Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности ООН, ее Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, ЭКОСОС, специальных органов, которые не- Глава 17. Международное уголовное право однократно принимали резолюции. Ряд конвенций о преступлениях международного характера был подготовлен в рамках ООН (в их числе Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая на проведенной ООН конференции 19 декабря 1988 г.). В рамках ЭКОСОС ООН был учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27 государств. Одна из его функций — проведение раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1992 г. приступила к работе Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Хорошо известна роль в борьбе с преступностью Интерпола — Международной организации уголовной полиции. Ее зарождение относится к периоду после Первой мировой войны: в 1923 г. была создана Международная комиссия уголовной полиции. Современный облик Интерпола сложился после 1956 г., когда было введено его новое наименование и был принят Устав организации. Целями организации являются взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в пределах законодательства соответствующих стран и создание учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью. Важное значение имеет взаимодействие этих органов в розыске подозреваемых в совершении деяний, характеризуемых международной общественной опасностью и (или) совершаемых лицами, занесенными в картотеку «международных преступников». Статья 3 запрещает вмешательство организации в дела политического, военного, религиозного или расового характера. Входящее в состав Интерпола государство делегирует «в качестве члена организации» (ст. 4) любой официальный полицейский орган, функции которого соответствуют характеру деятельности организации. В сентябре 1990 г. СССР вступил в Международную организацию уголовной полиции; ныне ее членом является Российская Федерация. В структуре МВД России имеется Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ) как орган по сотрудничеству правоохранительных и иных государ- § 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью ственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. По своим функциям, определенным Положением о Национальном центральном бюро Интерпола (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г.), НЦБ РФ представляет собой координационный центр: 1) направляет в Генеральный секретариат и НЦБ иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления; 2) принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств запросов органов РФ; 3) направляет поступившие из Интерпола и НЦБ иностранных государств и подлежащие исполнению на территории РФ запросы в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ. В штаб-квартире Интерпола во Франции (ранее в пригороде Парижа, ныне в Лионе) работает группа штатных сотрудников, ведется картотека, включающая фотографии и дактилокарты многих тысяч международных преступников и описания наиболее опасных преступлений. По решению Совета глав правительств стран СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и.иными опасными видами преступлений на территории СНГ как постоянно действующий орган, подотчетный совещанию министров внутренних дел стран СНГ (оно назначает директора Бюро) и имеющий самостоятельный статус в составе МВД страны места нахождения, т. е. России. Основные задачи Бюро: 1) формирование специализированного банка данных и предоставление инициативной информации в соответствующее МВД; 2) содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования; 3) обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких стран СНГ, выработка рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью. Глава 17. Международное уголовное право Литература Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб., 1995. Бирюков П. Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997. Блищенко И. П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1984. Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983. Галенская Л. Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. Игнатенко Г. В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980. Карпец И. И. Преступления международного характера. М., 1979. Каюмова А. Р. Международное уголовное право. Казань, 1998. Кибальник А. Г. Преступление и ответственность в международном уголовном праве. Ставрополь, 2002. Лазутин Л. А. К вопросу о понятии и формах проявления международного терроризма // Российский юридический журнал. 2000. № 2. Лукашук И. И. Действие международного уголовного права во времени и пространстве // Российский юридический журнал. 1998. № 1. Лукашук И. И. Международное уголовное право и правовая система Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 10. Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. М., 1999. Международное уголовное право / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1995. Наумов А. В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и право. 1995. № 6. Панов В. П. Международное уголовное право. М., 1997. Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993. Решетов Ю. А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983. Литература Родионов К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. Ромашкин П. С. Преступления против мира и человечества. М., 1967. Степаненко В. И. О понятии международного уголовного права // Правоведение. 1982. № 3. Филатов В. П. Интерпол — международная организация уголовной полиции // Московский журнал международного права. 1997. № 3. § 1. Понятие и источники права международной безопасности Глава 18 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ § 1. Понятие и источники права международной безопасности Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в первую очередь от внешней политики и от безусловного выполнения принципов и норм современного международного права. Объективная необходимость сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования и функционирования новой отрасли общего международного права — права международной безопасности. Следует иметь в виду изменения в объекте правового регулирования, происшедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых межнациональными, межэтническими, межрелигиозными противоречиями и столкновениями. Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения несанкционированного применения военной силы, борьбы с международным терроризмом, ограничения и сокращения вооружений. Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба, безопасности государств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности. Как новая отрасль современного международного права, право международной безопасности обладает одной важной особен- ностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права. Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей ООН (ст. 1). Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности, например «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.) или «Определение агрессии» (1974 г.). Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы. 1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратон-га, 1985 г.) и др. 2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космиче- Глава 18. Право международной безопасности § 3. Коллективная безопасность ском пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.). 3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.). 4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие. Важное место среди источников права международной безопасности занимают документы СБСЕ—ОБСЕ. Хотя по своей сути они являются политико-правовыми, тем не менее обеспечивают международную безопасность в Европе. родному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности, которые представляют совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно. К этим средствам относятся мирные средства разрешения споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права. В числе таких договоров подписанное 22 июня 1973 г. Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны. Оба государства обязались действовать так, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, способных вызвать опасное обострение их отношений, избежать военных конфронтации и чтобы исключить возникновение ядерной войны между ними и между каждым из них и другими странами. Соглашение, являющееся бессрочным, предусматривает консультации и необходимые для предотвращения риска ядерного конфликта усилия. Не умаляя значения всех международно-правовых средств обеспечения международной безопасности, наиболее важными следует признать создание системы коллективной безопасности государств на универсальной и региональной основах и осуществление государствами коллективных мер по предотвращению вооруженного конфликта и достижению всеобщего и полного разоружения. Именно эти средства в большей степени обеспечивают равную безопасность для всех государств и баланс их интересов. Date: 2015-10-19; view: 933; Нарушение авторских прав |