Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несколько аксиом для Консультанта при взаимодействии с Клиентом





Трудных наук нет, есть трудные изложения
А. Герцен

Для установления союзнических отношений с Клиентом необходима настоящая забота со стороны Консультанта о сохранении личностной целостности Клиента. Аксиомой для политических консультантов является утверждение:
"Консультант никогда не предлагает Клиенту рекомендаций и решений, способных причинить ущерб личностной целостности Клиента".

Это положение должно соблюдаться неукоснительно, хотя оно сильно увеличит нагрузку на Консультанта, поскольку ему придется определить внутренний "моральный кодекс" Клиента. Консультант не должен "соблазнять" Клиента принять решение, избрать путь или средства достижения цели, которые бы вызвали у того угрызения совести, нравственные мучения, какими бы, с точки зрения прагматики, эти решения или средства выгодными ни были.

Нельзя давать рекомендации, которые Клиент заведомо выполнить не сможет, даже если захочет, так как они будут способствовать понижению самооценки Клиента и личностной травме.

Клиента необходимо предупредить об издержках каждого решения, о жертвах, включая нравственные или психологические, на которые придется пойти в случае выбора. При этом нельзя какие-то из этих издержек обходить молчанием, считая их очевидными. Усталому, находящемуся в напряжении или не очень прозорливому политику они могут показаться не столь уж очевидными.

Другая аксиома политического консультирования гласит:
"Установление доверительных отношений с Клиентом означает, что Вы доверяете друг другу".

С выполнением этого правила есть небольшая загвоздка. Обычно под доверительными отношениями с Клиентом подразумевается установление таких отношений, при которых Клиент доверяет Консультанту. Однако отношение Консультанта к Клиенту традиционно не рассматривалось. Вместе с тем, даже при соблюдении полной независимости - в статусе, оценках, мнении - Консультанту необходимо испытывать доверие к Клиенту, иначе его сообщение будет и на подсознательном, и на сознательном уровне строго цензурировано. Это может сказаться на качестве содержания текста.

Тема независимости Консультанта часто возникает тогда, когда независимость для Консультанта является его личностной проблемой. При возникновении внутреннего конфликта у Консультанта в этой ситуации он, с одной стороны, чувствует дискомфорт, с другой стороны - раздражение по отношению к Клиенту. В некоторых случаях оно может "выйти наружу" в виде неадекватных действий по отношению к Клиенту: чрезмерном отстаивании собственной позиции, "вламывании в открытую дверь", фамильярности, что является признаком непрофессионализма.

Чтобы избежать таких ситуаций, Консультанту, для которого независимый статус есть вопрос принципиальный, необходимо при первой же встрече с Клиентом сказать, что он является независимым экспертом и поэтому все его рекомендации будут иметь оттенок позиции "над схваткой".

Доверие со стороны Клиента сразу получить сложно. Клиент может быть насторожен по отношению к новому человеку, раздражен обнаружением собственного незнания. Он должен увидеть перед собой человека с чувством собственного достоинства, дружелюбного, знающего, имеющего принципы. Угодливость, заведомая позиция "снизу вверх", агрессивность еще больше насторожат Клиента, вызовут у него желание увеличить дистанцию. Если Клиент - человек замкнутый, необщительный, интроверт, нельзя приближаться к нему близко физически, так как это будет воспринято как вторжение в психологическое пространство Клиента.

Следующая аксиома политического консультирования:
"Консультант должен сделать все, чтобы взаимодействие было комфортным для Клиента".

Клиент может испытывать дискомфорт во время консультирования по множеству причин. Однако Консультант обязан исключить все неблагоприятные факторы, связанные с ним лично и процессом консультирования непосредственно.

Во-первых, он должен понять, в какой степени Клиент травмирован собственным недостаточным знанием проблемы, и показать ему, что ситуация обращения за консультацией - обыденная и принятая в политической практике цивилизованных стран. Клиент должен ощущать, что случившаяся с ним "беда" - обнаружение недостаточного знания - отнюдь не потеря статуса или лидерства, а нормальная, рядовая ситуация, которая бывает у всех политиков.

Во-вторых, Консультант должен оценить степень настороженности Клиента и постараться снять или уменьшить ее за счет демонстрации понимания своей ответственности за столь важное совместное дело, каким является политическое консультирование. Консультант должен работать над своим образом, чтобы выглядеть надежным, знающим, недвуличным, принципиальным, уравновешенным.

Обычно, чем выше статус политика, тем больше он озабочен проблемой предательства и поиском врагов. Иногда это усиливается за счет его личностных характеристик. Консультант, который выглядит уверенным в себе, спокойным и сдержанно-доброжелательным, воспринимается Клиентом как более надежный, чем если он будет суетливо демонстрировать свою лояльность лично Клиенту и его курсу.

 

4.3. Мотивы Клиента при обращении к Консультанту

Побеждать, а не жить!
Г. Помпеи

Часто в общении с людьми необходимо из благожелательности симулировать, будто нам неясны мотивы их действий.

Политический Консультант с первой минуты своей работы должен очень хорошо понимать, что побудило Клиента обратиться к нему. Помимо тешащего самолюбие Консультанта ответа, что мотивом обращения Клиента стала профессиональная репутация самого Консультанта, необходимо ответить себе на вопросы:
Какие личностные потребности толкнули Клиента на такой шаг?
Чего не знает Клиент и что он хочет узнать от Консультанта? Как, в какой форме нужно помочь Клиенту? В какой степени Клиент хочет и может принять эту помощь? Сам характер вопросов очерчивает "проблемный" характер психологического состояния Клиента, нарушения у него внутреннего равновесия.

Итак, если Клиент - это конкретный достаточно высокопо-ставленный политический или государственный деятель, партийный лидер, то он привык ощущать себя несколько выше, значительнее остальных людей, "львом в своих джунглях". И он, которого все окружающие считают или должны считать самым умным и знающим по всем политическим вопросам, чего-то, оказывается, не знает и нуждается в Консультанте, который превосходит его по критерию знаний в этой области. Далее все зависит от личностной структуры, ума и опыта Клиента, однако даже в идеальном случае он почувствует некоторый дискомфорт от ощущения собственной беспомощности.

Именно поэтому политический Консультант должен постараться снять стресс у Клиента и дать ему понять, что он готов к совместному решению проблемы, волнующей Клиента. Роль политического Консультанта здесь сродни роли ПСИХОТЕРАПЕВТА: диагностика личностных проблем и переживаний Клиента и помощь ему в их преодолении. Политический Консультант не имеет морального права показать, что он равнодушен к потере внутреннего равновесия Клиентом, что его дело - лишь предложить качественное решение или совет. Если Клиент не будет чувствовать участие, теплоту, понимание со стороны Консультанта, не будет видеть в нем дружелюбного ПОМОЩНИКА, то большая часть того, что предложит Консультант, не будет воспринята Клиентом.

Однако здесь нельзя перейти тончайшую грань и продемонстрировать Клиенту, что он зависим от Консультанта. Консультант и Клиент как бы вместе решают задачу как обретения Клиентом знаний в конкретной области, так и восстановления равновесия и повышения самооценки.

Иногда, определяя, чего не знает Клиент и что он хочет узнать от него, Консультант обнаруживает, что, хотя Клиент действительно слабо ориентируется в той сфере, в которой Консультант - профессионал, он обратился к Консультанту в связи с совершенно другими проблемами.

Во-первых, обращение может быть продиктовано необходимостью получения советов из смежных областей знания, которые Клиент ошибочно отождествляет со специальностью Консультанта.

Во-вторых, это может быть результатом личностной потребности Клиента в совместной деятельности с Консультантом, в уходе от чувства одиночества, перекладывании ответственности за исход кампании на Консультанта или при недоверии к своему окружению.

Могут быть и другие причины, но лишь точно понимая, что же хочет от Консультанта Клиент, возможно установить наиболее адекватное взаимодействие.

Когда Консультант определит, что же хочет узнать Клиент, он должен сформулировать свой ответ по следующему плану:

8. Диагноз проблемы (ситуации)

9. Почему Клиент вообще должен реагировать на эту ситуацию?

10. Что должен делать Клиент? Какова стратегия его действий?

11. Как должен действовать Клиент? Какова тактика его действий?

Клиент в ходе политического консультирования должен понять, что он может сделать с предоставляемым ему продуктом. В силу загруженности, эмоциональной и интеллектуальной напряженности, защитных личностных механизмов и других причин Клиент может не воспринять сообщение Консультанта, если не будет сильно замотивирован. Такая мотивация может иметь несколько составляющих. В том числе это может быть:
а) собственная мотивация Клиента получить новую или необходимую информацию; б) мотивация, возникшая под влиянием окружения; в) мотивация, сформированная Консультантом.

Работа Консультанта с мотивацией Клиента представляет собой один из главных стержней процесса политического консультирования. Так, чтобы определить, как нужно помочь Клиенту, Консультанту необходимо понять, какова его мотивация и насколько она сильна.

Если мотивация чисто инструментальная, то есть связанная с потребностью в получении экспертной аналитической информации, и при этом она достаточно сильна, Консультант может в большей степени сосредоточить свое внимание на содержании своего сообщения Клиенту.

Если же мотивация Клиента при взаимодействии с Консультантом хотя бы частично имеет компенсаторный характер, то есть связана с необходимостью повышения заниженной самооценки, ликвидации дефицита общения и т.д., Консультант должен огромное внимание уделить форме его помощи Клиенту.

Клиент мог прийти в политику по разным мотивам. Его могут привлекать власть или возможность получить внимание и одобрение со стороны людей, желание достижений и осуществления контроля с большей вероятностью, чем на рядовых позициях. Однако с момента, когда он становится нашим Клиентом, нас особенно интересуют некоторые из его мотивов, способные наиболее сильно повлиять на исход как взаимодействия Консультанта и Клиента, так и на решения поставленных задач - победа на выборах, проведение ПР или систематического консультирования.

У политиков практически всегда присутствуют мотивация проявления себя в качестве незаурядного человека, стремление завоевать авторитет в глазах значимых людей и групп. В процессе политического консультирования одной из основ успеха в установлении союзнических отношений является умение Консультанта не только сымитировать признание выдающихся характеристик и способностей Клиента перед ним, но и действительное обнаружение незаурядных черт Клиента и признание его заслуг. Чем искреннее будет Консультант относиться к Клиенту как к интересной личности, заслуживающей внимания и признания, тем легче будет установлен хороший контакт между ними.

Клиент должен чувствовать, что Консультант, ориентируясь в ряде сфер значительно лучше Клиента, тем не менее признает его авторитет и его значение как в политическом процессе, так и в чисто личностном плане. В задачу Консультанта входит не только открытие для себя тех качеств Клиента, которые бы он мог уважать, но и убеждение Клиента в уважительном отношении и признании его достоинств.

Если Клиент пришел в политику движимый главным образом потребностью во власти и собирается этого добиться, в том числе и с помощью Консультанта, то в работе с ним необходимо как постоянно учитывать властную мотивацию и возможную специфику его поведения в отношениях с Консультантом, так и постоянно разъяснять возможности достижения цели с помощью стратегии, предлагаемой ему специалистом.

У Клиента, мотивированного на получение власти, вероятно будут проскальзывать властные манеры в общении с Консультантом. В этой ситуации последний может оказаться в затруднительном положении.

Во-первых, Консультант обязан сохранить чувство собственного достоинства и заставить Клиента уважать себя. При этом он не имеет права унизить достоинство самого Клиента. Клиент должен понять, что при всех его властных амбициях он не должен взаимодействовать с Консультантом ни по принципу "хозяин-рабочий", ни по принципу "король-подданный".

Во-вторых, Консультант должен постоянно разъяснять Клиенту связь между предлагаемыми им действиями и основной целью Клиента - получением власти. В ряде случаев целью может быть не достижение, а удержание власти. Это особый случай, поскольку угроза потери уже имеющейся у Клиента власти делает его поведение особенно фрустрированным и тяжелым для взаимодействия.

В-третьих, стремящимся к власти Клиентам необходимо дать почувствовать, что Консультант не ставит перед собой задачу быть более весомым, чем Клиент, осуществлять свою власть над ним.

Даже если Консультант предлагает Клиенту определенную стратегию как единственно возможную для достижения победы, стратегию, которая по каким-то причинам кажется Клиенту угрожающей его личной властной позиции в отношениях с Консультантом, Клиент должен понять, что главная власть - это не власть над Консультантом, а та власть, которую он может получить с помощью Консультанта.

У Клиента практически всегда есть потребность в безопасности. Часто в основе его стремления к власти, его прихода в политику лежит потребность почувствовать себя защищенным. Клиент часто не понимает, что это всего лишь иллюзия и что политика часто лишь усиливает незащищенность человека и создает угрозы не только его психологическому состоянию, но нередко и его жизни.

Консультант должен помочь Клиенту осознать, что вместе с Консультантом он гораздо более защищен от опасности, поскольку они будут действовать не вслепую, а согласно профессионально разработанной стратегии. Деятельность Клиента в условиях взаимодействия со специалистом становится во многом более безопасной, застрахованной от ошибок, связанных с некомпетентностью или непониманием ситуации.

Возможность общения с Консультантом по поводу таких значимых для Клиента проблем, как, например, достижение власти или обретение политического поста как средства удовлетворения других потребностей - в одобрении, во внимании и т.д., также может быть привлекательной для политика. Взаимодействие с Клиентом Консультант должен использовать как для удовлетворения потребности Клиента в общении, так и для достижения непосредственно стоящих перед Консультантом целей - психодиагностики или коррекции поведения Клиента, объяснения ситуации или стратегии, совместного решения задач.

Немалую роль во взаимоотношениях с Клиентом играет его мотивация обретения удобства и комфорта посредством привлечения Консультанта для решения своих проблем. Эта мотивация может способствовать установлению необходимых союзнических отношений с Клиентом. Консультанту необходимо, подобно продавцу, объяснить все выгоды и удобства, которые обретет Клиент в случае принятия предложения Консультанта и исполнения стратегии, им разработанной.

Понятие комфорта является одним из важнейших в словаре политических консультантов. Клиенту действительно необходимо чувствовать себя комфортно для наиболее эффективного политического поведения, а также знать, что большая часть его проблем снята и передана в руки специалистов.

Нередко клиенты бывают весьма любопытны. Любопытство их может проявиться и в стремлении попробовать вести кампанию по-новому. Например, с использованием политических консультантов. Эта мотивация весьма полезна для установления эффективных союзнических отношений. Но здесь Консультант должен использовать "стратегию Шехерезады" и оставлять кое-что интересное для Клиента на следующую встречу, чтобы постоянно поддерживать в тонусе его любопытство.

Работа Консультанта со всеми этими мотивами Клиента необходима для установления столь необходимых союзнических отношений.

 

4.4. Формы сообщений при политическом консультировании

Иногда, чтобы убедить в чем-либо одаренных людей, нужно только изложить утверждение в виде чудовищного парадокса.
Фр. Ницше

Важнейшим условием политического консультирования должно стать следующее положение: "Сообщение Консультанта не должно унижать достоинство Клиента".

На первый взгляд оно может показаться очевидным. Однако его не так уж легко соблюдать на практике. Излишне "занаученное" сообщение может обидеть политика, который воспримет его как намек на собственную недостаточную компетентность в данной сфере, не говоря уже о неполном восприятии содержания.

Сообщение может быть выдержано в слишком "сухом" тоне, который может быть воспринят с обидой, как демонстрация безразличия к тому, что волнует Клиента.

Сообщение может быть также сделано в фамильярной манере. В этом случае Клиент может посчитать, что с его высоким статусом (особенно, если Клиент действительно им обладает, находясь на высоких политических постах) не считаются. Клиент, если он травмирован ситуацией, в которой, благодаря дефициту собственных знаний, ему пришлось обратиться за помощью, обычно бывает сильно обидчив, и его "болевой" порог весьма низок. Поэтому форма сообщения должна быть найдена с учетом этих особенностей Клиента.

Форма сообщения должна быть тщательно подобрана, исходя также и из ряда других критериев:

  • доступность, простота текста;
  • визуальный, аудиальный или смешанный вид текста;
  • монологичная или диалогичная форма сообщения;
  • обычная или игровая форма.

Поэтому Консультанту в ходе первой же встречи с Клиентом необходимо установить, насколько хорошо или слабо Клиент знает обсуждаемую сферу, что он предпочитает: прочитать, просмотреть глазами текст, выслушать устные пояснения к нему, просмотреть видеозапись сообщения Консультанта или же только заслушать его. При устном произнесении текста нужно помнить о преференциях Клиента: хочет ли он выслушать монолог Консультанта или по ходу дела обсуждать проблему в диалоге с помощью вопросов.

Политический Консультант, если он обладает специальными знаниями, может проводить консультации в игровой форме. Игры в диаде "Клиент-Консультант" могут быть очень разнообразными: от разыгрывания сценариев до тренинга. Игровая форма имеет большие преимущества перед обычной консультацией, однако допустима не с каждым Клиентом.

Клиент, находящийся в "статусном футляре", заботящийся о дистанции с "нижестоящими", нередко является сильно травмированной, невротичной личностью. В этом случае игровая форма для него самого столь же неприемлема, сколь могла бы оказаться и полезной.

На практике игровые формы консультирования легче всего применимы по отношению к самокритичному, с чувством юмоpa, с адекватной самооценкой, с потребностью в достижении цели Клиенту

 

Date: 2015-10-19; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию