Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (ООН)
Современная международная система защиты прав и свобод человека включает три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Политический авторитет последней был настолько высок, что ее положения вошли в конституции многих государств мира, оказали существенное влияние на последующее развитие международных отношений и международной политики, формирование международной системы защиты прав человека. Международное право и, соответственно, политика развиваются и стремятся содействовать глобальному сотрудничеству, в том числе и политическому. ООН создала не только правовые основы, но и механизм международного сотрудничества, систему соответствующих органов по имплементации вступивших в силу международно-правовых актов. В соответствии с изменениями в мире необходимо по-новому взглянуть на ООН как на главный координирующий центр международной политики и межгосударственного сотрудничества в области прав человека. ООН, приняв необходимые международно-правовые акты, создала систему защиты прав человека, состоящую из главных органов и специализированных учреждений, обладающих компетенцией в области прав человека. Основными органами по защите прав человека, относящимися к первой категории, являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Компетенция Генеральной Ассамблеи является почти неограниченной, поскольку ст. 10 уполномочивает ее «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по таким вопросам. Совет Безопасности в соответствии со ст. 34 Устава уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Подобные «ситуации» часто бывают обусловлены массовыми и постоянными нарушениями прав человека либо сопровождаются ими. Это главная причина, по которой Совет Безопасности может заняться проблемами прав человека. Решения Совета по данным вопросам являются окончательными. К специализированным органам по правам человека относится, прежде всего, Комиссия ООН по правам человека (1946 г.), ответственная за разработку международных стандартов в области прав человека и контроль за их соблюдением. Комиссия по правам человека ввела десятки специальных процедур для конкретных проблем и конкретных стран: учреждены должности и полномочия специальных докладчиков и представителей, рабочие группы и независимые эксперты. В последние 10 - 15 лет Комиссия уделяла особое внимание изучению положения в отдельных странах, включая такие проблемные с политической точки зрения страны, как Гватемала, Иран и Бирма. Актуальными сегодня для Комиссии являются вопросы соблюдения прав человека в КНР, положение палестинцев в Израиле, ситуация в Чечне. Как правило, комиссия работает через специального докладчика - полунезависимого эксперта, который официально отчитывается перед комиссией и ведет непрерывный диалог с правительством данной страны для создания постоянного присутствия и канала влияния. В последние годы работа комиссии и вообще деятельность ООН в области прав человека все чаще наталкивается на препятствия политического характера: как межправительственная организация она стремится решать вопросы консенсусом, что требует постоянных компромиссов, и привносит политические мотивы при решении вопросов правового характера. Это обстоятельство вызывает критику тех правозащитников, которые отрицают политические компромиссы и отказываются от снижения уровня международных стандартов и не мирится с грубыми нарушениями прав человека. Но компромиссы в условиях глобализирующегося мира неизбежны. Комитет по правам человека как контролирующий орган ООН за реализацией Международного Пакта о гражданских и политических правах рассматривает жалобы отдельных граждан государств. Государства, ратифицировавшие этот пакт, не всегда признают государственные жалобы. Они должны заявить о признании компетенции этого Комитета путем подачи письменной декларации (к сожалению, постсоветские государства Центральной Азии еще не признали государственную жалобу в качестве контрольного механизма, а, значит, они не подпадают под его действие). Наиболее эффективным контрольным механизмом для всех государств являются доклады государств (первичный, дополнительный, периодический). Нередко используются Комитетом и альтернативные доклады, предоставляемые неправительственными организациями и способные повлиять на мнение членов Комитета. Последний вправе издать рекомендации по улучшению ситуацию с правами человека в стране. Хотя решения, принимаемые Комитетом, не являются обязательными для выполнения, ряд государств уже принял по ним соответствующие меры. Так, Канада пересмотрела законодательство в отношении прав индейцев, проживающих за пределами своих племенных земель; Маврикий внес изменения в законодательство о правах женщин, Нидерланды поменяли существовавшее прежде дискриминационное законодательство о социальном обеспечении др. Наиболее важными органами защиты прав человека являются институт Верховного комиссара ООН по правам человека (далее ВКООНПЧ) (1993 г.). Сфера деятельности ВКООНПЧ - это поощрение и защита прав человека во всем мире; укрепление международного сотрудничества в области прав человека; достижение диалога с правительствами в целях обеспечения уважения прав человека; координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН, и др. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в качестве общесистемного координационного центра по правам человека укрепило партнерские связи с другими подразделениями системы. В настоящее время Управление ведет работу по исполнению просьб около 60 государств-членов о создании или укреплении национального потенциала и инфраструктуры прав человека. Установлены связи между специалистами по разработке политики в области прав человека и кадровыми сотрудниками на местах по поддержанию мира и гуманитарной помощи.
Вопросы разоружения в современном международном праве. Одним из наиболее эффективных международно-правовых средств сохранения мира и предотвращения войны являются разоружение и ограничение вооружений. В настоящее время имеется целый комплекс международно-правовых норм, способов и методов для успешного решения проблемы разоружения и сокращения вооружений как в полном объеме, так и по частям. Устав ООН определяет порядок и задачи решения этой проблемы. Основными органами по разоружению в рамках ООН являются: Комиссия ООН по разоружению, которая готовит рекомендации по проблемам разоружения, разрабатывает общие принципы переговоров по разоружению, следит за выполнением решений специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению; Конференция ООН по разоружению. Рассмотрим содержание действующих международных договоров и соглашений относительно разоружения. Договоры о запрещении ядерных испытаний. 5 августа 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Договор имел подлинно универсальный характер: он был открыт для подписании всеми государствами, и любое из них могло к нему присоединиться. В преамбуле проводится связь между прекращением испытательных взрывов ядерного оружия и достижением соглашения о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем. Каждый из участников обязался не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и другие ядерные взрывы в трех средах: в атмосфере; за пределами атмосферы, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море. Кроме того, запрещаются ядерные "взрывы" в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого производится такой взрыв". Нормы договора не распространялись на подземные ядерные испытания, по которым предполагалось особое решение. В последующем в интересах дальнейшего сокращения ядерного оружия на глобальном уровне с конечной целью его ликвидации государства предприняли усилия по подготовке универсального и поддающегося эффективному контролю Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Такой договор был открыт для подписания в июне 1996 г. Его интересная особенность.—лаконичная формулировка "основных обязательств" (ст. 1) и детальная регламентация организационно-контрольных мер на международном уровне и национальных мер по осуществлению. "Основные обязательства" сформулированы следующим образом: 1. Каждое государство-участник обязуется не производить любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов, а также запретить и предотвратить любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем. 2. Каждое государство-участник обязуется воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении подобных ядерных взрывов. Для достижения объекта и цели Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ст. II). Ее членами являются все государства-участники. Местопребывание — г. Вена (Австрия). Органы Организации: Конференция государств-участников, Исполнительный совет, Технический секретариат, который включает Международный центр данных. Конференция государств-участников — главный орган Организации. Состоит из всех государств-участников, имеющих по одному представителю. Конференция собирается на очередные и специальные сессии. Очередные сессии проводятся ежегодно, специальные — по решению Конференции, по запросу Исполнительного совета или по запросу любого государства-участника, который поддерживают большинство государств-участников. Конференция вправе рассматривать любые вопросы в рамках действия Договора. Кроме того, Конференция рассматривает и принимает доклад Организации об осуществлении Договора и ежегодную программу и годовой бюджет, представляемые Исполнительным советом; избирает членов Исполнительного совета; назначает Генерального директора Технического секретариата; осуществляет рассмотрение и обзор научно-технических достижений, которые могли бы сказаться на действии Договора; принимает меры по обеспечению соблюдения договора и т. д. Конференция принимает свои правила процедуры. В начале каждой сессии она избирает своего председателя и других необходимых должностных лиц. Решения по процедурным вопросам принимаются большинством членов, присутствующих и участвующих в голосовании. Решения по вопросам существа по мере возможности принимаются консенсусом. Исполнительный совет является исполнительным органом организации. Состоит из 51 члена, избираемых в соответствии с принципом справедливого географического распределения. Он подотчетен Конференции. Функции Исполнительного совета: содействует эффективному осуществлению и соблюдению Договора; надзирает за деятельностью Технического секретариата; рассматривает и представляет Конференции проекты ежегодной программы и годового бюджета Организации; организует сессии Конференции, включая проект повестки дня, и некоторые другие функции. Технический секретариат содействует государствам-участникам в реализации Договора. Он осуществляет функции контроля и другие функции, которые делегируются ему Конференцией или Исполнительным советом. В состав Технического секретариата входит Международный центр данных. Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации Исполнительного совета сроком на 4 года. Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами, которые определяются соглашениями между Организацией и государствами-участниками, а также соглашением между Организацией и государством местопребывания Организации (Австрийская Республика). Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах, а также меры укрепления доверия. Споры, возникающие в связи с применением или толкованием норм Договора, урегулируются в соответствии с положениями Устава ООН. Договор о нераспространении ядерного оружия. XXII сессия Генеральной Ассамблеи ООН одобрила проект Договора, который был открыт для подписания 1 июля 1968 г. в столицах трех государств: Москве, Вашингтоне и Лондоне. Договор является универсальным, поскольку в нем могут участвовать все без исключения государства. В Договоре разграничиваются обязательства государств, обладающих ядерным оружием, и обязательства государств, не обладающих им. Государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в данном договоре, "обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно". Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия (ст. 1, 2). Договор содержит норму, которая служит своего рода связующим звеном между действующими нормативными постановлениями и будущими соглашениями по вопросам разоружения: "Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем" (ст. 6). Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств. Институт демилитаризации содержит группу международных договоров, которые запрещают размещение и использование всякого оружия или его наиболее опасных видов на определенной территории. В эту группу входят: Договор об Антарктике 1959 г., Договор о космосе 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. К этой группе договоров относятся договоры о безъядерных зонах в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), и в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.). Договоры об ограничении стратегических вооружений. Наиболее важными с точки зрения решения вопросов разоружения являются советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении систем противоракетной обороты от 26 мая 1972 г. и дополнительный Протокол к нему от 3 июля 1974 г., Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2); Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г., Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993 г. Договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО) предусматривает обязательства сторон не развертывать системы ПРО на своей территории и ограничиться определенным числом (с учетом Протокола от 1974 г. — одним районом с каждой стороны) комплексов противоракетной обороны и пусковых установок противоракет, запрещает испытывать и размещать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или наземного мобильного базирования. Договор 1987 г. предусмотрел ликвидацию всех ракет средней и меньшей дальности, пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации: для ракет средней дальности — 3 года; для ракет меньшей дальности — 18 месяцев после вступления Договора в силу. В дальнейшем ни одна из сторон не производит никаких ракет указанных двух классов и пусковых установок для них. Согласно Протоколу об инспекциях, в связи с Договором предусмотрен жесткий контроль за выполнением норм Договора. Объектом контроля могут быть ракетные операционные базы, вспомогательные объекты, места ликвидации ракет, предприятия по их производству. Каждая из сторон может проводить инспекции в течение 13 лет после вступления Договора в силу (1 июня 1988 г.). Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. Женевский протокол 1925 г. — это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Между тем непрерывное совершенствование и накопление запасов химического и бактериологического оружия диктовали настоятельную необходимость создания соответствующих международно-правовых норм, запрещающих его производство и хранение. 10 апреля 1972 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Первыми ее подписали представители СССР, США и Великобритании. Конвенция имеет универсальный характер и является бессрочной. Государства приняли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах. Запрещена передача кому бы то ни было средств бактериологического и токсинного оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Данная Конвенция была открыта для подписания в январе 1993 года. Каждое государство — участник Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Оно обязуется не применять химическое оружие и не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия. Каждое государство — участник Конвенции обязано уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем или оставлено им на территории другого государства. Согласно Конвенции должны быть уничтожены любые объекты по производству химического оружия. Российская Федерация в числе первых подписала Конвенцию, а Федеральным законом от 5 ноября 1997 г. ее ратифицировала. Date: 2015-10-19; view: 844; Нарушение авторских прав |