Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерность сказочная





Сказка. Один из любимых жанров драматического театра. Этот жанр провоцирует и толкает актера на поиск необыкновенной, сказочной характерности. Сказка дает актеру возможность пофантазировать над образом и его характером. Сказочная характерность требует от актера большого воображения и, в тоже время, чувства меры и вкуса в изображении характерных черт персонажа. Опасность перебора характерности, наигрыш, штампы - главные враги сказочной характерности. Если любая другая характерность требует изучения и наблюдений, то сказочная характерность рождается от вымысла и фантазии режиссера и актера.

Молодым актером сыграл одну из своих любимых ролей - кота в пьесе С.Прокофьевой и Г.Сапгир «Кот в сапогах». В начальном периоде в работе над ролью внимание уделялось лишь поиску пластики кота, манере говорить, особому способу общения, легкости. В процессе репетиций это получалось, не было, к сожалению, характера - умного, задиристого, способного на приключения и авантюру кота. Есть тесная взаимосвязь между наблюдениями за животными, вещами и людьми и сказочной характерностью. Любая роль в сказке требует яркого артистизма, фантазии и пластической выразительности тела актера. Образы в сказках связаны и с животным миром и с людьми, поставленными в особые фантастические обстоятельства. Важно найти «зерно» в роли, без которого нельзя определить характер персонажа, тем более, что большинство сказок населены животными и вещами, которые имеют и свой характер и свойственную только им характерность.

Работу над «зерном» в роли обычно начинают с наблюдений за животными. Их изучать проще, легче, чем человека. Главное - поймать выражение глаз, а потом уже и пластику, которая связана незримыми нитями с характером животного. Когда столкнулся с ролью кота, пришлось проявить наблюдательность, юмор и способность к детской вере обстоятельствам игры, иначе мне, взрослому человеку, пришлось бы туго в поисках характера кота. «Зерном» в роли моего кота стало, как не странно, не животное (кот), за которым я наблюдал, а человек. В театре работал администратором и по совместительству председателем профкома человек, которого все звали «веником», потому что его имя - Вениамин, а также потому, что он не давал никому покоя. Это был искрометный, подвижный, никогда не унывающий человек, которого все любили. После премьеры сказки подходили ко мне актеры и говорили, что я очень похож на Веню. Лучшей похвалы мне и не надо было. По прошествии лет, сейчас, я бы попытался определить и так называемый «воображаемый центр» по М.Чехову, который в его понимании становиться силой, движущей, внутренне и внешне, образ. Этот центр я определил бы в глазах кота. Внимание, с которым он живет, не пропуская ни одного движения на сцене и в зале, острая наблюдательность и мгновенная реакция, все это заставило бы актера жить сиюминутно, ничего не пропуская и не отвлекаясь по пустякам.

В тоже время, очень важно в сказке соблюдать способы и приемы общения в процессе сценической игры, где зрители являются непосредственными участниками спектакля. Сам способ существования на сцене в сказке, предполагает элемент «провокации» зрительного зала, включение его в происходящее на сцене. Зритель должен узнавать сказочный персонаж, и в тоже время, персонаж должен удивлять зрителя своей острой характерностью, чувством юмора, искрометностью, заразительностью, вовлекая его в мир сказки.

 

2.9. Характерность актерская и ее преодоление.

 

Индивидуальная характерность присуща каждому человеку. а значит, и каждому актеру. Кроме того, актер часто злоупотребляет характерностью, манерой поведения, которые имели некогда успех у зрителей, помогли однажды ему преодолеть внутреннюю скованность, конфуз, сделали его сценически обаятельным. Речь идет о личных штампах актера, которые он охотно переносит из роли в роль. Ведь они проверены, усвоены и апробированы на зрителе.

Обычным оправданием в этих случаях служит упрощенно понятая формула «идти в роли от себя». Но, как остроумно заметил М. Н. Кедров, режиссер и актер МХАТа, «актер должен идти в роли от себя... и как можно дальше». (7.- С.131). Чтобы прийти к характерности образа актеру необходимо, прежде всего, преодолеть свою личную характерность. Привычные интонации и жесты, дефекты речи, говор, определенную манерность, надуманный имидж, пластические особенности (например, излишняя жестикуляция, сутулость и т.д.) А для этого необходима мышечная свобода и большая выдержка, самоотречение по отношению к своим штампам и привычкам. Актер должен стремиться преодолеть свою характерность, иначе она будет мешать профессии. К сожалению, многие современные актеры ленивы и нетрудолюбивы, надеются на, так называемый, «авось». Надо чаще вспоминать слова К.С.Станиславского, который говорил, что только труд и воля могут помочь актеру в его профессии.

Выдержка в жесте имеет особое значение в области характерности. «Чтоб уйти от себя и не повторяться внешне в каждой новой роли, необходимо «безжестие». (17.-С.227). Каждое лишнее движение актера удаляет его от изображаемого образа и напоминает о самом исполнителе. Нередко случается, что актер находит для изображаемого им лица на всю пьесу три, четыре характерных движения и действия, типичных для роли.

«Чтоб управлять ими на протяжении всей пьесы, необходима очень большая экономность в движениях. Выдержка помогает в этой задаче. Но если этого не случится, и три типичных движения образа потонут среди сотен личных жестов самого актера, тогда исполнитель «выйдет наружу» из образа и закроет собой исполняемое им лицо. Если это будет повторяться в каждом спектакле, то актер станет чрезвычайно однообразным и скучным на сцене, так как будет постоянно показывать себя самого. Отобранные, точные характерные движения сродняют артиста с ролью, тогда как свои собственные неуправляемые движения отдаляют исполнителя от образа, толкают его в круг своих личных, индивидуальных переживаний и чувств. Едва ли это полезно для пьесы и роли».(17.-С.228).

Внешняя характерность нужна не сама по себе, не как украшение или добавление к уже созданной роли, а как средство овладения внутренней сущностью образа. А для этого надо не только овладевать характерной манерой поведения изображаемого лица, но и уметь преодолевать собственную характерность.

К сожалению, книги о характерности К.С.Станиславского, М.А.Чехова, М.О.Кнебель, Г.В.Кристи, Б.Г.Голубовского и др., сегодня мало читают и изучают, мало упражняются, надеясь на собственный талант и обаяние личности, используют свои внешние данные, тиражируя их в каждом спектакле или фильме. Современный актер стал много подрабатывать «на стороне» - в рекламе, на радио, на телевидении, стремясь много зарабатывать, и ему некогда подумать о том, что он однообразен и неинтересен как исполнитель. Знаменитое выражение - «роли разные, а образ тот же» - можно с полным правом адресовать многим современным актерам. С каждым новым театральным сезоном, театр в чем-то утрачивает одну из высот театральной школы - «характер и характерность», без которой не может состояться ни одна роль. А ведь создание сценического характера - это и есть создание сценического образа героя. На этом основывается искусство актера на сцене. Истинно творчески созданный сценический характер (характерность) образуется в процессе сложного и глубокого взаимодействия личности актера с личностью героя.

 


Date: 2015-10-19; view: 688; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию