Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самостоятельная работа. Понятия: гуманитарное образование, междисциплинарные связи социологии, социологическое образование, национальные традиции (школы) преподавания социологии
I. Анализ понятий Понятия: гуманитарное образование, междисциплинарные связи социологии, социологическое образование, национальные традиции (школы) преподавания социологии, профиль факультета. II. Выполнение практических заданий 1. Опираясь на доступные для студентов первоисточники, разработайте практические задания с целью изучения понятий социологической науки. Например, как наиболее продуктивно провести учебную работу по произведениям М. Вебера (Основные социологические понятия; О некоторых категориях понимающей социологии) со студентами–юристами, политологами, лингвистами, психологами, теологами, медиками, математиками, экономистами и др.? 2. Разработайте соответствующие практические задания для студентов разных факультетов и специальностей в целях освоения ими понятий социологии с помощью специализированных словарей (Социологический энциклопедический словарь и др.). 3. Учитывая профиль специальностей, по которым обучаются студенты, разработайте для них задания, выполнив которые, они смогут составить представление о роли тех или иных ученых (историков, правоведов, экономистов, биологов, географов, математиков и др.) в становлении социологии. 4. Подготовьте сообщение на тему «Сравнительный анализ американской и европейской традиций преподавания социологии». 5. Сопоставьте варианты вводного раздела различных учебников с точки зрения использования в них методических приемов по выявлению особенностей становления и развития социологии. 6. На примере одной из проблем, изучаемой в курсе социологии, например, проблемы девиантного поведения молодежи, разработайте варианты ее обсуждения в группах студентов-юристов, политологов, лингвистов, психологов, теологов, медиков, экономистов, математиков и др. Какие методические приемы следует применять в целях последовательного выдерживания специфики социологического подхода? III. Вопросы для самопроверки 1. Почему необходимо раскрывать студентам особенности учебных дисциплин, социологии в том числе? 2. Какие методические задачи ставятся и решаются преподавателем в целях раскрытия специфики и возможностей социологии? 3. Каковы методические особенности работы со студентами различных факультетов и специальностей? 4. Какие возможности для решения методических задач преподавания социологии имеет разнообразие учебных программ и учебной литературы? 5. Какое значение для методики преподавания социологии имеет многообразие междисциплинарных связей этой науки?
Тема 5. Методические вопросы анализа понятий в учебном курсе социологии 5.1. Особенности научного языка социологии и его функционирования в современных условиях. Специфика методической работы по его освоению с различным контингентом студентов. 5.2. Методическое построение учебной работы по социологии: от исходного понятия («социальное действие») к предельно общим («личность», «культура», «общество»). 5.3. Основные формы работы с понятиями на семинарских занятиях. 5.3.1. Использование словарей по социологии и организация учебной работы с ними студентов. 5.3.2. Разработка практических заданий по изучению социологических понятий. 5.3.3. Организация и проведение понятийно-терминологических игр. ЛИТЕРАТУРА Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. Мн.: ТетраСистемс, 2003. Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социс. 2003. № 8. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс. 1997. № 1. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социс. 2003. № 4. Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс. 2004. № 2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3 т. Т. 1. Методология и история. М.: ИНФРА – М, 2000. Глава 4. Емельяненко Т.В. Проблема перевода социологических терминов (на примере перевода переменных Т. Парсонса) // Социс. 2002. № 6. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности // Социс. 2010. № 4. Кравченко А.И. Основы социологии: Методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений. М.: Издательский Центр «Академия», 1997. Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). М.: МГИМО (У) МИД России, 2011. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь. М.: РУССО. 2002. Майорова-Щеглова С.Н. Социологический тезаурус: проблема заимствований и неологизмов // Социс. 2011. № 6. Мнацаканян М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность (О природе предмета социологической науки) // Социс. 2003. № 2. О новом подходе в социологическом образовании («круглый стол») // Социс. 2011. № 2. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА – М, 2000. Глава III, § 6; глава IV. Ольховиков К.М., Орлов Г. П. Категории социологии: образ мышления и словарь исследования // Социс. 2004. № 2. О понятийном аппарате социологии // Социс. 2011. № 2. Орлов Г.П. Категории социологии: проблемы классификации // Социс. 1997. № 10. Павленок П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии // Социс. 2003. № 4. Панина Г.В. Социологическое образование в современном техническом университете // Социс. 2010. № 10. Педагогические технологии в условиях модернизации высшей школы: учебно-методическое пособие / под общей редакцией В.М. Петровичева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Петров В.Н., Куликов Е.М. Игровые формы семинарских занятий // Социс. 2010. № 5. Подвойский Д.Г. Языки социологи: многоголосие или какофония? // Социс. 2011. № 5. Романовский Н.В. О понятийном аппарате социологии // Социс. 2011. № 2. Романовский Н.В. Понятийные проблемы социологии: поиск адекватной интерпретации // Социс. 2010. № 4. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. Силласте Г.Г. Социологическое образование в отраслевом вузе: опыт интеграции // Высшее образование в России. 2007. № 2. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. М.: SPSL – Русская панорама, 2002. Сорокина Н.Д. Управление новациями в вузах (социологический анализ): Научная монография. М. Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате социологии // Социс. 2002. № 9. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социс. 2008. № 1. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии //Социс. 1990. № 2. Date: 2015-10-18; view: 470; Нарушение авторских прав |