Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крещение





Вечер и ночь, утро и день,
Год за годом греет огонь,
Трепетом надежды томит
Души первых.
Новое вино - новая кровь
Время повернет в посолонь.
Белая рубаха, да крест -
Бремя верных.

Заново в солнце родится
Пламя внимательных глаз.
Жизнь мерить с чистой страницы,
Во крещении тебя, во крещении меня, во крещении нас.

Из семи одну новую дверь
В небо открывает купель,
По миру пускает тоску
Ветхой мути.
Постригом жечь, тайной омыть
Помыслов пожар-канитель,
И себя увидеть иным
В новой сути.

Вечер и ночь, утро и день… В православной богослужебной традиции сутки начинаются с вечера, потому что она следует библейскому повествованию о сотворении мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:2,3). Свят. Филарет так об этом писал: «Время, протекшее от начала творения и до явления света, есть моисеев первый вечер, сумрак или ночь; явление новосотворенного света — утро».Кинчев поет о крещеных в православии, которые ведут евхаристическую жизнь, раз они живут не по светскому календарю (“день и ночь — сутки прочь”), а по церковному… Год за годом греет огонь,
Трепетом надежды томит
Души первых.
Огонь здесь – благодать, которая дается человеку в крещении. Первые – это христиане. Христос говорит: «Так будут последние первыми и первые последними» (Мф. 20:16). Последние, которые были первыми - это иудеи, бывшие Божиим народом. Но они отвергли Христа. А язычники, которые оставались в духовной тьме долгое время, наоборот, обратились к Нему. Такова рокировка: поверившие в Бога первыми, в итоге отрекаются от Него, а отвергавшие Его сначала – принимают и становятся единственными детьми Божиими… Новое вино - новая кровь… Крещение – это путь к Таинству таинств – Евхаристии (Причастию)[28]. Перед Евхаристией человек должен покаяться в своих грехах. Покаяние – это «метанойа» на греческом, что буквально означает «перемена». У Кинчева есть образ такой перемены – новая кровь, которая вливается в жили… В покаянии человек говорит: я хочу жить по-новому, я отрекаюсь от всего плохого, что делал раньше. Но одного осознания своей грешности недостаточно – нужна операция «переливания крови», нужно реальное изменение, а не только на словах. И в Таинстве Чаши она случается – Христос как бы «вливает» Свою кровь в человека[29]…Кстати, если говорить о покаянии, то о нем поют и другие русские рокеры. Например, Борис Гребенщиков в песне «Государыня» раскаивается, что продолжает жить грешно, не смотря на то, что Христос обещал легкость праведной жизни («Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое, на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30): Что же мы
До сих пор все пьем эту дрянь,
Цапаем чертей за бока?
Ведь нам же сказано,
Что утро не возьмет свою дань,
Обещано, что ноша легка;
Так полно, зря ли мы
Столько лет все строили дом -
Наша ли вина, что пустой? Б.Гребенщиков («Аквариум»). Государыня А вот что поет Арефьева о блуднице, которая раскаялась, услышав божественную музыку скрипки (кстати, во время исполнения Арефьева старается имитировать голосом звучание скрипки – это очень приятно слушать!): Плакала девушка, слушая скрипку,
Над пиццикато печальным и зыбким,
Я недостойна милости Божией,
Блудницы - не птицы, им в небо не можно.

Я не увижу сверкания рая -
Скрипка жестоко по сердцу играет,
Я недостойна милости Божией,
Лишь огненный дождь обжигает мне кожу.

Плакала девушка, плакали звезды,
Ангелов крылья стирали ей слезы,
Я недостойна милости Божией,
Но все же, но все же прими меня тоже! О.Арефьева («Ковчег»). Плакала девушка Но вернемся к кинчевской песне «Крещение»… Время повернет в посолонь. Есть два толкования слова «посолонь»: 1) поворот от запада на восток; 2) поворот к Солнцу. И оба эти толкования здесь – уместны.Во время совершения Таинства крещения, человек, который его принимает, становится лицом на запад, произносит отречение от дьявола и плюет на него. Потом отворачивается от сатаны на восток, и становится лицом к алтарю, символизирующему Царствие Божие, чем выражает свое желание жить с Богом[30].Что касается поворота к Солнцу, то Солнце в песнях Кинчева – это Свет, Истина, Бог, как об этом уже неоднократно писалось выше…Но почему поется: «время повернет в посолонь», а не, например, «я повернусь в посолонь»? Поворачивается в посолонь все же человек, но этим «поворачивает» время. Как понять? Крещение человек принимает после того, как покаялся, отрекся от своих грехов. Он как бы своим покаянием переноситься в ту точку жизни, когда грехи не были совершены… Белая рубаха, да крест -
Бремя верных.
В Древней Церкви крещение принимали в белых одеждах, символизирующих рождение человека в Свет. Крест же и тогда, и сейчас, дарят ему во время крещения как символ вхождения в Церковь Христову...Верные – это члены Церкви. В древности были еще и оглашенные – те люди, которые поверили в Христа, но пока еще не вошли в Его Церковь, а только готовились к крещению (изучали вероучение, старались жить праведно). Но приняв его, они становились верными… Заново в солнце родится
Пламя внимательных глаз.
Жизнь мерить с чистой страницы,
Во крещении тебя, во крещении меня, во крещении нас.
Крещаемый заново рождается в Боге, потому что изначально он был с Ним, но своими грехами прогнал Господа. Но теперь человек понял, что нужно «жизнь мерить с чистой страницы», и вернулся в Церковь, которая есть Тело Христово. Из семи одну новую дверь
В небо открывает купель…
В Церкви есть 7 Таинств: Евхаристия, покаяние, соборование, венчание, миропомазание, рукоположение и, конечно же, крещение, которое открывает доступ к шести другим Таинствами, в первую очередь, к Евхаристии. По миру пускает тоску
Ветхой мути.
Ветхую природу, извращенную в грехопадении, человек как бы сбрасывает себя в крещении, как змея – кожу, и облекается в новую, Христову… * * * На этом скажу: «Стоп!». Закончу открытием страшной тайны. Творчество Кинчева – не совсем его. Я тоже учувствовал. Потому что размышлять над его песнями – означает сотворить вместе с ним.И я приглашаю вас быть сотворцами Кинчева! Этой книги – очень мало. Кинчев – шире, чем написано здесь, а вы – шире, чем я. Так что, давайте слушать и размышлять вместе! Очень стандартное заключение Нет, заключение все же не очень стандартное. Потому что в заключение, как правило, пишут то, о чем я писать не буду, разное там бла-бла-бла... Но оно – все же очень стандартное, потому что та мысль, которую я написал ниже, очень стандартно вытекает из всей книги…Буду краток, почти как Путин. Эта книга – о человеке, который поднимается в Небо. И об этом его пути. Так давайте поможем ему молитвой! Господи Иисусе Христе, Солнце правды, помилуй раба Твоего Константина! Мы вместе!

Приложение 1: Николай Бердяев

О любви к Богу и человеку [31]

 

Xpиcтиaнcтвo ecть peлигия любви. И Дocтoeвcкий пpинял xpиcтиaнcтвo пpeждe вceгo кaк peлигию любви. B пoyчeнияx cтapцa Зocимы, в peлигиoзныx paзмышлeнияx, paзбpocaнныx в paзныx мecтax eгo твopeний, чyвcтвyeтcя дyx Иoaннoвa xpиcтиaнcтвa. Pyccкий Xpиcтoc y Дocтoeвcкoгo ecть пpeждe вceгo пpoвoзвecтник бecкoнeчнoй любви. Ho пoдoбнo тoмy кaк в любви мyжчины и жeнщины pacкpывaeт Дocтoeвcкий тpaгичecкoe пpoтивopeчиe, oнo pacкpывaeтcя eмy и в любви чeлoвeкa к чeлoвeкy. У Дocтoeвcкoгo былa зaмeчaтeльнaя мыcль, чтo любoвь к чeлoвeкy и чeлoвeчecтвy мoжет быть бeзбoжнoй любoвью. He вcякaя любoвь к чeлoвeкy и чeлoвeчecтвy ecть xpиcтиaнcкaя любoвь. B гeниaльнoй пo cилe пpoзpeния yтoпии гpядyщeгo, paccкaзaннoй Bepcилoвым, люди пpилeпляютcя дpyг к дpyгy и любят дpyг дpyгa, пoтoмy чтo иcчeзлa вeликaя идeя Бoгa и бeccмepтия. «Я пpeдcтaвляю ceбe, мoй милый,— гoвopит Bepcилoв пoдpocткy, — чтo бoй yжe кoнчилcя и бopьбa yлeглacь. Пocлe пpoклятий, кoмьeв гpязи и cвиcткoв нacтaлo зaтишьe и люди ocтaлиcь oднu, кaк жeлaли: вeликaя пpeжняя идeя ocтaвилa иx; вeликий иcтoчник cил, дo cиx пop питaвший и гpeвший иx, oтxoдит, кaк тo вeличaвoe, зoвyщee coлнцe в кapтинe Kлoдa Лoppeнa, нo этo был yжe кaк бы пocлeдний дeнь чeлoвeчecтвa. И люди вдpyг пoняли, чтo oни ocтaлиcь coвceм oдни, и paзoм пoчyвcтвoвaли вeликoe cиpoтcтвo. Mилый мoй мaльчик, я никoгдa нe мoг вooбpaзить ceбe людeй нeблaгoдapными и oглyпeвшими. Ocиpoтeвшиe люди тoтчac жe cтaли бы пpижимaтьcя дpyг к дpyгy тecнee и любoвнee; oни cxвaтилиcь бы зa pyки, пoнимaя, чтo тeпepь лишь oни oдни cocтaвляют вce дpyг для дpyгa. Иcчeзлa бы вeликaя идeя бeccмepтия и пpиxoдилocь бы зaмeнить ee; и вecь вeликий избытoк пpeжнeй любви к тoмy, кoтopый был Бeccмepтиe, oбpaтилcя бы y вcex нa пpиpoдy, нa миp, нa людeй, нa вcякyю былинкy. Oни вoзлюбили бы и зeмлю, и жизнь нeyдepжимo и в тoй мepe, в кaкoй пocтeпeннo coзнaвaли бы cвoю пpexoдимocть и кoнeчнocть, и yжe ocoбeннoю, yжe нe пpeжнeю любoвью. Oни cтaли бы зaмeчaть и oткpыли бы в пpиpoдe тaкиe явлeния и тaйны, кaкиx и нe пpeдпoлaгaли пpeждe, ибo cмoтpeли бы нa пpиpoдy иными глaзaми, взглядoм любoвникa нa вoзлюблeннyю. Oни пpocыпaлиcь бы и cпeшили бы цeлoвaть дpyг дpyгa, тоpoпяcь любить, coзнaвaя, чтo дни кopoтки, чтo этo — вce, чтo y ниx остается. Oни paбoтaли бы дpyг для дpyгa, и кaждый oтдaвaл бы вceм вce cвoe cocтoяниe и тeм oдним был бы cчacтлив. Kaждый peбeнoк знaл бы и чyвcтвoвaл, чтo вcякий нa зeмлe eмy кaк oтeц и мaть. «Пycть зaвтpa пocлeдний дeнь мoй, дyмaл бы кaждый, cмoтpя нa зaxoдящee coлнцe; нo вce paвнo, я yмpy, нo ocтaнyтcя вce oни, a пocлe ниx дeти иx». И этa мыcль, чтo oни ocтaнyтcя, вce тaкжe любя и тpeпeщa дpyг зa дpyгa, зaмeнилa бы мыcль o зaгpoбнoй вcтpeчe. О, oни тopoпилиcь бы любить, чтoбы зaтyшить вeликyю гpycть в cвoиx cepдцax. Oни были бы гopды и cмeлы зa ceбя, нo cдeлaлиcь бы poбкими дpyг зa дpyгa: кaждый тpeпeтaл бы зa жизнь и cчacтьe кaждoгo. Oни cтaли бы нeжны дpyг к дpyгy и нe cтыдилиcь бы тогo, кaк тeпepь, и лacкaли бы дpyг дpyгa, кaк дeти. Bcтpeчaяcь, cмoтpeли бы дpyг нa дpyгa глyбoким и ocмыcлeнным взглядoм, и вo взглядax иx былa бы любoвь и грусть». B этиx изyмитeльныx cлoвax Bepcилoв pиcyeт кapтинy бeзбoжнoй любви. Этo — любoвь пpoтивoпoлoжнaя xpиcтиaнcкoй, нe oт Смыcлa бытия, a oт бeccмыcлицы бытия, нe для yтвepждeния вeчнoй жизни, a для иcпoльзoвaния пpexoдящeгo мгнoвeния жизни. Этo — фaнтacтичecкaя yтoпия. Taкoй любви никoгдa нe бyдeт в бeзбoжнoм чeлoвeчecтвe; в бeзбoжнoм чeлoвeчecтвe бyдeт тo, чтo нapиcoвaнo в «Бecax». Hикoгдa вeдь нe бывaeт тoгo, чтo пpeпoднocитcя в yтопияx. Ho этa yтoпия oчeнь вaжнa для pacкpытия идeи Дocтoeвcкoгo o любви. Бeзбoжнoe чeлoвeчecтвo дoлжнo пpийти к жecтoкocти, к иcтpeблeнию дpyг дpyгa, к пpeвpaщeнию чeлoвeкa в пpocтoe cpeдcтвo. Ecть любoвь к чeлoвeкy в Боге. Oнa pacкpывaeт и yтвepждaeт для вeчнoй жизни лик кaждoгo чeлoвeкa. Toлькo этo и ecть иcтиннaя любoвь, любoвь xpиcтиaнcкaя. Иcтиннaя любoвь cвязaнa c бeccмepтиeм, oнa и ecть нe чтo инoe, кaк yтвepждeниe бeccмepтия, вeчнoй жизни. Этo — мыcль цeнтpaльнaя для Дocтoeвcкoгo. Иcтиннaя любoвь cвязaнa c личнocтью, личнocть cвязaнa c бeccмepтиeм. Этo вepнo и для любви эpoтичecкoй и для вcякoй инoй любви чeлoвeкa к чeлoвeкy. Ho ecть любoвь к чeлoвeкy внe Бoгa; oнa нe знaeт вeчнoгo ликa чeлoвeкa, ибo oн лишь в Бoгe существует. Oнa нe нaпpaвлeнa нa вeчнyю, бeccмepтнyю жизнь. Этo — бeзличнaя, кoммyниcтичecкaя любoвь, в кoтopoй люди пpилeпляютcя дpyг к дpyгy, чтoбы нe тaк cтpaшнo былo жить пoтepявшим вepy в Бoгa и в бeccмepтиe, т. е. в Cмыcл жизни. Этo — пocлeдний пpедeл чeлoвeчecкoгo cвoeвoлия и caмoyтвepждeния. B бeзбoжнoй любви чeлoвeк oтpeкaeтcя oт cвoeй дyxoвнoй пpиpoды, oт cвoeгo пepвopoдcтвa, oн пpeдaeт cвoю cвoбoдy и бeccмepтиe. Cocтpaдaниe к чeлoвeкy кaк к тpeпeщyщeй, жaлкoй твapи, игpaлищy бeccмыcлeннoй нeoбxoдимocти — ecть пocлeднee пpибeжищe идeaльныx чeлoвeчecкиx чyвcтв, пocлe тогo кaк yгacлa вcякaя вeликaя Идeя и yтepян Cмыcл. Ho этo нe xpиcтиaнcкoe cocтpaдaниe. Для xpиcтиaнcкoй любви кaждый чeлoвeк ecть бpaт вo Xpиcтe. Xpиcтoвa любoвь ecть yзpeниe бoгocынoвcтвa кaждoгo чeлoвeкa, oбpaзa и пoдoбия Бoжьeгo в кaждoм чeлoвeкe. Чeлoвeк пpeждe вceгo дoлжeн любить Бoгa. Этo — пepвaя зaпoвeдь. A зa нeй cлeдyeт зaпoвeдь любви к ближнeмy. Любить чeлoвeкa толькo пoтoмy и вoзмoжнo, чтo ecть Бoг, eдиный Oтeц. Eгo oбpaз и пoдoбиe мы дoлжны любить в кaждoм чeлoвeкe. Любить чeлoвeкa, ecли нeт Бoгa, знaчит чeлoвeкa пoчитaть зa Бoгa. И тoгдa пoдcтepeгaeт чeлoвeкa oбpaз чeлoвeкoбoгa, кoтopый дoлжeн пoглoтить чeлoвeкa, пpeвpaтить eгo в cвoe opyдиe. Taк нeвoзмoжнoй oкaзывaeтcя любoвь к чeлoвeкy, ecли нeт любви к Бoгy. И Ивaн Kapaмaзoв говopит, чтo любить ближнeгo нeвoзмoжнo. Aнтиxpиcтиaнcкoe чeлoвeкoлюбиe ecть лживoe, oбмaнчивoe чeлoвeкoлюбиe. Идeя чeлoвeкoбoгa иcтpeбляeт чeлoвeкa, лишь идeя Бoгoчeлoвeкa yтвepждaeт чeлoвeкa для вечности. Бeзбoжнaя, aнтиxpиcтиaнcкaя любoвь к чeлoвeкy и чeлoвeчecтвy — цeнтpaльнaя тeмa «Лeгeнды o Beликoм Инквизиторе»… Дocтоeвcкий мнoгo paз пoдxoдил к этoй тeмe — oтpицaнию Бoгa вo имя coциaльнoгo эвдeмoнизмa, вo имя чeлoвeкoлюбия, вo имя cчacтья людeй в этoй кpaткoй зeмнoй жизни. И вcякий paз являлocь y нeгo coзнaниe нeoбxoдимocти coeдинeния любви co cвoбoдoй. Coeдинeниe любви co cвoбoдoй дaнo в oбpaзe Xpиcтa. Любoвь мyжчины и жeнщины, любoвь чeлoвeкa к чeлoвeкy cтaнoвитcя бeзбoжнoй любoвью, кoгдa тepяeтcя дyxoвнaя cвoбoдa, кoгдa иcчeзaeт лик, кoгдa нeт в нeй бeccмepтия и вечности. Hacтoящaя любoвь ecть yтвepждeниe вeчнocти.

Приложение 2: Павел Минка. Православные робокопы

или В защиту русского рока

 

Евангелие – книга, которая полна миссионерского пафоса. Ученики Христовы призваны своим Учителем благовествовать: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.18:19,20). Само слово «Евангелие» переводится как «Благая Весть», которая была разнесена народам первыми миссионерами – апостолами...

C позиции православия, миссионерство – это не просто распространение веры, но преображение мира (наша религия – религия Фавора). Слово Божие должно вторгнуться во все сферы человеческой жизни, чтобы освятить их, преобразить. У Н.Бердяева есть замечательные слова об этой особенности православия: «Пневматологическая теология, ожидание нового излияния Духа Святаго в мире легче всего возникает на православной почве. Это замечательная особенность Православия: оно, с одной стороны, консервативно и традиционно более, чем Католичество и Протестантизм, но, с другой стороны, в глубине Православия есть всегда великое ожидание религиозной новизны в мире, излияния Духа Святаго, явление Нового Иерусалима. Почти целое тысячелетие Православие не развивалось в истории; ему чужд был эволюционизм, но в нем таилась возможность религиозного творчества, которая как бы приберегалась для новой, еще не наступившей исторической эпохи. Это выявилось в русских религиозных течениях XIX и XX века. Православие более резко разграничивает божественный и природный мир, Царство Божие и царство кесаря, и не признает тут возможных аналогий, к которым часто прибегает католическая теология. Энергия Божественная действует скрытно в человеке и в мире. Про тварный мир нельзя сказать, что он есть божество, или что он божественен, нельзя и сказать, что он вне-божественен. Бог и божественная жизнь не похожи на мир природный и природную жизнь, тут нельзя проводить аналогии. Бог - бесконечен; природная жизнь - ограничена и конечна. Но энергия божества переливается в природный мир, воздействует на него и просветляет его. Это и есть православное видение Духа Святаго. Для православного сознания учение Фомы Аквината об естественном мире, утверждающее его в противоположении миру сверхестественному, есть уже форма секуляризации мира. Православие в принципе своем пневматично, и в этом его своеобразие. Пневматичность и есть последовательный, до конца доведенный Тринитаризм. Благодать не есть посредник между сверхестественным и естественным; благодать есть действие Божественной энергии на тварный мир, присутствие в мире Духа Святаго. Именно пневматизм Православия и делает его наименее законченной формой христианства, выявляя в нем преобладание новозаветных начал над началами ветхозаветными. На вершине своей Православие понимает задачу жизни, как стяжание, приобретение благодати Духа Святаго, как духовное преображение твари. И это понимание существенно противоположно законническому пониманию, для которого мир божественный и сверхестественный есть закон и норма для мира тварного и естественного»[32].

Есть дивные формы, порожденные преобразующей деятельностью Церкви. Так, например, в ІІІ веке рождается православное монашество, а в конце первого тысячелетия Церковь прорывается в живопись – рождается «язык» иконописи...

Формула православия – следующие слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Это означает, что если человек преображен Христом, то этот фаворский свет будет освящать все, что окружает этого человека, преображающе влиять на ближних и мир… Как сказал Спаситель: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф.5:14-16). Из этого следует, что миссионерство, т.е. то, сколько людей ты смог привести в Церковь, является критерием твоей православности…

Но, не смотря на все, что написано выше, в православной среде преобладает как раз антимиссионерская позиция. Сознание многих православных христиан в этом плане пронизано антиевангельщиной – свечу, о которой Христос сказал, что ее не ставят под сосудом, но на подсвечнике, чтобы она светила, они так и норовят спрятать куда-нибудь подальше…

У В.Соловьева есть очень точные размышления по поводу православных по вере, но «неправославных в жизни»: «Восток, православный в богословии и неправославный в жизни, понял богочеловечность Христа, но не мог понять богочеловеческого значения Церкви; он хотел иметь в Церкви только божественное, а не богочеловеческое. Для него церковь была только святыня, данная свыше в окончательной форме, сохраняемая преданием и усвояемая благочестием. И поистине это есть самое первое в Церкви, но для Востока это было и первое и последнее. Для него вся истина христианства, представляемая Церковью, была только над человечеством и прежде человечества. Но христианство есть истина богочеловечества, т. е. внутреннего единения Божества с человечеством во всем его составе. Поэтому Церковь, будучи в своем основании делом сверхчеловеческим, не может ограничиваться одним этим божественным основанием, а должна обнимать собою все здание нашей жизни. Церковь, или царство Божие, не должно оставаться только над нами, быть только предметом нашего почитания и поклонения, - она должна быть также и в нас самих для всего человечества правящею силою и свободною жизнью. Церковь не есть только святыня, она также есть власть и свобода. Без этого триединства святыни, власти и свободы нет истинной жизни в Церкви. Утверждать одну религиозную свободу, отвергая святыню церковного предания и авторитет духовной власти, значит возводить венец здания без оснований и без стен. Но, с другой стороны, крепко держаться за основу и начаток истинной религии в церковном предании, забывая о ее цели - свободном богочеловеческом общении и о главном средстве для этой цели - об организации духовной власти, - это значит, обрадовавшись прочности фундамента, бросить постройку стен и крыши. В этом последнем положении - на крепчайшем основании, но без стен и сводов - оказался христианский Восток благодаря своему одностороннему пониманию церкви. Привязавшись всецело к божественным основам Церкви, он забыл о ее совершении в человечестве. Но, если Церковь основана, это еще не значит, что она совершена и что нам не нужно ничего делать для ее совершения. Церковь есть нечто неизменное, пребывающее независимо от нас, и церковь же есть нечто нами самими совершаемое, изменяющееся и подвижное. То, что неизменно пребывает в Церкви - непрерывная преемственность ее священства, вечная истина ее догмата, действенная сила ее таинств, - все это прямо относится к божеству и от человека требует только признания и восприятия; все то, напротив, что движется и изменяется в Церкви, все, что постепенно и исторически созидается на ее божественном основании, прямо относится к человеку и требует его самодеятельности. Соединение же того и другого в Церкви непременно требуется ее богочеловеческим характером. Как истинное тело Богочеловека Христа, Церковь должна быть, как и Он, не-слиянным и нераздельным сочетанием божественного и человеческого. В Христе Его человеческое - разумная воля, - во всем и до конца подчиняясь воле Отца, чрез этот подвиг самоотречения подчиняет себе Его материальную природу, исцеляет, преображает и воскрешает ее в новом духовном виде. Подобным образом и в церкви святыня Божия, принятая волей и разумом человечества, чрез подвиг самоотвержения людей и народов должна быть проведена во весь состав человечества, во всю его природную жизнь, а чрез это и в жизнь всего мира к его исцелению, преображению и воскресению. В Христе Божество не было пассивным предметом созерцания и поклонения для Его человеческого сознания, но внутренне соединенное с Его человеческою волей, чрез нее действовало, перерождая Его материальную природу. Подобным образом и в Церкви божественная ее сущность, или святыня, не должна быть только почитаемой и поклоняемой, но, соединившись с практическими силами человечества, чрез них должна деятельно проникать во все мирские стихии, чтобы освящать и одухотворять их. Божественное начало Церкви должно не только пребывать и сохраняться в мире, но и править миром. Церковь, будучи неподвижной и неизменной святыней, должна быть вместе с тем и деятельной властью. Эта духовная власть Церкви руководит человечеством и ведет мир к его цели, т. е. к соединению всех в одно богочеловеческое тело, в котором все силы творения деятельно воплощают в себе единое Божество»[33].

Прихожанам Православной Церкви внушается установка: «Необходимо хранить веру, необходимо хранить святыню…». Правильно, но это сектантство (только часть Истины, выдающаяся за ее полноту), потому что этот призыв не имеет продолжения в евангельском духе. Необходимо хранить веру, но при этом нужно понимать, что вера – это не только зеница ока нашего, но и духовный меч. Вера – это сила, которой побеждается зло и отвоевываются души и мир у тьмы[34]…

Но миссионерская активность для многих православных – это что-то греховное… Вот и получается, что в Церкви огромное количество православных «копов», хранящих спрятанную евангельскую свечу с такой же фанатичностью, как в американских фильмах охраняют «закон и порядок» полицейские. И эта антимиссионерская установка настолько сильна среди верующих, что складывается впечатление, будто они запрограммированы на нее, как сектанты запрограммированы на свои заблуждения… Отсюда - такое распространенное явление в Церкви, как православный робокоп…

Для православного робокопа нет других тонов, кроме белого и черного. О нем можно сказать словами С.Хассена: «В культе, осуществляющем контроль сознания, доктрина группы рассматривается как абсолютная Истина, как единственное решение человеческих проблем. Доктрину культа можно, как правило, выразить простейшей формулой: «Мы – путь! Мы – истина! Вы, те, кто не с нами, погибли. Мы знаем, а вы – нет». Она проповедует черно-белое мышление и делит мир на упрощенные дихотомии – добро и зло, «мы» и «они» [35].

Для православного робокопа все, что за порогом храма – сатанизм. Он не может смотреть на мир глазами апостола Павла, который даже в язычестве увидел проявление Бога: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян.17:22,23).

У В.Розанова есть очень точные слова о православных робокопах: «Главный тормоз истины, правды, праведного очищения от старых исторических нагаров, как я убедился и убеждаюсь все более, из слухов, из разговоров, лежит вовсе не в консерватизме иерархических слоев Церкви, очень просвещенных и вовсе не враждебных критике, а в несносном ханжестве самого общества русского, именно некоторых «любителей церковных дел» в нем. Будучи не знакомы ни с историей Церкви, ни с церковным правом, ни – основательно – с Св.Писанием, но в то же время любя «читать», напр., «Требник» или вообще церковные книги, любя разговаривать с приходским своим священником, вообще – «беседовать по душе», они вырабатывают в себе тип старообрядческого «начетчика», без метода и науки, проникаются всем особенным фанатизмом «любителя домашних спектаклей», отмечая «ногтем» всякие новшества и отступления от их «начитанности». Это люди без веры, без правды, без огня… Вот из этого невежества (здесь подмечена очень характерная черта православных робокопов – невежество. В нашей церковной жизни оно культивируется почти так же, как невежество культивируется у перекатной голи. Считается, что разум «не до чего хорошего не доведет», и что он – «голос сатаны». Книжный человек в нашей Церкви скорее для многих православных – «модернист» или «еретик», - П.М.) постоянно сыплются частные письма с предложениями вам «исправиться», «исправить мысли свои», почитать, что они читали…»[36]

…На одном православном интернетовском форуме как-то был задан вопрос: «Как относиться православному к рок-музыке, можно ли ее слушать?» Посыпались незамедлительно ответы благочестивых «властелинов православия»: рок – это плохо, православие и русский рок – несовместимые явления. И в том же духе. Вот несколько цитат, принадлежащих верующим: «Православный рок (т.е. рок-песни на православную тематику: о Боге, о Церкви, о вере – П.М.) - это зло… Всякое зло относительно, поэтому я не вижу веских причин, чтобы считать… рок опаснее классики. Как части светской культуры - они равнозначны между собой перед лицом религии…»; «Православный» рок, как и рок «русский», - вообще химера какая-то»; «Русрок – шлак! Кинчев, намазанный маслом как бодибилдер, вопиющий «Антихрист–мегазвезда» - это как сарказм…»; «…рок-музыка - это страсти, а страсти - это зло. Не только рок-музыка, но и все светское искусство, обратите на это внимание! Простая здесь логика. Если человек стремится к совершенству духовному, то он оставит все светское. Кто не отречется от себя, тот недостоин Христа»; «Рок-музыка, как и любая другая, не совместима с благочестивой жизнью... Если вы верите в Бога, то слушайте духовные стихи или богослужебные песнопения... Говоря, что православный может слушать музыку, мы лишь находим оправдания нашему маловерию!..»

Для этих ревнителей православия не имеет значения, о чем поют рокеры. От Бога – это церковный хор, все остальное – от лукавого: «…концерты же… являются некой страстной подменой и карикатурой на литургию»; «рок-музыка не может быть исполнена на литургии, значит, она – зло». И группа KISS, и Константин Кинчев – это равнозначные молитвы к сатане... А что, ведь правы ревнители! Вы только послушайте припев к песне «Никита Рязанский» Бориса Гребенщикова, и поймете, что это полнейший сатанизм:

 

Смотри, Господи:

Крепость, и от крепости - страх,

И мы, дети, у Тебя в руках,

Научи нас видеть Тебя

За каждой бедой...

Прими, Господи, этот хлеб и вино,

Смотри, Господи, - вот мы уходим на дно;

Научи нас дышать под водой...

 

Если послушать других исполнителей, то в их творчестве мы тоже находим зияние ада. Вот, например, отрывок из «Церквушек» Варшавского (группа «Черный кофе»):

 

Стоят церквушки по Руси забытые, забитые.

Стоят церквушки по Руси ничем не знаменитые

 

Стоят одни на пустырях, другие плачут у дорог,

Забыли люди о церквях, забыли люди Рок.

 

Не блещут златом купола,

И скошен набок крест,

И не звонят колокола,

И правит миром бес.

 

Вздыхают горько но молчат, да неустанно молятся,

И верят будет жив солдат, и лед однажды тронется.

 

И засверкают купола,

Украсит небо крест.

И зазвонят колокола,

Жених грядет окрест.

 

И просто не выдерживает благочестивый слух звучание сатанинского рока в исполнении Константина Кинчева, особенно раздражает вот эта песня:

 

Душа магнитом-замком,
Тревожит вольную грудь,
Как по доброму жить,
Да готовиться в путь,
Как с надеждой глядеть на разрушенный дом,
Как по доброму петь.

Видеть козни врага,
Да по вере прощать.
Посягательства чад
Волей одолевать,
Да гнушаться всех тех, кто порочит Отца,
Да по силе терпеть.

Мы Православные!

Гнать кручину-печаль,
Да с похмелья болеть,
Нараспашку идти,
Да в молитве радеть,
Да собором судить, кому тяжло держать
Во славу нашей земли!

Мы Православные!

А в небе сила - любовь!
Божья воля - закон!
Смертью смерти поправ
Дышит вечность с икон.
Да святится Имя Твое
На все просторы Руси!

Мы Православные!

 

После прочтения всех этих отрицательных отзывов православных робокопов о русском роке, я спросил у одного из них: «А вы можете сказать, что к вере привели столько же людей, сколько Константин Кинчев?» Ответ был таков: не стоит нас с Кинчевым сравнивать, потому что у нас разные возможности… Странно, а как же тогда удалось простому рыбаку Петру, не имеющему, в отличии от этого ревнителя чистоты веры, даже интернета, распространить Евангелие по всей вселенной?..

Для православного робокопа поистине еретическими кажутся слова протоиерея Владимира Корецкого, написавшего следующее о русском роке: «Я благодарен рок-музыкантам за то, что именно они во многом разбудили нас – священнослужителей и призвали к активным действиям. Не paзpyшая здорового православного консерватизма, мы все же ощутили необходимость искать адекватные ответы на вопросы, которые ставит перед нами XXI век. Вот и летают сегодня над русской землей самолеты, на борту которых совершаются Божественные Литургии. Те же Литургии служились уже на Северном полюсе – в самом центре земного шара и глубоко на дне Мирового океана – на подводной лодке Российского Флота. А по Сибири и Дальнему Востоку курсируют миссионерские поезда, которые останавливаются на забытых всеми станциях и полустанках, в местах, где давно не было и еще не построены православные храмы. Священники массово крестят, совершают требы, беседуют с людьми. А у нас на Украине, на Красной площади Чернигова, где шел концерт ДДТ, местный владыка Амвросий поднялся ввысь на воздушном шаре и окропил площадь святой водой. А потом еще и пролетел 10 километров, благополучно приземлившись на берегу Десны.

Я не утверждаю, что эти действия и инициативы появились в нашей Церкви только благодаря рокерам. Конечно же, нет. Но речь идет о наметившийся тенденции, которая ломает привычные стереотипы мышления. Какая разница, где обращаться к людям со словами добра и любви, с проповедью о Боге? Дух Святой, «дышащий идеже хощет», может быть и в небесах, и на дне океана, и на Северном полюсе, и на рок-концерте. В этой связи разумно будет сказать, что именно музыканты Юрий Шевчук и Константин Кинчев сами предложили отцу Андрею Кураеву выступать на своих концертах с духовными беседами. То есть, в данном случае, совершенно неуместно будет говорить, что «эти попы всюду лезут».

Как профессиональный филолог, в прошлом преподаватель литературы, я благодарен рок-музыкантам за то, что послушав их лучшие песни, наша молодежь вряд ли уже пойдет на концерты Бори Моисеева и других раскрученных поп-звезд. В их душах воздвигается все более надежный заслон попсе всех рангов и уровней. Напротив, оживает интерес к настоящей подлинной культуре. Да в конце концов, и лучшие образцы рока – это уже классика.

Что до «православных страшилок», утверждающих, что рок – музыка сатанистов, наркоманов и т.д., скажу что рок – это всего-навсего язык, выражающий мысли, чувства, эмоции. На языке можно молиться и сквернословить. Как из дерева тоже можно выстругать дубину или ручку для ножа – орудие убийства. А можно и оклад для иконы, либо даже доску, на которой потом будет написан незабываемый святой образ.

Каким языком заговорит молодежь, увлеченная роком, сегодня во многом зависит и от нас – служителей Церкви. Проще простого прятать голову в песок. Не замечать. Или вообще кричать о рок-концертах как о «сатанинских сборищах». А можно и прислушаться к словам того же отца Андрея Кураева, который во время концерта указал одному из священников на двадцатитысячную массу людей, заполонивших площадь, и сказал: «Батюшка! Это ваша потенциальная паства!»[37]

Для протоиерея Владимира Корецкого миссионерство - это важная сторона жизни православного, но не для робокопа, который о нем только болтает, но сам не миссионерствует... И даже если говорить не о русском роке как платформе для миссионерства, а, например, о 14 февраля – Дне влюбленных, то и здесь православный робокоп остается непреклонным…

На протяжении веков Церковь вторгалась в разные сферы человеческой жизни (светские сферы), освящала их, воцерковляла… Например, брались исключительно языческие праздники и насыщались православным смыслом с почти полным сохранением формы (масленица). А одним из мотивов празднования Рождества Христова именно 25 декабря было стремление вытеснить праздник дня бога солнца у язычников…

В наше же время есть даже не языческий праздник, а околоправославный – День влюбленных или День святого Валентина, о превращении которого в платформу для миссионерства, о его воцерковлении впервые написал диакон Андрей Кураев. Логика Кураева проста: давайте не будем только на основании того, что по православному календарю 14 февраля не является днем памяти Валентина, предостерегать людей от празднования Дня нашего православного святого (!), а призовем их лучше к молитве Богу и Валентину о любви, к посещению храма: «Понимаю, что большинство из тех, кто празднует День святого Валентина, именно молиться-то Валентину и не помышляют… Но вот тут-то и уместно было бы слово Церкви: как же так, в день-то Валентина и не поставить свечку Валентину, не помолиться ему?!!

В идеале (миссионерском идеале) можно было бы сказать: настоящие «валентинки» - это те, что приобретены и освящены в храме. А начать хотя бы с того, чтобы 14 февраля служить молебны св.мученику Валентину об умножении любви. Для этого не нужно даже ждать разрешение Синода: мы же в любой день можем служить молебен св.Николю или Георгию, а не только в дни их календарной памяти.

На этих молебнах можно было бы пояснять молодым людям, что любовь самого Валентина была прежде всего ко Христу. Что любовь и похоть е одно и то же. Что «любить» и «использовать» - это антонимы.

А взрослых прихожан в этой проповеди можно было бы призвать к молитве о сохранении наших детей в чистоте и даровании им опыта подлинной любви. И тем, и другим можно было бы напомнить, что в трудных житейских ситуациях, когда не знаешь, как строить отношения с человеком, можно молиться мученику Трифону (его память как раз приходится на 14 февраля). И если вы не умолите св.Валентина даровать вам крепкую и настоящую любовь, то со временем придется вам молиться именно Трифону – избавителю от недуга пьянства…

А в конце сказать: если вы, ребята, действительно дороги друг другу, приходите еще завтра. Завтра, 15 февраля, - день Встречи, Сретения. Помолитесь вместе друг о друге. Ведь молитва – это максимальное напряжение доброй воли человека, желающего добра другому. Если ваши глаза и глаза любимого вами человека будут направлены на одну и ту же икону, еще одна ниточка соединит вас друг с другом. Как говорил древний подвижник авва Дорофей, люди подобны точкам на окружности, центром которого является Бог. Если люди будут просто двигаться по окружности, то, приближаясь к одному соседу, они будут отдаляться от других. Но если они вместе двинуться к центру, то сократиться расстояние между ними.

Этот праздник может быть светлым. Хотя бы для некоторых людей, некоторых пар. Для кого-то он останется поводом к смакованию очередной порции грязи. Но соотношение тех и других зависит от нашего миссионерского усилия. В конце концов и на православную Пасху кто-то упивается до свинского состояния. Что же нам – отказаться от нашей Пасхи? А на Крещение кто-то гадает и колдует. Следует ли из этого, что и мы замараемся, если будем по-нашему праздновать Крещение? Кто-то ждет Рождества ради скидок на рождественских распродажах. Но мы ждем Христа»[38].

Но большинство тех православных христиан, с которыми мне приходилось общаться, тотально против воцерковления Дня святого Валентина. Потому что, по их словам, «негоже марать католической скверной наш церковный календарь». Вот и получается, что если вдруг кто-то из верующих в Бога, но не воцерковленных молодых ребят, захочет вдруг помолиться о любви нашему православному святому, то он пойдет в католический костел, а не в православную церковь, потому что 14 февраля обязательно узнает из СМИ от некоторых батюшек и православных робокопов о том, какой же это «не наш» и вообще мерзкий праздник...

И такое православное робокопство, к сожалению, довольно сильно распространено в Церкви. Я вижу в нем не только антиевангельщину, но и потенциальный источник расколов. Об этом говорит история. Например, в XVII веке, когда св.Никон начал упорядочивать обрядовую жизнь в Церкви, православные робокопы, считающие себя хранителями чистоты веры, обильным потоком ушли в раскол…

По мнению В.Соловьева, Антихрист прельстит большую часть православных, сыграв на культивируемом у нас в Церкви робокопстве: «…импepaтop cнoвa вoзвыcил гoлoc: «Любeзныe бpaтья! Знaю я, чтo мeждy вaми ecть и тaкиe, для кoтopыx вceгo дopoжe в xpиcтиaнcтвe eгo cвящeннoe npeдaнue, cтapыe cимвoлы, cтapыe пecни и мoлитвы, икoны и чин бoгocлyжeния. И в caмoм дeлe, чтo мoжeт быть дopoжe этoгo для peлигиoзнoй дyши? Знaйтe жe, вoзлюблeнныe, чтo ceгoдня пoдпиcaн мнoю ycтaв и нaзнaчeны бoгaтыe cpeдcтвa Bceмиpнoмy мyзeю xpиcтиaнcкoй apxeoлoгии в cлaвнoм нaшeм импepcкoм гopoдe Koнcтaнтинoпoлe c цeлью coбиpaния, изyчeния и xpaнeния вcякиx пaмятнякoв цepковнoй дрeвнocти, пpeимyщecтвeннo вocтoчой, a вac я пpoшy зaвтpa жe избpaть из cpeды cвoeй комиccию для oбcyждeния co мнoю тex мep, кoтopыe дoлжны быть пpиняты c цeлью вoзмoжнoгo пpиближeния coвpeмeннoгo бытa, нpaвoв и oбычaeв к пpeдaнию и ycтaнoвлeниям cвятoй пpaвocлaвнoй цepкви! Бpaтья пpaвocлaвныe! Koмy пo cepдцy этa мoя вoля, ктo пo cepдeчнoмy чyвcтвy мoжeт нaзвaть мeня cвoим иcтинным вoждeм и влaдыкoю, пycть взoйдeт cюдa», — И большaя чacть иepapxoв Bocтoкa и Ceвepa, пoлoвинa бывшиx cтapoвepoв и бoлee пoлoвины пpaвocлaвныx cвящeнникoв, мoнaxoв и миpян c paдocтными кликaми взoшли нa эcтpaдy, кocяcь нa гopдeливo вocceдaвшиx тaм католиков»[39].

Тех православных, которые не перешли на сторону Антихриста, возглавлял старец Иоанн. “Тут, как белая свеча, поднялся старец Иоанн и кротко отвечал: “Великий государь! Всео дороже для нас в христианстве Сам Христос – Он Сам, а от не Него все, ибо мы знаем, что в Нем обитает вся полнота Божества телесно...”[40]. В общении и столкновениях с православными робокопами складывается впечатление, что... их ревность по святыне закрыла для них Живого Богочеловека Христа подобно тому, как это описывается в “Краткой повести об Антихристе” В.Соловьева...

 


[1] Но отмечу, что его все же нужно слушать, а не читать «голые» тек­сты песен.

[2] В фильме «Сталкер» Тарковского есть один удивительный образ человече­ской души: в воде – мусор. Вода – это очищение, но в ней – грязь…

[3] Дым в некоторых песнях Кинчева – это то, что «блокирует» человеку выход в Небо. Но это не только грехи людские, но и бесы. С позиции православия, место обитания духов тьмы – это не подземелье, как это считается в массовом сознании, а воздух – пространство между землей и Небом. Именно в воздухе – кинчевский дым…

 

Над землей городов крыши,

А над крышами дым сажей,

А над сажей небес выше

Солнца белая рать.

К.Кинчев («Алиса»). Дурак

[4] Но а тех, кто встал глазами к огню,

Кто рискнул остаться собой,

Кто пошел войной на войну,

По земле веду за собой.

По земле, где в почете пни,

Где мошна забрюхатела мздой,
Где тоской заблеваны дни...

...Там, где срам верой наречен,
А поклеп - правдой-совестью,
Где позор знает, что почем,
Где стыд сосет вымя подлости.

К.Кинчев («Алиса»).

Ветер водит хоровод

[5] Вот как Кинчев поет об этом:

 

Оскал и дым, разгул и чад,
Обычный вечер городских волчат.
За тупиком тупики, и только тени врагов.
Я тоже жил наперекор,
Сам за себя рубил отказ в отпор,
На сотни судеб легли следы моих сапогов.

За годом год - угара муть
На бездорожье замыкала путь,
Я даже не замечал, что рою хляби болот.
В моей душе шаманил мрак,
Но, слава Богу, мне открылось как
Пороки под жернова, ведут слепцов в отмолот.

Там, где синяя даль разлилась по края,
Я увидел, как травы росой напоила заря,
И мой табор двинулся в ночь от насиженных мест,
С тех пор по дорогам пылит R- n -R -крест.

Топтать, не греть, любить, не мять,
Дарить от сердца, по душе терять,
Разгулы прожитых лет и тут кричи - не кричи,
Смотреть вокруг и видеть луч
За черной гарью, за бетоном туч,
И сдюжить, не пережечь огонь в огарок свечи.

Когда закат накроет тень,
А звезды снами заморочат день,
Я встану ближе к огню под лики Силы Небес.
И будем жить, и станем петь,
В соленый пот, пережигая смерть.
Смотри - нас снова в центр луча вплетает R-n-R -крест.

К.Кинчев («Алиса»). R-n-R -крест

 

[6] Строруп, доктор, сотрудник Университета Упсалы, пишет: «Дол­лар, гамбургер и евангелие от Билли Грэма идут рука об руку. В своей последней книге американский социолог Джордж Рицер при­водит свою версию рационализации американского общества, на­зывая ее макдональдизацией. Он имеет в виду различные формы тех индустрий, которые обслуживают американцев в их повседнев­ной жизни: быструю еду, быстрое обслуживание автомобилей, бы­стрые покупки в магазинах, быстрое здравоохранение и т. д. Эти виды повседневного обслуживания функционируют так же, как бю­рократизация и другие виды рационализации, как механизм для по­степенного сооружения железной клетки рациональности вокруг че­ловека, от которой он не может ни избавиться, ни отвлечься для ра­ционализации самого себя.

Евангелические кампании, нацеленные сегодня на Восточную Ев­ропу, имеют, по-моему, сходство с кампаниями по учреждению рес­торанов быстрой еды, которые сейчас открываются в этой же части мира. И те и другие представляют собой признаки идеологического крушения социализма и как таковые с энтузиазмом приветствуются теми, кто в этой идеологической системе был самым обделенным. Легко приветствовать ресторан империи Макдональдса в Москве как осуждение прежнего способа производства…

Евангелический “продукт”, поступающий на рынок Восточной Европы, обнаруживает сходства между сбытом на рынке гамбургеров и рели­гии».

[7] О печати зверя впервые написал апостол Иоанн: «Он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число чело­веческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:16-18).

[8] «В этом мире промывки мозгов, зомбирования, все, что учит не шагать строем, в ряд, плыть по течению, а воспитывает культуру мысли, это, в конце концов, союзник Церкви. Потому что Церковь тоже не плывет по течению в современном мире…» (из выступления дьякона Андрея Кураева).

[9] Еще задолго до русского рока почти такими же словами обраща­лись к людям библейские пророки…

[10] Где нет веры, места нет любви.

К.Кинчев («Алиса»). Пересуды

[11] У раннего Кинчева есть потрясающая песня «Ветер водит хоровод». Она – о тех людях, которые проснулись, чтобы пуститься в хоровод Ветра – в хоровод борьбы с тьмой на стороне Света…

 

К закату сны из дома прочь!

Несло кружило по земле,
Всех тех, кто вздохом принял ночь
И до рассвета был в седле.
Кресты им метили пути,
Следы их хоронил туман.
По небу землю пронести
Созвал их ветер-ураган.

К.Кинчев («Алиса»).

Ветер водит хоровод

 

До-православный Кинчев интуитивно нащупывает борьбу Бога со злом. «Военное наступление» Света он выражает в образе Ветра в песне «Ветер водит хоровод»; Ветер – это «стихия Солнца», «волна Добра»... Но если ты проснулся, когда Ветер водит хоровод, но не пустился в него, то зачем просыпался?..

[12] Я уверен, что та боль, которая пронизывает песню Александра Непомнящего «Стекло (Отчуждение)», должна быть прочувствована всеми рокерами как личная боль, ведь не о «внешних» же он поет только, но и о нас же самих, представителях «контркультуры»!

 

На смерть всем ад разъединения:Между живыми и мёртвыми - стекло,Между живыми и любимыми - стекло,Между сердцем и умом - стекло,Между небом и землей - стеклоСтекло, стекло отчуждения,Оскудения любви,Отчуждения.

А.Непомнящий.

Стекло (Отсуждение)

[13] Здесь стоит оговориться, что ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ РУССКОГО РОКА – ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ТЕПЕРЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЕМ ПЕСНИ ТОЛЬКО ПРО БОГА И ПРАВОСЛАВИЕ. Я НЕ ПРИЗЫВАЮ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ РОК-ГРУППЫ В ЦЕРКОВНЫЙ ХОР. Православный Достоевский писал не жития святых, а православный Шевчук пел про осень…

[14] Кстати говоря, такую улыбку я часто замечаю у атеистов, высту­пающих против православия. Они обвиняют Церковь во всех грехах, но когда я начинаю защищать ее, они «награждают» меня своей вы­сокомерной улыбкой: «Мы знаем жизнь, и только глупцы могут ве­рить во всю эту чушь»…

К слову, иногда кичливое «знание» христианства некоторыми перерастает в глупое хамство. Это особенно прослеживается в журналистике. Ну не понимает, например, Анатолий Стреляный, насколько примитивен его «Дневник для избранных» (скромностью повеяло…), где он пишет (газета «Комментарии», №15 (122)): «Есть, есть такие христиане, особенно из образованных, что впадают в смущение, а то и в ярость, если напомнить им о Символе веры. Они ведь втайне считают, что современный человек верить в эту сказку не может. Ну не в силах он поверить… не то что поверить – он просто уразуметь не в состоянии, что значит «рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено».

Ну не угоден журналюгам Христос! Как не угоден и русский рок (Кинчев поет о журналюгах: «Ну а я у них считаюсь фашистом!» («Грязь»). Не зря же родилась песня А.Непомнящего «В защиту свободы совести»…

 

С вобода слова - это высоко. Ее осуществляли апостолы, пророкиПод пытками и муками, ударами камнейЛетело слово над землей свободной птицей.Но причем здесь либеральный журналист, Что обличая, знает - он в оплаченной «массовке»И пуля не грозит ему, а в начале был Иуда, что «сказал всю правду» - как в передовицуОсины помнят про его правдивый дар -Так был получен первый журналистский гонорар… Свобода слова - это высоко - Ее вершил солдат, что повторял слова присягиПод дулами карателей на площади села - Был голос его тверд, его прервали автоматы.Но при чем здесь либеральный журналист, Мэтр грязного белья, любитель красного словцаИ он не первый - первый видел пьяного отца.Поскольку звали его Хам, он был доволен «компроматом»Спокоен Хам - раз и на солнце пятна есть,Найдет он что по «освещать», кому стучать, на что поесть. А.Непомнящий.

В защиту свободы совести

[15] Саму песню «Красный смех» написал Роман Неумоев, но я впер­вые ее услышал именно в исполнении Летова…

[16] Проф. В.П.Шестаков в статье «Философия любви Н.А.Бердяева» вкратце выражает ту мысль, которую подробно аргументирует вели­кий русский философ в своих работах: «Когда сладострастие становится самоце­лью, оно приводит не только к разврату, но и к разрушению лично­сти, огонь любви сменяется ледяным холодом эгоистического оди­ночества, неспособности найти выход к другому». Именно так Бердяев выражает взгляд православия на «свободную любовь»…

[17] Бурлаков рассказывал нам, что на протяжении жизни он верил в разные вещи (одна из них - национализм – он был националистом), но не мог отдать свою жизнь ни за одну из вер. Но когда стал православным, то понял, что за Бога – го­тов умереть. Об этом же поет и Кинчев:

 

Каждый день приближает час «ч»,
В каждом праве сургуч да печать.
Я мечтал быть мишенью в луче,
Но не видел, за что умирать.

Кинчев («Алиса»). Все, что я хочу

[18] Протестовать нужно против пахабщины, а не самому впадать в нее. Протестовать нужно, например, против того, что в газете с ог­ромнейшим тиражом «Аргументы и факты» печатают мсье Коклюшкина. Вот что он пишет в №23 (616): «Ругаться матом нехорошо – если живешь хорошо. А если проблемы? А если до Бога высоко, а до царя – далеко? Да наше правительство должно памятник мату поставить! Потому что только он и помогает преодолевать трудно­сти. Зимой лопаются трубы. Кто помогает не замерзнуть? Мат! Ска­жет человек несколько теплых слов в адрес мэра или префекта – и уже согрелся…»

Вот и думаешь, как же все же актуален Кинчев со своей песней «Грязь»:

 

Грязь в руках у ростовщика,
Грязь в глазах у юмориста,
Грязь в словах телезвонаря,
И в сердцах там тоже нечисто.

К.Кинчев («Алиса»). Грязь

У другого русского рокера Александра Непомнящего есть такие слова по этому поводу:

 

Дегенеpаты-юмоpисты с анекдотамиСовpащают улыбки-солнца в шуточки,Hа смех люду подлому, как пьянь pаздетую,Выставляют на помост-показ бедную любовь.

К.Непомнящий.

О нашем поражении (Танцуй пока)

[19]

[20] Бурлаков не был знаком с протестом русского рока в молодости, потому что русский рок тогда только зарождался. Но на него очень сильно повлияло ознакомление с некоторыми явлениями из мировой истории, содержащими в себе «панковский» протест, например, с жизнеописанием Диогена. Он очень часто нам рассказывал с восторгом следующую историю:

«Однажды Александр подъехал к Диогену и сказал:

- Я Александр - великий царь!

- А я - Диоген-собака. Тем, кто мне подаёт, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих - кусаю.

- Не хочешь ли ты отобедать со мной?

- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру.

- А ты меня не боишься?

- А ты - добро или зло?

- Разумеется - добро.

- Кто же боится добра?

- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя?

- Отойди чуть в сторону, ты закрываешь мне солнце!

Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал:

«Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном».

И лишь со временем Бурлаков увидел, что «Диогены» есть и в православии, и даже больше – что православие одухотворило «панковство» всех времен и народов, придало ему более глубокий смысл, наполненный стремлением к Вечности… Это стало одним из факторов обращения Александра Сергеевича в православие.

[21] По учению святых отцов, грешник похож на собаку, которая лижет пилу, но не понимает наносимого ей вреда, потому что пьянеет от собственной крови.

[22] А на часах уже – без пятнадцати три,

Время, как река, не воротишь назад.

А ты хоть раз попробуй, оглянись да посмотри,

Что сумел, что сделал, и кто этому рад.

Кинчев («Алиса»). Мама

[23] Такое название песни – протест против «Тату» с их «Не верь, не бойся, не проси»...

[24] Кстати, у Кинчева есть песня «Суд» на стихи А.Толстого, которая не входит ни в один из альбомов, но при желании ее можно найти в акустической записи в Интернете…

[25] «Всматриваясь в глаза вечности можно сойти с ума от беспечности глядящих под ноги» (расшифровка слов Кинчева перед песней «Власть»), от беспечности измученных томлением духа и живущих в суете…

[26] «Семь понтов» может, кроме этого, означать еще и семь смертных грехов: гордыню, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень (или уныние).

[27] Не могу не отметить того, что почти все песни из кинчевского альбома «Изгой», в особенности «Бойся, проси и верь», «Моя война» и «Черный», во многом перекликаются с песней Александра Непомнящего «О нашем поражении (Танцуй пока)». Не удержусь, чтобы не привести фрагменты ее текста здесь с несколькими комментариями:

 

З намения времени говорятЧто на пороге великая война,Все предыдущие - лишь репетиции,Такой войны не знала Земля. (Здесь речь идет о последних событиях в истории, которые описаны в библейской книге Апокалипсис, о войне Бога и святых с дьяволом… - П.М.) И будет Hюpнбеpг обязательноНад всеми победителями,И над каждым, кто сдал свой Брест на милостьПоследним земным хозяевам. Узрят совочками для песочницыВсе утопии, все революции,Все бинарные оппозиции,Экономики и пpости-конституцииЛишь призванные в списки pасстpеляных,Удостоенные чести замученных,Увековеченные забвением,Все, кто вернулся на Родину с дискотеки... Танцуй пока молодой, мальчик.Танцуй пока молодой… (Это слова из песни Газманова «Танцуй, пока молодой»... Апостол Павел почти два тысячелетия назад писал так: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор.15:32). Это – не идеология жизни апостола Павла, а так он говорит о неверующих людях, которые почитают потребительский образ жизни за бога и все к нему сводят… Иными словами, Непомнящий в припеве песни издевается над стремлением брать от жизни все, прожить ее так, «чтобы потом было, о чем вспомнить», которое порождено неверием в Бога и обусловлено короткой жизнью, после которой не будет Вечности, по вере безбожников… - П.М.). А слюнявые хит-паpад-мальчики,Вагиностpадатели о Лилит,Называют свои изделияНе соплями, но песнями про любовь.А базарные донны курицыТриста серий несут яйца семейных гнездБрызжут ядом от похоти собственностиЯкобы в историях про любовь. Дегенеpаты-юмоpисты с анекдотамиСовращают улыбки-солнца в шуточки,Hа смех люду подлому, как пьянь pаздетую,Выставляют на помост-показ бедную любовь.Куда ни глянь - то DJ Сволочь, то детектив,Куда ни плюнь - то Фpейд, то ляжки pекламных див,Ой, не ждут свого конца гоpода-гоpода,Hо не бывает поpугаема Любовь... …А в дуpдоме сегодня снова танцы, о-е!А после всей тусовкой мы пойдем на выбоpы.Ах, что за сексапил этот кандидат,Он похож на солиста моей любимой гpуппы!Я да ты, да мы в натуpе пацаны,Еще две пpобки "спpайт", и мы получим пpизы:Путевку на Багамы, кpутую pэп-кассетуИ солнцезащитные очки!Ты пpав! Отоpвись, сегодня pок до утpа!Киндеp-сюpпpиз, Мумий Тpолль, М с медведями и Шуpа,Hе забудь пpедохpанись - все pавно не будет мамы -Тетя Ася не пpишла, мама неделю моет ванну.Родpиго бpосил Саpу - все мужчины - козлы,Геpоин - это кpуто, но пpосветляют гpибы.Мама, мама! Пpавда, когда я умpуУ меня не будет больше пеpхоти?..

К.Непомнящий.

О нашем поражении (Танцуй пока)

[28] «Званных свобода крылатит силой Причастия, открывая двери в чертоги избранных» (расшифровка слов Кинчева перед песней «Апрель»).

[29] Покажите чудо, чтобы видно было многим,

Как перевоплощается в кровь твое вино.

Твое вино Шевчук («ДДТ»). Вальс

Кстати, у Кинчева есть очень покаянная песня «Новая кровь», которая относится к его раннем творчеству, но на интуитив­ном уровне в ней он нащупывает идею Евхаристии:

 

Гроза похожа на взгляд палача,
Ливень похож на нож.
И в каждой пробоине блеск меча,
И в каждой пощечине дождь.

 

(Как потрясающе описан дождь! Он, приходящий с неба в виде воды (очищение) – судия… - П.М.)

 


Начну с начала и выброшу вон
Все то, что стало золой.
Я вижу ветер отбивает поклон
Крестам над моей головой.

 

(Про Ветер Кинчев поет очень много («Ветер водит хоровод», «Ветер», «Вот так» и т.д.), как и про Солнце. Этот образ означает разное, в зависимости от общего контекста песен: свободу, борьбу с мраком, стремление к Солнцу, жизнь «в ритме Солнца» и т.д… - П.М.)


Новая кровь!
Слышишь стон роженицы ночи?
Новая кровь!
В крике рожденного дня.
Новая кровь!
Дорога домой могла быть короче.
Новая кровь!
Вновь наполняет меня.
Дорогу выбрал каждый из нас,
Я тоже брал по себе.
Я сердце выблевывал в унитаз,
Я продавал душу траве.
Чертей, как братьев, лизал в засос,
Ведьмам вопил: «Ко мне!»
Какое тут солнце? Какой Христос?!
Когда кончаешь на суке-луне!

 

(Луна иногда у Кинчева - это образ безумия. Жизнь человека, в которой он «выблевывает сердце в унитаз», насту­пает на «распятие… сапогом» - это безумие, потому что неес­тественно для него… Это все равно, что совать пальцы в ро­зетку – от этого получаешь только травму или вообще можешь умереть, и в духовном плане люди без Бога – именно такие бе­зумцы, убивающие себя током греха… - П.М.)

К.Кинчев («Алиса»). Новая кровь

[30] А Правда там, где Царские Врата, А на западе - по прежнему тьма. А.Непомнящий. В защиту свободы совести

[31] Я более чем уверен, что у некоторых моих читателей эта книга вызовет много вопросов. Например, как совместить любовь к человеку, любовь к миру, с осознанием того, насколько сильно все погрязло во зле? Поэтому, думаю, что в качестве ответа на этот вопрос следует разместить небольшой отрывок из книги Бердяева «Миросозерцание Достоевского», в котором он размышляет о любви в контексте творчества великого русского писателя, духовным наследником которого в какой-то степени является Кинчев…

[32] Бердяев Н. Истина Православия // vehi.net

[33] Соловьев В. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями. М.: АСТ. – С.258-260.

[34] Здесь нужно оговориться, что западное христианство, активное в миссионерстве, впало в этом плане в крайность, потому что то светское, с которым оно «работало», иногда пагубно влияло на саму Западную Церковь, т.е. происходил процесс не воцерковления тех или иных светских сфер, а наоборот, светское вбирало в себя церковное… Совсем не о таком миссионерстве речь в этой статье. Церковь должна воцерковлять, но не обмирщаться…

[35] Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - С.93-94.

[36] Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. – С.288-289.

[37] Протоиерей Владимир Корецкий. Я благодарен за многое / http://vkontakte.ru/board.php?act=topic&tid=5985620

[38] Диакон Андрей Кураев. Женщина в Церкви. Мариуполь: Рената, 2004. – С.73-73.

[39] Соловьев В. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями. М.: АСТ. – С.178-179.

[40] Там же. – С.181.

Date: 2015-10-19; view: 261; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию