Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институт признания в МП, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания





С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представля­ет собой международно-правовое действие субъекта международно­го права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права.

Посредством акта признания государство соглашается с соответ­ствующими изменениями в международном правопорядке и/или международной правосубъектности. Признание, в частности, конста­тирует выход на международную арену нового государства или пра­вительства и направлено на установление между признающим и при­знаваемым государствами правоотношений, характер и объем кото­рых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.

Возникающие на основе акта признания правоотношения суще­ствуют независимо от установления между признающим и признава­емым субъектом дипломатических, консульских или иных отноше­ний. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного права. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

В настоящее время существуют две теории признания (конститу­тивная и декларативная) и соответственно две формы поведения государств на международной арене.

По мнению сторонников конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) консти­туирует (создает) новых субъектов международного права. Без при­знания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.

С точки зрения представителей декларативной теории, призна­ние лишь подтверждает правомерность каких-то определенных меж­дународно-правовых действий или событий. Иными словами, призна­ние носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: политическое существо­вание государства не зависит от его признания другими государства­ми. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости.

Государства, как уже отмечалось, обладают международной правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться (и пользуются) международными правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, неза­висимо от их признания другими субъектами международного права.

Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны. Затем большее распространение получила деклара­тивная теория, которой сейчас и придерживается в основном значи­тельное число международников, в том числе и российских. Однако в последнее время, на мой взгляд, в практике международного обще­ния наблюдается определенный возврат к конститутивной теории, когда непризнание новых государств со стороны ведущих держав мира означает фактическое невключение их в круг субъектов между­народного права. Данное обстоятельство во многом обусловлено рас­падом СССР и изменением соотношения сил на международной арене в пользу одной сверхдержавы.

Нужно сказать, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых госу­дарств и правительств, включая юридические последствия призна­ния. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Следует также учитывать, что институт признания носит ком­плексный характер. Основной массив его норм содержится в праве международной правосубъектности, однако отдельные нормы за­фиксированы в праве международных договоров, праве международ­ных организаций и др.

Таким образом, акт признания является юридическим фактом, с которым международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений.

19. Правопреемство в международном праве: объекты и теории.

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому вследствие возникновения или прекращения существования Г либо изменения его территории.


Ппреемство считается древнейшим институтом МП. Гуго Гроций ввел понятие полного правопреемства. Гос граница объектом не является! Не сами м/н договоры, а обязательства по ним.

Теории правопреемства государств: теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства, теория правопреемственности, теория «неправопреемственности», теория tabula rasa, теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику.

Основное содержание частичного правопреемства: Г-предшественник сохраняет такие договорные П и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Г-преемник не наследует таких П и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении гос строя. Новое юридическое лицо принимает на себя П и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории «неправопреемственности» обязанности Г-предшественника не передаются Г-правопреемнику. П же переходят в руки лица, стоявшего во главе Г.

В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») новое Г не связано межд-ми договорами Г-предшественника.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. Например, Россия в 1991 г. провозгласила себя правопродолжателем СССР. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного Г и межд-й организации в качестве субъекта МП.

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях: а) при территориальных изменениях — распаде Г на 2 и более Г; слиянии Г при вхождении территории 1 Г в состав другого; б) при социальных революциях; в) при определении положений от метрополий и образовании новых независимых Г.

В настоящее время основные вопросы Ппреемства Г урегулированы в 2 универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве Г в отношении договоров от 23 августа 1978 г. (далее — Венская конвенция 1978 г.) и Венской конвенции о Ппреемстве Г в отношении государственной собственности, гос архивов и гос долгов от 8 апреля 1983 г. (далее — Венская конвенция 1983 г.). Более 20 международных договоров о Ппреемстве Г разработаны в рамках СНГ и подписаны ее участниками.

Прекращение Союза ССP и вопросы правопреемства.

Одним из последствий прекращения существования СССР явля­ется вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, госу­дарственной собственности, государственных архивов и государст­венных долгов СССР.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г. государства — участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из догово­ров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федера­цией.

Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить дей­ствие для себя того или иного договора СССР Республики бывшего Союза ССР активно использовали это право Так, решениями 1992 г об участии государств — участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракет­ной обороны 1972 г государства — правопреемники СССР подтвер­дили свое участие в указанных договорах применительно к их терри­ториям и с учетом их национальных интересов


Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками догово­ров о правах человека, о разоружении и т.д.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении дого­воров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляю­щих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР.

В числе многосторонних договоров, регламентирующих различ­ные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств — участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности быв­шего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав государств — участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

В качестве примера рассмотрим некоторые из них.

В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны — участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреем­ства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, на­ходившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собствен­ностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дип­ломатическими и консульскими представительствами СССР; инфра­структуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашени­ям СССР и др.

Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия — 4,13 процента, Казахстан — 3,86; Россия — 61,34; Украина — 16,37 процента и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 процента и данным Соглашением не рассматривалась.

В 1992—1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Гру­зией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Ук­раиной — с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 — начале 1996 гг.


Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении госу­дарственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все стра­ны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств — участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.

Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом ко­пиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглаше­ниями.

21. Международные организации как субъект МП: признаки и виды. Функции международных организаций.

Под международными межправительственными организациями понимается субъект международного права, созданный в соответствии со специальным международным договором (уставом), обладающий международной правосубъектностью и четко определенной организационной структурой, действующий в соответствии с нормами международного права.

Международная межправительственная организация должна отвечать следующим специфическим признакам:

- иметь учредительный характер, т.е. международный договор особого рода, создающий международную организацию и определяющий ее юридическую природу;

- обладать международной правосубъектностью, т.е. иметь международные права и обязанности, производные от создавших ее государств;

- иметь четко определенную организационную структуру, т.е. систему органов среди которых, как правило, выделяются: высшие органы, исполнительные органы, административные органы во главе с высшим административным должностным лицом организации (Генеральный секретарь) и комплекс специальных комитетов и комиссий;

- иметь определенные цели деятельности;

- в своей деятельности не противоречить нормам международного права.

Международные организации можно классифицировать по различным основаниям:

1) по сфере действия: универсальные и региональные (ООН - Европейский Союз);

2) по цели деятельности: общие и специальные (Лига арабских государств - Международная организация труда);

3) по социально-экономической сущности участвующих в международной организации государств: международные организации развивающихся государств, развитых государств, смешанного типа (Организация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН - Мировой банк - ЮНЕСКО).

Международные межправительственные организации отличаются от международных неправительственных организаций следующими признаками, характеризующими неправительственный характер последних:

1) не имеют цели извлечения прибыли;

2) членами организации являются не субъекты международного права;

3) обладают консультативным статусом при международных межправительственных организациях;

4) финансируются из более чем одного государства и за счет членских взносов членов организации.

 

Функции международных организаций:

Международные организации (International organizations) - это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитывается уже более ста международных организаций, различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Функции, выполняемые международными организациями, многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны.Основные группы функций международных организаций:

· Содействие (facilitation) - организация международных конференций,сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров.

Наблюдение (monitoring) - содействие с возможностью формулированияи обнародования официальной точкизрения организации на те или иные проблемы, что является способом созданияобщественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны.

· Надзор (surveillance) - более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации посуществу текущего экономического развития.

· Регулирование (regulation) - надзор, опирающийся на принуждение странк выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению.







Date: 2015-10-19; view: 889; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию