Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликт как социальное явление





Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus», т.е. столкновение. Это столкновение противоположных взглядов, мнений, интересов и действий различных субъектов – народов, наций, государств, политических и общественных групп, движений и объединений. Конфликт – это такая стадия или форма развития социального процесса, когда составляющие его стороны достигают состояния полярности, момента взаимоотрицания и наличия противоречия. Типология конф­ликтов — сложная проблема; ее трудность обусловлена многомер­ностью конфликта.

По субъектам (или сторонам) конфликта выделяют

1. внутриличностные конфликты.

2. межличностные;

3. между личностью и группой;

4. межгрупповые;

5. межгосударственные.

Внутриличностный конфликт характеризуется острыми негативными переживаниями отдельной личности. Они порождены ее противоречивыми стремлениями.

Межличностный конфликт заключается в столкновении между отдельными индивидами в любых сферах обществен­ной жизни: бытовой, экономической, политической, культурной и т.д.

Конфликт между личностью и группой представлен в первую очередь столкновением коллектива и лидера, индивида и различных подгрупп в группе.

Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интере­сов различных групп — больших (классы), средних (профессио­нальные) и малых (семья).

Межгосударственный конфликт, международный - сторонами выступают целые государства или группы государств.

Кроме выделенных типов, можно разделять конфликты по:

1.характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:

а) ресурсные; б) статусно-ролевые; в) социокультурные; г) идеологические;

2.по сферам жизнедеятельности людей:

а) бытовые; б) семейные; в) трудовые; г) воинские; д) учебно-педагогические и др.;

3) направленности воздействия и распределения полномочий:

а) вертикальные (начальник — подчиненный);

б) горизонтальные (между коллегами).

По источникам и причинам возникновения конфликты бывают: объективные, субъек­тивные, организационные, эмоциональные и социально-трудовые, деловые и личностные.

По формам и степени столкновения конф­ликты бывают: открытые и скрытые, спонтанные, инициативные и инициированные, вынужденные, лишенные целесообразности.

По масштабам и продолжительности конфликты бывают: общие и локальные, кратковременные и затянутые, скоротечные и долго­срочные.

По способам урегулирования конфликты бывают: антаго­нистичные и компромиссные, полностью или частично разрешимые.

Следует помнить, что все типы конфликтов находятся во взаимодействии между собой и оказыва­ют влияние друг на друга.

Близким по своему содержанию к понятию «конфликт» является понятие «кризис». В энциклопедических словарях термин «кризис» (греч. «кrisis» – решение, поворотный пункт, исход) определяется как резкий, крутой перелом, переходное состояние. Кризис – это состояние общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в предельно резком усилении социальной напряженности и нестабильности. Различают несколько видов (типов)кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный.

Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранения разногласий между ними.

В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например, ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, условием его урегулирования является решение ряда универсальных задач:

- воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию;

- вывести теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия взаимодействия сторон;

- минимизировать степень социального возбуждения.

Надо разграничивать урегулирование - предполагает снятие остроты противоборства сторон, но не устраняет причин конфликта, сохраняя определенную вероятность нового обострения отношений, и разрешение конфликта - означает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации, которое исключает повторение конфликта, т.е. устраняются его причины.

Для выработки технологий управления и контроля за конфликтами важно знание этапов возникновения, развития и окончания политических конфликтов.

На этапе возникновения конфликта главной задачей субъекта, управляющего течением этого конфликта, является раскрытие его подлинных причин и истинных целей, преследуемых его участниками. Субъект управления должен уметь отличать причины конфликта от повода (например, недовольство социально-экономическим курсом и начало проведения акций протеста). Субъект управления конфликтом может игнорировать возникновение конфликта, давать ему возможность тлеть; избегать четкой оценки его природы; активно участвовать в урегулировании или разрешении конфликта.

На этапе развития конфликта важно получать достоверную информацию о том, расширяется или сужается область распространения спора, какова степень его интенсивности. Особое значение приобретает борьба с дезинформацией.

Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза. Возможны два основных варианта окончания конфликта – достижение примирения сторон либо их непримиримость (неразрешимость конфликта). Неразрешимость конфликта требует пересмотра действий по его решению, совершенствования или поиска новой стратегии и тактики управления конфликтом. Иногда конфликт может разрешиться сам по себе, без попыток его сознательного урегулирования (например, из-за утраты предмета спора, истощения ресурсов, усталости политических субъектов и т.д.).

Можно выделить два наиболее общих пути примирения сторон:

1. Мирное урегулирование конфликта в результате достижения компромисса; соглашения, основанного на взаимных уступках; истощения ресурсов одной или нескольких сторон; обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

2. Примирение на основе принуждения. В основе этого навязываемого одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характера взаимодействия может лежать:

- явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит - с другой;

- изоляция одной стороны конфликта, ослабление ее позиций, поражение;

- уничтожение, «тотальное истребление противника», в результате чего мир устанавливается в отсутствии врага.

Выбираемые субъектом управления конфликтами средства должны соответствовать культурно-историческим, цивилизационным особенностям политического развития страны (региона, субъекта), учитывать временные обстоятельства ведения спора, психические черты действующих лиц.

Наиболее распространенным средством достижения примирения сторон являются переговоры, которые представляют собой прямое или косвенное общение сторон, направленное на такое согласование взаимных интересов и целей, которое может привести к снижению интенсивности или завершению конфликта. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Консенсус - означает согласие, принятие участниками переговоров солидарной позиции по тем или иным вопросам. Посредничество – это участие в переговорном процессе третьей, нейтральной стороны с целью выработки позитивного для обеих сторон решения. Принципами посредничества являются нейтральность, объективность, компетентность, авторитетность, нравственность. Арбитраж – это передача спора на рассмотрение третьей стороне, решение которой будет обязательным для обеих сторон. Это более жесткий способ, чем переговоры и посредничество.

 

Date: 2015-10-19; view: 641; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию