Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Курсовая работа. По курсу «политическая география»⇐ ПредыдущаяСтр 141 из 141
по курсу «Политическая география» на тему
«Внешняя политика Китая по отношению к странам Центральной Азии» Работу выполнила: студентка I курса факультета политологии 4-ой академической группы Громова К. М.
Научный руководитель: к.полит.н.,доцент Зиновьева Е. С.
Москва, 2014 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТРАНАМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.. 5 1.1. Внешнеполитический курс Китайской Народной Республики. 5 1.2. История центральноазиатской политики КНР. 9 2. ПОЛИТИКА КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.. 14 2.1. Фактор распада СССР как угроза безопасности Китая. 14 2.2. Фактор нестабильной обстановки в Афганистане. 17 2.3. Противостояние распространению влияния США.. 20 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ.. 24 3.1. Начало распространения экономического влияния в ЦА.. 24 3.2. Характеристика экономической политики с начала 2000-х гг. 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 33 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования В настоящее время одной из внешнеполитических целей России является укрепление своих позиции в бывших советских республиках Центральной Азии. Однако на данный регион пытается оказать влияние также и Китай в виду различных экономических, политических и исторических факторов. Беря во внимание исторический фактор, следует отметить, что Китай рассматривал регион Средней Азии как одну из сфер своего геополитического и торгово-экономического интереса. Примером тому является общеизвестный факт, что «шелковый путь», через который Китай поддерживал экономические связи с остальным миром, проходил по территории вышеупомянутого региона. Кроме того, в период обострения советско-китайских отношений во второй половине 20 века, Китай пытался выдвинуть претензии к соседям, в числе которых были советские республики Средней Азии. Как известно, на границе с Китаем расположены Казахстан, Таджикистан и Киргизия, с которыми Китай заключил различные договоры, способствующие урегулированию вопросов, мешающих установлению двусторонних связей. Также данные страны сотрудничают в рамках международной организации ШОС. Следующие факторы как близкое географическое расположение, открытые границы, и развитая транспортная система позволяют нам говорить о том, что существуют благоприятные предпосылки для возрастающего влияния Китая по отношению к странам Центральной Азии. С центральноазиатскими государствами граничит область Синьцзянь, где проживают казахи, киргизы, таджики, узбеки. Современное положение дел, например, исход русскоязычного населения из Центральной Азии – импульс, способствующий оживлению деловых связей между вышеперечисленными этносами. Государства Центральной Азии на различные политические, торговые, экономические, и другие мероприятия, проводимые Китаем, положительно откликаются. Подводя итог тому, что было сказано выше, Китайская Народная Республика – одна из стран, которые в настоящее время пытаются оказать внешнее влияние на образовавшиеся после распада СССР государства Центральной Азии. И если учесть факт, что для России данный регион является стратегически важным и что у РФ есть различные региональные задачи, которые возможно решить благодаря правильному оцениванию стратегии Пекина, можно предположить с некоторой долей уверенности, что в будущем регион Центральная Азия может стать объектом для соперничества между Россией и Китаем. Следовательно, исследование политики Китая в отношении центральноазиатских стран актуально в настоящее время. Объектом исследования в работе выступает внешняя политика Китая. Предметом исследования является влияние Китая на страны Центральной Азии и их взаимодействие. Главная цель исследования: проведение всестороннего анализа современной внешней политики КНР в Центральной Азии.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТРАНАМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 1.1. Внешнеполитический курс Китайской Народной Республики На сегодняшний день внешнеполитический курс Китайской Народной Республики изменил свое направление. Об этом свидетельствует ее деятельность на международной арене. Данная политика «открытого» Китая символизирует стремление КНР к установлению добросовестных отношений со странами, которые тем либо иным образом влияют на экономический или политический рост. С другой стороны, Пекин и его международная деятельность говорят о росте национальных интересов на внешнеполитической арене. [1] Если говорить о внешнеполитическом курсе Китая и его основах следует принять во внимание следующие факты: позиции КНР в мировой политике и экономике укрепились в последние два десятилетия. Этот факт очень интересен, поскольку данное укрепление произошло благодаря особой государственной стратегии, сочетающей в себе нелиберальные методы. Во-вторых, принципы касательно суверенитета страны и концепций взаимодействия между странами в рамках консервативной внешней политики остаются неизменными на протяжении полувека. В-третьих, другая особенность внешней политики Китая – поиск несиловых, экономически эффективных решений проблем, и акцент на индивидуальные взаимоотношения с другими странами. Также КНР довольно редко выступает с крупными инициативами, касающимися внешней политики, и занимает часто нейтральную позицию. В целом, дальнейшее развитие внешней политики Китая на современном этапе нацелено на поддержание социально-экономического прогресса КНР. При этом данный внешнеполитический курс учитывает ряд реалий: процесс глобализации, который охватил все мировое пространство, и в связи с этим повышенная роль экономических факторов в соперничестве между странами. Учитывая данный фактор, китайское руководство придерживается такой политики, которая бы не только бы обеспечивала оптимальный прогресс страны., но и оставила бы в неприкосновенности суверенитет. Кроме того, китайская внешняя политика в рамках тенденции современного мира к усилению его многополярности направлена на переход политики, которая основана на традиционной концепции баланса сил, к международной политике, которая бы учитывала не только авторитет других государств, но и собственные национальные интересы. В соответствии с этим, несмотря на отсутствие военного потенциала, сравнимого с ВПК других мирровый авторитетов, Китай пытается усилить свою роль на мировой арене. Другая идея, которая лежит в совершенствовании курса внешней политики, – идея «комплексной государственной мощи», суть которой состоит в том, что авторитет и влияние государства на мировой арене определяется как военной мощью, так и уровнем развития других аспектов общественной жизни, например, уровнем экономического или политического развития. «В конечном счете, - заявил на международной конференции по взаимосвязи между разоружением и развитием (1987 г.) заместитель министра иностранных дел КНР Цянь Цичэнь, - обеспечение национальной независимости и государственной безопасности зависит от экономического развития, национальной мощи и активного вовлечения в борьбу за защиту регионального и международного мира, но ни в коем случае - от простого наращивания вооружений»[2]. Между Китаем и мировым сообществом стоит проблема восприятия его как угрозы стабильности нынешнего мироустройства в связи с его резким подъемом и ростом влияния на мировой арене. Но эта проблема является необоснованной, так как Китай не стремиться добиться увеличения авторитета своей страны наращиванием ВПК, или созданием военно-политических блоков на международной арене. В настоящее время существует возможность развития на территории Центральной Азии, которая находится в непосредственной близости от Китая, конфликтов, в связи этим стоит упомянуть перечень угроз суверенитету КНР. К числу угроз в КНР относят «ситуации, при которых в каком-либо государстве происходит разрушение основных властных институтов, что создает серьезную угрозу интересам КНР в этом государстве; случаи проведения конфискации и экспроприации зарубежных предприятий, наносящие ущерб промышленным и внешнеполитическим интересам Китая; действия организованной преступности» [3]. Для того чтобы обеспечить национальную безопасность в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Китай ведет диалог с данными государствами. КНР относится к ним доброжелательно, пытаясь усилить региональное сотрудничество. Подтверждением того, что вопрос региональной безопасности и сотрудничества имеет азиатскую специфику, является то, что в настоящий момент Китайская Народная Республика активно принимает участие в ШОС, в АСЕАН и т. д. и стимулирует их развитие. Следующий аспект, который следует упомянуть в вопросе направления внешней политики Китая, - это развитие сотрудничества между Россией и Китаем. Негативные процессы на западных рубежах для России, например, как усиление влияния НАТО и Евросоюза, подталкивают РФ к поддержанию союзнических отношений с восточными странами. Китай, в свою очередь, ищет источник для поставки электроэнергии для развития своей экономики, и имеет напряженные отношения с США, что тоже способствует развитию стратегических отношений между двумя этими странами. Обе страны являются противниками расширения влияния США в среднеазиатском регионе.
1.2. История центральноазиатской политики КНР Развитие отношений Китая с пятью центральноазиатскими республиками, а именно, Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном, после распада Советского Союза и образования на месте постсоветской территории новых вышеперечисленных государств стало одним из основных направлений внешней политики КНР. Различные научные работы, посвященные анализу внешней политики Китая по отношению к среднеазиатскому региону, берут за начало анализа 90-е гг. 20 века. Причиной тому является тот факт, что крах социалистической системы повлиял на систему международных отношений в целом. Также данное событие привело к образованию «геополитического вакуума» на центральноазиатской пространстве и к старту игры за внешнеполитическое влияние на данном пространстве. Китай становится здесь активным участником раздела влияния, так как он имеет общую границу с государствами Средней Азии. Однако взаимоотношения государств Средней Азии и Китая начались гораздо раньше 20 века. История отношений населения государств Центральной Азии с Поднебесной насчитывает около двух тысяч лет. Дать точную оценку роли Китая в данном регионе и сделать прогноз относительно будущей политики Китая в отношении стран Средней Азии поможет обращение к истории Китая и его взаимодействия с Центральноазиатским регионом. Первые контакты Китая с людьми, проживавшими на данной территории датируются 138 г. до н. э. В то время император династии Хань У-Ди отправил на территорию нынешних среднеазиатских стран послов, чтобы попросить помощь для совместной борьбы с гуннами. В результате этой борьбы гунны отступили, а китайские императоры установили официальную власть на территории Западного края [4]. В 6-7 веках в Центральной Азии обосновались тюрки, которые начали представлять угрозу для Китая. Китайские императоры начали соперничать с тюрками за влияние в Западном крае. Конкуренция закончилась установлением Китаем контроля над данной территорией и учреждением там института губернаторства с целью успокоения Запада[5]. Но даже после того территория Средней Азии продолжала оставаться местом встречи интересов близлежащих этносов и ареной напряженных отношений между странами. Так, тюрков впоследствии сменили арабы. Как угрозу национальной безопасности Китая поздние китайские императоры видели различные государства, которые тем или иным образом начали усиливать свое влияние на территории Центральной Азии. По мнению историков, армия Тимура угрожала династии Мин 5. Следовательно, можно сделать вывод, что регион Центральной Азии на протяжении долгого времени оставался и остается стратегическим объектом внешней политики Китайской народной Республики. Китай неоднократно то усиливал свои позиции в данном регионе, приобретая контроль территорией, то терял их. Таким образом, для Поднебесной регион Центральной Азии всегда остается сферой влияния, и появление здесь других соперников всегда видится ей как угроза суверенитету и национальным интересам КНР. Последним соперником, который оккупировал Центральную Азию, Китай называет императорскую Россию. Из-за внутреннего упадка империя Цин в 19 веке не смогла предотвратить вторжения России, но ее территориальных захватов не признала 5. Каждый раз, когда Поднебесная теряла контроль над территорией, она всегда видела в этом временную меру и никогда не отказывалась от влияния в среднеазиатском регионе. В настоящее же время КНР стремится к достижению стабильной обстановки в мире, в регионах, которые с ней граничат. Все это является следствием стратегической цели – желание успешно завершить «дело государственного строительства», что подразумевает под собой проведение различных политических и экономических реформ. Вследствие этого важнейшая задача внешней политики Поднебесной на данный момент – безопасность на западных рубежах, или так называемая борьба против сепаратизма, религиозного экстремизма и международного терроризма. Эта не единственная задача в данном регионе. Китай также всячески пытается не допустить усиления США, как и многих других государств, в данном регионе, так как это также является вопросом государственной безопасности Китая. Обращаясь к истории, можно заметить, что для вытеснения конкурента из региона, китайское руководство часто прибегало к помощи третей стороны. Так, для борьбы с гуннами были привлечены племена усуней [6]. Сейчас подобным союзником можно назвать Россию, обладающую сильным ВПК и международным авторитетом. При помощи РФ Поднебесной легче будет решить проблемы, угрожающие ее суверенитету, и проблему американского влияния. Кроме того, так как интересы России и Китая схожи, в скором времени их взаимоотношения станут развиваться в рамках доверительного партнерства. Это также подтверждается тем, что Пекин неоднократно утверждает отсутствие намерения превращения Средней Азии в сферу своего исключительного влияния и противопоставляет своею политику целям США и России[7]. Китайские исследователи в настоящее время принижают роль Китая в данном регионе. Они считают, что КНР уступает позициям Российской Федерации, являющейся здесь доминирующей силой 7, заявляя, что КНР «не соперничает ни с одной страной за сферы влияния в Центральной Азии, ибо не преследует здесь никаких особых интересов»[8]. Можно также упомянуть в данном случае официальную позицию китайского руководства в отношении данного региона, которую выразил Ли Пэн во время визита в Среднюю Азию. Он отметил, что все разговоры о стремлении Китая стать «региональной сверхдержавой» бессодержательны [9]. Итак, вполне вероятно, что в ближайшем времени КНР не будет предпринимать в данном регионе активных действий, направленных на установление какого-либо единоличного контроля. Если говорить о взаимоотношения Китая и России, то не исключено, что после завершения преобразований внутри страны, стратегической целью КНР станет стремление вытеснить Россию из данного региона, как бывшего союзника, по причине того, что многие китайские ученые сегодня считают, что границы данного региона сформировались в результате покорения российской империей Средней Азии 6. Даже сейчас Россия видится Поднебесной как страна, уступающая ей в государственной мощи, страна, являющаяся державой второго, а, с экономической точки зрения, третьего сорта [10]. Таким образом, из всего вышесказанного вытекает то, что Средняя Азия всегда остается важным стратегическим объектом Китайской Народной Республики, в независимости от того, усиливает она там влияние, или, наоборот, теряет его. Существует также возможность, что в будущем, после завершения внутренних преобразований, Китай попытается установить в данном регионе исключительный контроль, вытеснив крупных конкурентов в лице России и США.
2. ПОЛИТИКА КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 2.1. Фактор распада СССР как угроза безопасности Китая Распад СССР сформировал новую внешнеполитическую ситуацию, которая Пекином воспринимается неоднозначно. Так, он получил новые возможности в плане расширения своего влияния в Средней Азии (СА). Но, кроме того, сформировавшаяся обстановка в данном регионе сопровождается болезненными процессами, а также унаследованными еще с советского периода проблемами уйгурского сепаратизма, что в целом может угрожать национальной безопасности Китая. Китай, как уже было сказано, рассматривает обстановку, складывающуюся в регионе ЦА как угрозу своей национальной безопасности. Процессы, происходящие в данном регионе, побуждают Пекин корректировать курс своей внешней политики. Также одной важной стратегической составляющей в сфере безопасности суверенитета остаются взаимоотношения с Россией. В целом, можно выделить три потенциальных фактора, порождающих угрозы национальной безопасности Китая [11]. Так как Китай граничит с тремя среднеазиатскими странами (Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном), то распад Советского Союза кардинальным образом повлиял на расстановку интересов в регионе, что дестабилизировало Поднебесную. Негативные последствия вызваны, прежде всего, неурегулированными вопросами, связанными с погранично-территориальными вопросами, высоким уровнем присутствия на границах и усилением уйгурского сепаратизма. Границы Китая с Россией были сформированы в основном к концу 19 века. Но при этом китайское руководство всегда не соглашалось с делимитацией границ и предъявляло претензии, как к Российской Империи, так и к СССР. Спорными участками оставались территории Дальнего Востока, часть территории Средней Азии и Казахстана [12]. Политические перемены в конце 20 века привели к достижению обоюдного соглашения насчет границ на Дальнем Востоке, но разногласия по поводу среднеазиатских границ так и остались нерешенными вследствие распада СССР. Оставшиеся спорные вопросы, отсутствие договоров по поводу территорий и границ между новыми образовавшимися государствами и Пекином обеспокоили китайское руководство. Одновременно с этим КНР решила воспользоваться таким положением дел для получения максимальной выгоды. Таким образом, для начала китайские руководители выступили с намерением возобновить переговоры по поводу территориальных границ, так как гарантом национальной безопасности являются четко определенные государственные границы. В 1992 году были проведены переговоры между Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном по спорным территориям. Далее была создана рабочая группа «4+1» 12, куда входили делегации из России, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и Китая. В рамках переговоров данной группы были достигнуты соглашения по поводу границ. Говоря о высоком уровне военного присутствия на границах, стоит отметить, что данная проблема возникла после обострения советско-китайских отношений в конце 60-х гг. 20 века. Там, где проходила граница России и Китая, были расположены войска Среднеазиатского военного округа, и часть ядерного оружия СССР, для сдерживания Китая [13]. Все это в целом заставляло Китай беспокоиться о своем суверенитете. Данная проблема также решалась в рамках группы «4+1», которая начала свою работу на постоянной основе с 1993 года. Были подписаны два важных документа, которые налагали определенные ограничения на уровень военной активности в приграничных районах и сокращали количество вооруженных сил. Данные договоренности способствовали процессу урегулирования вопроса о границах, расширению сотрудничества со странами Центральной Азии. Что касается уйгурского сепаратизма, данный сепаратизм возник в начале 90-х годов, когда часть населения Синьцзяна пыталась провозгласить суверенное государство «Восточный Туркестан». Распад СССР стал катализатором появления различных стремлений к отделению. У китайского руководства данная ситуация вызвала озабоченность[14], учитывая что уйгурская диаспора находится во всех трех странах ЦА, с которыми граничит Китай. С целью пресечения подобных сепаратистских настроений Пекин усилил режим контроля над границами и ужесточил таможенную охрану. Кроме того, китайское руководство заручилось поддержкой стран Средней Азии. В ходе переговоров различных уровней со стороны Пекина озвучивались тезисы о необходимости противостояния этническому сепаратизму. Таким образом, можно утверждать, что в результате активных действий и дипломатического давления со стороны КНР на центральноазиатский регион, отношения Китая со странами Средней Азии урегулировались, и приобрели основу для дальнейшего расширения.
2.2. Фактор нестабильной обстановки в Афганистане Хаос, царящий в Афганистане, различные непрекращающиеся военные столкновения в 90-х годах 20 века начали оказывать негативное влияние на Центральноазиатский регион. Возникает в соответствие с этим проблема «трех зол», включающих в себя международный терроризм, исламский радикализм, этнический сепаратизм, а также нелегальный оборот наркотиков. Нестабильность в Афганистане способствовала возникновению на его территории различных экстремистских группировок, которые пользовались поддержкой «Аль-Каиды». Страна стала одной из точек, концентрирующих в внутри себя террористические группировки. Так, в Афганистане появились уйгурские сепаратисты, принявшие сторону талибов [15]. Когда они возвращались в Синьцзян, они становились инициаторами различных вооруженных действий против китайского руководства. Их основным методом борьбы бал террор. Распространение террористических групп на территории Афганистана стало причиной появления в Средней Азии, в Синьцзяне исламистских организаций. Такой сценарий возможного развала существующих режимов в Средней Азии не устраивал Пекин, так как подобная ситуация могла привести к ухудшению положения дел в Синьцзяне, что представляло угрозу национальной безопасности Китая. Затрагивая проблему появления наркооборота, стоит сказать, что с 90-х годов 20 века Афганистан является поставщиком героина и опиума всему миру. С того же времени афганский героин через Синьцзян стал поступать на территорию КНР, и такая наркоэкспансия со временем принимала все большие масштабы. Пекин вышеперечисленные угрозы рассматривает «в комплекте», так как одна угроза тесно связана с другой. По мере нарастания данных угроз и распространения негативных влияний в ЦА, Пекин к началу 21 века интенсифицировал сотрудничество с Москвой и с центральноазиатским регионом. Так, в августе 1999 года на саммите «Шанхайской пятерки» Китай и Россия одним из приоритетных совместных курсов отметили формирование правовой базы, создание различных правоохранительных механизмов противостояния террористическим и экстремистским организациям. В дальнейшем странами данного региона был подписан меморандум для организации практического взаимодействия правоохранительных структур. В начале 20 века более тесное сотрудничество Пекина и Москвы привело к такому достижению, как создание Шанхайской Организации Сотрудничества. В рамках данной организации уже в 2001 году была подписана Конвенция, предусматривающая более тесное взаимодействие стран, входящих в состав ШОС, а также совместную борьбу с сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом. Таким образом, Китай смог достичь стратегических соглашений со своими соседями, и, одновременно с этим, стал одним из основных лидеров, формирующих систему региональной безопасности. Кроме того, Китай с начала 2000 года начал оказывать странам ЦА военную помощь. В соответствии с этим Китаем была достигнута договоренность с Казахстаном о предоставлении безвозмездной военной помощи последней [16]. Для поддержки антитеррористических подразделений на территории Узбекистана, Пекин поставил ему различное снаряжение. Подобная помощь также была оказана Киргизии. Если говорить о Таджикистане, КНР намеревалась направить туда часть своей армии для того, чтобы отразить возможный прорыв боевиков [17]. По мере становления более тесных отношений со странами ЦА Китай увеличивал масштабы военной помощи. В целом, деятельность Китая указывает на то, что Пекин озабочен возможными угрозами со стороны Афганистана, так как они могут оказать негативное влияние на внутриполитическую обстановку. 2.3. Противостояние распространению влияния США Так как ранее присутствие США в Центральноазиатском регионе носило всего лишь экономический характер, особых опасней по поводу данной ситуации Пекин не предъявлял [18]. Китайское руководство устраивала политика проведения рыночных преобразований в среднеазиатском регионе[19]. Но события сентября 2001 года и последовавшая за этим операция антитеррористической направленности привели к усилению влияния Вашингтона в данном регионе, что было невыгодно для Китая. Волна цветных революции в Азии лишь только усилила обеспокоенность Поднебесной. Поэтому Китаю пришлось пересмотреть систему своих приоритетов в данном направлении. Во-первых, Пекин с волнением воспринимает ту ситуацию, что на западных границах Китая появился крупный военный контингент США. По мнению китайских экспертов, совокупный военный потенциал позволил бы США установить контроль над западными территориями КНР[20]. А там, в свою очередь, расположены значимые для Пекина стратегические объекты. Более того, Вашингтону удалось подорвать сплоченность государств в рамках ШОС и привлечь членов этой организации на свою сторону. Присутствие США в ЦА рассматривается Китаем как попытка оказать давление на Пекин, что позволяет смотреть на данную проблему в контексте США, стремящейся к однополярной модели мира, что противоречит позициям Китая по вопросам государственной безопасности. Американский воинский контингент в регионе способствовал увеличению политического влияния США на государства Центральной Азии. Используя различные политические и экономические рычаги, Соединенные штаты способствовали расшатыванию ситуации, что приводило к «цветным революциям». Данные действия США Пекин рассматривал как потенциальную угрозу разрастания уйгурского конфликта, и дальнейшее углубление влияния США. Если говорить об экономическом влиянии США в данном регионе, то стоит отметить, что присутствие такого характера имело место здесь еще в 90-х гг. Америка обратила взор на богатые природными ресурсами Каспийский регион. В среднеазиатских странах разместилось большое количество компаний, занимающихся нефтяной деятельностью. Китаю такая ситуация даже благоприятствовала, так как это даже помогало осваивать Среднюю Азию. Однако американская политика в дальнейшем стала разрастаться сильнее, что вызвало опасения Китая по поводу того, что США сможет захватить стратегические отрасли промышленности региона ЦА. Спустя некоторое время Соединенные Штаты путем различных финансовых инвестиций получили возможность влиять на ЦА политически и экономически. На складывающуюся ситуацию Китай ответил адекватно, продемонстрировав готовность предпринять различные меры по обеспечению своей национальной безопасности. Сначала в целях обеспечения безопасности на границах со среднеазиатскими государствами Китай усилил военное присутствие в уйгурском регионе. Также Пекин активизировал сотрудничество по военным вопросам со среднеазиатскими странами. Основной акцент в рамках такой стратегии был сделан на ШОС, который мог бы послужить хорошим противовесом присутствию США в данном регионе. Для начала надо было улучшить договорно-правовую базу для усовершенствования сотрудничества. В 2002 году в Санкт-Петербурге состоялся саммит. Тогда же был принят документ, в котором были прописаны все права и обязанности ШОС и его участников в соответствии с новой обстановкой. В тексте этого документа имеется положение о «недопущении любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС, а также о принятии соответствующих мер воздействия в отношении государств – членов ШОС, нарушающих требования достигнутых соглашений»[21]. Причиной принятия таких положений послужил факт снижения интереса центральноазиатских стран к сотрудничеству с Россией и Китаем. Углубление взаимоотношений Пекина и Москвы началось в период «цветных революций», так как они имели близкие оценки ситуации в ЦА. Они выступили с инициативой расширения состава членов ШОС, чтобы придать данной организации больше влияния и авторитета на международном уровне. Так на правах наблюдателей в состав организации в 2004 и 2005 годах вошли Иран, Пакистан, Монголия и Индия. Поднебесная кроме того предпринимала попытки усиления влияния в Средней Азии путем поддержки режимов там, а также стимулированием экономического сотрудничества со странами региона. Например, были предложены инициативы создания зон свободной торговли в рамках ШОС, и улучшения региональной инфраструктуры, сокращения таможенных барьеров и т. д. Сотрудничество стран ШОС и Китая происходит в двухстороннем формате, в том числе и взаимодействие и в военной сфере. Политика военного характера проводится избирательно, так как перспективы развития тех или иных крупных проектов к отдельных центральноазиатских странах различаются. Так, например, армии Туркменистана Пекином был предоставлен кредит в размере 3 млн. долларов для совершенствования вооружения.[22] Решение предоставить Туркменистану такую помощь было принято после реализации соглашения о постройке газопровода между странами, по которому в Китай будет поступать топливо. Таким образом, изменение политической ситуации в 90-х гг. было неожиданном для КНР. Китая потребовалось корректировать стратегию национальной безопасности в отношении Центральной Азии. Китайское руководство видело развитие сотрудничество со странами Средней Азии как залог безопасности суверенитета Поднебесной. Основные усилия делались на решения проблем, которые были унаследованы еще с советско-китайского периода. И в настоящее время между Китаем и государствами Центральной Азии проводится конструктивный диалог в отношении уйгурского сепаратизма. Также данная стратегия, опираясь на партнерство с Россией и участие в ШОС, предполагает, как уже было сказано, решения комплекса проблем, связанных с национальной безопасностью, включая цель недопущения усиления влияния США в данном регионе.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ. 3.1. Начало распространения экономического влияния в ЦА. На протяжении долгого времени Китай и ЦА имели тесные экономические связи. В период расцвета Великого Шелкового пути Китай и Европа являлись крупными экономическими и торговыми центрами. Различные государственные образования на территории Средней Азии и вокруг нее, например, сегодняшняя область Синьцзян, служили связующим звеном между двумя крупными финансовыми регионами. Китай для Центральной Азии в то время служил также поставщиком научных знаний и совершенствованных технологий. Когда в 19 веке Российская Империя присоединила к себе территорию Центральной Азии, и когда впоследствии СССР сделал данный регион составной частью своей территории, экономические связи между Средней Азией и Китаем ослабились. Дальнейшее развитие этих отношений стало возможным только после распада СССР. В постсоветском периоде развития отношений ЦА и Китая можно выделить 3 этапа.[23] Первый этап – это начало 1990-х гг. Он характеризуется осторожным отношением КНР к Центральной Азии, и установлением торговым контактам между ними. В то время для Китая данный регион не был особо интересен, поскольку не были четко определены долгосрочные направления внешней политики КНР, и Поднебесная обладала ограниченными возможностями проникновения в данный регион, так как не хотела портить отношения с Москвой. В тот период Китай сделал акцент на развитие политических контактов с центральноазиатскими странами, на решение погранично-территориальных конфликтов с Москвой, на проблемах, касающихся национальной безопасности. В тот период экономические отношения данных акторов внешней политики находились в стадии зарождения, и развивались они стихийно. Как уже было сказано выше, Китай после распада СССР еще четко не определил свои планы в отношении стран Центральной Азии, а в условиях сохранения поблеем, унаследованных еще с периода советско-китайских отношений, акцентировать внимание на экономическом направлении было бы нерационально. Экономика Китая также в этот период оставалось слабой, поэтому у Поднебесной не было ресурсов для форсирования ЦА. Кроме того, в тот первый этап Пекин не воспринимал Центральную Азию как источник сырьевых ресурсов, и даже наоборот пытался наладить отношения с Москвой, развитыми западными странами, близкими в отношении культуры исламскими государствами. То есть можно утверждать, что КНР принял позицию выжидания: сначала надо было установить более тесные дипломатические контакты, урегулировать территориальные споры, выработать согласованные решения проблемы сепаратизма уйгурского региона. Экономическая политика Китая ограничивалась лишь невысокой торговлей, которая не столь усиленно контролировалась. Товарооборот в период с 1992-1995 гг. составлял 360-512 млн. долл. в год (см. приложение 1). Торговля здесь преимущественно велась с Казахстаном и Кыргызстаном, откуда товары впоследствии экспортировались в Россию и Узбекистан. Таким образом, Центральная Азия сначала не рассматривалась объектом экономических отношений Китая, а скорее как дополнительный акселератор развития экономики СУАР (Сыньцзян-Уйгурский автономный регион). Второй этап – этап с середины 90-х гг. до создания ШОС. Для него характерно усиленное экономическое проникновение Китая в данный регион, так как Китай видел данный регион как акселератор развития западных районов страны, в том числе уйгурского района. В тот период долгосрочные стратегии по отношению к ЦА в Пекин обозначились. Кроме разрешения проблем национальной безопасности, Китай стремился к получению доступа к природным ресурсам Средней Азии, например, казахстанской нефти, к распространению своей продукции на данной территории. Итак, на этот период Поднебесная активизировала экономическую политику по отношению к данному региону. Повышение значимости данного региона для Китая являлось следствием обеспокоенностью вопросами региональной безопасности, интересами экономического развития СУАР [24]. Внутриконтинентальные территории Китая значительно отставали в тот период от морских территорий. Также было подтверждено наличие сырьевых ресурсов, запасов нефти и газа. Кроме того, ЦА оставалась крупным рынком сбыта. Все вышеперечисленное является поводом для ускоренной экономической экспансии КНР в данный регион. Растущая экономика Китая требовала больше сырьевых ресурсов, необходимо было найти источники снабжения углеводородами, поэтому для Китая Каспийский регион играл важную роль. А пик активности нефтяных компаний на берегах Каспийского периода пришелся именно на этот период. Поэтому первый центральноазиатский экономический проект – нефтегазовый проект в отношении Казахстана. Так бал разработан проект по разработке актюбинских месторождений в западной части Казахстана. Во второй половине 90-х гг. в Китае вырос интерес к потребительским рынкам центральноазиатских стран. Параллельно с этим спрос на китайскую продукцию увеличился в самих странах Средней Азии, так как после распада СССР импорт из России и других бывших советских республик резко снизился. В основном это были товары машиностроения и товары широкого потребления. Это привело к росту объемов производства товаров на территории КНР, причем СУАР стал важным экономическим районом, на который приходилось 60-70% торговли Китая с Центральноазиатским регионом. Соответственно, масштабы торговли между Китаем и Центральной Азией значительно выросли. На второй этап товарооборот составлял около 580-1050 млн. долл., а это в свою очередь превышало показатели первого этапа. (см. приложение 2) Причем экономические связи между Китаем и странами Центральной Азии приобретали характер обмена сырья на готовую продукцию. Из Центральной Азии в КНР поставлялось энергетическое, химическое, текстильное сырье, металлы и т.д. Китай в то же время экспортировал товары широкого потребления. Для развития экономики КНР также способствовал развитию транспортно-коммуникационной системы: началось строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Таким образом, Китай на втором этапе сменил политику выжидания на политику активного проникновения в регион. Пекин четко определился в своей стратегии: нужно было обеспечивать безопасность на западных китайских границах и формировать благоприятные условия для экономических деятельности.
3.2. Характеристика экономической политики с начала 2000-х гг. Третий этап – с момента создания ШОС и по настоящее время. Он характеризуется стремлением Китая получить доступ к сырьевым ресурсам региона. Этот этап – период мягкой экономической экспансии в регион. После событий сентября 2001года регион ЦА для Китая окончательно превратился из периферийно в стратегический. Поставить Среднюю Азию в ряд приоритетных направлений экономической политики побудила Китай всестороння экспансия США в данный регион. За счет увеличения проектно-инвестиционной деятельности и интенсивного кредитования наиболее значимых проектов КНР могла укрепить свои позиции в экономике. Кредиты стали предоставляться на льготных условиях, под низкую процентную ставку Экспортно-импортным банком КНР. Крупно стали финансироваться нефтегазовые отрасли Казахстана и Туркменистана. Если говорить о Казахстанском регионе, то стоит здесь сказать, что это второй после Российской Федерации поставщик нефтегазовых ресурсов среди стран СНГ [25]. Учитывая такое преимущество по сравнению с другими странами Центральной Азии, Китай в 1997 году сделал первые шаги к налаживанию сотрудничества с Казахстаном, а именно, эти страны заключили соглашение о строительстве нефтепровода в Китай. Данная магистраль начинается в Атырау, кончается в СУАР, где соединяется с трубопроводом Восток-Запад. Здесь главные партнеры – это китайская компания КННК и казахстанская «КазМунайГаз». В настоящее время с его помощью удовлетворяется 1/6 потребности Китая в нефти в целом.[26] Помимо сырьевой отрасли, Китай также интересуется атомной энергетикой, гидроэнергетикой, телекоммуникациями, цветной металлургией, строительством, легкой промышленностью. Поэтому экономическое присутствие Китая ощущается не только в Казахстане и Туркменистане, но и в Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане. Согласно подсчетам, объемы различных инвестиций со стороны Китая на начало 2009 года составляют около 16,2 млрд долл. Так, в Таджикистане объем экономической помощи оценивается примерно в 640 млн долл., львиная доля которого отводится кредиту в размере 604 млн долл. Прямые же инвестиции относительно невелики – около 50 млн долл.[28] Инвестиционная деятельность Китая в отношении центральноазиатского региона стимулировала китайско-центральноазиатскую торговлю и товарооборот с 2001 по 2008 годы составил 20,2 млрд долл., то есть увеличился почти в 14 раз. (см. приложение 3). Помимо инвестиционной, кредитной деятельности, Китай пытается найти механизмы межгосударственного развития в многостороннем формате, поэтому он выступает за развитие торгово-экономической составляющей ШОС. Так, он выдвигает предложения по созданию зоны свободной торговли и созданию транспортной инфраструктуры, что побудило бы к росту взаимной торговли, сокращению нетарифных барьеров. В целом, стоит сказать, что происходит активное экономическое проникновение Китая в Центральноазиатский регион. Общая стратегия КНР включает в себя последовательное втягивание региона в рамку своего геополитического и геоэкономического влияния. И это втягивание характеризуется направлением на освоение и импорт сырьевых ресурсов в обмен на экспорт готовой продукции. Растущие масштабы вышеупомянутой тенденции закрепляют за Центральной Азией статус региона - поставщика сырьевых ресурсов. Это, в свою очередь, влечет за собой ресурсное истощение стран региона и отмирание перерабатывающей отрасли, что негативно скажется не социально-экономической ситуации в Китае, в первую очередь в Синьцзяне. Более того, последствием может служить крах системы региональной безопасности, которую Китай выстраивал в течение двух десятилетий, и обострение сепаратизма на западе КНР. Для того чтобы экономическая экспансия Китая в регион отвечала долгосрочной стратегии КНР, а также была взаимовыгодной, Пекину нужно акцентировать внимание на создание полноценного всестороннего сотрудничества в рамках ШОС. Следовательно, под эгидой ШОС нужно запустить крупные проекты по переработке сырьевых ресурсов. Это позволит ШОС стать реальным экономическим блоком и региональной структурой, которая смогла бы обеспечить региональную безопасность и стабильность в регионе Центральная Азия и в соседних государствах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Новый политический регион – Центральная Азия образовался после распада СССР в начала 90-х гг. 20 века. Данный регион обладает достаточным количеством запасов различных ресурсов, что делает его интересным для других крупных держав. Наибольший интерес в данном регионе вызывают углеводороды, нефть и газ. Другой причиной пристального внимания к этому региону является его соседство с такими государствами, которые характеризуются нестабильной политической обстановкой, являются источниками распространения терроризма и сепаратизма. Что касается Китая, который не так давно направил один из векторов своей внешней политики на данный регион, в данном регионе он проводит активную экономическую политику, а также осуществляет политику по обеспечению региональной безопасности. Так, китайское руководство разработало новую экономическую стратегию, целью осуществления которой являются создание благоприятных условий для проведения реформ в Китае, налаживание конструктивных взаимоотношений с мировыми лидерами, стабильность в диалоге с Россией и странами Центральной Азии. Регион ЦА – наилучшее поле для расширения влияния Пекина и для решения проблем, связанных с нехваткой энергетических ресурсов. В общем Центральноазиатская стратегия КНР направлена на то, чтобы активно принимать участие в решении проблем региона, развивать взаимоотношения со странами региона, способствовать его процветанию и развитию, кроме того, осуществлять свои интересы по поводу освоения природных ресурсов Центральной Азии и увеличения экспорта в данные страны. Не меньшим приоритетом обладает вопрос национальной безопасности Китая. Для этого Пекин предпринимает различные меры по обеспечению стабильности на границах, по борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом (в уйгурском районе) и экстремизмом; кроме этого, пытается оказать противодействие афганистанскому наркотрафику. Серьезную стратегическую проблему представляет собой расширение американского присутствия в центральноазиатском регионе. Также КНР входит в состав ШОС и является наряду с Россией здесь лидером. Активное участие Китая в рамках ШОС также помогает ему осуществлять внешнестратегические цели. ШОС изначально была создана для того, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе, ограничить влияние США, но в настоящее время здесь также расширяется экономическое сотрудничество, решение проблем безопасности, выходящих за рамки безопасности военной, проходит совместно.
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Киреев А.А. Основные направления внешней политики КНР в рамках ШОС [Текст] /А.А. Киреев – ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», 2013. – 10 с. 2. Национальная оборона КНР в 2002 году. По материалам Канцелярии Госсовета КНР: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htth.//www.china.org.cn. 3. Су Чжанхэ. Лунь Чжунго хайвай лии (К вопросу о внешнеполитических интересах Китая). – Шицзе цзинцзи юй чжэнчжи. [Текст] / Чжанхэ Су: пер. с кит. – № 8, 2009. – с.15-16. 4. Краткий очерк пяти государств Центральной Азии / Под ред. Чжао Чанцина; Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://euroasia.cass.cn/Chinese/Production/projects23/001.html 5. Волохова А.А. Положение в Центральной Азии и интересы КНР в регионе: оценки китайских политологов [Текст] / А.А. Волохова // Проблемы Дальнего Востока. - № 3, 2003. – с. 41-46. 6. Китай и государства Центральной Азии (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 10. Китаеведение: РЖ. 2001. № 1. 7. Песков Ю. С. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Китая со странами Центральной Азии – членами СНГ [Текст] / Ю.С. Песков// Проблемы Дальнего Востока. - № 3, 1997. –с.50-58. 8. Волохова А.А. Изменения во внешнеполитических концепциях КНР (взгляды китайских политологов) [Текст] /А.А. Волохова // Проблемы Дальнего Востока. - № 3, 2006. – с. 74-81. 9. Парамонов В. Столповский О. Интересы безопасности Китая в Центральной Азии. – Центральная Евразия. Русская серия [Текст]/В. Парамонов, О. Столповский. – Май 2008г. – 08/20(R). – С. 1. 10. Пограничная политика КНР [Электронный ресурс]. – Доступ с информационно-справочного портала "ChinaStar" (Россия). - Режим доступа: http://www.chinastar.ru/rus/1/5/5/ 11. Губайдуллина М.Ш., Сомжурек Б.Ж. Формирование правовой базы военно-политического сотрудничества между Республикой Казахстан и Российской Федерацией [Электронный ресурс]. – Доступ из Информационно-аналитического центра Московского государственного университета (Россия) – Режим доступа: http://www.gzt.ru/business/2007/08/22 12. Хлюпин В. Треугольник геополитического взрыва Казахстан– Китай – Россия [Электронный ресурс]. – Доступ с портала Международного Евразийского института экономических и политических исследований. – Режим доступа: http://www.iicas.org/AIBOLIT/publ_Vtr_5.htm 13. Сыроежкин К.Л. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии [Текст] / К.Л. Сыроежкин. – Алматы.: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2006 год. – 299 с. 14. Комиссина И. Куртов А. Китай и Центральная Азия: проблемы и перспективы сотрудничества, Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья [Текст] / И. Комиссина, А. Куртов. М.: Российский институт стратегических исследований, 2003. – 112 с. 15. Михеев В. Проблемы безопасности во внешней политике Китая. Проблемы национальной безопасности во внешней политике Китая [Текст] / В. Михеев. М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2005. – С.14-15 16. Китай вооружит и оденет туркменских солдат на $3 млн. [Электронный ресурс]. – Доступ из архива "Независимой газеты" (Россия), 29 ноября 2007 года. – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=11962839 17. Парамонов В. Строков А. Столповский О. Этапы экономической политики Китая в Центральной Азии [Текст] / В. Парамонов, А. Строков, О. Столповский // Центральная Азия и Кавказ// Том 13. Выпуск 1, 2010. – с. 121. 18. Majid J. Op. cit. P. 213. Majid J. Kazakhstan: Oil, Politics and the New Great Game. B kh.: The Caspian, Politics, Energy, and Security / Ed. by Sh. Akiner. London: RoutledgeCurzon, 2004. P. 202. 19. Pan E. China, Africa and Oil// Council on Foreign Relations, 26 January [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.cfr.org/publication/9557/#2 20. Dokuzlar B. Dunya gug dengesinde yeni silah: Dogal Gaz (Orta Asya’dan Avrnpa’ya). B kh.: IQ Kultur Sanat Yaymcilik. Istanbul, February 2006. P. 145. 21. Nogayeva A. Qin-Kazakisan Ilijkilerinde Yeni Donem [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.tusam.net/makaleler.asp?id=789& sayfa=26 22. Касенова Н. Новый международный донор: помощь Китая Таджикистану и Киргизстану [Текст] / Н. Касенова. Париж.: Французский институт международных отношений, январь 2009. – с. 19 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
[1] А.А. Киреев Основные направления внешней политики КНР в рамках ШОС. - ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет». С. 1.
[2] Национальная оборона КНР в 2002 году. По материалам Канцелярии Госсовета КНР. [Электронный ресурс], режим доступа: htth.//www.china.org.cn.
[3] Су Чжанхэ. Лунь Чжунго хайвай лии (К вопросу о внешнеполитических интересах Китая). – Шицзе цзинцзи юй чжэнчжи. 2009. № 8.
[4] Краткий очерк пяти государств Центральной Азии / Под ред. Чжао Чанцина; Институт России, Восточной Европы и Центральной АзииАкадемии общественных наук КНР, март 1998. Режим доступа: http://euroasia.cass.cn/Chinese/Production/projects23/001.html 5 Краткий очерк пяти государств Центральной Азии. Там же.
[6] Краткий очерк пяти государств Центральной Азии. Там же. [7] Волохова А.А. Положение в Центральной Азии и интересы КНР в регионе: оценки китайских политологов // Проблемы Дальнего Востока.2003. №3. [8] Китай и государства Центральной Азии (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 10. Китаеведение: РЖ. 2001. № 1. [9] Песков Ю. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Китая со странами Центральной Азии – членами СНГ // Проблемы ДальнегоВостока. 1997. № 3. [10] Волохова А.А. Изменения во внешнеполитических концепциях КНР (взгляды китайских политологов) // Проблемы Дальнего Востока. 2006.№ 3. [11] Владимир П. Столповский О. Интересы безопасности Китая в Центральной Азии. – Центральная Евразия. Русская серия. – Май 2008г. – 08/20(R). – С. 1. [12] Пограничная политика КНР / Информационно-справочный портал "ChinaStar" (Россия), - [Режим доступа]: http://www.chinastar.ru/rus/1/5/5/ [13] М.Ш.Губайдуллина, Б.Ж.Сомжурек. Формирование правовой базы военно-политического сотрудничества между Республикой Казахстан и Российской Федерацией / Информационно-аналитический центр Московского государственного университета (Россия). – Москва, 22 августа 2007 года). - [Режим доступа]: http://www.gzt.ru/business/2007/08/22 [14] В.Хлюпин. Треугольник геополитического взрыва Казахстан– Китай – Россия. – Международный Евразийский институт экономических и политических исследований. – Вашингтон, 1999 год, - [Режим доступа]: http://www.iicas.org/AIBOLIT/publ_Vtr_5.htm [15] К.Л.Сыроежкин. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии. – Алматы. 2006 год. – С.246 [16] И.Комиссина, А.Куртов. Китай и Центральная Азия: проблемы и перспективы сотрудничества / Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья. – Российский институт стратегических исследований. – Москва. 2003. – С.31. [17] И.Комиссина, А.Куртов. Там же. [18] В.Михеев. Проблемы безопасности во внешней политике Китая / Проблемы национальной безопасности во внешней политике Китая. – Институт мировой экономики и международных отношений РАН. – Москва, 2005 год. – С.14-15 [19] К.Л.Сыроежкин. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии. – Алматы, 2006 год. – С.197. [20] К.Л.Сыроежкин. Там же. – С.245. [21] К.Л.Сыроежкин. Там же. – С.215. [22] Китай вооружит и оденет туркменских солдат на $3 млн / "Независимая газета" (Россия), 29 ноября 2007 года, http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=11962839 [23] Параманов В. Строков А.Столповский О. Этапы экономической политики Китая в Центральной Азии. – Центральная Азия и Кавказ. – Том 13. Выпуск 1 2010. – С. 121. [24] Majid J. Op. cit. P. 213. Majid J. Kazakhstan: Oil, Politics and the New Great Game. B kh.: The Caspian, Politics, Energy, and Security / Ed. by Sh. Akiner. London: RoutledgeCurzon, 2004. P. 202. [25] Pan E. China, Africa and Oil// Council on Foreign Relations, 26 January [http://www.cfr.org/publication/9557/#2 ] [26] Dokuzlar B. Dunya gug dengesinde yeni silah: Dogal Gaz (Orta Asya’dan Avrnpa’ya). B kh.: IQ Kultur Sanat Yaymcilik. Istanbul, February 2006. P. 145. [27] Nogayeva A. Qin-Kazakisan Ilijkilerinde Yeni Donem [at http://www.tusam.net/makaleler.asp?id=789& sayfa=26]. [28] Касенова Н. Новый международный донор: помощь Китая Таджикистану и Киргизстану / Французский институт международных отношений, Центр Россия/ ННГ. Париж, январь 2009. С. 19
Date: 2015-10-19; view: 627; Нарушение авторских прав |