Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья и брак





В процессе изучения семейной педагогики особое значение приобретает изучение семьи, являющейся одним из социальных институтов формирования личности ребёнка.

Семья – это основная ячейка общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Внутри семьи различают 2 вида отношений: супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (обычаи, религия, табу, право, мораль)сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака – создание семьи и рождение детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Брак и семья возникли в разные исторические периоды (сначала – брак, а затем – семья). Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей и родственников (или просто близких им людей) (Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999. – С.22-25).

В истории человечества семья прошла несколько этапов своего становления и развития: от первобытного (полуживотного) состояния с неупорядоченными половыми связями, через возникновение брачных отношений между полами к групповому браку, затем к полигамии, а в позднепервобытной общине – к моногамному парному браку. Парный брак знаменовал начало домашне-семейного воспитания, которым занимались родители и другие члены рода. Возникла хозяйственная ячейка из мужа, жены и детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами, так как жена и дети не могли обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась её подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно менялся и сам характер брака: его целью стало создание семьи, содержание и воспитание детей. Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в 8 – 9 веках. Семья была многодетной, что гарантировало её хозяйственную надёжность. Дом и семья становились начальной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, а девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению родительских функций.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Это объясняется не только социально-экономическими достижениями человечества, но и моралью и нравственным развитием людей, ростом их эстетической культуры, усилением роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

Итак, по мере развития общества на стабилизацию брачно-семейных отношений всё большее влияние оказывают не внешние факторы (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчинённость женщин), а внутренние факторы (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

2. Типы семей в современном обществе.

Существуют разные классификации семей. В данную лекцию включена типология, представленная в учебнике Т.А.Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание».

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

1. Самым древним типом семьи, который прошёл многовековую проверку в историческом опыте человечества, является патриархальная (традиционная) семья. Как правило, это большая по численности и крепкая семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В такой семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эти семьи сохранились, главным образом, в сельской местности, малых городах, в среде священнослужителей и глубоко верующих людей.


2. В индустриальном и постиндустриальном обществе большого размаха достиг процесс нуклеаризации (от слова «нуклеар» - ядро) и сегментации семьи. Нуклеарные семьи состоят из родителей и детей (до вступления детей в брак). Среди них различают двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Последние носят вынужденный характер, поскольку из-за отсутствия собственного жилья молодая семья не может отделиться от родительской (где проживают ещё бабушки и дедушки). В нуклеарных семьях наблюдается тесное содружество супругов (уважение, взаимопомощь, открытое проявление заботы), но часто возникает ослабление эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, снижается возможность оказания взаимопомощи, передачи жизненного опыта (в том числе – педагогического).

3. В последние десятилетия растёт число малых семей. Среди них – «пустые гнёзда» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда», а также неполные семьи, возникшие в результате развода или смерти одного из супругов. Это печальная примета нашего времени, где одинокий родитель (чаще мать) воспитывает ребёнка (детей).

4. Такова же структура материнской (внебрачной) семьи, где мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. Здесь уместно напомнить о печальной статистике «внебрачной» рождаемости в России: каждый 5 – 6-ой ребёнок появляется у незамужней мамы. Речь идёт либо о девушках 15-16 лет, не способных ни содержать, ни воспитывать ребёнка, либо о зрелых женщинах около 40 лет, сознательно решивших «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются с одним родителем в результате развода. В России каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.

5. Сегодня значительную популярность приобрёл так называемый «гражданский брак». С точки зрения традиционных религий, подобное партнёрство является грехом, явным нарушением Божьих заповедей. В просторечии его называют фактическим браком, или «сексуальным сожительством». Психологи ввели более мягкий термин – «промежуточная семья», так как она в любой момент может принять какую-то окончательную форму: либо распадётся, либо будет закреплена документально (часто «под давлением» беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая по одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще. В России более 7 % супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнёрства «двух независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы ещё молоды для брака, надо материально встать на ноги». По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, это – проявление крайней степени гедонизма, эгоизма, безответственности, желания подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.







Date: 2015-10-19; view: 480; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию