Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование читательской культуры детей





 

В понятие «культура чтения» входят: умение выбрать книгу, самостоятельно работать с ней, вести записи о прочитанном, навыки бережного обращения с книгой. Культурным читателем называют такого читателя, чтение которого разнообразно по тематике, который может правильно понять идейное содержание книги и её художественные особенности, дать оценку произведению. Культурный читатель использует полученные из книг знания в труде и учебе.

В настоящее время, когда происходят важные преобразования в экономической, социально-культурной жизни страны усиливается значение умений учащихся самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, ориентироваться в потоке информации. Самостоятельность чтения, его воспитательные, самообразовательные, творческие, возможности в условиях динамики социальной жизни, характеризующейся падением духовных ценностей, является своеобразным гарантом успешного и своевременного развития личности ребенка.

Обучение чтению является информационно творческим, динамичным процессом, который начинается с момента приобщения ребенка к миру слова и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Каждому периоду читательского развития характерны свои особенности, учет которых необходим для правильной организации обучения. Ученые в области педагогика, психологии, библиотековедения доказали важность своевременного обучения чтению, воспитания культуры чтения, развития умений творческого восприятия произведений искусства. Читательскому развитию уделяют серьезное внимание многие социальные институты, занимающиеся воспитанием и образованием детей. Среди них, как наиболее стабильные учреждения, выделяются, средняя общеобразовательная школа и детская библиотека, обладающая разнообразными уникальными возможностями внеклассной работы.

Вовремя сформированная культура чтения позволяет ученику на сравнительно ранней ступени обучения переходить к самостоятельному поиску, переработке и освоению знаний, более рациональными способами, приемами, средствами, получать информацию по интересующим вопросам. Овладение культурой чтения рассматривается как средство духовного развития личности, растущего человека, его социализации, дальнейшей самообразовательной работы, условие успешного продвижения в школьном образовании. Динамичность изменения состава и системы чтения обеспечивает формирование социальной ориентации личности, предполагая освоение ею общественных, нравственных и эстетических ценностей.

Культура чтения, как объект научного исследования, давно привлекает к себе внимание исследователей, раскрывающих ее сущность с социологической, психологической, педагогической, библиотечно-библиографических точек зрения.

Формирование культуры чтения детей как средства приобщения, развития и усовершенствования потребностей личности, как одно из средств формирования активного социума является одной из актуальных задач, стоящих перед школой и детской библиотекой.

Поэтому одно из главных условий формирования культуры чтения - целенаправленное взаимодействие школы и детской библиотеки, успешная совместная деятельность которых возможна при полном взаимопонимании специалистов, работающих в школе и библиотеке, при признании общих целевых, итоговых задач образования и воспитания детей. Учитывая специфические возможности детской библиотеки, усиленные взаимодействием со школой, возможно своевременное воспитание ребенка как читателя, способного увидеть и оценить искусство слова, неповторимость художественного образа, сравнения, своеобразия стиля письма автора. Эффективность формирования культуры чтения зависит от понимания важности поставленной задачи, знания и учета возрастных закономерностей читательского развития, специфики восприятия произведений младшими школьниками, единой оценки роли целенаправленной и скоординированной работы учителя и детского библиографа [35].

Используются следующие методы по воспитанию культуры чтения.

С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе, а иногда даже в дошкольном возрасте.

С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение.

Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.

Экскурсии в библиотеку проводятся не только для детей младшего возраста, они интересны и старшим школьникам. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы, о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.

Систематическое воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой.

Уже с самого начала следует внушить читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве.

Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене чтения.

Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются [47].

Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы «вводит» в книгу, с его назначения.

Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.

С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу.

Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника, прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу.

Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения, как читать книгу.

Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге [36].

Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.

Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге.

Отзывы учащиеся начинают писать в школе с помощью преподавателей в 4 и даже в 3 классе.

Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно [36, c. 49-53].

Таким образом, для успешного привлечения детей к чтению необходимо знать их читательские интересы: какие книги пользуются среди них наибольшим успехом, что именно привлекает детей в книгах, как воспринимается ими литературный герой, и какое воспитательное воздействие он оказывает.


Date: 2015-10-19; view: 1473; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию