Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В системе педагогических наук
1. Семейная педагогика: предмет и место в системе педагогических наук. 2. Связь курса «Семейная педагогика» с другими учебными предметами. 3. Источники семейной педагогики. 4. Задачи и методы семейной педагогики. Источники 1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – 232 с. 2. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – 160 с. 3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999. – 168 с. 4. Педагогика: учебник; под ред. Л.П.Крившенко. М., 2005. – 432 с. ***************** 1. Семейная педагогика: предмет и место в системе педагогических наук. Педагогика – это наука о воспитании человека. Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: общая педагогика (теория обучения, теория воспитания, управление
образовательными системами), возрастная педагогика (ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика взрослых). В зависимости от вида человеческой деятельности выделяют также спортивную, военную, инженерную, музыкальную, театральную, музейную, производственную, исправительно-трудовую педагогику и т.д. К педагогическим дисциплинам также относятся история педагогики, сравнительная педагогика, социальная педагогики, этнопедагогика, специальная педагогика (дефектология), предметные методики и др. Особое место среди этих наук занимает семейная педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку. Она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребёнка. Итак, предмет семейной педагогики – процесс воспитания детей в семье. Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нём заинтересовано всё общество. Уникальность семейного воспитания состоит в том, что оно «даёт первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению человека. Оно весьма результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей. Причём речь идёт не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущении детьми своей безопасности, защищённости, возможности делиться переживаниями и получать помощь от родных людей. В процессе семейного общения передаётся жизненный опыт старших поколений, уровень культуры и образцы поведения.
2. Связь курса «Семейная педагогика» с другими учебными предметами. Данный курс связан с несколькими предметами общекультурного блока предметов: «История России», «Философия», «Социология», «Этнография», «Религиоведение», «Языкознание», «Экономика», «Медицина». Наиболее тесная связь курса очевидным образом прослеживается с различными модулями профессионального (психолого-педагогического блока) блока вузовских дисциплин: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика межнационального общения» (изучаемая в рамках учебной практики), «История педагогики», «Теория и методика воспитания. Социальная педагогики», «Теория обучения. Педагогические технологии», «Педагогическая психология», «Возрастная физиология и школьная гигиена», «Культурология».
3. Источники семейной педагогики. Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая и вбирая в себя всё ценное, созданное педагогической мыслью прошлых веков. Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях и предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, то есть эмпирическим путём. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. В народной педагогике семья занимает особое место, поскольку она рассматривается как естественное природное окружение, определяющее порядок и содержание домашнего воспитания. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определённый уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель – подготовить ребёнка к жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни – добросовестный труд, к которому приучают с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рождён для труда», «Без труда нет добра», «Без дела жить – только небо коптить» и др. В созданных много веков назад средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приёма гостей, организации похорон, свадеб, проводов в армию и др.. Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о целях и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Отмечая несомненные сильные стороны семейной народной педагогики (стабильность, надёжность, эффективность), не следует абсолютизировать и механически воспроизводить все грани традиционного семейного воспитания. Надо учитывать, что народной педагогике присущи и некоторые негативные черты: предрассудки и суеверия, доминирование словесных мер воздействия, излишняя строгость, деспотизм родителей и др. (см., например, книгу Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа», автобиографические книги А.М.Горького). На становление и развитие семейной педагогики несомненное влияние оказывала религия народа, религиозные представления о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия традиционных религий сосредоточены на душе человека, её спасении от дурных помыслов, дел и чувств. Человек должен прожить свою жизнь так, чтобы в самый кульминационный момент – момент смерти, перехода в мир иной – душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой. Несмотря на определённые различия обе системы воспитания – народная и религиозная – смыкаются в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям: семья, добро и зло, счастье, труд и др. Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только религиозные (вероучительные) предписания, но и элементарные правила жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее и себя, и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ценятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях и немощных. Одним из источников педагогических знаний в области семейного воспитания всегда являлась церковно-учительная литература: Поучение, Слово, Проповедь (например, «Поучение детям» князя Владимира Мономаха, памятники литературы: «Пролог», «Добротолюбие», «Иоанн Златоуст», «Домострой»). Более подробный обзор литературы по семейной педагогике будет представлен в следующих лекциях. Date: 2015-10-19; view: 429; Нарушение авторских прав |