Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения и этюды





Основой упражнений и этюдов на характерность являются наблюдения как высшая форма внимания. Готовность к характерности необходимо тренировать. Этим студенты должны заниматься в первые годы обучения, еще до встречи с ролью. Хотелось бы, чтобы каждое упражнение, каждый этюд сопровождались интересным, увлекательным вымыслом, имели бы свое смысловое содержание и цель. Студент режиссерской специализации, упражняясь должен понимать задачу и методику упражнения. Хочется особо выделить одно из важных качеств в работе над упражнениями и этюдами на характерность – в них обязательно должно присутствовать чувство юмора.

Работая над характерностью начинать надо с простого наблюдения за животными, материальным миром, людьми, которые нас окружают. Наблюдение, как особая форма внимания, должно стать неотъемлемой чертой профессиональной подготовки актера. Приведем примеры упражнений, основанные на наблюдениях:

1. «Угадай профессию» Наблюдения основываются на изучении манеры поведения, привычек, связанных с профессиональной деятельностью человека. Упражнение проводиться индивидуально или группой студентов в помещении или на улице. Определив профессиональную принадлежность человека, наиболее смелые студенты могут поинтересоваться у этого человека его профессией.

2. «Режиссер - актер» Один студент выполняет роль режиссера, другой -актера. Режиссер придумывает элемент внешней характерности и показывает ее актеру. Актер внимательно смотрит, пробует повторить задание режиссера, подключая свою органику и воображение. Если не получилось с первого раза, режиссер должен объяснить, что он хотел от актера и предложить ему попробовать еще раз.

3. «Не проходите мимо» Материалом для упражнения и этюда могут служить фотографии и плакаты лиц, разыскиваемые милицией, рекламные щиты предвыборной компании, газетный фоторепортаж и т.п. Студентам необходимо найти сатирическое, юмористическое средство выражения характерности этих людей.

4. «Части тела» Придумайте (нафантазируйте) и воплотите с помощью той или иной частью тела вымышленный образ: «рука - образ, нога - образ, шея – образ, живот - образ» и т.п.

5. «Вспомнить все» После просмотра спектакля или фильма вспомните и проанализируйте характер увиденного персонажа. Определите и назовите основные характерные черты, которые определяют сценический образ героя. Попытайтесь повторить характерную черту человека, его походку, речевую характерность, выразительный жест и т.п.

6. «Анекдот» Расскажите интересный анекдот или смешную историю происшедшую с кем-то, или с вами в лицах. Добейтесь того, чтобы слушателям было интересно на вас смотреть, чтобы они смогли «увидеть» эту историю, а не только услышать.

7. «Воображаемый образ» Нафантазируйте и вообразите характерность сказочных существ (инопланетянин, герой мультфильма, трансформер и т.п.) и покажите ее (как они говорят, ходят, общаются и т.п.).

8. «Звуковой образ» Попробуйте уловить в своей фантазии образ в момент получения вами какого-либо звукового впечатления (шумы, звуки, музыка, голоса). Первый образ, возникший от этого звука, нужно уловить, зафиксировать при помощи своей эмоциональной памяти. Расскажите об этом образе. Кто это? Какой он? Студенту необходимо упражняться в быстроте фиксации образа (видения). Это можно делать на уроке и дома самостоятельно.

9. «Старость и молодость» Понаблюдайте и покажите старческую возрастную характерность: старика с палочкой, торговку семечек на рынке, попрошайку, и т.п. А затем детскую характерность: девочку школьницу, мальчика хулигана, мальчика беспризорника и т.п. На первых порах идите через физическое определение характерности (походка, привычка, манера смотреть, слушать), постепенно подключая внутреннее ощущение характера. Затем придумайте предлагаемые обстоятельства, в которых вы находитесь, т.е. создайте этюд как маленькую историю о человеке. Можно использовать костюм и реквизит (минимальный).

10. «Имитация» Сымитируйте походку, манеру говорить, привычки, ярко выраженные черты характера однокурсников, педагогов, популярных артистов театра, кино, эстрады. Попытайтесь найти характерность, подчеркивающую определенный тип человека. Можно пользоваться костюмом и реквизитом.

11. «Скрытая характерность» Попытайтесь выявить и покажите скрытую характерность людей, тщательно скрывающих свои индивидуальные черты (олигархи, чиновники, дипломаты и т. д.)

12. «Литературный образ» Писатели и художники в своем воображении ясно видят своих героев. Они знают ход их мыслей, чувства, представляют их фигуры, привычки, одежду, манеру ходить, сидеть, слышат тембр их голосов. Поэтому, благодаря писателю или художнику, литературные герои в нашем восприятии и воображении тоже оживают. Найдите литературный образ в художественном произведении, связанный с яркой сценической характерностью, расскажите о нем подробно и заинтересованно. Попробуйте воспроизвести эту характерность. М.Горький «Клим Самгин»: «Математик и историк были особенно неприятны Климу-гимназисту. Математик страдал хроническим насморком, оглушительно и громко чихал, брызгая на учеников, затем со свистом выдувал воздух носом, прищуривая левый глаз; историк входил в класс осторожно, как полуслепой, и подкрадывался к партам всегда с таким лицом, как будто хотел дать пощечину всем ученикам двух первых парт, подходил и тянул тоненьким голосом: Н-ну-ус… Его прозвали Гнус».

13. «Портрет» Найдите характерные черты персонажа в портрете, сюжетной картине. Используйте свои наблюдения в актерских и режиссерских пробах на характерность.

14. «Прохожий» Подойдите к окну или выйдите на улицу и выберите прохожего, за которым вы хотите вести наблюдение. Постарайтесь нафантазировать - куда идет человек, что или кто его ждет, какая у него семья и т.д. Затем усложните вопросы: куда он шел? Состоялась ли встреча? Почему или чем он был рассержен? В процессе рассказа у студента должно возникнуть ощущение, что он говорит о близком или знакомом человеке.

15. «Наблюдения за детьми» Детская непосредственность, активность, свобода и фантазия – благодатная почва для наблюдений. «Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их играх, тогда вы сможете стать великими артистами» - говорил К.С.Станиславский. Дети видят, что куклы, мишки, паровозики - это игрушки, но как только они начинают играть с ними, эти куклы оживают и становятся существами, которые требуют внимания и любви, т.е. у детей возникает абсолютная вера в эти обстоятельства. Темы этюдов, которые можно проиграть: «песочница», «один дома», «игра в войну» и т. п. М.Чехов в своей студии делал эти этюды вместе со своими студентами удивительно заразительно и азартно. То смеялся над показанным ему пальцем, то плакал над оторванной головой куклы.

16. «Фантазия» (22.-С.38). Воображаемый образ человека перенесите из одного возраста в другой. Если он молодой, то какой он будет в старости? Если старый, то какой был в молодости? Не стремитесь перевоплотиться в образ, найдите пластическую выразительность старческого и молодого возраста, выраженную в физическом самочувствии тела.

17. «Ассоциации» Один из студентов «загадывает» какого-нибудь человека — из мира искусства, литературы, политики или просто общего знакомого. Обязательно такого, которого бы все знали. Затем все присутствующие задают загадавшему вопросы. Например: «Кто был бы загаданный человек, если бы он был птицей? Предметом мебели? Временем года? Цветком?» и т. д. Вопросы могут быть самые неожиданными и нелепыми, так же как и возможные ассоциации. По ответу надо догадаться, кто этот человек. Ассоциации приучают студентов к образности мышления, к неожиданным обобщениям, цепкости наблюдений.

18. «Психологический жест» «Для выполнения этого упражнения нужна воля, энергия и внутренняя собранность. Нужно подготовить весь свой организм для осуществления этого задания. Выполняя жест, студент приводит в движение целый комплекс чувств. Необходимо не насилуя себя, через жест (физическое действие) вызвать ответную реакцию чувств. Если же мы попытаемся выйти на жест через чувство, то здесь нас подстерегает опасность, как подсказывает практика, оно часто подводит нас своим своеволием и капризностью. Натренировавшись на психологических жестах, мы создаем начальное звено для возникновения характерности. Жест – нежность, жест – агрессия, жест с вопросительной окраской, жест тревоги, жест умоляющий, жест просящий и т.п. Возникшее чувство является откликом на физическое движение и рождает позыв к характерности. Попробуйте перевести упражнение в этюд на характерность человека или животного.

19. «Гример» 1 вариант. Взгляните на лицо человека, которого вы не знаете совсем или знаете очень плохо, и постарайтесь «загримировать» себя (в воображении, конечно) так, чтобы почувствовать: у меня теперь его брови, его нос, его губы и уши, его лоб, его черты лица, его форма головы, его выражение глаз и т.д. Чем больше ваше лицо будет напоминать лицо человека, за которым вы наблюдаете, тем скорее вы почувствуете в себе его психику: она как бы пробудится в вашей душе, и мало - помалу вы сможете испытывать те же переживания, что и этот человек.

2 вариант. Понаблюдайте за внешним обликом человека и попытайтесь воспроизвести - реально или же в воображении - его движения. Это приведет вас к аналогичному результату: вы вживетесь в его психологию, и внутренний мир, внутренняя жизнь этого человека станет вам более понятной».(22.-С.143.)

20. «Фотопортрет» Изучите портрет или фотографию известной личности. Загримируйте себя под эту личность. Придумайте небольшой внутренний монолог и покажите его. Это может быть и сказочные персонажи: Баба-яга, леший, кикимора т.п.

21. «Костюм» Всмотритесь в картину, на которой изображен человек, одетый в исторический костюм. Теперь вообразите себе, что и вы одеты точно так же. Изучите его позу - с помощью костюма, в который вы облачились в своем воображении, через движение, которые гармонировали бы с этим костюмом, попытайтесь проникнуть во внутренний мир человека, изображенного на картине.

22. «Карикатура» Выберите какую-либо хорошую карикатуру. Изучите ее и попытайтесь, призвав на помощь свое творческое воображение, двигаться или даже говорить так, как мог бы двигаться и говорить изображенный на карикатуре человек.

23. «Воображаемый образ» «Постарайтесь создать образ человека исключительно силой своего воображения. Мысль, которая извлекает этот образ, предлагает все новые подробности, детали, возбуждая работу воображения. После некоторых трудов - на это, быть может уйдет несколько дней - вы увидите его во всех деталях: лицо, движения, внешность. Рождается образ, который роднит вас с этим человеком и вызывает определенные эмоции и чувства. А теперь попытайтесь перевоплотиться в это ваше творение точь-в-точь так же, как вы это делали с человеком, изображенным на картине, или с реальным человеком, встреченным в жизни. Этот творческий процесс увеличит вашу способность к изучению роли и ее воплощению на сцене. Умение вызвать в своей памяти почти вымышленный образ - великолепный тренинг для актера и режиссера». (22.- С.151)

Очень полезно для развития воображения проигрывать про себя, молча, в удобное время (прогулка, отдых в постели, в кресле, поездка в автобусе, поезде и т. д.) какие-либо надуманные ситуации. Для этого надо только «оттолкнуть» от чего-то свою фантазию. Таким толчком может быть книга, фильм, личные переживания, и, наконец, просто вид из окна поезда или автобуса. «Что бы было, если бы я попал сюда в раннем детстве?.. Или не в детстве, а вот сейчас?.. А если - в зрелом возрасте?.. Мог бы сюда попасть герой репетируемой мной роли? Что бы он здесь делал? Такие упражнения тренируют и волю и воображение. Естественно, что любая актерская фантазия черпает свой материал только из реальной жизни. Фантазирую, приучайте себя к процессу удивляться всему, что окружает нас.

24. «Воображаемый центр» 1 вариант. «Каждый человек, за которым мы наблюдаем, имеет не только физическое тело, но и свой, так называемый, воображаемый энергетический центр. Понаблюдайте и определите воображаемый центр в человеке, увиденном вами на улице, в автобусе, на рынке и т.п. Попробуйте определить этот «центр», в зависимости от придуманной вами характерности через ваше воображение. Например, рассмотрим образ Дон Кихота – ваше воображение нарисует его внутренний и внешний облик. Тело его – прямое, худое, тонкое, нежное. Центр – сияющий, маленький, беспокойный, горячий – вращается высоко - высоко над его головой.

«Центр» в груди делают тело гармоничным. Перемещение его изменяют не только движение тела, но и ход мыслей и характер человека. «Центр» в голове – активность мысли. «Центр» в коленях – хрупкий, неустойчивый. «Центр» ниже спины – трусливый, осторожный человек. «Центр» в шее – любопытный, прислушивающийся человек. М.Чехов был неистощим на эти передвижения. Центр становился в его понимании силой, движущей внутреннюю и внешнюю характерность. Попытайтесь придумать свой «центр» на любую разновидность характерности человека и показать его. Характер центра может меняться. Он может быть и теплым и холодным, светлым и темным, мягких и резким, тихим и громким и т.п., в зависимости от вашего воображения и поиска характерности.

2 вариант. Мгновенно, не задумываясь придумать, и показать «центр» исходя из возможностей тела и вашего воображения. Необходимо оправдать это состояние. Расскажите, что это за человек, краткую биографию его.» (22.- С. 38).

Упражнения и этюды на характер и характерность не могут еще привести к полному перевоплощению. Благодаря ним происходит лишь знакомство студентов со способами, ведущими к нему. Ученик создает только эскиз, набросок будущего образа. Умение наблюдать за жизнью людей вокруг себя, применяя при этом творческую фантазию и воображение — все это помогает сту­денту на данном этапе обучения приблизиться к творческому перевоплощению. Наметки характерности, сделанные студентами на первом и втором курсе, пригодятся в работе над созданием сценического образа при инсценировке прозы, постановке спектакля на старших курсах.

 


Заключение

Итак, мы познакомились с одним из интереснейших разделов актерского искусства - «Характер и характерность». Проделали путь от простейших упражнений к первым попыткам создать характерность в этюдах. Этот этап помогает актеру найти свой путь в искусстве, свой способ подхода к сценическому образу.

Зерно этого процесса заложено в любом тренировочном упражнении. Педагогу надо не бояться обнаруживать это “зерно”, эту творческую сущность, и тренировать в студенте свойства, помогающие ему в его будущей профессии. Тогда требование органики не будет самоцелью. Раскрепощенность актера, наблюдательность, богатство его личности станут основой для живого и подлинного существования в условиях, предложенных об­стоятельствами, а позднее - драматургом. Упражнения и этюды на характерность - это ступеньки в решении сложной проблемы перевоплощения в образ. Студент должен ощущать это. Но в первую очередь необходимо ощущать неразрывность разных этапов обучения самому педагогу, тогда он будет последовательно раскрывать студентам логику этой связи.

Пути подхода к созданию сценического образа различны. Каждый художник-актер находит, в конце концов, свой собственный путь, соответствующий именно его индивидуальности. Каждый актер - это тоже своеобразная «система», в которую вложен труд многих педагогов и мастеров сцены. Мы постарались коснуться одной стороны вопроса, изучением которого занимается кафедра режиссуры и актерского мастерства ТГИИиК. Всякое дополнение, предложение можно только приветствовать. Нельзя лишь отвергать, запрещать пусть даже спорные, но найденные творческим опытом пути перевоплощения.

Мы считаем, что в поисках сценического образа, характерности необходимо использовать как внутренние, так и внешние импульсы к творчеству. Только сочетание обеих сторон подхода к образу, их диалектическое единство, взаимопроникновение, даст положительные результаты. Но и здесь все зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей актера-художника. Когда же начнется работа над пьесой, то он будет уже создавать образ, предложенный автором пьесы. К этому необходимо готовиться заранее, не рассчитывая на то, что в нужный момент характерность роли родится по вдохновению. Да, такие случаи возможны, но это не означает, что актер может сидеть, сложа руки и ожидать, когда его посетит это вдохновение.


Литература

1. Асмолов, А. Психология личности. / Асмолов А. – М.: Московский ун - т, 1990. – 367с.

2. Гиппиус, С. Сценическая педагогика: Сб. ст./ Гиппиус С. - Л.: ЛГИТМиК, 1976. - 260с.

3. Голубовский, Б. Наблюдения. Этюд. Образ./ Голубовский Б. - М.: ГИТИС, 2001. - 141с.

4. Голубовский, Б. Шаг в профессию. / Голубовский Б. – М.: ГИТИС, 2002. – 147с.

5. Завадский, Ю. Учителя и ученики / Завадский Ю. - М.:Искусство, 1975. - 334с.

6. Калмановский, Е. Книга о театральном актере / Калмановский Е. - Л.: Искусство, 1984. - 222с.

7. Кнебель, М. Поэзия педагогики / Кнебель М. - М.: ВТО, 1976. - 525с.

8. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Кречмер Э. – М.: Апрель-пресс, 2001. - 327с.

9. Кристи, Г. Воспитание актера школы Станиславского / Кристи Г. - М.: Искусство, 1967. - 452с.

10. Митта, А. Кино между раем и адом / Митта А. – М.: Искусство, 1999. – 480с.

11. Немирович-Данченко, В. Рождение театра / Немирович-Данченко В. - М.: Правда, 1989. - 574с.

12. Пансо, В. Труд и талант в творчестве актера / Пансо В. - М.:ВТО, 1972. - 269с.

13. Петровский, А., Ярошевский, М. Психология / Петровский А., Ярошевский М. – М.: Академия, 2002. – 500с.

14. Симонов, П. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций / Симонов П.- М.: Искусство, 1962. - 263с.

15. Станиславский, К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т.1. Моя жизнь в искусстве / Станиславский К.С. - М.: Искусство, 1954. - 514с.

16. Станиславский, К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т.2. Работа актера над собой / Станиславский К.С. - М.: Искусство, 1954. - 237с.

17. Станиславский, К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т.3. Ч.2. Работа актера над собой. / Станиславский К.С. - М.: Искусство, 1954. - 500с.

18. Стромов, М. Путь актера к творческому перевоплощению / Стромов М. - М.: Просвещение, 1980. – 77с.

19. Товстоногов, Г. Зеркало сцены: В 2 т. Т.1 / Товстоногов Г. - Л.: Искусство, 1980. - 301с.

20. Товстоногов, Г. Зеркало сцены: В 2т. Т.2 / Товстоногов Г. - Л.: Искусство, 1980. - 310с.

21. Товстоногов, Г. Круг мыслей / Товстоногов Г. - Л.: Искусство, 1972. - 287с.

22. Чехов, М. Об искусстве актера / Чехов М. - М.: Искусство, 1999. - 270с.

 

Date: 2015-10-19; view: 2285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию