Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меры укрепления доверия, международный контроль





Меры укрепления доверия в качестве института права между­народной безопасности представляют совокупность норм, рег­ламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера

§ 5. Меры укрепления доверия, международный контроль

с целью достижения взаимопонимания, предотвращения вне­запного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Начало юридическому оформлению этого института было положено в 60—70-х гг. принятием ряда соглашений (об уста­новлении линий прямой связи, об ограничении военной дея­тельности, о предотвращении ядерной войны в результате не­санкционированных действий), нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особого внимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают до­минирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г., Согла­шение между Правительством СССР и Правительством США о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратеги­ческих учениях 1989 г. и др.). Эти меры представляют группу норм, входящих в институт мер укрепления доверия, которые можно охарактеризовать как сопутствующие безопасности и разоружению (уведомление, наблюдение, контрольная деятель­ность, информация).

Разработка и совершенствование мер укрепления доверия успешно осуществляются на региональном уровне. Это под­тверждают некоторые документы СБСЕ, которые представляют самостоятельную группу мер укрепления доверия как института права международной безопасности.

В целях дополнения политической разрядки разрядкой во­енной в Заключительный акт СБСЕ 1975 г. был включен Доку­мент по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения. В Документе говорится о предва­рительных уведомлениях о крупных военных учениях сухопут­ных войск с участием более 25 тыс. человек; о взаимном обме­не наблюдателями для присутствия на военных учениях; о со­действии обменам по военной линии, включая визиты военных делегаций. Дальнейшую конкретизацию меры укрепления дове­рия получили в Документе Стокгольмской конференции по ме­рам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Ев­ропе (1986 г.) и Венском документе переговоров по мерам укре­пления доверия и безопасности (1990 г.).

Глава 18. Право международной безопасности

Эти документы включают договоренности о неприменении силы или угрозы силой во всех ее видах, в том числе и воору­женной. Предусмотрены: ежегодный обмен информацией о во­енных силах (в отношении военной организации, личного со­става, основных системах вооружения и техники) в зоне приме­нения мер укрепления доверия; о планах развертывания основных систем вооружения и техники; о военных бюджетах. Выработан механизм консультаций и сотрудничества в отноше­нии опасных инцидентов военного характера.

Предусмотрена широкая сеть контактов: посещение авиабаз, обмены и визиты между представителями военного руково­дства, между военными учреждениями, посещение учебных за­нятий, обмены между командирами и офицерами командного состава до бригадного (полкового) уровня, обмены и контакты ученых в области военных исследований.

Конкретизирован и расширен объем мер уведомительного характера об определенных видах военной деятельности. В ча­стности, военная деятельность подлежит уведомлению, когда в ней участвует в любое время 13 тыс. человек. В этих случаях да­ется уведомление в письменном виде всем членам ОБСЕ по ди­пломатическим каналам за 42 дня или более до начала военной деятельности.

В качестве обязательной меры предусмотрен обмен ежегод­ными планами военной деятельности государств, которые пе­редаются в письменном виде по дипломатическим каналам не позднее 15 ноября каждого года.

Введены ограничительные положения, запрещающие прове­дение военной деятельности с участием более 40 тыс. человек, если эта деятельность не была включена в ежегодный план до 15 ноября каждого года. За соблюдением всех согласованных мер укрепления доверия предусмотрен контроль в форме ин­спекции.

Меры доверия предусмотрены и в отношениях с КНР. Име­ются в виду два документа: Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах вза­имного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, подпи­санное 24 апреля 1990 г., и Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительст­вом КНР по этим же вопросам от 18 декабря 1992 г. В соответ­ствии с Соглашением Стороны путем консультаций разрабаты-


Литература

вают эффективные меры по укреплению доверия в районе гра­ницы: отказ от проведения военных учений, направленных против другой Стороны, ограничение масштабов и количества военных учений в районе границы, взаимное уведомление о во­енных учениях и о крупных передвижениях войск, приглаше­ние наблюдателей Сторон на военные учения, согласование зон, где исключаются проведение военных учений и дислоци­рование боевых частей, обмен ежегодными планами военной деятельности. Меморандум подтверждает обязательства по Со­глашению и намечает дальнейшие переговоры.

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. Механизмы контроля, зафиксированные в договорах, сводятся к созданию контроль­ных органов в рамках международных организаций, учрежде­нию государствами специальных контрольных органов, исполь­зованию национальных технических средств контроля.

Успешному осуществлению контроля способствуют согласо­ванные дополнительные меры, такие как оснащение военных объектов особыми опознавательными знаками (Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.); согласо­ванные правила подсчета систем вооружений; уведомление о предстоящих действиях; обмен количественными данными о вооружениях, местах их расположения и технических характе­ристиках.

Как метод контроля широко применяется инспекция, пре­дусмотренная международными соглашениями.

Литература

Богданов О. В. Запрещение оружия массового уничтожения: Международно-правовые проблемы. М., 1985.

Денисов В. Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно-ядерную эру. Киев, 1990.

Лазутин Л. А. Меры доверия в праве международной безо­пасности // Правоведение. 1989. № 5.

Малинин С. А. Концепция всеобъемлющей системы между­народной безопасности и международное право // Правоведе­ние. 1987. № 4.

Глава 18. Право международной безопасности

Осипов Г. А. Международно-правовой режим нераспростра­нения ядерного оружия (понятие, основные положения, про­блема укрепления). М., 1987.

Скакунов Э. И. Международно-правовые гарантии безопас­ности государств. М., 1983.

Собакин В. К. Равная безопасность: Принцип равенства и одинаковой безопасности в современных международных отно­шениях. М., 1984.

Тимербаев Р. М. Контроль за ограничением вооружении и

разоружением. М., 1983.

Глава 19

ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

§ 1. Понятие и источники права вооруженных конфликтов

Современное международное право, запрещая применение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и вместе с тем учитывая реально происходящие или потенциаль­ные вооруженные конфликты, предусматривает правила войны и защиты мирного (гражданского) населения с целью макси­мально возможной гуманизации применяемых методов и средств. Соответствующие нормы составляют особую отрасль международного права, которую в настоящее время принято характеризовать как «право вооруженных конфликтов»1, имея в виду, естественно, не право на развязывание таких конфлик­тов, а их юридическую регламентацию.


Право вооруженных конфликтов можно определить как сово­купность международно-правовых принципов и норм, регули­рующих отношения государств и других субъектов международ­ного права в период ведения военных действий, запрещающих или ограничивающих средства ведения войны, предусматри­вающих гуманизацию ее методов с целью защиты жертв воору­женных конфликтов.

Предметом регулирования этой отрасли являются прежде всего международные вооруженные конфликты, а также опре­деленные аспекты вооруженных конфликтов немеждународно­го характера.

Спектр правил, регулирующих эти отношения, очень ши­рок. Он охватывает: 1) нормы, определяющие временные рамки вооруженного конфликта и регламентирующие порядок пре­кращения состояния войны (о начале войны и ее окончании, перемирии, капитуляции, мирном договоре); 2) нормы о про­странственных ограничениях ведения военных действий (о те-

1 См.: Курс международного права. Т. 6. С. 221—227.

Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право

атре войны, нейтралитете, нейтрализованных и демилитаризо­ванных зонах, об оккупированных территориях); 3) нормы, со­держащие характеристику статуса отдельных категорий лиц (режим раненых и больных, военнопленных, гражданского на­селения, иностранных граждан); 4) нормы, запрещающие или ограничивающие применение в условиях военных действий оружия, причиняющего излишние страдания людям и чрезмер­ные повреждения либо имеющего неизбирательное действие; 5) нормы об ответственности за нарушение правил ведения войны, о наказании военных преступлений и преступлений против мира и человечества.

Соответствующие международно-правовые акты разрабаты­вались на протяжении последних ста с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских кон­венций 1899 и 1907 гг., в том числе о неупотреблении опреде­ленных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны. В числе основных современных источников рассматриваемой отрасли международного права:

Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны: 1) об улучшении участи раненых и больных в действую­щих армиях; 2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; 3) об обращении с военнопленными; 4) о защите граж­данского населения во время войны;

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.: о защите жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), о защите жертв вооруженных кон­фликтов немеждународного характера (Протокол II);

Конвенция о защите культурных ценностей в случае воору­женного конфликта от 14 мая 1954 г.


Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-пер­вых, запрещающие оружие массового уничтожения, — Конвен­ция о запрещении разработки производства и накопления запа­сов бактериологического (биологического) и токсинного ору­жия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химиче­ского оружия и его уничтожении 1993 г.; либо, во-вторых, за­прещающие или ограничивающие применение в военных дей­ствиях определенных видов обычного оружия, — Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов

§ 2. Начало войны и его правовые последствия

обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрез­мерные повреждения или имеющими неизбирательное дейст­вие 1981 г., и протоколы к этой Конвенции (о необнаруживае-мых осколках, о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или огра­ничении применения зажигательного оружия).

Следует иметь в виду также региональные договоры. К их числу относится заключенное в рамках СНГ Соглашение о пер­воочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 2 сентября 1993 г.

Соответствующие правила должны соблюдаться в случае любого вооруженного конфликта международного характера (с участием двух государств и более) или немеждународного ха­рактера (в пределах одного государства)1. Они обязательны и для ООН при применении коллективных вооруженных сил по решению Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН, а также для региональных организаций, прибегающих в рамках своей компетенции к использованию вооруженных сил.







Date: 2015-10-19; view: 993; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию