Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Юридической службы в предпринимательстве 2 page
-------------------------------- <1> Цит. по: Арбитраж. 1939. N 9. С. 3. <2> Там же.
Как бы то ни было, линия на обеспечение участия в заседаниях Госарбитража именно руководителей хозорганов, а не юрисконсультов, выдерживалась и позже, в 1950 г. она базировалась на прямых указаниях Совета Министров РСФСР. Так, в Постановлении Совета Министров СССР от 18 августа 1950 г. N 1013 "О неудовлетворительной работе Государственного арбитража при Совете Министров РСФСР" содержалась обязанность главного арбитра "обеспечить рассмотрение дел с участием руководителей заинтересованных предприятий, учреждений и организаций или их заместителей в точном соответствии с Положением о Госарбитраже" <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Смыкалин А.С. История развития экономического правосудия (конец XIX - XX век). Екатеринбург, 2010. С. 130.
Особенно серьезное ослабление роли и значение юридической службы в народном хозяйстве, в том числе кадровое, имело место в период Великой Отечественной войны. Обыденная жизнедеятельность юрисконсульта военного времени проиллюстрирована известным ученым-юристом, академиком РАН Ю.К. Толстым, который описывал опубликованный в одном из номеров "Ленинградской правды" фельетон журналиста Л. Никольского под названием "Нет ли у вас Тюфяева?". В нем, пишет Ю.К. Толстой, "говорилось, что Александр Владимирович Тюфяев работает юрисконсультом более чем в десяти местах, а чтобы избежать ситуации, при которой ему пришлось бы вести спор с самим собой (когда его клиенты выступали по одному делу в качестве истца и ответчика), он в некоторых из них в качестве подставного лица оформил свою жену Александру Владимировну Тюфяеву. В результате в процессе интересы одной организации представлял Александр Владимирович Тюфяев, а интересы другой - Александра Владимировна Тюфяева. Фельетонист это обстоятельство ловко обыграл. Как мы узнали по возвращении в Ленинград, по материалам фельетона в отношении Александра Владимировича возбудили уголовное дело, которое было прекращено лишь в связи с его смертью в 1946 году. Но, когда в 1945 году мы вернулись в Ленинград, деятельность Александра Владимировича на юрисконсультской ниве была в полном разгаре, причем он и не думал ее сворачивать. Руководители организаций, которые он обслуживал, наперебой упрашивали его, чтобы он их не бросал. Работник он был действительно превосходный. Александру Владимировичу пытались "пришить", что он в нескольких местах получал продовольственные карточки. Но в этом вопросе он был предельно щепетилен: карточку, правда, литерную, получал только в одном месте, и мы с его женой иногда ездили в магазин на улице Пестеля, где литерные карточки отоваривали, и, надо сказать, неплохо. Так вот, Александр Владимирович и склонил меня к поступлению на юридический факультет, сказав, что у меня в руках будет настоящая специальность. Для меня он был очень большим авторитетом, и его мнение оказалось решающим" <1>. -------------------------------- <1> Толстой Ю.К. Из пережитого. М., 2011. С. 124.
В послевоенный период восстановлению юридической службы в народном хозяйстве в немалой мере способствовало Постановление Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г. "О заключении хозяйственных договоров", в котором было признано необходимым восстановить в хозяйственных органах, заключающих договоры, должности юрисконсультов или, в зависимости от объема работы, договорно-юридические отделы <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее: Шор Л.М. Организация юридической службы на предприятии и в совнархозе. С. 17.
Положительную роль сыграли принимаемые в 1950 - 1960-х гг. в ряде союзных республик Положения о юрисконсультах, в том числе Примерное положение о юридическом (договорно-юридическом) отделе, главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте предприятия, учреждения, организации, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 марта 1963 г. N 386 <1>. Даже несмотря на то, что при отсутствии общесоюзного акта о юрисконсультах функции и задачи юрисконсультов (как минимум) в разных союзных республиках различались, эти различия в некоторой мере нивелировались Минюстом СССР, в частности с помощью Постановления коллегии от 19 августа 1971 г. "Об организации работы управлений и отделов правовой работы в народном хозяйстве министерств юстиции союзных республик" <2>. -------------------------------- <1> СП РСФСР. 1963. N 7. С. 44. <2> БНА СССР. 1978. N 8. С. 25.
Естественно, что самыми значительными документами чуть позже стали: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 декабря 1970 г. "Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве" <1>, Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 22 июня 1972 г. N 467 <2> (далее - Общее положение 1972 г.), которыми в числе основных задач юридической службы были определены укрепление социалистической законности в работе предприятий, учреждений и организаций, активное содействие правовыми средствами улучшению их деятельности и обеспечению сохранности социалистической собственности. -------------------------------- <1> СП СССР. 1971. N 1. Ст. 1. <2> СП СССР. 1972. N 13. Ст. 70.
Характерно, что примерно те же задачи, решаемые в тех же организационных формах, определялись нормативными правовыми актами о юридических службах в социалистических в то время странах (Польской Народной Республике, Германской Демократической Республике, Народной Республике Болгарии, Венгерской Народной Республике <1>). Различия с правовым регулированием этой сферы с СССР тогда были малозначительными; серьезный характер они приобрели лишь с начала 1980-х гг. -------------------------------- <1> См. подробнее: Шор Л.М. Организация юридической службы на предприятии и в совнархозе. С. 239 - 247. Развернутый анализ правового регулирования организации и деятельности юридических служб в Польше, Венгрии и Болгарии 1960-х гг. был проведен С.В. Боботовым. См.: Боботов С.В. О роли юрисконсультов в правовом обслуживании предприятий социалистических стран // Советское государство и право. 1965. N 6. С. 110 - 116.
В СССР Общее положение 1972 г. развивали соответствующие акты ведомственного уровня, например Инструкция о порядке юридического обслуживания колхозов, межколхозных предприятий и организаций (включая обслуживание их межхозяйственными группами), утвержденная Министерством сельского хозяйства СССР 3 января 1973 г. на основании Постановления Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467. Кульминационной точкой в развитии правового регулирования данного института чуть позже стали акты, принятые в развитие двух названных выше общесоюзных актов: Постановление ЦК КПСС "О работе партийных и советских органов Иркутской области по повышению роли правовой службы на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и строительства в свете решений XXV съезда КПСС" (в то время это был весьма действенный документ, исполнение которого обеспечивалось всей мощью партийного аппарата), принятое в 1977 г. <1>; Постановление Совета Министров РСФСР от 20 февраля 1979 г. N 104 "О ходе выполнения постановлений партии и Правительства о повышении роли правовой службы в народном хозяйстве" <2>, которое поручило, в частности, Министерству юстиции РСФСР при осуществлении методического руководства правовой работой в народном хозяйстве оказывать необходимую помощь министерствам, государственным комитетам и ведомствам РСФСР в изучении и внедрении передового опыта использования правовых средств в деятельности предприятий, организаций и учреждений, а также в повышении правовой квалификации хозяйственных руководителей и юрисконсультов; совместное Постановление Госкомтруда СССР N 273, Минюста СССР N К-14-440 и Секретариата ВЦСПС N 11-41 от 10 июля 1990 г. "Об утверждении нормативов численности работников юридической службы", установившее (или рекомендовавшее) нормативы численности работников юридической службы для расчета численности этих работников на предприятиях и в объединениях отраслей промышленности независимо от их ведомственной подчиненности, которые могут быть также использованы для определения численности юридических работников в межотраслевых государственных объединениях, концернах, ассоциациях и других хозяйственных структурах. Любопытно, что данным Постановлением указанные нормативы устанавливались на срок с 1 января 1991 г. до 1997 г. -------------------------------- <1> БНА СССР. 1978. N 8. Характерно, что обычно чисто партийные документы официально не публиковались, по крайней мере в открытой печати, здесь было сделано исключение, впрочем, в этом случае данный документ был подкреплен нормативным правовым актом - Постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1979 г. N 104 "О ходе выполнения постановлений партии и Правительства о повышении роли правовой службы в народном хозяйстве". <2> СП РСФСР. 1979. N 9. Ст. 46.
Все вышеперечисленные акты, прежде всего Общее положение 1972 г., сыграли важную роль в укреплении юридической службы в народном хозяйстве (в кадровом, организационном, материально-ресурсном, информационном и финансовом смыслах), повышении эффективности ее деятельности <1> и методического руководства ею. Последнее осуществляли юридические комиссии при совминах союзных республик, а с созданием министерств юстиции СССР и союзных республик - управления (иные их структурные подразделения, отделы, например) правовой работой в народном хозяйстве, которые при осуществлении данной функции руководствовались письмом Минюста СССР от 19 февраля 1976 г. N К-18-103 "О Методических рекомендациях об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате)". -------------------------------- <1> См. подробнее: Мамутов В.К., Замойский И.Е. Принципы определения эффективности правовой работы // Социалистическая законность. 1979. N 12; Замойский И.Е. Эффективность хозяйственно-правовой работы. Киев, 1982.
Методические рекомендации были документом, в практическом плане представляющем для юрисконсультов интерес и сегодня - в нем содержались рекомендации: по планированию работы, учету и хранению нормативных актов и документов правового характера (стоит отметить, что соответствующие компьютерные базы данных сегодня - хорошее техническое подспорье, не больше); ведению договорной работы; обеспечению правовыми средствами качества продукции; обеспечению сохранности социалистической собственности; обеспечению соблюдения законодательства о труде и укреплению трудовой дисциплины. В 1960 - 1980-е гг. большими тиражами издавалась юридическая литература, посвященная юридической службе в народном хозяйстве (как в целом, так и в разрезе отраслей народного хозяйства) <1>; учебная и справочная литература <2>; тематические сборники нормативных актов <3>, защищались диссертации <4>. -------------------------------- <1> См.: Карташев В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989; Замойский И.Е. Критерии и показатели эффективности хозяйственно-правовой работы. Донецк, 1980; Он же. Эффективность хозяйственно-правовой работы; Бухаловский О.Н. Юридическая служба в народном хозяйстве. Воронеж, 1976; Прытков А.М., Мальков С.М. Организация юридической службы в потребительской кооперации. М., 1969; Правовая работа на промышленном предприятии. 2-е изд. М., 1972. <2> См.: Организация правовой работы в народном хозяйстве: Учеб. пособие. Казань, 1988; Нудельман В.С. Правовая работа в хозяйстве: Справочник. М., 1981. <3> См., например: Правовая работа в народном хозяйстве: Сб. норм. актов / Под ред. Б.В. Кравцова. М., 1986. <4> Шор Л.М. Юридическая служба в промышленности и ее влияние на экономику - укрепление законности: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1965; Высоцкая Р.М. Организация юридической службы в сельском хозяйстве: Дис.... канд. юрид. наук. Свердловск, 1975; Меренкова Л.К. Юридическая служба как гарантия законности деятельности социалистических организаций: Дис.... канд. юрид. наук. Свердловск, 1975; Чекунова О.Н. Участие юрисконсульта в судах первой инстанции при рассмотрении гражданских дел: Дис.... канд. юрид. наук. Л., 1987; Зубова И.Л. Юридическая служба предприятий (объединений) в условиях радикальной экономической реформы: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1988.
Частично благодаря этому в середине и к концу 1980-х гг. организационные формы правовой работы в народном хозяйстве становились все более разнообразными. Этому также способствовало внедрение принципов хозрасчета в деятельность хозяйственных органов. Стремительно росло число штатных юрисконсультов, работавших в сфере народного хозяйства: в 1971 г. их было 30 тыс., в 1977 г. - 50 тыс., в 1982 г. - 70 тыс., в 1985 г. - 80 тыс., а в 1991 г. - 82 тыс. <1>. Более того, в 1990 г. на 3,8 тыс. предприятиях была предусмотрена должность заместителя руководителя предприятия по юридическим вопросам <2>. По данным Госкомстата СССР, по состоянию на 15 сентября 1990 г. численность работников юридических служб в народном хозяйстве (видимо, учитывались не только юрисконсульты) составила 115,8 тыс. человек, 57% профессионально работающих в стране правоведов были юрисконсультами <3>. -------------------------------- <1> См.: Анохин В.С. Указ. соч. С. 61. <2> См.: Экономика и жизнь. 1990. N 28. <3> См.: Акчурин Р. Указ. соч. С. 85.
При отсутствии штатных юрисконсультов юридическое обслуживание небольших предприятий и организаций (а таковых было более 2/3) осуществлялось: юридическими службами вышестоящих организаций (практически на безвозмездной основе); коллегиями адвокатов по договорам с ними <1>; государственными центрами правовой помощи предприятиям, созданными в ряде областных центров, осуществляющими юридическое обслуживание предприятий и организаций на договорной основе в зависимости от объема и характера оказываемых услуг, которые зачастую были комплексными экономико-правовыми организациями (например, Центр, подведомственный Мосгорисполкому, был самостоятельной государственной организацией, обладающей статусом юридического лица, и действовал на основе полного хозрасчета) <2>; отраслевыми межхозяйственными юридическими группами <3>, отделами (бюро), службами по обслуживанию мелких и средних предприятий, учреждений, организаций, производственных объединений, подведомственных определенному органу хозяйственного руководства, но создаваемых обычно при базовых предприятиях, и др. -------------------------------- <1> Отмечалось, что Примерный договор о правовом обслуживании предприятий, учреждений и организаций, одобренный Минюстом СССР, ориентировал юридические консультации на выполнение работ в организации в объемах, предусмотренных Общим положением 1972 г. По общему правилу адвокаты обслуживали две организации, их занятость обычно наполовину слагалась из сумм оплаты, поступившей по этим договорам, но изучение практики ряда адвокатов свидетельствует, что в нарушение договоров они редко бывали в обслуживаемых организациях, обычно раз в неделю, не более нескольких часов, не вникали в специфику деятельности соответствующей организации, выполняли только часть работы, возложенной на юрисконсультов, преимущественно консультационную и исковую (см.: Гальперин Л.Б. Закон о государственном предприятии и юридическая служба // Правовая работа в условиях перестройки. М., 1989. С. 119). <2> См.: Хозяйство и право. 1990. N 11. С. 88 - 96. <3> Например, в сельском хозяйстве такие межхозяйственные юридические группы (межхозяйственные юрисконсульты) создавались и действовали на основе Инструкции Минюста СССР и Минсельхоза СССР от 16 ноября 1984 г. (БНА СССР. 1985. N 4. С. 29 - 34).
Опыт работы юридических служб различных организационных форм изучался и обобщался, а недостатки в правовом регулировании организации и деятельности юридических служб и в методическом руководстве ими анализировались на научно-практических конференциях, по материалам которых публиковались сборники научных статей <1>. -------------------------------- <1> См., например: Правовая работа в условиях перестройки / Отв. ред. Т.Е. Абова, Е.А. Виноградова. М., 1989.
Попытки изменить нормативно-правовую основу юридической службы в народном хозяйстве предпринимались еще в конце 1980-х гг., когда был разработан, опубликован <1> и широко обсуждался проект Общего положения о юридической службе в народном хозяйстве. Его минусами было то, что оно не распространяло свое действие на немалый по тем временам кооперативный сектор народного хозяйства; не содержало определения понятия "юридическая служба в народном хозяйстве"; устраняло далеко не все недостатки Общего положения 1972 г., а по отдельным позициям даже усугубляло некоторые из них (новое Общее положение предполагалось утверждать правительственным постановлением, а не законом, юридическая служба признавалась специальным (особым) звеном в правоохранительной системе государства, что вызвало серьезную критику специалистов <2>). -------------------------------- <1> См.: Хозяйство и право. 1988. N 10. С. 36 - 40. <2> См.: Анохин В.С. Указ. соч. С. 37.
В то же время в проекте Общего положения присутствовало немало интересных (в том числе с позиции сегодняшнего дня) новшеств: предполагалось присвоение юрисконсультам категории (1-й или 2-й), правда, без аттестации, в зависимости лишь от стажа работы юрисконсультом; ведомственные нормативные акты и нормативные акты предприятий, изданные без предварительной проверки юридической службой соответствия их действующему законодательству и без визы юридической службы, должны были считаться недействительными (подп. "б" п. 10, 14); любые попытки преследования работников юридической службы должны были решительно пресекаться, а виновные в этом лица - привлекаться к строгой ответственности (п. 18); юридическая служба наделялась правом представлять руководству обязательные для рассмотрения предложения об устранении нарушений законодательства, возмещении ущерба и т.д. (п. 16). Однако этот документ не был принят.
2. Настоящее
Государственные преобразования 1991 г. и переход России к рыночной экономике существенным образом изменили роль, значение, функции, методы деятельности, формы руководства и иные аспекты организации правовой работы и деятельности правовой (юридической) службы в предпринимательской сфере. Мысль о том, в каком направлении должна развиваться юридическая служба, в определенной мере была закреплена в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1: "Рано или поздно верхом искусства юрисконсульта и адвоката будет не выигрыш дела в суде, а способность урегулировать конфликт до него, договорившись непосредственно или воспользовавшись негосударственными механизмами юстиции". Иных документов концептуального характера, к сожалению, нет. Да и приведенная цитата может рассматриваться лишь в качестве сегмента цели развития института досудебного урегулирования споров в гражданском процессе, а не цели развития юридической службы. Определенное представление о статусе юрисконсультов начала 1990-х гг. может дать следующая цитата: "Здесь работает огромная армия юристов, и никто не сделал опору на них, специалистов, обладающих необходимыми правовыми знаниями, но поставленных в бесправное положение, когда начальник волен распоряжаться их судьбой по своему усмотрению, особенно если юрист ему неугоден, "мешает" или лезет "куда не надо". Я твердо убежден, что одна из основных причин возникновения и процветания теневой экономики - в бесправном положении юрисконсульта. Ведь он ближе всех к истокам всевозможных злоупотреблений и способен пресечь зло в зародыше, будь у него соответствующие права. Словом, юрисконсульт на предприятии должен быть не лицом, помогающим администратору облечь неправомерные действия в правовую форму, а независимым представителем закона. Каждый руководитель должен знать, что любое противоправное действие, сомнительная сделка в ущерб интересам трудового коллектива не пройдут мимо внимания правоведа и будут подвергнуты скрупулезной правовой оценке" <1>. -------------------------------- <1> Журавлев А. Упорядочить статус юрисконсульта // Хозяйство и право. 1992. N 11. С. 79.
В начале 1990-х гг. преобразование народного хозяйства, базирующегося почти целиком на государственной форме собственности, в народное хозяйство, основанное на различных формах собственности, и переход плановой экономики на рыночную привели к отказу от термина "народное хозяйство" (применительно к исследуемой проблеме) в пользу термина "предпринимательство". В научный, учебный и практический обиход вошло понятие "юридическая служба в предпринимательстве" взамен понятия "юридическая служба в народном хозяйстве". В целом даже краткий и поверхностный анализ опубликованных материалов о практике юридических служб различных предпринимательских структур в современной России позволяет сделать вывод о том, что количественный состав юридических служб, их структура, наименование подразделений, наделение их полномочиями (в пределах собственных правомочий), определение размеров и форм оплаты труда и иные факторы определяются непосредственно самими руководителями - собственниками этих предпринимательских структур, исходя из собственных представлений о необходимости (целесообразности) этих решений. Так, в Юридическом департаменте одной из самых крупных в России предпринимательских структур - ОАО "Газпром", состоящем из Управления правового сопровождения внешнеэкономической деятельности, Управления правовых экспертиз и нормативной работы, Управления договорной работы, Управления судебного и административного правоприменения и отдела правового сопровождения специальных проектов (по состоянию на 1995 г.), работают 58 человек <1>. В Правовом департаменте ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", в его корпоративном центре, - 70 работающих юристов, а в целом, вместе с дочерними обществами - порядка 300 юристов; структура юридической службы нацелена на обслуживание бизнес-направлений: Департамент правового обеспечения добычи, технологий и сервиса, Департамент правового обеспечения переработки и трейдинга, Департамент правового развития и планирования и т.д. <2>. В Правовом департаменте ОАО "ГМК "Норильский никель", состоящем из управлений правового обеспечения деятельности, претензионно-исковой работы, договорно-правовой работы и международно-правового, всего 47 юристов <3>. В Сбербанке с 20 270 филиалами и 250 тыс. работников правовое сопровождение осуществляют 2826 штатных юристов; в Московской патриархии работают 6 юристов, в Санкт-Петербургской митрополии - 2 <4>. -------------------------------- <1> См.: Чуйченко К. Деятельность юристов в крупной компании // Юридический бизнес в России: Сб. ст. М., 2006. С. 11 - 16. <2> См.: Интервью с исполнительным вице-президентом по правовому обеспечению ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" И. Майданником // Корпоративный юрист. 2006. N 10. С. 5 - 10. <3> См.: Интервью с заместителем генерального директора по корпоративным и правовым вопросам ОАО "ГМК "Норильский никель" Д. Морозовым // Корпоративный юрист. 2006. N 10. С. 11 - 13. <4> См., например: Андрианов Г.В. Юрисконсульт в коллективе организации // Личность, право, власть в современной России: Сб. мат. VIII Всерос. науч.-практ. конф. (11 декабря 2010 г.): В 2 т. Кострома, 2011. С. 344 - 351.
В периодической литературе часто публикуют материалы об особенностях организации и деятельности юридических служб предпринимательских структур различных отраслей экономики и организационных форм <1>. Безусловно, подобная самостоятельность в вопросах выбора форм и т.д. юридического обслуживания предпринимательских структур отвечает духу страны с рыночной экономикой, и в каком-либо вмешательстве государства - посредством федерального законодательного регулирования этих вопросов - не нуждается. -------------------------------- <1> См.: Елисеев Б. Организация правовой работы в ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" // Корпоративный юрист. 2006. N 10; Бондаренко О. Роль юридического отдела в транснациональной компании // Корпоративный юрист. 2010. N 9. С. 31 - 34; Россол С.П. Построение юридической службы на предприятии малого и среднего бизнеса // Корпоративный юрист. 2010. N 10. С. 12 - 17; Беллис Д. Изменившаяся роль корпоративного юриста: как увеличить прибыльность бизнеса // Корпоративный юрист. 2007. N 10; Прокофьев Н. Корпоративный юрист топ-уровня: как не ошибиться в выборе // Корпоративный юрист. 2007. N 12; Он же. Ведущие юридические департаменты: анализ практики // Корпоративный юрист. 2009. N 4; Ибрагимов Р. Реорганизация юридической функции в компании // Корпоративный юрист. 2008. N 6; Олефир К. Семь принципов построения успешного юридического департамента // Корпоративный юрист. 2006. N 10; Жданихин Д.Ю. Использование корпоративного коллекторства юридическими службами банков // Юридическая работа в кредитной организации. 2009. N 4 и др.
Обращаясь к системе правового регулирования организации и деятельности юридической службы в предпринимательстве, можно отметить следующее. Основным правовым актом для организации и полномасштабного функционирования института юридической службы в предпринимательстве служит Конституция РФ. Вслед за ней следуют отдельные международные документы, например принятые на конференции Международной ассоциации юристов (сентябрь 1990 г., Нью-Йорк) Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов <1>. -------------------------------- <1> См.: Лебедев К.К. Указ. соч. С. 429 - 433.
При этом у института юридической службы в предпринимательстве отсутствует законодательный уровень регулирования. Правда, отдельные сегменты этого института, касающиеся вопросов его организации и функционирования, попадают в сферу действия федеральных законов, например Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", но не более того. На подзаконном уровне в качестве общефедерального нормативно-правового регулятора продолжает действовать Общее положение 1972 г. С начала 2000-х гг. было принято немало нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и деятельности юридической службы, но не в предпринимательстве, а в органах государственной власти и управления. К наиболее значимым следует отнести, в частности: 1) Указ Президента РФ от 8 мая 2001 г. N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов", рекомендовавший руководителям федеральных органов государственной власти, государственных и иных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, или руководителям их аппаратов установить, что юридические службы входят в состав указанных органов (их аппаратов) в качестве самостоятельных подразделений и подчиняются непосредственно руководителям этих органов или их аппаратов; 2) разработанное во исполнение этого Указа Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 207, в нем закреплялось, что юридическая служба федерального органа исполнительной власти создана для правового обеспечения его деятельности, организуется в виде самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата этого органа, подчиняется непосредственно руководителю этого органа и что возложение на нее функций, не относящихся к правовой работе, не допускается; 3) Примерное положение о юридической службе территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное Приказом МПР России от 12 февраля 2003 г. N 97 <1>. -------------------------------- <1> Принятые до 2002 г. акты см.: Юридическая служба: Сб. нормативных и правовых актов / Сост. Ю.П. Кузякин. 2-е изд. М., 2002.
Отдельного внимания заслуживают ведомственные акты о юридических службах федеральных министерств и ведомств экономического профиля, например Положение о Юридическом департаменте Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, утвержденное Приказом Минпромэнерго России от 4 июля 2007 г. N 239. В советский период хозяйственные министерства прямо руководили подведомственными государственными объединениями, предприятиями и организациями, а юридические управления (отделы) этих министерств и ведомств соответственно прямо руководили юридическими службами входящих в хозяйственную систему министерства объединений, предприятий и организаций. Подчас создавалась трех- и даже четырехзвенная система соподчиненности юридических служб. Date: 2015-10-19; view: 1378; Нарушение авторских прав |