Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический строй государств-княжеств. Система органов власти и управления





В период образования государственности восточных славян для определения государства использовались термины: «княжество», «земля», «город», «волость». Термины «княжество», «волость» больше подчеркивали властные полномочия, а термины «земля», «город» – территорию государства и ее государственное строительство. Каждое древнее государство имело свой политический центр – стольный, или старейший город, по его названию называлось и все государство, и его жители: полочане, берестейцы, витебчане, пинчане и т.д.

В государственном строе до IX в. преобладали мелкие обособленные государства-княжества. Изменения в производственных отношениях, происходившие в IX – X вв., вызвали коренные изменения в государственно-политическом устройстве: мелкие государства-княжества объединялись под протекторатом более крепких государств или вообще сливались с ними в единое целое. Кроме того, более сильные государства вступали между собой в союзы и объединения, образуя своеобразные федерации и конфедерации. Союзы и объединения государств-княжеств образовывались как на основе добровольных отношений и согласия, так и насильственным путем со стороны крепких государств. На территории Беларуси в IX–XIII вв. существовали такие крупные государства-княжества, как Полоцкое, Менское, Туровское, Новогородское, Пинское, Берестейское, Городенское и др.

В системе высших органов власти главным лицом был князь. Он являлся главой государства и исполнительных органов и решал все текущие вопросы государственного управления. В основные обязанности князя входили защита государства и поддержание порядка внутри страны. В своей деятельности князь опирался на дружину. Она несла охрану княжеского замка и по поручению князя поддерживала порядок внутри государства. Во время военных походов дружина составляла ядро наиболее боеспособной части армии.

По-разному происходило введение князя на престол. Как правило, на престол вступал один из наследников князя. Нормальным считалось и приглашение другого князя. Распространенным был и захват власти силой. Так, Всеслав стал полоцким князем после смерти своего отца Брячислава в 1044 г. В 1067 г. на Полоцк был совершен военный поход объединенных сил Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств. Не добившись успеха в военных действиях, князья Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский обманным путем захватили в плен Всеслава и посадили его в тюрьму в Киеве. В сентябре 1068 г. в Киеве вспыхнуло народное восстание, князь Изяслав был изгнан из Киева, и жители пригласили на княжеский престол Киевского княжества Всеслава Полоцкого. В дальнейшем князь Всеслав вернулся в Полоцк. Вступление князя на престол проводилось в соответствии с определенным ритуалом: князь приносил присягу, в которой обязывался не нарушать местные государственно-правовые обычаи и порядки. Условия вступления князя на престол закреплялись в договоре-раде, заключаемом князем с населением княжества. Так, согласно грамоте, выданной Полоцкой земле в 1511 г., в договоре, заключенном между полочанами и князем, князь брал обязательства не отнимать имущество у полочан, не пересматривать старых решений судов, не вмешиваться в церковные дела и церковное имущество, не препятствовать выезду свободных людей за границу и др. Однако полномочия князя ограничивались в основном в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. По важным делам он должен был советоваться с наиболее влиятельными людьми государства – «думчими», «мужами», «добрыми» или обсуждать их с участниками вече. Судебная деятельность князя также ограничивалась верхами правящего класса: он не мог судить один и должен был осуществлять правосудие с членами думы и высшими должностными лицами. Не владел князь и правом издания новых законов. Такое право признавалось за коллегиальными органами – думой и вечем.

Княжеская дума, как высший орган власти, не имела постоянного состава, в ее заседаниях могли принимать участие все приглашенные князем, но князь должен был учитывать прежде всего мнение наиболее влиятельных людей в государстве и особенно должностных лиц центрального и дворцового управления, своих ближайших советников. На ежедневных заседаниях думы присутствовали только те члены, которые находились рядом, но при решении наиболее важных вопросов дума собиралась в полном составе. На заседаниях думы обсуждались вопросы текущей исполнительно-распорядительной деятельности и решались наиболее важные судебные дела. В думе готовились и решения для последующего их обсуждения на вече.

Вече – наиболее древний высший орган государственной власти. Словами «вече», «сойм», «снем», «копа», «купа» в давние времена определялось всякое собрание народа. Вече собиралось в определенном месте, на торговой площади, около церкви, на «куповище». Полноправными участниками вече признавались только свободные люди. Органы государственного управления были заинтересованы, чтобы на вече были представлены различные группы населения, однако руководящая роль на вечевых собраниях принадлежала наиболее влиятельным мужам. Круг вопросов, обсуждаемых на вече, был разнообразен: распределение повинностей и налогов, избрание и низвержение князя, назначение и снятие высших должностных лиц, вопросы войны и мира, международных отношений, решение наиболее важных судебных дел. Все вопросы на вечевых собраниях решались большинством голосов. Постепенно с усилением классового расслоения падала роль простых людей и возрастала роль эксплуататорских верхов. И вече из органа воли большинства превращалось в орган господствующего класса.

Функции органов государственного управления исполняли высшие должностные лица. Посадник избирался вечевым собранием или назначался князем на неопределенный срок. Круг его полномочий был очень широким. Он председательствовал на вече, являлся заместителем князя в его отсутствие, участвовал в разработке новых законов и договоров с другими государствами, рассматривал дела в княжеской думе, вместе с князем судил.

Тысяцкий также избирался вечем или назначался князем на неопределенный срок. В военное время командовал ополчением, в мирное – следил за поддержанием порядка в княжеском городе и руководил торговыми делами.

Подвойский находился в числе приближенных князя. Контролировал исполнение решений вече и распоряжений князя. Он же был командиром княжеской дружины.

Ключник и тивун распоряжались хозяйственными делами. Они же руководили и отдельными судебно-административными делами.

Местные органы были представлены наместниками, волостителями, старцами.

Важным элементом политической системы являлась церковь. Духовенство принимало активное участие в политической жизни государства и общества и, занимаясь идеологической обработкой населения, сосредоточило в своих руках вопросы образования, брака и семьи, нравственности и т.д.

 

 

Date: 2015-10-19; view: 579; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию