжается, как правило, 3 года:

- подготовительный – первый год – согласуются границы, проводится геодезическая увязка границ, аэрофотосъёмка, вся организационная подготовка;

- полевой – второй год – инвентаризация лесов;

- камеральный – третий год – обработка материалов и проектирование, результат – готовые материалы лесоустройства.

При непрерывном лесоустройстве цикл лесоустроительных работ (текущая лесоинвентаризация и внесение поправок) происходит на протяжении 10 лет.

Обычное (периодическое) лесоустройство проводят 1 раз в 10 лет.

Внутрихозяйственная организация территории объекта лесоустройства и степень подробности проведения инвентаризации лесов зависит от лесотаксационного разряда (бывший разряд лесоустройства). Выделяют 3 разряда в зависимости от целевого назначения лесов и уровня интенсивности их освоения. (Этот вопрос рассматривался в «Дендрометрии»)

1-й лесотаксационный разряд, самый подробный, реализуется в защитных лесах при значительном и среднем уровне их освоения и почти во всех особо охраняемых природных территориях.

2-й разряд – в защитных лесах с экстенсивным ведением хозяйства.

3-й разряд – в эксплуатационных и резервных лесах и, кроме того, в некоторых защитных лесах (притундровые леса, заповедные леса) на очень удаленных территориях.

Особенности проведения лесоустройства по разрядам следующие.

От разряда зависит размер квартальной сети и размер таксационных выделов.

1. Размер квартальной сети: 1-й разряд – от 0,5×0,5 до 1,0×1,0 км; 2-й разряд – от 1,0×1,0 до 2,0×2,0 км; 3-й разряд – от 2,0×2,0 или 2,0×4,0 км.

2. Средняя площадь выдела: 1-й разряд – 3…6 га; 2-й – 7…15 га; 3-й – 16…35 га.

3. Минимальная площадь выдела:

- для естественных насаждений – 1-й разряд – 1 га, 2-й – 3,0 га; 3-й – 5…8 га; для лесных культур и не покрытых лесной растительностью земель – 1-й разряд – 0,5 га; 2-й – 0,5 га; 3-й – 2,0 га;

- нелесные земли – 1-й разряд – 0,1 га.; 2-й – 0,1 га.; 3-й – 0,6 га.

Лекция № 6

Тема: «Методы лесоустройства»

Историческая динамика понятия «метод лесоустройства»

Большинство авторов определяли методы лесоустройства как формы организации лесного хозяйства, и основное внимание обращали на использование лесов в целях заготовки древесины. Подобное мнение сложилось на основе первоначальных этапов развития лесного хозяйства, которое обеспечивало преимущественно получение древесины, и в связи с этим задача лесоустройства состояла в разработке системы чередования рубки леса во времени и в пространстве.

Более полное представление о методах лесоустройства дали Е. С. Мурахтанов и др. (1983). По их мнению, каждый метод можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных организационно-технических и лесоводственных способов и приёмов, посредством которых отдельные элементы хозяйства объединяются в организационное целое, образуя определенную народнохозяйственную и лесоводственно-техническую форму лесного хозяйства с постоянным неистощимым использованием и воспроизводством лесов. Если акцентировать внима­ние на организации использования лесов, то, по их мнению, лесоустроительные мето­ды различаются, прежде всего, принципами расчёта пользования. При этом подразумевалось использование основного лесного ресурса – древесины. Однако даже столь пространственное объяснение повторяло в значительной мере мнение о методах лесоустройства, описанных другими авторами ранее.

Иными словами существовавшие лесоустроительные методы различались, прежде всего, принципами расчёта использования лесов в целях заготовки древесины, назначения рубки, объектами учёта и организации хозяйства, и др.

В 1993 г. В. А. Бугаёв отметил [2], что понимание метода лесоустройст­ва не должно сводиться только к использованию лесов. Он должен рассматри­ваться как сочетание методов лесоинвентаризации и системы проектируе­мых мероприятий по освоению лесов, предусматривающих рациональное использование земель лесного фонда, защитных функций насаждений и получение продуктов леса. Это определение расширило понятие метода лесоустройства. По большому счёту под это определение может подходить любой из существующих методов лесоустройства при их отличии по двум основным параметрам – методам инвентаризации; способам разработки и содержанию системы проектируемых мероприятий по освоению лесов. B. C. Чуенков [12] на Всероссийском совещании по лесоустройству, проходившем в Новосибирске в 1999 г., предполагая назревающую необходимость совершенствования методов лесоустройства в соответствии с меняющимися требованиями экологии и экономики, отметил в качестве дополнительного признака метода ещё способ организации территории объекта.

Современное понятие о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе закреплено Лесным кодексом, принятым в 2006 г. (Федеральный закон от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ, действующая редакция). Такое понятие, объективная необходимость устойчивого управления лесами с выполнением условий экологичного их освоения при многоцелевом использовании, условия рыночной экономики, повышение социальной роли лесов требуют реализации комплексного системного подхода в инвентаризации, проектировании их освоения и лесном планировании, а, следовательно, совершенствования теоретической и нормативной базы лесоустройства.

В соответствии с новым лесным законодательством содержание метода лесоустройства должно распространяется на весь процесс освоения лесов. По сути, он является методом научного обоснования и проектирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и поэтому должен называться «методом лесоустройства, лесоустроительного проектирования и лесного планирования». Несмотря на то, что содержание современной обязательной практической деятельности лесоустроительных предприятий не распространяется на весь этот процесс, для удобства необходимо сохранить понятие «метод лесоустройства», руководствуясь при этом его содержанием, независимо от этапов проектирования и принадлежности проектировщика. Методы лесоустройства обеспечивают научный подход в реализации устойчивого управления освоением лесов, а их разработкой занимается лесоустройство как наука.

В практике лесоустройства в основном применялись два метода лесоустройства – классов возраста и участковый. Основным при­знаком упомянутых методов является приуроченность лесохозяйственных мероприятий к определённым хозяйственным единицам – хозяйственной секции (хозяйству) при методе классов возраста, отдельному участку при участковом методе, которые выступают в роли первичных расчётных единиц. Учётной единицей таксации лесов в обоих случаях является лесотаксационный выдел. Причём для ведения хозяйства по насаждениям Н. П. Анучин (1991) допускал объединение нескольких соседних таксационных выделов, расположенных в идентичных лесорастительных условиях.







Date: 2015-10-19; view: 724; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию