Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Роль наблюдения в процессе поиска характерности





С момента, когда студента начинает волновать что-то увиденное в жизни, и начинается творчество. Результатом наблюдения жизненного материала является человеческая наблюдательность. Наблюдение – метод психологического исследования, при котором необходимая информация об изучаемом объекте получается в результате его прямого зрительного восприятия и оценки. Наблюдение может быть нескольких видов:

Наблюдение включенное – вид наблюдения, при котором наблюдатель сам становится участником того процесса, за которым он ведет наблюдение.

Наблюдение стороннее – вид наблюдения, при котором наблюдатель не является участником того процесса, в который включен человек или те люди, за которыми ведется наблюдение.

Наблюдение непосредственное – вид наблюдения, при котором наблюдатель не использует никакие другие средства наблюдения, кроме собственных, естественных органов чувств.

Наблюдение опосредованное вид наблюдения, при проведении которого наблюдатель использует кроме собственных органов чувств еще какие-либо иные, например, технические средства.

Наблюдение открытое – вид наблюдения, при котором наблюдатель непосредственно воспринимается наблюдаемым, и наблюдаемый знает о том, что за ним ведется наблюдение.

Наблюдение скрытое – вид наблюдения, при котором тот человек, за которым ведется наблюдение, не знает, что за ним наблюдают.

Наблюдение свободное – вид наблюдения, при котором заранее не определенно, что наблюдать, с какой целью наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения и как их интерпретировать. Все это определяется в ходе наблюдения, т.е. спонтанно, импровизационно.

Наблюдение фиксированное – вид наблюдения, при проведении которого заранее определяется, что наблюдать, с какой целью наблюдать, как фиксировать, обрабатывать и воспроизводить результаты наблюдения.

Замечательный педагог и режиссер М.О.Кнебель в своей книге «Поэзия педагогики» пишет: «Талантливый человек, воспринимая жизнь, не копирует ее в искусстве, а обязательно переплавляет ее в горниле своей любви, своих мыслей, чувств, страданий и мечтаний. Отрыв от жизни всегда грозит схемой. Отрыв от живого человека в сценическом искусстве тоже неизбежно приводит к мертвой схеме. Изучать человека, любить в нем все прекрасное, ненавидеть все темное - было, есть и будет нашей самой главной задачей. Как только мы перестанем учиться этому, выяснится, что мы катастрофически отстали от жизни, что зрители видят человека зорче и точнее нас. Наше искусство покажется им старомодным».(7.-С.210).

Актерская профессия обязывает человека пытливо и вдумчиво относиться к окружающему миру, все видеть, все пропускать через свое воображение. Уметь отличать существенное от второстепенного, уметь видеть в обыкновенном – необыкновенное, не пассивно созерцать жизнь (что дает только поверхностное впечатление), а стремиться к ее художественному постижению, к осмыслению жизненных наблюдений. В начальных упражнениях раздела «Наблюдения» студенты должны фиксировать внимание на том, как люди в разных обстоятельствах ходят, едят, выбирают и покупают вещи, платят деньги, пишут письма, приводят себя в порядок перед зеркалом – словом, как они проделывают небольшие физические действия.

На первых порах студенту легче наблюдать за внешней характерностью. В дальнейшем надо стремиться к проникновению во внутренний мир наблюдаемого человека, т.е. стараться понять, что же происходит в данный момент в душе его, почему он именно так идет, так ест, так пишет и т.д. Наблюдения, выполняемые студентами, проявляют поведение человека и его психологию в той или иной ситуации, которые они подсмотрели в жизни. На занятия по мастерству надо приносить те наблюдения, которые взяты из окружающей действительности, которые вас заинтересовали, привлекли внимание, разбудили творческую фантазию и воображение. Эти упражнения требуют определенной техники, умения студентов воспроизвести в сценической форме то или иное жизненное наблюдение.

Способность к духовному и внешнему перевоплощению есть первая и главная задача актера. У талантливого актера внешняя и внутренняя характерность рождается сами собой от правильного созданного самочувствия и интуиции души. Но нельзя надеяться только на талант, если студент трудолюбив, и сила воли высока, то такой труд вызывает уважение и благодарность педагога и режиссера. Ученик должен на личном опыте понять, что нельзя делать эти упражнения, не изучив сначала саму природу данной внешней характерности, не изучив ее физиологических причин. Надо не копировать внешнее поведение наблюдаемого человека, а изучать. Копия – не творчество!


Упражнения и этюды на основе наблюдений дают возможность будущему актеру уловить оценку явлений жизни, воспроизвести внутреннюю жизнь и характер человека в той или иной ситуации. Этюды, рожденные в результате осмысления явлений жизни, исключают подделку чувств, потому что объектом внимания в этюде – наблюдении является сама жизнь, эмоционально и духовно воспринятая студентом. Если не включать своего отношения к объекту наблюдения, несмотря на органичность и артистичность исполнения, то такой способ наблюдения может привести к однообразию, равнодушию, к отсутствию цели в этюде. Наблюдая и фантазируя, отделяя главное, существенное от второстепенного, студенты в своих упражнениях и этюдах постигают принципы художественного отбора.

Начальный этап раздела «Наблюдения» начинается с наблюдений за животными, вещами. Теперь надо «угадать» человека. Поговорка гласит: «Чтобы узнать человека, с ним надо пуд соли съесть». Действительно, человек обнаруживает себя постепенно и не сколько в словах, скорее в поступках. Как подступиться к нему, как понять его? Очевидно, надо больше наблюдать за людьми через свое восприятия, подсматривать за ними – в автобусах, поездах, в кино, театрах, на улице, на стадионе и т.д. Надо натренировать остроту своего взгляда так, чтобы в короткое время запечатлеть черты его поведения, угадать «зерно» характерности этого человека. Наблюдения за людьми требует определенных правил, которые должны учитывать студенты в своей работе:

1.Нельзя «пялиться» на человека, тем самым, отпугивая его излишней откровенной манерой разглядывания.







Date: 2015-10-19; view: 672; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию