Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Внимание. 10 page
Принимая во внимание все приведенные соображения, указанные авторы приходят к выводу, что строгое выделение миэлогенетических полей, особенно еще в функциональном смысле, не имеет достаточных оснований, чем в значительной степени подрывается и правильность выделения больших проекционных и ассоциационных центров. Brodmann175) подчеркивает, что об'единенные F1есhsig'ом области в отдельных частях своих весьма сильно отличаются, как по своему строению, так и по миэлинизации. Метод миэлинизации сам по себе далеко недостаточен для установления функции. Итак, на гипотезу F1есhsig'a можно смотреть лишь как на попытку локализировать душевную деятельность; учение о строении и функциях центральной нервной системы далеко еще не закончено, оно находится в периоде развития и разработки; значение, придаваемое различным отделам головного мозга, видоизменяется и детализируется, поэтому в настоящее время может быть дана только схема, более или менее обоснованная в анатомо-физиологическом отношении. В настоящее время, благодаря успехам анатомии и физиологии центральной нервной системы, в особенности благодаря развитию учения о проекционных и ассоциационных системах и центрах, оказалась возможной попытка создания более или менее стройной, хотя и не безупречной схемы локализации душевных процессов. Но как развивается самый механизм процесса? Как разрешается этот вопрос по взглядам современных психо-физиологов? Для лучшего уяснения этого вопроса приходится обратиться к семидесятым и восьмидесятым годам минувшего столетия, к тому времени, когда началась и велась особенно усиленно разработка учения о психомоторных центрах, когда наряду с такими иностранным учеными, как Hitzig, Goltz, Н. Munk и др., вел свои исследования и наш знаменитый физиолог И. М. Сеченов. Сеченов отметил, что все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены к мышечному движению; в случае психического осложнения рефлекса, отношение между силою возбуждения и напряженностью движения подвергается колебанию в ту или другую сторону, в результате чего движение может усиливаться или задерживаться. Путем совершенно непроизвольного изучения последовательно развивающихся рефлексов “во всех сферах чувств” у ребенка является “тьма” более или менее полных представлений о предметах — элементарных конкретных знаний; они соответствуют деятельности центрального элемента рефлекторного аппарата. Посредством сочетания различных представлений у ребенка возникают понятия, напр., понятие о пространстве, обусловливаемое возможностью измеримости его в трех направлениях, и др. — задатки более сложных душевных процессов. Если считать по 5 сек. на каждое новое зрительное впечатление, то в течение 12-ти часов войдет через глаз больше 8000 впечатлений, столько же через ухо и несравненно больше через мышечные движения; вся эта масса психических актов связывается между собою ежедневно в новых, лишь частично сходных между собою сочетаниях! Последовательный ряд рефлексов, в котором конец каждого предшествующего сливается с началом последующего во времени, и есть ассоциация. Условие упрочения ассоциации — частота повторения в одном и том же направлении. Ассоциация есть непрерывный рад касаний конца предыдущего рефлекса с началом следующего; повторяясь часто и оставляя каждый раз след (память) в форме ассоциации, сочетанное ощущение должно выясниться как нечто целое; от частоты повторения целой ассоциации в связи с одной из частей зависит, что малейший намек на эту часть влечет за собой возникновение целой ассоциации, напр., зрительно-осязательно-слуховой. Все без исключения психические акты, неосложненные страстным элементом (эмоция), развиваются путем рефлекса. Вместе с тем, как человек путем часто повторяющихся ассоциированных рефлексов выучивается группировать свои движения, он приобретает тем же путем рефлексов и способность задерживать их. В головном мозгу существуют все необходимые для этой цели механизмы, но надо выучиться управлять ими. Главнейший результат искусства задерживать конечный член рефлекса резюмируется уменьем мыслить, думать, рассуждать. Мысль есть пер вые две трети психического рефлекса. Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна; в ряду психических рефлексов есть много таких, где происходит задержание последнего члена их — движения176). Вот к каким рассуждениям сводятся взгляды И. М. Сеченова на природу душевных процессов; он видит их субстрат в сочетании психо-рефлекторных актов, из которых они возникают и развиваются. Приведенные идеи были высказаны Сеченовым в 1863 году, более полвека тому назад; они не пропали бесследно, напротив, они могут рассматриваться, как зерно или зародыш, из которого впоследствии развилось стройное учение об условных рефлексах, творцом которого явился И. П. Павлов. Учение это является результатом длинного ряда опытов, производившихся в течение длинного ряда лет над собаками, как самим И. П. Павловым, так и его учениками. Самая ценная особенность всех этих опытов, помимо чрезвычайной тщательности их постановки, заключается в строго об'ективном отношении автора к их результатам. Показателем реакции животного на различные раздражители служило большее или меньшее количество слюны, выделявшееся через слюнной свищ и измерявшееся точнейшим образом. Применение строго об'ективной методики привело автора к следующим выводам. Каждое животное обнаруживает ряд постоянных определенных реакций на определенные раздражители внешнего мира; эти реакции осуществляются при посредстве центральной нервной системы и известны под названием рефлексов; Павлов называет такие рефлексы безусловными рефлексами. Признавая то, что обыкновенно называется психическою деятельностью, т. е., бесконечно сложные, постоянно вновь образующиеся и исчезающие, беспрестанно колеблющиеся реакции животного на бесчисленные влияния окружающего мира также рефлексами, а следовательно, закономерными ответами на внешние раздражители, но определяемыми в своем существовании огромным количеством условий, Павлов называет эти рефлексы, в отличие от предшествующих, условными рефлексами. Бесчисленные мелкие явления внешнего мира, совпадая во времени один или несколько раз с действием внешних агентов, уже вызывающих определенную реакцию со стороны животного, сами начинают вызывать эту реакцию, развивающуюся в области пищевой, защитительной, воспроизводительной и других областях деятельности организма. Приближение к животному пищи вызывает усиленное выделение слюны (безусловный рефлекс); если приближение пищи неизменно сопровождается каким-либо раздражителем, напр., звуковым, в виде звонка, свистка, органного тона и т. под., то такой раздражитель уже сам по себе, без последующего показывания пищи вызовет у животного обильное слюноотделение (условный рефлекс). Условные рефлексы, как устанавливающие связь между раздражителем и ответной реакцией новым путем, устанавливающие новые сочетания, называются также замыкательными. Развитие таких временных реакций в связи с постоянными представляется как бы сигналами, усложняющими и утончающими отношение животного к внешнему миру. Организм обладает специальными механизмами, разлагающими сложные возбуждения внешнего мира на элементарные части; эти механизмы суть органы чувств или анализаторы. Работа анализаторов в связи с образованием условных рефлексов составляет основу высшей нервной деятельности, протекающей в полушариях головного мозга. Соотношение животного организма с окружающей средой посредством условных рефлексов подлежит, конечно, постоянным колебаниям; более или менее значительное ослабление одного или даже всех условных рефлексов, уступающих место другим, доходящее иногда до полного подавления рефлекса, Павлов называет торможением. Торможение различается трех видов: сонное торможение, сон, сонливость — при этом под влиянием внутренних и определенных внешних раздражений наступает состояние, при котором высшая деятельность центральной нервной системы, выражающаяся в условных рефлексах, понижается и даже совсем прекращается. Второй вид торможения — внешнее торможение; оно является выражением борьбы различных внешних и внутренних раздражителей за преобладающее влияние в организме в определенный момент; в эту борьбу вступает каждый новый раздражитель, действующий в данный момент на центральную нервную систему; борьба может приводить к ослаблению и даже подавлению прежнего раздражения новым, или новый раздражитель сам уступает его влиянию. Третий вид есть внутреннее торможение, выражающееся во временной потере условными рефлексами их положительного влияния. Кроме агентов, обусловливающих указанные виды торможения, существует ряд агентов, вызывающих прекращение торможения, устраняющих его, приводящих к растормаживанию раздражений, возобновлению влияния подавленных условных рефлексов. Раздражение мозговой коры в определенном пункте при известной его силе и продолжительности легко распространяется на соседние более или менее обширные участки, иррадиирует; иррадиация раздражения постоянно встречается и в области условных рефлексов; напр., если определенный тон сделан условным возбудителем пищевой реакции, то первое время таким условным возбудителем являются не только и другие тоны, но и всякие другие звуки; это об'ясняется иррадиацией, вследствие которой эти различные раздражители могли вступить в сочетание с одной и той же реакцией. Процесс обратный иррадиации возбуждения есть его концентрация; он заключается в возвращении нервного процесса к его исходному пункту. Процессы иррадиации и концентрации управляют в значительной степени нервной деятельностью полушарий головного мозга. Остается определить пути распространения и сосредоточения нервного процесса 177-181). Опыты Павлова произведены на собаках, но невольно пытливая мысль переносит их на человека и подставляет описанные процессы в качестве субстрата процессов, характеризуемых психологами. Разве можно представить возникновение ассоциативного процесса помимо развития условного рефлекса, представляющего об'ективную сторону суб'ективного явления? Вряд ли можно объяснить это явление лучше, чем это удается сделать при помощи условных рефлексов. Явления торможения и растормаживания, иррадиации и концентрации нервного процесса также лежат, по-видимому, в основе психологических процессов, обусловливающих победу или всплывание на поверхность сознания тех или иных представлений и связанное с этим явлением направление мышления; они лежат в основе задержки и облегчения психических актов, им принадлежит первое место в возникновении и развитии так называемых волевых процессов. Сопоставление взглядов Сеченова с об'ективно-психологической методикой Павлова и ее результатами показывает, что идеи Сеченова получили блестящее развитие в открытиях Павлова, устанавливающих об'ективную основу суб'ективно-психологического процесса. Павлов производил свои исследования на собаках, систематическое же применение объективной методики исследования психических процессов к изучению человека принадлежит В. М. Бехтереву и его ученикам; Бехтерев выдвинул значение этого метода в своих работах 182-184), указал возможность применения его к человеку и тем положил прочное основание дальнейшему его развитию. Задача метода, по мнению Бехтерева, заключается в изучении соотношения между характером и силой внешнего воздействия и последующей внешней реакцией организма без всякого соображения о том суб'ективном состоянии, которое переживается данными лицами за указанный период времени. Бехтерев в широких пределах перенес изучение условных рефлексов на человека, при чем в качестве мерила этих рефлексов и показателя их появления, предложил пользоваться вместо слюнной реакции Павлова органами произвольного движения; пользование слюнной реакцией у человека трудно применимо и в большинстве случаев прямо невозможно; самые рефлексы Бехтерев обозначает терминами сочетательных185). Результаты собственных исследований в области условных рефлексов у человека, равно как результаты исследований своих учеников и других авторов Бехтерев об'единил под названием об'ективной психологии или псих о рефлексологии 186). Продолжая дальше свои исследования и умозаключения в указанном направлении, проводя параллели между данными суб'ективной психологии и психорефлексологии, Бехтерев также приходит к дальнейшему развитию и обоснованию выводов, намеченных Сеченовы м. Так, внутренний ассоциативный процесс, называемый в суб'ективной психологии мыслью, в об'ективном выражении должен быть понимаем, по Бехтереву, как заторможенный сочетательный рефлекс, так как этот процесс обыкновенно сопровождается внутренней речью или сопутствуется иными двигательными и секреторными проявлениями. Развивающиеся путем упражнения сочетательные рефлексы в естественном ходе своего развития подчинены трем основным законам: дифференциации и избирательному или сочетательному обобщению; первый закон приводит к сужению оживляющих рефлекс раздражений, а второй к вызыванию одинаковых сочетательных рефлексов различными раздражителями; третий закон есть закон комбинирования, заключающийся в том, что воспитание рефлекса на сумму разнородных раздражений приводит к тому, что он устанавливается лишь на их сумму, не развиваясь при действии отдельных слагаемых. По мнению Бехтерева, первый закон лежит в основе анатомического процесса нервно-психической деятельности, вторым же и третьим законом обусловливается возможность синтеза. Пределы развития сочетательных рефлексов находятся в тесном соотношении с границами суб'ективных определений, так как низший, разностный и пространственный пороги сочетательных рефлексов почти совпадают с порогами восприятия. Процессы торможения и растормаживания стоят в соотношении с процессами сосредоточения, отвечающими суб'ективным процессам отвлечения и привлечения внимания. Таким образом, исследование законосообразности в развитии сочетательных рефлексов открывает соответствующую законосообразность в развитии суб'ективных состояний 187). Субъективная психология относится к характеру психического процесса, к его содержанию, как процесс к его нервному механизму. Этот механизм все глубже изучается, изучение его перенеслось с животных на человека, происходит с крупным успехом и приводит к познаванию существа психического процесса, процессов душевной жизни. Последнее время особое значение передатчиков возбуждения с центростремительных волокон большим пирамидным клеткам придается т. наз. клеткам Martinotti, находящимся в различных слоях коры и посылающим восходящий аксон в молекулярный слой, в котором он ветвится горизонтально. Рис. 6. Схема внутрикорковых путей, fcp — центростремительное волокно. М — клетка Martinotti. О — клетка Cajal'я; t' — ее аксон (толстое тангенциальное волокно), f — тонкое тангенциальное волокно, р — малая пирамида, Р — большая пирамида. По Блуменау. Блуменау *) дает приводимую здесь схему, из которой видно, что при известных условиях коллатерали играют роль тормозов: если какая-нибудь сочетательная клетка, напр., малая пирамида р (рис. 7), получившая возбуждение от t', через коллатераль своего аксона передает возбуждение глубже лежащей пирамиде Р, которая одновременно подверглась прямому раздражению от центростремительного волокна fcp, в результате может произойти интерференция раздражений или угнетение пирамиды Р; тем временем волна возбуждения разольется по сочетательным путям, и, таким образом, корковый рефлекс будет 'подавлен ассоциативным (психическим) процессом. В мозговой коре передача раздражений происходит вообще медленнее, что Bethe об'ясняет задержкой раздражения в фибриллярных сетках**). Что касается самого существа биологического процесса, лежащего в основе явлений душевной жизни, то несомненно должно признать, что процесс этот, сущность которого далеко не представляется изученной, а уясняется лишь намеками, есть процесс биохимического характера, связанный теснейшим образом с кровообращением и внутритканевыми процессами. Еще Meynert предложил теорию, об'ясняющую биологическую сторону психических явлений и заключающуюся в следующем: каждый работающий орган находится в состоянии функциональной гиперэмии; Virchow показал, напр., по отношению к почкам, что эпителий их в состоянии раздражения набухает, набухает и мышечная клетка, набуханием должна сопровождаться и функция нервной клетки, присасывающей, благодаря развивающемуся в ней при усилении функции питательному или молекулярному притяжению (nutritive, moleculäre Attraction), тканевую плазму; необходимость молекулярного притяжения для развития функциональной гиперэмии корковых элементов доказывается еще и тем, что ин'екция капилляров коры искусственной массой представляется чрезвычайно затруднительной, а следовательно, для функциональной гиперэмии, кроме нагнетательной деятельности сердца, требуется и молекулярное притяжение нуждающихся в гиперэмии элементов мозговой коры. Функциональная гиперэмия является неизбежным спутником и ассоциативного процесса; однако, неограниченно распространяющаяся ассоциация вызвала бы общее набухание мозга, подобно набуханию селезенки, заключенной в податливую капсулу; капсула мозга состоит из твердого, неподатливого черепа, и набуханию подвергаются те области мозга, которые в данное время несут усиленную функцию; чем сильнее функция и связанная с нею гиперэмия определенных участков коры, тем слабее выражено молекулярное притяжение соседних участков. Химическая природа рассматриваемого процесса вытекает еще из наблюдения, что выделение фосфора мочею, увеличенное во время она, падает в период умственной работы; следовательно, функция мозговой коры связана с химическим синтетическим процессом, наличностью которого, может быть, и об'ясняется явление молекулярного притяжения 188-189). Нельзя не признать, что со времени Meynert'a изучение биохимизма психорефлекторного процесса настолько незначительно подвинулось вперед, что к приведенной гипотезе можно прибавить лишь очень немного; нельзя присоединиться к ней всецело, но нельзя и опровергнуть ее по существу в ее основной идее. Моssо 190-191); при посредстве своих весов, с ясностью показал, что при психической работе приток крови к мозгу увеличивается. Далее, он подтвердил это исследованиями, произведенными на людях с дефектами черепной покрышки. Исследования Mosso были проверены и подтверждены и другими авторами, особенно Berger'ом 192-193); последний подтвердил и наблюдение Mosso относительно несколько более высокой температуры мозга по сравнению с кровью аорты; Berger показал, что при продолжительной психической работе температура мозга повышается в среднем на 0,01—0,02° С в минуту. В то время, как кровенаполнение мозга при психической работе увеличивается, периферические сосуды конечностей суживаются 194-196) (Binet и др.). Что же касается вопроса о равномерности или неравномерности распределения в мозгу избыточно приливающей при усиленной психической работе крови, то об этом ничего неизвестно (Weber 197)); самое большее, что можно допустить, - это то, что во всех областях мозговой коры, к которым приливает кровь, происходит усиление окислительных процессов, а вследствие этого повышение и облегчение ассоциативных процессов. Биологические процессы в мозгу и нервной системе вообще бесконечно сложны и разнообразны, как и другие функции человеческого организма, — кровообращение, дыхание, обмен веществ, теплообразование; все эти процессы протекают с прямым или косвенным участием мозга, так что чрезмерная умственная работа не остается без вреда для организма198). Вied1200) подчеркивает предположение Schifferdecker'a199) о громадном значении внутренней секреции для процессов, происходящих в нервной системе; по его мнению, продукты, выделяемые нервными клетками при их питании, могут действовать в качестве возбудителей нервных элементов. Если, говорит Вied1, прежде каждый процесс в организме рассматривался, как “нервный”, как результат иннервации, то в настоящее время нервные процессы рассматриваются, как обусловленные химической основой. Необходимо также иметь в виду еще совсем неразработанный вопрос о значении гормонов для психобиологической деятельности. Из всего изложенного следует, что в настоящее время еще нет строгих доказательств преимущественной гиперемии работающих отделов мозга; но в этом допущении Meynert'a, идущем в согласии с теоретическими соображениями, нет ничего ни парадоксального, ни невероятного. Можно указать еще на существование некоторых данных, говорящих в пользу изменения химизма нервной клетки во время ее работы; эти данныя были представлены еще в 1882 г. F1еmming'ом 201), F1еsсh'ем 202) и позднее некоторыми другими авторами (Mann203)) и заключаются в наблюдении более яркой и густой окрашиваемое™ покоящихся клеток; клетка работавшая, утомленная, окрашивается бледно; по отношению к клеткам, протоплазма которых содержит хромофильные элементы, по Nissl’ю 204) это об'ясняется тратой, расходованием этих элементов. Ядра утомленных клеток в свою очередь уменьшаются в об'еме и приобретают неровные очертания, между тем как вообще деятельное состояние клетки до периода утомления сопровождается увеличением ядра. Вообще говоря, деятельное состояние нервной клетки характеризуется увеличением об'ема ее протоплазматического тела и уменьшением хромофильной части протоплазмы. Нервные проводники, осевые цилиндры, в периоде раздражения током окрашиваются в более темный цвет, а после раздражения в более бледный*). Конечно, нельзя не согласиться с Nissl’ем, что густота окраски находится в связи с большим количеством хромофильного вещества в клетке, но самая яркость окраски заставляет думать, что здесь дело об'ясняется не только изменением хромофильного вещества в деятельной и покоящейся клетке, но также и изменением ее химического состава, б. м., кислотности (Fibrillensäure, Nisslsäure **)). XI. Память. Содержание понятия памяти. Память органическая и сознательная. Запоминание, воспроизведение, узнавание, забывание. Типы памяти; ее общие свойства. Аффективная память. Индивидуальные различия памяти. Память мужчин и женщин. Связь памяти с возрастом. Изменение памяти в старости. Закон Ribot. Примеры замечательной памяти; Inaudi, Диаманди, Rückle. Различная сила памяти; несовершенство воспроизведения; определение периодов времени; пробелы и иллюзии воспоминания. Биологическая основа памяти (Ribot, Meumann, Offner, Semon). В главе VIII было сказано вкратце о способности памяти, выражающейся в удерживании или запечатлении в психике человека различного рода психических процессов, в ней происходящих, и находящейся в несомненном соотношении с теми следами, которые развиваются и остаются в основных элементах коры головного мозга, в связи с теми биологическими процессами, которые являются субстратом душевной деятельности. Способность памяти заслуживает более подробного изучения. Словом память обозначается весьма сложное понятие: во-первых, сюда относится способность запечатлевать, удерживать, сохранять восприятия, впечатления, вообще, процессы душевной деятельности, способность запоминать; во-вторых, к памяти относится способность воспроизведения, репродукции воспоминания того, что было раньше удержано или зафиксировано; только при наличности способности воспроизведения можно судить о функции запоминания, так как промежуточный процесс, процесс покоящихся в памяти впечатлений, ускользает от сознания; в-третьих, к памяти относится локализация впечатлений, отнесение их к прошлому (Ribоt205)), способность узнавания. Три указанные способности, вместе взятые, составляют собою полную память. Фиксирование впечатлений есть свойство центральной нервной системы, лежащее в основе памяти; поэтому некоторые психологи, как, напр., Ribot, различают память органическую, т.е., биологический процесс, независимо от сознательного характера связанной с ним психической деятельности, и память сознательную, психологическую, как душевную способность, независимо от биологического процесса, лежащего в ее основе. В сущности, по признанию самого Ribot, предложенное им расчленение памяти различается лишь присутствием или отсутствием элемента сознаваемости. Для того, чтобы ощущение, представление или любой психологический процесс запечатлелся, иными словами — вошел в содержание удерживаемых памятью событий, сделался ее достоянием, необходимо, чтобы он удовлетворял ряду условий: прежде всего, он должен обладать известной силой, иначе он пройдет бесследно; далее, он должен продолжаться известное время, так как, будучи чрезмерно быстрым, он также останется не отмеченным; он должен вступить в связь с другими элементами содержание сознания 206). Этими главными условиями определяется запоминание и создается расположение 207) к воспроизведению или извлечению из запаса памяти его содержимого в различных сочетаниях. Запоминанию способствует в весьма значительной степени повторность впечатлений, их ритмичность. Еще важное условие заключается в сосредоточении внимания на известном процессе или, вернее, в привлечении внимания известным раздражителем. Остается еще одно условие, с которым связывается прочность запоминания и установления ассоциативных связей; это условие выражается в чувственной, эмоциональной окраске известных впечатлений, в развивающемся в связи с ними нервно-психическом тоне*). Наличность известного интереса к предмету, эмоциональная окраска, связанная с восприятием, обусловливает прочность запечатления, прочность запоминания. Репродукция или воспроизведение связано теснейшим образом с ассоциативными процессами, так что условие течения и возникновения ассоциаций (гл. VIII) являются в то же время условиями воспоминания**). Кроме законов ассоциации, в рассматриваемом психологическом процессе очень важное значение имеет уже разобранный в гл. VIII процесс констелляции, группирования представлений, состоящий из ряда элементов и являющийся одним из довольно сложных процессов душевной жизни. Узнавание по Ribot является условием, завершающим процессы памяти; без наличности других ее элементов самостоятельного значения оно иметь не может. Узнавание приближается к репродукции, составляющей значительную часть содержания этого процесса; узнавание заключается в признании известных впечатлений знакомыми, в отождествлении их с теми представлениями, которые возникают в сознании при восприятии этих впечатлений; узнаются впечатления, вызывающие аналогичные ассоциации, повторно вызывающие сходные представления; фактически эти представления могут быть не строго тождественными, но суб'ективно признаются, как таковые. Важное условие памяти и в то же время ее необходимое свойство есть забвение или забывание; оно заключается в том, что с течением времени впечатления, как бы стираясь, постепенно исчезают из памяти, воспроизводятся все с большим и большим трудом, наконец, способность вспоминать их утрачивается. Это свойство памяти представляется нормальным и естественным явлением, оно находится в тесной связи с факторами, определяющими прочность запоминания, и особенно тесно связано с временем, про которое недаром говорят, что оно сглаживает все. Ribоt основательно замечает, что если бы мы все удерживали в памяти, то в конце концов мы лишились бы возможности вспоминать, так как для воспроизведения какого-либо представления пришлось бы каждый раз воспроизводить весь длиннейший и сложнейший ряд представлений, отделяющий настоящий момент от воспроизводимого представления*). Память различных людей отличается по своей обширности, своему богатству, и по своей силе; чем большее количество воспроизведений присуще данному лицу, тем обширнее его память; чем продолжительнее удерживаются полученные впечатления, тем легче могут воспроизводиться наиболее давние впечатления, тем прочнее, тем сильнее память, которая и характеризуется своей обширностью и силой 208). Одни люди легче запоминают впечатления, полученные ими при посредстве зрения, другие - при посредстве слуха, третьи лучше всего запоминают читаемое, если зрительное чтение сопровождается повторением читаемого про себя, не вслух, а лишь сопровождается речевыми движениями, необходимыми для произнесения слов; сообразно с этим вырисовываются три типа памяти - зрительная, слуховая и двигательная или моторная память; лица первого типа, передавая прочитанное, вызывают в своем сознании его зрительный образ; вторые воспроизводят слуховые представления; нередко наблюдаются смешанные типы, выражающиеся в сочетании, напр., слухового типа с моторным; об этих свойствах памяти будет еще говориться ниже. Есть лица, прекрасно запоминающие и воспроизводящие показанные им краски и цвета, но которые не в состоянии воспроизвести слышанную ими простую мелодию, и обратно, лица, обладающие прекрасной музыкальной памятью при слабой зрительной. Чаще всего встречаются лица с памятью смешанного типа, с некоторым преобладанием одного вида памяти над другими. Истощение и утомление отражаются на памяти отрицательно, заметно её понижая; наоборот, отдых, улучшение состояния питания, приводят к благоприятным результатам, повышая функции памяти. Специальные исследования показывают, что, если предложить запомнить ряд слов или цифр и попросить воспроизвести этот ряд по памяти, то лучше всего воспроизводятся первые и последние слова и цифры ряда, затем находящиеся ближе к последним, приблизительно в обратном порядке. Это наблюдение неоднократно подтверждалось многими исследователями. Date: 2015-10-19; view: 344; Нарушение авторских прав |