Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опыт работы детской библиотеки-филиала № 2 г. Могилёва по формированию читательской культуры детей
Библиотека-филиал № 2 входит в Централизованную систему государственных публичных библиотек г. Могилёва. Вся работа библиотеки направлена на активизацию внутренних ресурсов библиотеки для полного удовлетворения информационных, культурных и досуговых запросов детского читателя. Детская библиотека-филиал № 2 г. Могилева отказалась от роли пассивного хранителя информации и предлагала свои информационные услуги через СМИ: газеты, как местные, так и республиканские, местное TV; средства печатной рекламы: листовки, буклеты; специализированные мероприятия, имеющие рекламный эффект: кружки читателей, экскурсии по библиотеке, выставки; дни открытых дверей и другие праздники библиотеки (см. Приложение 1, Приложение 2). Дети и юношество — наиболее открытые для технических новшеств категории населения. По мнению многих специалистов, начинать процесс компьютеризации следует именно с детских библиотек, поскольку закладывать основы информационной культуры надо как можно раньше, и кроме того, необходимо сократить путь ребенка к книге, обеспечить ему доступ к информации и документам «здесь и сейчас». Для детей наличие в детских библиотеках современной техники является фактором, стимулирующим их обращение в библиотеку, к книге и чтению. Информатизация детской библиотеки значительно усилилась, несмотря на то, что она проводится только собственными силами. Библиотекари поняли необходимость внедрения современных технологий в жизнь учреждений культуры и делают многое для того, чтобы не отстать от этого объективного процесса. Библиотекари активно создают электронные каталоги и базы данных, собственные электронные продукты. База данных библиотеки включает сведения о новых поступлениях, материалы периодической печати, информацию по краеведению, искусству, правовые акты, описания методических и библиографических изданий и т. д. Библиотекари детской библиотеки берут на себя обучение читателей и детских библиотекарей работе с электронными каталогами, поиску информации в Интернете, основам компьютерной грамотности. Библиотекари стараются, используя все методы и формы, не только обучить детей информационной грамотности, но и наладить мосты между книгой, чтением и компьютером. Освоение Интернета, появление электронной почты намного облегчило возможность профессионального общения, позволило детским библиотекам не только обмениваться информацией, но и стать активными участниками республиканского и мирового информационного пространства. Современный библиотекарь располагает устоявшимися традиционными формами и методами библиотечной работы. Библиотекарь-профессионал, стремящийся максимально удовлетворять запросы детского читателя, не может не действовать в соответствии с «библиотечными законами». Первые из них гласят: - каждому читателю его книгу; - каждой книге своего читателя. Для практической работы библиотекарю необходимо иметь представление о читателях своей библиотеки. Для этой цели существуют хорошо известные, апробированные наукой и практикой методы. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки, каждому из них отводится определенное место в решении задач изучения читателей [22, с. 4—5]. Первичную информацию об уровне читательской культуры сотрудники библиотеки получают, конечно, путем наблюдения. Таким методом может быть выявлена группа читателей, не пользующихся при выборе книг другими средствами, кроме совета библиотекаря и просмотра книг, сданных другими читателями. Библиотекари берут таких читателей на заметку, делая соответствующие пометки в читательском формуляре. По итогам наблюдения библиотекарь определяет методику дальнейшей работы. Социологи отмечают, что всегда есть читатели, неохотно вступающие в беседу с библиотекарем, негативно относящиеся к его рекомендациям. Таким образом, метод наблюдения чрезвычайно важен. Самым распространенным методом изучения читателей является также периодический качественный и количественный анализ читательских формуляров. Он позволяет собрать ценный материал о динамике и содержании чтения, выявить круг читательских интересов, систематичность чтения. В библиотеку, в частности в читальные залы, приходят читатели для выполнения школьных домашних заданий. И, конечно, на помощь приходят библиотекари-педагоги, консультируя и применяя всю богатую палитру возможностей библиотеки. Библиотекари стараются научить детей при подготовке домашних заданий пользоваться различными носителями информации. Собственно само понятие домашнее задание трактуется гораздо шире, чем подготовка к уроку, тем более что библиотекарь имеет дело не только со школьниками, но и с малышами. Это развитие речи и мышления, читательской компетенции, предоставление доступа к литературе, раскрытия многообразных возможностей использования печатных и электронных носителей информации. Библиотекари, решая важные задачи воспитания читательской компетенции, не обходят вниманием работу с учителями и воспитателями. Для учителей и воспитателей библиотекари предлагают различные Дни информации, Дни специалиста, рекомендательно-библиографические обзоры. Самыми разными способами библиотекари привлекают внимание к библиотеке, к многообразию носителей информации и возможностям привития детям интереса к литературе, чтению. Важным условием эффективной работы детской библиотеки-филиала № 2 является знание читательских интересов детей и подростков. Этому способствуют «Дни книги», проводимые библиотекой, например «Дети и современное чтиво», «Ценностные ориентации детей», «Твой любимый журнал», «Самая лучшая книга года». В 2014 году сотрудниками библиотеки-филиала № 2 г. Могилёва проведено анкетирование среди школьников 4-5 классов, в ходе, которого были изучены и проанализированы читательские запросы школьников (см. Приложение 3). Анкетирование проведено с целью изучения востребованности и удовлетворения качеством библиотечного обслуживания детей в детской библиотеке. В анкетировании приняли участие 50 школьников: 24 учащихся мужского пола (48%) и 26 учащихся женского пола (52%). Ставилась цель изучить организацию работы библиотеки по библиотечному обслуживанию детей. В ответ на вопрос, «В какой мере Вас удовлетворяет фонд библиотеки?» 40% опрошенных ответили, что в основном фонд литературы школьной библиотеки соответствует запросам пользователей, а 28% опрошенных считают, что фонд литературы соответствует запросам пользователей в полной мере. 28% - считают, что не в полной мере. И только 4% ответили, что фонд библиотеки их не удовлетворяет. На вопрос «Как часто Вы получаете отказы на литературу» 32% ответили, что 1раз в полгода, 30% - никогда, 18% - 1 раз в месяц. Только 4% ответили, что получают отказы на литературу 1 раз в неделю. При анализе ответов на вопрос, «Какими видами изданий Вы пользуетесь», учащиеся ответили, что 66% обращаются к тематическим папкам, 56% — к книгам, 24% — к периодическим изданиям, 14% — к библиографическим изданиям. Только 4% пользуются Базами Данных. К фонду библиотеки 36% опрошенных обращаются 1 раз в 3 месяца, 34% — 1 раз в месяц, 14% — 1 раз в неделю, 12% — 1 раз в полгода, 6% — не обращаются вообще. На вопрос, «В какой мере Вас удовлетворяет справочно-библиографический аппарат 2% опрошенных ответили, что СБА удовлетворяет в полной мере, 56% опрошенных — в основном, не удовлетворяет СБА — 4% пользователей. Каталогам отдают предпочтение 52%, картотекам — 42%, Базам Данных — 32%, 26% — библиографическим спискам. 58% опрошенных используют СБА для учёбы, 36% — для самообразования, 6% оппонентов ответили, что «это моё хобби». Ответы на вопросы «Умеете ли Вы пользоваться СБА», даёт нам представление об эффективности проводимых мероприятий по распространению библиотечно-библиографических знаний. 42% пользуется СБА с помощью библиотекаря, 38% умеет пользоваться самостоятельно, 2% не умеют пользоваться СБА. К сожалению, 18% вообще не знают, что это такое. Об эффективности массовой работы свидетельствуют следующие данные: 22% опрошенных постоянно посещают массовые мероприятия, которые проводит библиотека. 60% — иногда, 14% — не посещают. 84% считают, что в библиотеке проводится достаточное количество массовых мероприятий, а 16% считают, что необходимо проводить больше. На вопрос, «Каким темам Вы отдаёте предпочтение при проведении библиотекой массовых мероприятий» оппоненты ответили: 38% — интересны мероприятия по истории края, 26% — отдают предпочтение современным событиям, 20% — интересуются экологией и природой края, для 18% — представляет интерес здоровый образ жизни (физкультура и спорт). Об эффективности удовлетворения индивидуальных запросов читателей свидетельствует то, что 79 % опрошенных обращаются в библиотеку с индивидуальными запросами и получают ответы на них, 14% — не обращаются. 7% не ответили на этот вопрос. На вопрос, «Какой вид ознакомления с имеющейся в библиотеке литературой Вам больше подходит», 60% респондентов ответили – беседа с библиотекарем. 24% — выставки литературы, 12% — списки новых поступлений. Был предложен вариант ответа «самостоятельно», но на этот вопрос не ответил, ни один респондент. Таким образом, исследование свидетельствует о том, что школьники посещают библиотеку, интересуются информационными ресурсами библиотеки. Сотрудникам библиотеки необходимо поддерживать этот интерес с помощью постоянного ознакомления их с новыми документами и электронными ресурсами. В связи с этим перед сотрудниками библиотеки стоит большая задача постоянно работать с фондом, пополнять его в соответствии с запросами пользователей, усовершенствовать справочно-библиографический аппарат и вести индивидуальную и массовую работу. Помощь в развитии творческой активности учащихся является одной из основных задач библиотеки. Это направление очень актуально, т. к. библиотека является информационным, методическим и культурно-творческим центром. Для изучения читательских интересов сотрудниками детской библиотеки также были проанализированы читательские формуляры за 2013 — 2014 года. В ходе изучения были сделаны следующие выводы. Учащиеся 5 — 6 классов чаще выбирают для чтения книги, которые имеют яркую обложку, картинки, которые привлекают необычным заголовком (например, Е. Вильмонт «Секрет чёрной дамы», А. Белянин «Моя жена – ведьма», Р. Стайн «Оборотень в гостиной», «Эта кошмарная школа»). Учащиеся 7 – 8 классов выбирают книги популярные, настойчиво рекламируемые, экранизированные, например, книга Л. Бессона «Артур и минипуты», книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере, романы С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор», роман Э. Блайтона «Эрагон», произведения Стефании Майер «Сумерки», «Новолуние». Часто выбирают книги по рекомендации сверстников. Учащиеся 9 класса читают разнообразные по стилю и жанру произведения: романы М. Рида, Ж. Верна, Ш. Бронте, Ст. Майер, Е. Вильмонт, Д. Емеца, сказки В. Роньшина, историческую прозу Б. Акунина, любовные романы Т. Драйзера, стихи В. Высоцкого, С. Есенина. Произведения классической и современной элитарной литературы регулярно читают 31% школьников, по необходимости читают произведения школьной программы — 63%, 6% учащихся читают очень редко. Основная доля отзывов о произведениях массовой литературы. Наиболее популярны книги Р. Стайна, Д. Емеца, Дж. Ролинг. Далее в списке приоритетов следуют произведения Е. Вильмонт, сестёр Воробей, А. Иванова и А. Устиновой, С. Лубенца, произведения из серии «Stalker», книги Е. Артамоновой, И Щегловой, Т. Крюковой. Менее популярны, чем в предыдущие годы, стали произведения А. Белянина, Ф. Пулмана, О.Дзюба, Г. Шустер, Ф. Келли, В. Селина, Е. Нестериной, Э. Веркина, Ж. Уилсон и др. Детей эти произведения привлекают, прежде всего, тем, что их эмоциональное состояние совпадает с пафосом произведения, заинтересовывает динамичный сюжет, переживают вместе с персонажами-сверстниками, совпадают личные проблемы с проблемами героев. Анализ показывает, что ребята дают эмоциональную и нравственную оценку поступкам героев, сопоставляют свои ценности с нравственными, этическими нормами персонажей. Литература такого рода даже полезна, так как выполняет психотерапевтическую функцию: помогает отвлечься, расслабиться, снять состояние напряжённости, тревоги. Однако именно в таких малохудожественных произведениях есть определенные перекосы. Мир, формально построенный по законам жизнеподобия, на самом деле подчинён закону удовлетворения потребностей заказчика: подростка или взрослого. Неважно, какими качествами обладает главный персонаж (положительными или отрицательными), он всегда герой. Герой любовных приключений, герой-детектив (подросток разбирается даже в самых запутанных делах быстрее любого взрослого), герой-борец. Он сражается с окружающим миром (родителями, учителями), не принимая социальный опыт, и он всегда победитель. Такая установка формирует ошибочное представление о мире и о месте человека в нём, порождает агрессивное отношение к окружающим. Чрезмерное погружение в такой выдуманный, фантастический мир способно оказать негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. Ребёнок начинает искренне верить в эту вторую, созданную воображением писателя, реальность [6, с. 6—18]. Воспитанию белорусской, национальной культуры, краеведения, быта, изучению своих корней, формированию национальной сознательности были оформлены следующие выставки и полки: «Главный закон страны», «Народный Президент: Александру Лукашенко 60 лет», «3 июля — День независимости Республики Беларусь», «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь». В рамках Дня белорусской письменности для учеников Гимназии № 3 прошло виртуальное путешествие «Праздник слова и книги» по городам, где проходил день письменности. Также действовала тематическая выставка «От прошлого в завтра ведет нас печатное слово». В течение 2014 года велась работа по ознакомлению детей с произведениями белорусских авторов. Действовала выставка: «Белорусские авторы детям». Также был предложен вниманию виртуальный просмотр белорусской литературы для детей и подростков «Они пишут для подростков», на котором присутствовали ученики 8-х классов СШ № 21. Юным читателям представилась уникальная возможность встретиться с нашей землячкой, писательницей Натальей Александровной Игнатенко. К мероприятию была оформлена выставка-викторина «Зовет волшебная страна». Во время знакомства с новинками детской литературы мальчики и девочки совершили занимательное путешествие по загадочной Стране Книг. В течение 3 лет активно в своей работе сотрудники библиотеки использую в 5 — 9 классах тематические читательские конференции. Сложилась определенная система работы. Опыт участия в конференциях ребята получили в начальной школе (2 — 4 классы участвуют в программе обучения исследовательской деятельности). Тематические читательские конференции проводятся в каждом классе (с 5 по 9 класс) один раз в четверть. С темами конференций учащиеся знакомятся заранее, список литературы в качестве рекомендации предоставляется за 1 – 2 недели. За последнее время были проведены читательские конференции по следующим темам: - в 5 классе — «Об этой книге хочу рассказать», «Любимая фольклорная сказка», «Любимая литературная сказка»; - в 6 классе — «Мифология народов мира», «Мой любімы верш»; - в 7 классе — «Русский характер в литературе XIX века», «Произведения русских писателей XIX века»; - в 8 классе — «Русская литература XVIII век»; - в 9 классе — «Беларуская класічная лірыка». Выступление ребят представлены в форме сообщения собственного текста о произведении с выражением личной позиции и своим отношением. Слушатели оценивают выступление, предварительно обсуждают его. Тематические конференции помогают совершенствовать читательские умения, формируют собственный круг чтения вследствие чего накапливается читательский опыт. Использование такой формы работы способствует не только формированию круга чтения, совершенствованию коммуникативной и информационной компетентности детей, но и помогает нравственно-смысловому определению ребенка, его интеллектуальному развитию. Библиотека сама определяет приоритеты библиотечного обслуживания, определяет те читательские группы, которые особенно нуждаются в ее помощи и услугах [20]. С целью продвижения книги и чтения, повышения престижа в детской библиотеке проходят Дни открытых дверей. Во время проведения Дня открытых дверей «Библиотека во времени и пространстве» библиотека распахнула свои двери всем желающим. Первыми посетителями были дошколята. Ребята вместе с библиотекарем совершили экскурсию по библиотеке, познакомились с книжным фондом и книжными выставками, познакомились с правилами пользования библиотекой и библиотечной книгой. В ходе экскурсии ребят заинтересовали различные энциклопедические издания и журналы. Они с большим интересом и любопытством рассматривали их, делились друг с другом своими впечатлениями. В конце мероприятия ребятам была предложена викторина по сказкам, с которой они успешно справились. Первоклассников заинтересовал урок-путешествие «Земля под белым крылом», посвящённый Году гостеприимства. Ребята совершили заочное путешествие по городам нашей Республики, поучаствовали в обзоре популярных детских журналов и посмотрели спектакль – фланелеграф «Пшанічны каласок». Для ребят, требующих особого педагогического подхода в рамках класс-мастерской «Волшебный фонарик», прошло занятие «Свет, мой, зеркальце, скажи…». Ребятам было предложено поучаствовать в игре «Зеркала», цель которой знакомство с понятием «любовь к себе»; развитие самосознания и воображения. Ребятам раздали заранее подготовленные бланки, на которых было нарисовано три зеркала. Под первым зеркалом находилась надпись «Я глазами родителей», под вторым — «Я глазами друзей», под третьим — «Каким я вижу себя». Дети цветными карандашами рисовали в зеркалах себя в соответствии с надписями. По окончании работы проводилось обсуждение: • Что я знаю о себе? • Каковы мои положительные и отрицательные стороны? • Что объединяет и что различает три отражения в зеркалах? и т. п. В продолжении Дня открытых дверей для учеников 4-х классов был проведен урок информации «Книги эти обо всём на свете», цель которого заинтересовать справочной литературой и научить пользоваться ею. Библиотекарь познакомила ребят с такими понятиями как справочник, словарь, энциклопедия, рассказала о том, как располагается в них материал. Ребята узнали, что в фонде читального зала можно найти огромный выбор справочных изданий. Присутствующие продемонстрировали умение пользоваться справочными изданиями и задавали интересующие их вопросы. В ходе мероприятия ребята поняли, что если обращаться к словарям, справочникам и энциклопедиям постоянно, то они непременно помогут им при изучении всех школьных предметов, научат грамотно писать и красиво говорить. Ведь как говорят, что всё знать нельзя, главное уметь самостоятельно найти нужную информацию используя справочные издания. Поле Чудес — одна из самых распространённых и любимых игр в нашей библиотеке. Ведь эта игра развивает смекалку, догадливость, творческие способности. Для ребят из вспомогательной школы занимательно и интересно сотрудники библиотеки провели Поле Чудес «Фантазёры» по рассказам Н. Носова. Мероприятие прошло увлекательно и оживлённо. Все участники получили поощрительные призы, а зрители хорошее настроение. Самым большим и важным событием библиотеки в этот день стало проведение часа поэзии «Жизнь и поэзия — одно»: к 100-летию А. Кулешова для читателей-инвалидов по зрению. Проведение этого мероприятия нашло отражение в сюжете местного телевидения. Гости, члены Могилёвской городской организации «БелТИЗ» вспомнили жизненный и творческий путь поэта, с удовольствием окунулись в его завораживающую поэзию о любви, дружбе, о войне, в которой нашли отражение героические и трагические страницы истории. М. В. Манкевич – сотрудник комнаты реабилитации инвалидов по зрению выступила перед гостями с собственными стихами. Завершилось мероприятие выступлением музыкального коллектива «Гасцінец», участники которого являются членами Могилёвской городской организации «БелТИЗ». На протяжении дня проходила акция «Мой портрет с любимой книгой». Ребята имели возможность на фоне библиотеки сфотографироваться с любимой книгой и при желании в очередной раз взять её домой и почитать. К мероприятиям были оформлены книжная выставка «На подиуме — классика», витражная выставка «А классика — форевер», выставка-инсталляция «Рабочий стол классика». У входа в библиотеку сотрудники библиотеки провели уличную акцию «Праздник тех, кто любит книгу». Были представлены новые книги библиотеки, вручались визитные карточки и книжные закладки «Твои непрочитанные книги» (по классике). Все взрослые читатели, посетившие библиотеку в этот день, приняли участие в анкетировании «Интересы читателей и цели посещения библиотеки» с целью выявления читательских интересов жителей микрорайона и их информационных потребностей. Респонденты в количестве 95 человек на вопрос «Любите ли Вы читать» ответили положительно. На следующий вопрос «Как часто обращаетесь к книге» ответы били разные: от одного раза в неделю до одного раза в месяц. В свободное время наши опрошенные читатели любят не только смотреть телевизор, проводить свободное время с семьёй, друзьями, но и читать. Литературу в основном берут в библиотеке, реже покупают в книжных магазинах. И, самое интересное — каждый второй дома имеет домашнюю библиотеку. В рамках городской акции «Могилёв читает детям» детская библиотека-филиал № 2 и учащиеся МГБК им. А. С. Пушкина совершили библиодесант «Вместе с книгой мы растём» в детские сады № 30, 42, 46, 50. Учащиеся колледжа перевоплотились в образы сказочных персонажей: Кикимора, Зайчик, Пеппи, Буратино и читали вслух дошколятам русские народные сказки. В завершении встречи каждый ребёнок получил для своих родителей закладку о пользе семейного чтения. Была организована экскурсия «Первый раз в библиотеку». Для них было подготовлено увлекательное путешествие по книжному дому, рассказано о том, для чего в библиотеке абонемент, читальный зал, как найти нужную книгу на полке. Библиотекарь рассказала ребятам о понятии «библиотека», о правилах пользования библиотекой, о значении бережного отношения к книге. Детей удивило большое количество книг и красочное оформление выставок. Одна из учителей подключилась к городской акции «Могилёв читает детям» и прочла в библиотеке своим первоклашкам сказку «Цветик-семицветик» В. Катаева. В завершении встречи радостные первоклассники получили приглашение в библиотеку, а сами ребята обещали приходить чаще. В библиотеке прошёл мастер-класс «Книжная закладка» с элементами презентации, который представлял специалист библиотеки. Присутствующие узнали о тех закладках, которые делали как в старину, так и в современном мире. А после экскурса в историю желающим было предложено проявить умение и фантазию: сделать несколько закладок самостоятельно. Книжные закладки получились яркие и весёлые. Каждый принимающий участие в их изготовлении мог свою закладку забрать домой на память. Своеобразное Поле Чудес «Из переплёта в сеть» провело детей из вспомогательной школы сквозь время и пространство. Через игру ребята познакомились с эволюцией книги, чтения, библиотеки Мультимедийный исторический экскурс «Из глины, кожи и бумаги» прошёл на абонементе по обслуживанию инвалидов по зрению. Его участники познакомились с эволюцией книги, чтения, библиотеки. А наши слабовидящие читатели выступили со своими собственными стихотворениями, посвящённые нашей библиотеке. В заключении мероприятия читателей познакомили с читающей машинкой «SARA CE» (версия с камерой) и за сладким столом наши читатели продолжили свое общение. Во время чаепития сотрудница абонемента провела обзор у книжной выставки «Новые книги нового века». Презентация читающей машинкой «SARA CE» нашла отражение в статье «Первая читающая машина появилась в библиотеке Могилева» на белорусском портале TUT.BY в рубрике «Общество». Большая часть нашей праздничной программы была, ориентирована на «людей улицы», на слабочитающую или не читающую часть населения зоны обслуживания. Сюжет городской акции прошёл на местном телеканале «Могилёв 1». В этот день была организована и проведена промо-акция «Время читать», которая заключалась в раздаче сказочными персонажами рекламной продукции прохожим: закладки, листовки, используя воздушные шары и, попутно, проводили опрос «Узнаете классика». Мы решили выяснить узнают ли жители микрорайона по портретам известных русских, белорусских и зарубежных классиков литературы. Конечно, прохожие сразу узнавали А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, ведь их портреты знакомы всем со школы, а вот А. А. Кулешова, М. Танка, В. Быкова узнавали по подсказкам. С зарубежными писателями Оноре де Бальзаком, Д. Д. Сэлинджером, Антуаном де Сент-Экзюпери было сложнее: их имена и произведения известны всем, а вот внешность многие видели впервые. Всем участвующим в опросе вручали рекламные листовки и закладки с приглашением посетить библиотеку. Удивление прохожих вызывали сказочные персонажи, которые сидя на подоконнике абонемента по обслуживанию инвалидов по зрению, читали книжки. Для жителей микрорайона на библиотечной площадке мы провели акцию «В честь дня библиотек – в подарок книгу получи». Цель: дать возможность жителям микрорайона выбрать для себя интересную книгу и взять ее абсолютно безвозмездно, то есть даром. Прохожие заинтересованно перебирали книги, и многие находили, что унести с собой. И это на фоне того, что сейчас люди активно избавляются от книг, передавая их в библиотеку. В течении дня работал пресс-бар «Пресса твоего формата», где все желающие могли прочитать свежие газеты и полистать лощёные журналы. Оформили юбилейный импровизированный столик «Угощаем в юбилей» (юбилеи писателей). Для всех желающих сотрудницы библиотеки провели мастер класс «Плетение кос и косичек». В стенах библиотеки был оформлен плакат с фото «Мы в работе не скучаем», который демонстрировал работу бибилотеки. Большой интерес у читателей вызвала книжная выставка «Самые, самые…», которая демонстрировала уникальность каждой книги, раскрывала богатство и разнообразие книжного фонда нашей библиотеки. Это и «самая морская» и «самая смешная» и «самая толстая»… В этой книжной выставке мы хотели показать, что, в принципе, каждая книга может быть интересна по-своему, нужно только правильно подать о ней информацию [20]. При детской библиотеке работает любительское объединение для дошкольников «Подрастаю с книгой я» и театр иллюстрированного рассказа фланелеграф «Колокольчик». В рамках любительского объединения «Подрастаю с книгой я» и цикла мероприятий «Под зонтиком добра» (д/с № 40) прошли мероприятия: - Игра-беседа «Новогодние приключения в стране литературных героев». Все дети дружно разгадывали зимние литературные загадки, вспомнили произведения, связанные с зимой, проявили свой талант в чтении стихов на новогоднюю тематику. А кульминацией мероприятия стал показ спектакля фланелеграф «Морозко». - Игра-викторина «Зимняя прогулка». - Познавательный час «В гостях у белорусской народной сказки». Началась наша встреча с экскурсии по библиотеке и обзора книжной выставки «Слава книге белорусской». На вопрос «Ребята, а знаете ли вы что такое сказка?», дошколята дружно ответили «Сказки – это первые детские книги». В ходе мероприятия ребята отгадывали загадки и тем самым узнавали героев белорусских народных сказок. Рассказывали сами, что знают о сказках и какие сказки читали им родители и воспитатели. Узнали, что сказки бывают народные и авторские, в чём их отличие... В завершении ребятам прочитали сказку «Ганарыстая варона» и закрепили сказку викториной. Наш познавательный час закончился под девизом «Будем больше мы белорусские народные сказки читать, будем больше о своём народе знать!». - Урок-путешествие «Земля под белым крылом», посвящённый Году гостеприимства. Ребята совершили заочное путешествие по городам нашей Республики, поучаствовали в обзоре популярных детских журналов и посмотрели спектакль-фланелеграф «Пшанічны каласок». - Литературный праздник «Книжкин день рождения – лучший день в году». Ребята совершили экскурс в историю праздника, приняли активное участие в викторине по сказкам «Угадай – кто?». Большим сюрпризом для детей стал кукольный спектакль «Секреты здоровья». - Игра-путешествие «Дружат люди всей земли». Для учащихся 1—4 классов работал видеозал «Весёлая карусель», прошел цикл игр Поле Чудес. Для ребят из группы продленного дня цикл мероприятий «Нескучная продленка». Для учащихся 5—11 классов проводились следующие мероприятия. Для детей, требующих особого педагогического подхода работала класс-мастерская «Волшебный фонарик». В рамках класс-мастерской «Волшебный фонарик» прошли занятия: - «Наша общая сказка»; - «Путешествие в страну «Фантазия»; - «Свет, мой, зеркальце, скажи…». Библиотекарь Барашкова Ж. Н. ребятам предложила поучаствовать в игре «Зеркала», цели которой знакомство с понятием «любовь к себе»; развитие самосознания и воображения. Ребятам раздали заранее подготовленные бланки, на которых было нарисовано три зеркала. Под первым зеркалом находилась надпись «Я глазами родителей», под вторым — «Я глазами друзей», под третьим — «Каким я вижу себя». Дети цветными карандашами рисовали в зеркалах себя в соответствии с надписями. По окончании работы проводилось обсуждение: • Что я знаю о себе? • Каковы мои положительные и отрицательные стороны? • Что объединяет и что различает три отражения в зеркалах? Библиотека тесно сотрудничает с ГУО «Вспомогательная школа г. Могилёва». Для детей со вспомогательной школы был проведен цикл мероприятий «Лучик». В рамках этого цикла прошли следующие мероприятия: - Игра-беседа «Новогодние приключения в стране литературных героев» + спектакль фланелеграф «Морозко». - «Шануй родную мову» — под таким девизом для ребят из вспомогательной школы прошел турнир «Знатоки родного языка». Цель: показать богатство белорусского языка, обогатить и закрепить словарный запас учащихся. Наибольший интерес вызвал конкурс «Найди слова в русско-белорусском и белорусско-русском словарях». Ребята с удовольствием читали стихи белорусских поэтов, вспоминали пословицы и поговорки, отгадывали загадки. Завершился турнир показом спектакля фланелеграф «Пшанічны каласочак». - Урок гостеприимство «У родного очага»; - Поле Чудес «Фантазёры» по рассказам Н. Носова идр. - Информационно-познавательный час «Разные пути в бездну»; - Урок здоровья «Курить не модно — дыши свободно» + спектакль фланелеграф «Как медведь трубку нашёл»… Продолжил работу абонемент по обслуживанию инвалидов по зрению. В рамках цикла мероприятий «Солнце продолжает светить» прошли: - новогодние посиделки «Ёлочка-красавица» - история ёлочных игрушек; - часа поэзии «Жизнь и поэзия — одно»: к 100-летию А. Кулешова; - в преддверии праздника 8 марта на абонементе по обслуживанию инвалидов по зрению при детской библиотеке-филиале № 2 прошла музыкальная программа «Дорогим женщинам». Гостями мероприятия были инвалиды по зрению, члены Могилёвской городской организации «БелТИЗ». Сотрудники библиотеки рассказали об истории праздника, почему именно 8 марта стало женским днем, когда и как впервые отмечали праздник; - мультимедийный исторический экскурс «Из глины, кожи и бумаги» прошёл на абонементе по обслуживанию инвалидов по зрению. Его участники познакомились с эволюцией книги, чтения, библиотеки. А наши слабовидящие читатели — сотрудник комнаты реабилитации выступили со своими собственными стихотворениями, посвящённые нашей библиотеке; - громкие чтения «Для сердца и разума» прошли беседы: «В сердцах рождённое добро»; «Эти забавные животные»; «Искусство быть другом»; «Здоровье наше богатство»; «Цена хлебу», «Наши любимые кумиры», «Два поколения – два мнения», «Заряд энергии рецепт от одиночества»; «Лабиринты судеб» посвящённые известным женщинам разных периодов российской истории. Читатели, пришедшие на мероприятие, узнали о жизни и деятельности таких выдающихся женщин, как: княгиня Екатерина Дашкова, графиня Евдокия Ростопчина, актриса Вера Холодная, советский государственный и партийный деятель Екатерина Фурцева, космонавт Валентина Терешкова. В ходе встречи велись различные обсуждения по теме и, конечно же, обмен мнениями. В завершение встречи всем присутствующим была рекомендована литература, представленная на выставке «Женщина и мужчина: лабиринты судеб». На протяжении года работали выставки «2014 — год гостеприимства», в летний период выставка-просмотр «Путешествуйте с нами…. Путешествуйте сами», урок гостеприимства «У родного очага». Накануне Дня пожилого человека в библиотеке для дошкольников в рамках Дня открытых дверей «Славим возраст золотой» прошли громкие чтения «Читали наши бабушки и дедушки!». К малышам в гости пришли лесные жители: Белочка и Лесовичок, которые рассказали ребятам о предстоящем дне и прочитали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». В заключение встречи все ребята дали лесным жителям честное слово, что 1 октября поздравят своих любимых бабушек и дедушек. Для детей из группы продленного дня прошла игра Поле Чудес «Днем мудрости зовётся этот день» с целью воспитания у детей нравственных черт характера: милосердия, доброты, отзывчивости и уважения к старшему поколению. Ребята поучаствовали в подготовке акции-поздравлении «ВАС поздравляем от души». Дети своими руками вырезали из листочков цветной бумаги цветочки, сердечки, яблочки, клубнички и своей рукой писали на них поздравления пожилым людям. На протяжении дня работало библио-кафе «Двенадцать стульев». Сотрудники библиотеки дали возможность пожилым людям, которые посетили библиотеку, отдохнуть от повседневных забот: угощали чаем у самовара и сладостями, вели беседу на интересующие их темы. Большой заряд хорошего настроения, бодрости и оптимизма получили все читатели-пенсионеры. В этот день сотрудники библиотеки и учащиеся Могилёвского библиотечного колледжа им. А. С. Пушкина посетили общежитие ЖРЭУ № 5 Ленинского района г. Могилева с акцией-дарением «ВАС поздравляем от души». В холле общежития раздавали литературу людям пожилого возраста с вложенными поздравлениями от детей. А самим детям, как в общежитии, так и на протяжении дня в библиотеке раздавали книжные закладки «Читали в детстве наши бабушки и дедушки». На протяжении дня в холле библиотеки была организована выставка детского рисунка «Бабушки + Дедушки». На абонементе по обслуживанию инвалидов по зрению работала книжная выставка «В гармонии с возрастом», а в читальном зале «Читали бабушки и дедушки». Всем пожилым людям, посетивших библиотеку в этот день в книги вкладывали листочки-поздравления от наших юных читателей. Работа библиотеки в дни школьных каникул. Неделя весенних каникул «Под парусом Книги к новым открытиям» началась со Сказочного понедельника. Этот день в библиотеке был самым многолюдным и весёлым. 24 марта сотрудники детской библиотеки-филиала № 2 вместе со студентами Могилёвского государственного библиотечного колледжа им. А. С. Пушкина открыли Неделю литературным праздником «Книжкин день рождения – лучший день в году». В этот день библиотека превратилась в сказочную страну, по которой ребята, ученики СШ № 4, СШ № 23, путешествовали с Королевой Книг, Пеппи, Художником и другими сказочными персонажами. Ребята принимали участие в литературных викторинах и конкурсах: отгадывали сказочных героев, называли авторов и названия произведений. Каждый из ребят унёс с собой заряд хорошего настроения. Весело и занятно прошел Почемучкин вторник. В это день в библиотеке проходил Марафон вкусных загадок. Цена ответа на поставленный вопрос была равна количеству конфет полученных участниками Марафона. Ребят познакомили с творчеством Н. Носова. Во время беседы юные читатели узнали много интересного о его жизни и из истории его рассказов. Дети активно, с удовольствием участвовали в викторине по произведениям автора. Ребятам предлагалось выбрать любимый рассказ Н. Носова и попробовать его прорекламировать так, чтобы прочесть его захотелось всем присутствующим. В заключение мероприятия ребят познакомили с книжной выставкой «Веселые книги «хмурого ворчуна». Во время Юбилейной среды особое место было отведено В. Бианки. Ученики вспомогательной школы пришли в библиотеку, чтобы отметить 120-летний юбилей автора. Для ребят прошло Поле Чудес «Лесные тайны» по рассказам В. Бианки. Как и в любом поле чудес девчонки и мальчишки должны были крутить барабан. За неправильный ответ им необходимо было прочитать стихотворение, рассказать смешинку или просто спеть песню, а за правильный ответ - крутить барабан дальше. Петь песенки и читать стихотворения ребятам много не пришлось, так как на мероприятие они пришли подготовленные. Они заранее прочитали рассказы В. Бианки, и поэтому весело и без труда отвечали на вопросы по произведениям писателя, узнавали его книжных героев. Мероприятие прошло весело и оживленно. Все участники получили поощрительные призы, а зрители — хорошее настроение. Финальным аккордом Недели в Мастерилкину пятницу для ребят стал полет творческой фантазии «Рисуем вместе сказочного героя». В течение дня в читальном зале библиотеки царила творческая атмосфера и дети – читатели библиотеки показали свое умение в рисовании. Для ребят была оформлена выставка «Академия домашних волшебников», где представлены книги по различным видам искусства (бисер, поделки из природных материалов, оригами и др.). На протяжении всей Недели в библиотеке были оформлены библиотечные раскопки «Книжка – нечитайка». Действовала акция «Читать — это мудро, читать — это модно!» с чествования первого посетителя праздничной Недели и читателей, записавшихся в эти дни. Сотрудники библиотеки им вручали сладости. На протяжении Недели работала книжная выставка «Весна. Каникулы. Праздник книги». Программа летних каникул «По волшебной стране книжных друзей» состояла из 2 этапов: 1 этап: 2 июня для школьного лагеря СШ № 4 прошла Презентация программы летнего чтения. Встречал гостей Кот Ученый, который поздравил детей с началом летних каникул, рассказал о конкурсах, которые объявила библиотека, о том, в какие дни и по какой тематике работает библиотека. Узнал у детей, из какого он произведения А.С.Пушкина, ребята с удовольствием декламировали любимые пушкинские строки. В завершении встречи Кот Учёный провел закрепляющую викторину по сказкам А.С.Пушкина. 2 этап: 4 июля для ребят со школьного лагеря «Солнышко» СШ № 23 прошел сказочный калейдоскоп «И сказок пушкинских страницы». В начале мероприятия заведующая библиотеки поздравила ребят с благополучным окончанием учебного года, с началом долгожданных каникул, с открытием программы летнего чтения. Далее эстафету приняли студенты МГБК им. А. С. Пушкина. Для ребят они разработали электронную презентацию, в которой содержались биографические факты и интересные истории из жизни великого поэта. Конечно же, вспомнили своих любимых героев сказок А. С. Пушкина и закрепили свои знания в викторине. А в заключении встречи студенты показали подготовленную инсценировку сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Юные читатели библиотеки приняли участие в мастер-классе «Аппликации из бумаги». С сотрудником библиотеки они делали бантики из бумаги, которые подарили библиотеке и послужили украшением читального зала. В библиотеку пришли и дошколята на игру-путешествие «Дружит люди всей земли». 6 июня в день 215-летия со дня рождения А. С. Пушкина сотрудница библиотеки вместе со студентами МГБК им. А. С. Пушкина провела 2 уличных опроса: - «Знаете ли Вы, кто изображён на фото»; - «Что бы Вы посоветовали прочитать А.С.Пушкину в наше время?». А с ребятами многопрофильного отряда эстетической направленности СШ № 4 во дворе школы проведена акция «Классика на каждом шагу». Ребята на асфальте разноцветными мелками писали цитаты из любимых произведений А.С.Пушкина. Ребят среднего школьного возраста мы приглашали принять участие в книжных жмурках «Классика — это классно». Для этого мы отобрали книги разных форматов русских и белорусских классиков. Книги заранее поместили в яркие, красочные мешочки. Ребятам необходимо было взять вслепую книгу, не подозревая о её сюжете и названии. Такая форма продвижения книги понравилась детям, и, надеемся, оживила их интерес к хорошим, но незаслуженно забытым ими книгам. К 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков библиотека организовала арт-вернисаж «Рисуют ребята войну – рисуют ребята Победу» для ребят школьного лагеря ГУО «Средняя школа № 4 г. Могилева». Ребятам было предложено цветными мелками на асфальте нарисовать войну или Победу. Войну и праздник Победы ребята рисовали по-разному. Кто-то рисовал парад, кто-то салют, девочки рисовали ветеранов с цветами, мальчики танки с самолётами. На рисунках ребят яркие краски и счастливые лица! Данное мероприятие — дань уважения и искренняя благодарность за великий подвиг ветеранам, освободившим мир от фашизма. Накануне празднования дня г. Могилёва в библиотеке была оформлена книжная выставка «Я люблю Могилев», для ребят прошло Поле Чудес «О Могилёве всей душой» и в рамках видеосалона «Весёлая карусель» ребята имели возможность посмотреть фильм «Я люблю Могилёв». Для ребят, посещающих школьный лагерь, прошел обзор-путешествие «Животные — герои книг». Ребята знакомились с произведениями русских и зарубежных писателей о животных. Их вниманию была представлена выставка-просмотр с рассказами и сказками русских и зарубежных писателей о животных. В рамках творческой мастерской «Читаем. Творим. Удивляем» прошли следующие мероприятия: В ходе мастер-класса «Ах, карнавал, карнавал!» ребята убедились, что сделать карнавальную маску своими руками очень просто, и при этом она получится индивидуальной и очень изысканной. Все участники мастер-класса пришли к выводу, что карнавальная маска может стать и приятным эксклюзивным подарком, единственным в своем роде, который очень понравится как родным, так и друзьям. Прошёл мастер-класс по технике оригами «Тюльпан из бумаги». С помощью несложной техники складывания бумаги ребята сделали чудесные оригинальные цветы, которые с радостью подарили библиотеке. В рамках познавательно-развлекательного центра «33 секрета солнечного лета» прошли следующие мероприятия: - Урок краеведения «О Могилёве с любовью»; - Викторина «Крылатые помощники» + спектакль фланелеграф «Как скворец себе дом выбирал»; - Поле Чудес «Денискины рассказы»; - Литературная игра «В дорогу за сказками»; Библиоассорти по страницам периодических изданий «Волшебный лес журнальных чудес». Вниманию подростков были представлены популярные среди молодежи белорусские и российские журналы: «Все звезды», «Стрекоза», «Кудесница», «Апельсин», «Имена», «Караван» и др. Знакомство с новыми изданиями стало для них необычным путешествием в удивительный мир периодики. Тематические рубрики и публикации: чудеса своими руками от «Кудесницы», красота от «Счастливая и красивая», магия рисунка от «Ирэн», мой любимый аксессуар от «Лукошко идей», сканворд от «Мир путешествий» открыли для них неизвестные страницы дизайна, рукоделия и творчества. В завершении мероприятия подростки определили наиболее интересные издания. 21 августа выездной читальный зал «Книжкин бульвар» провела библиотека в д/с № 40, для ребят с ослабленным зрением. Ребятам предлагали познакомиться с популярными детским журналами «3/9 царство», «Принцесса», «Незнайка», «Рукзачишка», «Шишкин лес», и, конечно, сказками. Мальчики и девочки листали журналы, разглядывали яркие книжки. Все присутствующие окунулись в чудесный мир литературы прямо на свежем воздухе, сидя на скамеечке в тени деревьев. Так же работал видеосалон «Весёлая карусель». Осенние каникулы прошли под названием «Осень-волшебница». Прошел ряд игр Поле Чудес: «Большие и маленькие» по творчеству Е. Чарушина, «Лесные тайны» по творчеству В. Бианки, «В гостях у дедушки Корнея», «И сказок пушкинских страницы». Зимние каникулы «Новогодняя сказка приходит в гости к нам». На нашу просьбу, вырастить в стенах библиотеки необычное дерево, читатели откликнулись с большим интересом. Новогодняя ёлка состояла из читательских пожеланий, написанных на ладошках – веточках, еловых лапках. Украсили елочку не игрушки, а добрые слова в адрес библиотеки, отзывы о прочитанных книгах и рекомендации прочитать понравившиеся произведения. Например, самые интересные: -«Я люблю читать потрепанные книги, книги, в которых страницы «зачитаны» до дыр. Авторитет таких книг не оспорим. Когда держишь их в руках, создается впечатление, что ты становишься ближе к тем людям, которые читали их до тебя, переживали те же эмоции, испытывали те же чувства что и ты сейчас. Ты, как и они, путешественник по страницам интересных книг». -«Я люблю читать книги. Особенно русскую классику. Как много интересного можно узнать о реальных людях наблюдая за жизнью литературных героев. Тут и душевные метание Раскольникова, и фантастические мечты Манилова и прекрасные порывы Наташи Ростовой. Книги это лабиринты человеческих душ». -«Электронная книга никогда не сможет заменить мне печатный вариант. Ее нельзя потрогать, ощутить запах типографской краски, провести пальцами по буквам и почувствовать их контуры. Печатная книга — это шедевр интеллектуального мышления человека». -«Я люблю находить в книгах закладки: обертки от конфет и шоколадок, фантики от жвачек и карточки от различных игр. Порою это специально купленные или сделанные вручную с подручных материалов закладки. По них можно судить о людях, которые читали эти книги: об их увлечениях и пристрастиях. Как много о людях говорят книги, которые они читают, но еще больше, то, как они это делают». -«Когда мне было 8 лет родители подарили мне сказки Андерсена. Я люблю читать сказки перед сном и представлять себя главным героем»; «Я люблю, когда мне читает мама. Особенно люблю сказку про Золушку. Когда я смотрю картинки, я представляю себя Золушкой». Для дошкольников и учеников начальной школы было проведено театрализованное представление «Новогодние проказы Лешего, Кикиморы, Бабы-Яги и Шапокляк». Двери в «Новогоднюю сказку» открыли Принц и Принцесса. Гости пели песни с Шапокляк, отгадывали загадки с Бабой-Ягой, Плясали с Лешим и Кикиморой, играли в новогодние игры с Дедом Морозом и Снегурочкой. Во время разных конкурсов и викторин все участники праздника получали сладкие призы. Игра-беседа «Новогодние приключения в стране литературных героев» прошла для дошколят с ослабленным зрением и ребят из вспомогательной школы. Все дети дружно разгадывали зимние литературные загадки, вспомнили произведения, связанные с зимой, проявили свой талант в чтении стихов на новогоднюю тематику. А кульминацией мероприятия стал показ спектакля фланелеграф «Морозко». Встреча и поздравление читателей «С Новым годом» состоялась 2 января. Первую пятерку читателей ждал сюрприз — их приветствовала Снегурочка, которая поздравляла ребят с наступившим Новым годом и сюрпризом в виде книги. На мастер-классе «Маска, я тебя знаю» дети с удовольствием учились делать новогодние маски для карнавала, маскарада. Поддержать новогоднее настроение ребятам помогли новогодние песенки. Закончился мастер-класс просмотром любимых новогодних мультфильмов. Для дошколят в библиотеке прошла игра-путешествие «Звери в лесу». Для инвалидов по зрению мы организовали новогодние посиделки «Ёлочка-красавица» - история ёлочных игрушек. Рождественская акция-поздравление «В Новый год — вместе с нами» прошла в первый учебный день нового года. Снегурочка с подарками в школе поздравляла лучших читателей-учеников с наступившим годом. Для внеклассных чтений сотрудники библиотеки провели: -урок доброты для второклассников СШ № 23. Мероприятие под названием «Все, что рядом с человеком, достойно любви и заботы» проведено с целью ознакомления ребят с животным миром о том как он нуждается в том, чтобы охранять и беречь его. Ознакомились ребята с новинками литературы по уходу за своими четвероногими друзьями и художественной литературой о животных. Каждый ученик получил памятку «Как вести себя при встрече с собакой». С увлечением и азартом ученики выполняли следующие задания: составляли пословицы, отгадывали загадки, описывали домашнего питомца. Ребята читали стихи, рассказывали истории о своих домашних животных. В конце встречи никто не остался равнодушным, ведь каждого из нас беспокоит судьба наших братьев меньших, которые нуждаются в защите и заботе человека. - Поле Чудес «Денискины рассказы» по рассказам Драгунского. -Поле Чудес «Большие и маленькие» по рассказам Е. Чарушина с целью: расширить представление о рассказах и их героях, углубить знания учащихся по творчеству писателя. Ребята познакомились с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина, узнали, что художник, который рисует животных, называется анималист. Мероприятие прошло увлекательно и оживлённо. Все участники получили поощрительные призы, а зрители – хорошее настроение. - Поле Чудес «Весна - Красна». - Поле Чудес «Сказка мудростью богата». - Поле Чудес «Дорога в космос». В ходе мероприятия ребята много интересного узнали о первых животных-космонавтах, о великом конструкторе С. П. Королеве, о первом полете человека в космос, который совершил Юрий Гагарин. Также ребята узнали о первой женщине-космонавте Валентине Владимировне Терешковой и первом человеке, который вышел в открытый космос Алексее Архиповиче Леонове. И все полученные знания закрепили в игре Поле Чудес «Дорога в космос». Также участники игры познакомились с книгами, в которых рассказано об истории освоения космоса, об ученых древнего мира и современности, о строении вселенной и многом другом. - игра Поле Чудес «Любимые сказки о животных». - игра Поле Чудес «Весна - Красна». - игра Поле Чудес «Секретные материалы из жизни растений». - игра Поле Чудес «В гостях у дедушки Корнея». Ученики 2 класса приняли участие в игре Поле Чудес «В гостях у дедушки Корнея». Традиционно ребята получили опережающее задание: прочитать сказки К. И. Чуковского. Перед игрой ребята познакомились с жизнью и творчеством дедушки Корнея, забавными случаями из его богатой биографии, подтвердили, что на сказках Чуковского выросли их мамы и папы, бабушки и дедушки. В ходе игры Поле Чудес «В гостях у дедушки Корнея» ребята активно отвечали на все вопросы и участвовали во всех турах. В заключении ребята внимательно рассматривали книжную выставку «Мой любимый сказочник». Ребята не ограничились чтением произведений Чуковского, они захотели прочитать сказки и других писателей. После мероприятия на абонементе было многолюдно. Почти все дети ушли домой с книгами. В рамках Недели здоровья «Быть здоровым, сильным, смелым» в детской библиотеке прошли мероприятия, помогающие детям понять, что каждый новый день нужно встречать с улыбкой и наполнять его радостными событиями, жить ярко и с удовольствием, делиться с окружающими своими увлечениями. Открыл Неделю информационно-познавательный час «Разные пути в бездну» для учеников СШ № 23 7 «Б» кл. и ВШ 8—9 кл. Библиотекарь постаралась донести до ребят, что сейчас внешность зависит от состояния здоровья, на которое отрицательно влияю алкоголь, курение, наркотики др. В ходе часа - размышления «Пьющий подросток — человек без будущего» (СШ № 23 9«А» кл.) библиотекарь рассказала ребятам о вредном влиянии алкоголя на молодой организм и поразмышляла с учениками о том, что спиртное не является синонимом успеха и с помощью теста пришли к выводу: «Если ты неуспешен — у тебя нет будущего». А с дошколятами д/с № 30 провели викторину «Волшебная страна здоровья», ребята своими ответами подтвердили, чтобы быть здоровым, нужно есть полезные продукты и пить чистую воду. В конце мероприятия они посмотрели мультик «Как утенок-музыкант стал футболистом». Для всех читателей, посетивших на этой Неделе библиотеку и мероприятия была представлена вниманию книжная выставка «Азбука здоровья». Самым значительным мероприятием года была рекламная кампания «Мир без границ» в рамках месячника «Белая трость». На протяжении нескольких лет в Республике Беларусь традиционно проводится месячник «Белая трость», основная цель которого — привлечение внимания к проблемам людей с заболеваниями органов зрения. «Белая трость» — это акция, история возникновения которой уходит в прошлый век. Началось всё с того, что в 1950-60-х годах активисты американской федерации слепых развернули широкую кампанию по разъяснению проблем инвалидов среди американского общества. Ее результатом было принятие Конгрессом решения провозгласить 15 октября Днем Безопасной Белой трости. Впервые этот день отмечался по инициативе президента Линдана Джонсона в 1964 году. В дальнейшем 15 октября был признан Международным Днем Белой трости собранием Международной Федерации слепых (предшественника Всемирного Союза Слепых) в 1969 году в Коломбо. С тех пор Международный День Белой трости отмечается во многих странах. Что бы привлечь внимание общественности к проблемам незрячих, библиотека включилась в работу месячника «Белая трость». План основных мероприятий месячника состоял со следующих мероприятий: 1. Была организована витражная выставка работ слабовидящих и слепых людей «Пальцы — моё зрение, моё творчество и успех»; 2. Книжная выставка «Портрет в книжном интерьере» (о жизни и творчестве писателей и поэтов-инвалидов по зрению Э. Асадова и Н. Ф. Лукьянова). 3. Интерактивная экскурсия-знакомство с абонементом по обслуживанию инвалидов по зрению «Белая магия шеститочия» для учащихся СШ № 23 (с показом видеофильма «Луи Браиль»). 4. Прошел творческий вечер «Я живу по совести, по чести…» (творчество слабовидящих и слепых людей, состоящих в городской организации БелТИЗ: Манкевич М., Безруков А., Цуранова Е.). 5. Творческий конкурс «Кулинарный поединок» среди слабовидящих и незрячих. 6. Рекламно-информационный флешмоб «Мы работаем для Вас» в рамках закрытия месячника «Помоги человеку с белой тростью» с участием учащихся УО «МГБК им. А. С. Пушкина». В рамках проведения рекламной кампании «Мир без границ» была оформлена витражная выставка «Пальцы — моё зрение, моё творчество и успех», цель которой — показать жителям микрорайона, что имея недостаток зрения и делать такие работы — это ПОДВИГ. Через окно все прохожие смогли увидеть поделки, вышивки, которые свидетельствовали о том, что порой даже тяжёлый недуг не может подавить стремление души к прекрасному. Все работы выразительные, яркие, необыкновенные, красивые. Они ожили благодаря теплу женских рук и труду, вложенному в эти работы. Авторы работ – не профессиональные люди, а простые, но щедрые инвалиды по зрению. Выставка вызвала большой интерес у жителей города, словно осенним листопадом, словно пением райских птиц, притягивала она к себе. Посему, посетителей библиотеки было намного больше, чем в обычные дни. Об этом событии в газете «Вечерний Могилёв» вышла статья «Когда своих работ не видит мастер». Книжная выставка «Портрет в книжном интерьере». Данная выставка знакомила с творчеством Э. Асадова, который в боях за Севастополь получил ранение и ослеп и Н. Ф. Лукьянова, который в июле 1944 г. на Белостокском направлении был тяжело ранен и потерял зрение. На выставке нашли отражение авторские произведения писателей, изданные плоскопечатным шрифтом и «говорящие» книги, а также библиографические материалы. Была проведена интерактивная экскурсия — знакомство с абонементом по обслуживанию инвалидов по зрению «Белая магия шеститочия» для учеников СШ № 23. Сотрудница библиотеки познакомила ребят, впервые посетивших специализированный отдел библиотеки с особенностями фонда, рассказала об истории возникновения шрифта Брайля, провела презентацию читающей машинка SARA CE с камерой, которой пользуются незрячие читатели. Затем ребята посмотрели фильм «Луи Брайль» и провели для инвалидов по зрению громкие чтения на тему «Великие незрячие в мировой культуре». В завершении мероприятия ребята отметили, что узнали много нового об особенном мире незрячих, о деятельности абонемента по обслуживанию инвалидов по зрению. II этап: творческий вечер могилёвских поэтов-инвалидов по зрению «Я живу по совести, по чести…». В этом мероприятии приняли участие писатели-инвалиды могилёвской городской организации БелТИЗ. Делились поэты своим творчеством со студентами социально-педагогического центра факультета педагогики и психологии детства МГУ им. А. А. Кулешова. Каждый участник рассказал о себе: как начинался их творческий путь, как сейчас идёт работа, какие творческие планы. Тронули души слушателей стихотворение «Встреча с прекрасным», которое прочитала Цуранова Е. И. и эссе «Поэты» в исполнении А. Безрукова. Не оставило равнодушных и исполнение собственного стихотворения «Древняя мудрость» М. Манкевич, которая является сотрудником комнаты реабилитации Ленинского района. Студенты в свою очередь тоже читали стихи писателей, которые потеряли зрение: Э. Асадова и А. И. Нетылькина. Участники и зрители творческого вечера получили большой заряд хорошего, осеннего настроения и творческого вдохновения. В свою очередь самодеятельные литераторы выразили надежду, что абонемент по обслуживанию инвалидов по зрению останется для них местом, где не только реализуются всевозможные мероприятия, но и выполняется главная миссия – нести добро в каждое сердце всем, для кого библиотека является целительным островком душевного спокойствия, дружеского общения и тепла. Студенты отметили, что духовный потенциал творчества писателей инвалидов по зрению настолько велик, что свет исходит от их любви, тепла и душевности. Ну а мы, сотрудники библиотеки, пожелали сидящим в уютном зале, чтобы осень дарила им мудрость души, богатство жизненного опыта, теплоту сердец. И чтобы своими добрыми делами они продлевали жизнь не только себе, но и тем, кто рядом. III этап оказался внеплановым. Приятной неожиданностью для нас была акция - дарения «Открытая книга — открытые сердца». Сотрудник комнаты реабилитации инвалидов по зрению Ленинского района, вместе со студентами университета кафедры педагогики и психологии МГУ им. А. А. Кулешова подарили абонементу аудио книги на СD дисках. Студенты с большой заботой подобрали различные произведения, чтобы все читатели нашли для себя много нового и интересного. Далее студенты для инвалидов по зрению провели литературный вечер «Я милых губ печальный след навек оставлю за собою…», посвящённый жизни и творчеству К. Симонова. Гости, члены городской организации ОО «БелТИЗ», инвалиды по зрению познакомились и ещё раз убедились в ярком таланте поэта, прозаика, публициста, драматурга, кинодраматурга с мировым именем, с мировой известностью, которому в 2014 году исполнилось 99 лет со дня рождения. В мероприятии приняла участие лауреат конкурса симоновской поэзии Виктория Строганова, которая рассказала о новых интересных фактах из жизни писателя, а студенты университета кафедры педагогики и психологии МГУ им. А. А. Кулешова во главе со своим руководителем старшим преподаватель кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин прочли стихи о войне «Безымянное поле», «Убей его», а так же из любовной лирики «С тобой и без тебя», «Жди меня», которое воодушевляло солдат на подвиги. А затем для гостей была проведена экскурсия по библиотеке. И особый интерес у студентов вызвал рассказ о современном тифлотехническом средстве: читающая машинка SARA CE с камерой. IV этап: 13 ноября в Международный день слепых состоялись: 1. Творческий конкурс «Кулинарный поединок» в котором приняли участие незрячие и слабовидящие читатели библиотеки. Этой категории читателей было предложено поучаствовать и проявить свои знания, умения, фантазию в следующих конкурсах: - самопрезентация; - домашнее задание; - «Ах, этот бутерброд»; - «Кулинарные изыски». В перерывах между конкурсами и участники, и зрители наслаждались музыкальным выступлением А. А. Маркетантова (песни на гитаре), поэтическими произведениями М. Манкевич — сотрудника комнаты реабилитации Ленинского района и баснями которые рассказали постоянные читатели абонемента по обслуживанию инвалидов по зрению. По итогам кулинарного поединка председатель районной организации БелТИЗ вручила участникам конкурса памятные сувениры. В завершении мероприятия все участники и гости вечера продолжили общение за сладким столом. 2. Эффективным инструментом привлечения общества к проблемам лиц с ограничением зрения была, есть и будет социальная реклама. С целью массового информирования общественности в нынешнем году сотрудники библиотеки и учащиеся МГБК им. А. С. Пушкина 13 ноября — в Международный день слепых провели рекламно-информационный флешмоб «Мы работаем для Вас», призывающий жителей города быть более внимательными и вежливыми при встрече с инвалидом по зрению. Его основным содержанием стало распространение памяток среди жителей микрорайона. Основная цель флешмоба — популяризировать специализированный отдел библиотеки среди жителей микрорайона и напомнить о том, что 13 ноября — Международный день инвалида. В течение всего месяца сама библиотека для многих стала открытием, так как предстала совершенно в ином образе — дала возможность ее пользователям прикоснуться душой к той ее грани, где начинается совершенствование и безграничность человеческого таланта [20]. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов заставляют библиотекарей искать новые методы и технологии в приобщении детей к чтению. Инновационная деятельность детских библиотек — необходимый элемент их развития. Отвечать требованиям времени — значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности. Детская библиотека сегодня — это культурный центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников процесса. Такие понятия, как инновация, инновационная деятельность стали для нас уже привычными. Детская библиотека — подразделение, которое сегодня становится основным центром, обеспечивающим доступ к информационным ресурсам, виртуальному общению педагогов, учеников и их родителей, не может оставаться в стороне от процессов модернизации и, конечно, инновационного преобразования библиотечных услуг потребителям информации. Целью работы любой библиотеки является приобщение детей к чтению. Для её достижения мы ставим перед собой следующие задачи: - рекламировать библиотеку; - воспитывать любовь детей к чтению путем организации книжных выставок; - формировать у учащихся информационную культуру и культуру чтения через систему массовых мероприятий, («Путешествие книги», «Экологическая почта», «Буккроссинг», «Флешмоб» и др.). Творчество и фантазия библиотекарей безграничны и сейчас создано очень много видов выставок, которые не вписываются в общую схему. Это выставка-вопрос, озвученная выставка, выставка-ситуация, выставка-отзыв, выставка-тест, выставка одной книги, выставка-диалог, выставка-викторина, выставка-совет, выставка-презентация, выставка-поиск, выставка-календарь, выставка-вернисаж и др. Конечно, выставка должна сочетаться с другими формами индивидуальной и массовой работы, быть неотъемлемой её частью. В отчетном году сотрудники детской библиотеки уделяли внимание нетрадиционным книжным выставкам как инновационной форме работы библиотеки. Хочется выделить некоторые из таких выставок: - выставка-бенефис читателя; - выставка–отзыв «Прочитай и заинтересуй»: ребята пишут отзывы о самых любимых своих книгах. Отзывы помещены на выставку, и другие ребята, знакомясь с ними, наверняка захотят почитать эти книги; - к юбилею С. Михалкова была оформлена в библиотеке выставка-кроссворд, к которой прилагается кроссворд по его творчеству, вопросы к нему. Чтобы ра Date: 2015-10-19; view: 1590; Нарушение авторских прав |