Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное государство





Предпосылки социального государства начали складываться в конце 19 века. Именно тогда в ряде европейских стран появились институ­ты страхования. Первой страной, которая ввела элементы социального страхования, стала Германия в годы правления Бисмарка. Был принят ряд законов, закрепивших систему обязательного страхования на случай болезни (1883), от не­счастных случаев на предприятиях (1884), а также по инва­лидности и по старости (1889). Затем подобные законы были приняты в других странах.

Само понятие «социальное государство» ввел в науч­ный оборот в конце 19 века известный немецкий ученый Людвиг фон Штайн. Широкое рас­пространение термин «социальное государство» получил после того, как был юридически закреплен в Конститу­ции ФРГ 1949 года.

Социально-правовое государство — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Т.е. г лавная роль социального государст­ва заключается в создании условий для максимального обес­печения социальных гарантий.

Се­годня основными параметрами социального государства любого типа считаются:

• развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и разме­ры бюджетных отчислений на социальную сферу;

• развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

• развитая правовая система, где осуществлено разде­ление властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, граж­данского общества и частных инициатив.

Механизм реализации целей социального государства зависит от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике. Социальное государство немысли­мо без политической доктрины, экономической модели и ее финансового обеспечения. Социальная политика фор­мируется с учетом конкретно-исторических условий каж­дой страны.

Характер социальной политики, которую проводит го­сударство, зависит от многих факторов.

Во-первых от характера самого государства, его приро­ды, системы базовых ценностей, которые воплощаются в его государственной идеологии.

Во-вторых, от особенностей социальной структуры об­щества, тех процессов, которые происходят в социальной сфере.

В-третьих, от ресурсов национальной экономики, то есть от тех возможностей, которые обеспечиваются резуль­татами экономического развития той или иной страны.

Социальная политика в современном мире осуществ­ляется различными субъектами, прежде всего государст­вом, а также негосударственные субъекты, выражающие интересы тех или иных групп общества, об­щественные движения и объединения, а также сами граж­дане (гражданские инициативы). Среди субъектов социальной политики выделяются по­литические партии. Так, после второй мировой войны укрепили свою власть «левые» силы, особенно социал-демократические партии. За время своего правления они сделали очень мно­го для того, чтобы жизнь трудящихся была социально, политически и экономически защищена от стихии рыноч­ных отношений.

В 80-е годы XX века в Западной Европе и Северной Америке пришли к власти неоконсервативные партии с иными критериями социальной справедливости. М.Тэтчер и Р.Рейган стали первыми поли­тиками, которые поменяли ориентиры социальной поли­тики в своих странах. Неоконсерваторы, придя к власти, пересмотрели место и роль социального государства в об­ществе. По их мнению, конкуренция за рабочие места по­лезнее для общества, чем полная занятость. Они утвержда­ли, что безработица стимулирует повышение производи­тельности труда, повышает заинтересованность в его ре­зультатах, пробуждает новые стимулы к труду и способст­вует искоренению иждивенчества. Поэтому неоконсерва­торы значительно урезали социальные программы и рас­ходы бюджета на социальные нужды: пенсии, пособия безработным, многодетным семьям и т.п. В образование, медицину, социальное страхование и другие сферы жиз­недеятельности был допущен частный бизнес. Широко проводилась приватизация квартир, расширились льготы для строительства нового жилья (коттеджей, домов). По­ощрялся мелкий и средний бизнес через льготные креди­ты и налоги, через его освобождение от давления «верхов» (государства) и «низов» (профсоюзов, трудящихся). Про­водилась политика превращения максимального числа лиц в собственников. Так складывалась ситуация для мобилизации новых сти­мулов к труду.

Существует также и либеральный вариант социальной политики. Для либерализма важнейшими из политических ценностей являются индивидуальная свобода и права че­ловека. Либералы, проводя социальную политику, стре­мятся избегать в ней крайностей, например, допускаемо­го социал-демократией усиления государства, которое может привести к «умалению» прав человека. В то же время они поддерживают практику обеспечения высокого уров­ня жизни, когда исключаются нищета, безработица, без домность, что, по их мнению, исключает нарушение че­ловеческих прав. Они не приемлют «бездушность» госу­дарства по отношению к социально незащищенным сло­ям населения, так как это ущемляет права человека, но высоко ценят стремление использовать инициативу масс для достижения гражданами личного успеха в экономиче­ской сфере и за ее пределами.


В странах мировой системы социализма и Советском Союзе реализовывалась особая модель социальной поли­тики, социалистическая социальная политика, которую часто называют советской моделью. Для нее характерна ликвида­ция тех социальных групп и классов, которые были носи­телями частнособственнических отношений (капиталистов, землевладельцев, банкиров, торговцев и т.п.). В качестве главной цели развития стала рассматриваться непротиво­речиво-однородная социальная структура общества, в ко­торой нет места различным социальным и экономическим интересам общества. Происходило идеологическое приук­рашивание действительности, не показывалась реальная социально-экономическая дифференциация общества. Происходила унификация форм собственности в сфере экономики. Все стало государственным, «общенародным». Распределительная политика была частью командно-ад­министративного управления экономикой. Стимулы к труду и творчеству масс терялись. Власть превращала человека в «винтик» государственной машины. Общественные орга­низации теряли функцию представительства интересов во властно-государственных структурах. Укоренился принцип остаточного финансирования социальной и духовной сфе­ры. Сформировалось устойчивое отставание в производст­ве товаров, ориентированных на запросы человека. В ре­зультате сложилась ситуация, когда всеобщий труд совет­ского народа при наличии колоссальных природных бо­гатств и высокого интеллектуального и научного потен­циала населения не мог обеспечить высокий уровень жиз­ни и ее качество.

Показателем роли и значения социальной политики в современном мире является то, что многие из ее компонен­тов получили закрепление в важнейших международных до­кументах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах, Междуна­родный пакт о гражданских, политических правах, а также во многих других документах ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ.

Применительно к государственной социальной политике ис­пользуется понятие «сильная» или «слабая» социальная политика. О сильной социальной политике говорят тогда, когда социальная политика является приоритетным направлением государственной деятельности, и государство расходует на социальные нужды существенную часть своего бюджета.

Социальная политика реализуется в системе специаль­ных социальных (общественных) программ и проектов. Про­граммы разрабатываются и реализуются во всех сферах социальной жизни. Это программы повышения доходов, развития здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, жилищного строительства, развития соци­ального предпринимательства, социальной защиты различ­ных групп населения, планирования семьи, комплексные государственные программы, касающиеся серьезных об­щественных проблем и т. д.







Date: 2015-10-19; view: 443; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию