Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автоматизация звука [ч'] в чистоговорках, скороговорках, пословицах, поговорках, стихах





ча-ча-ча — не горит свеча чо-чо-чо — очень горячо чу-чу-чу — это я кричу


чи-чи-чи — вот мои ключи чи-чи-чи — вот летят грачи оч-оч-оч — скоро будет ночь ач-ач-ач — чай горяч ич-ич-ич — упал кирпич очка-очка-очка — распустилась почка очка-очка-очка — маленькая дочка очка-очка-очка — полненькая бочка чки-чки-чки — новые очки чо-чо-чо — у меня болит плечо чу-чу-чу — раз болит — пойди к врачу чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу ча-ча-ча — буду плакать у врача чи-чи-чи — помогают нам врачи чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу че-че-че — мы мечтаем о мяче чи-чи-чи — очень нам нужны мячи чу-чу-чу — нам купили по мячу ча-ча-ча — вот уж в речке два мяча че-че-че — мы мечтаем о мяче

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. У Пети тачка, а у Паши печенья пачка. Пекарь пёк в печи калачи. Шубка овечки теплее любой печки. Поскорее наливай мне в стакан горячий чай. Дождь на туче ночевал и по небу кочевал. Лесная земляничка ростом невеличка. Плыли по небу тучки, тучек четыре штучки. Испугалась Олечка и сидит тихонечко. Стоит мальчик, скривя пальчик. Ученик задачей очень озадачен. Удовольствие для чаек, когда волны их качают. Не учи безделью, а учи рукоделью. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Черепашка! Черепашка! Первый раз она, бедняжка, Очутилась под дождём. — Мама, кто стучится в дом?

Г. Виеру.



М. Пляцковский. Следующие стихотворения или их отрывки могут быть исполь­зованы для развития интонации и модуляции голоса.

Птичка летает, Птичка играет, Птичка поёт; Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет! Где же ты, птичка? Где ты, певичка? В дальнем краю Гнездышко вьёшь ты; Там и поёшь ты Песню свою.

В. Жуковский.

Часы Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, Но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но часы висят на месте.

В. Орлов.

У Чере-черепашонка Костяная рубашонка. Нет прочнее рубашонки, Хоть носи её сто лет! Шили эту рубашонку Своему черепашонку — Чере-мама, Чере-папа, Чере-баба, Чере-дед.

В. Орлов.

Бычок в клевере Идёт по клеверу бычок. Его бочок, как кабачок. Как барабан, его живот. Он клевер целый день жуёт. И вдруг несётся во весь дух К бычку рассерженный пастух. Бочком из клевера бычок. Бочком бычок — и наутёк!

Я. Райнис.


Ванечка водичкой Моет плечи, личико, Моет пальчики, бочок.

— Как бы вымыть язычок?

Часами на качелях Качается Иван. Быть лётчиком мечтает Этот мальчуган.

Почему вы, хомячки, Пухлые, как кабачки? Отвечают хомячки Пухлые, как кабачки:

— Не в почёте хомячок,
Если худ его бочок.

В тумбочке Ани чего только нет: Пачка печенья, куча конфет, Юбочка, маечка, мячик,

очки, Кофточки, ниточки,

пуговички.

Ученик читает чётко: Почта, ночь, водичка,

чётки, Чемодан, овечка, печь, Девочка, печенье, меч, Кабачок, начинка, почка, Чайка, чайник, мячик... Точка.

Е. Алифанова, Н. Егорова.

Четыре Анюточки, Не устав ни чуточки, Пляшут третьи суточки Все под прибауточки. Чок-чок, каблучок, Чуки-чуки-чуки-чок!

Е. Благинина.

Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе — чернота. Отыщи-ка там кота.

Е. Измайлов.


Червячков кочеткам поручили, Кочетки червячков приручили. Червячков пересчитывать стали, Одного за другим поклевали.

Т. Эльчин.

Я ручку куплю у волшебника лично — такую, что пишет диктант на «отлично».

Бычок Принесли мы Для бычка Полведёрка Молочка. Но бычок Сказал нам:

— Му-у-у!
Молочко мне
Ни к чему.

Я уже большой бычок. Дайте мне травы пучок!

А. Береснев.

— Чей ты, ручей?

— Чёрных грачей, Чечётки, Чирка,

Чижа, Червяка,

Чащобы дремучей И речки под кручей.

В. Лунин.

Светлячки Сидят на пеньке светлячки, Надев голубые очки. Хотел я поймать светлячка, Нашёл на пеньке червячка.

— Так вот ты какой, светлячок?!

— Такой вот! — сказал

червячок. Г. Лагздынь.


Жил маленький мальчик: Был ростом он с пальчик, Лицом был красавчик... Он жил меж цветочков; В тени их листочков... Так милый красавчик Жил мальчик наш

с пальчик. В. Жуковский.

Разговор с котом Почему ты черен, кот?

— Лазил ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану ел.

— Почему ты серым стал?

— Пёс в пыли меня валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это!

В. Левановский.

Про горох

— Ох, ох, ох, ох! — Разворчался горох.

— Очень трудно жить

в стручке, Если дверка на крючке.

Л. Брайнина.

В магазине

— Сколько стоит кабачок?

— Кабачок? Пятачок.

— Дайте два кабачка.

— Дайте два пятачка.

— Пятачок и пятачок — Нате гривенничек.

Э. Мошковская.

Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко! Посиди, не улетай. Улетела. — Ай!

А. Барто.


 




Автоматизация звука [ч'] в рассказах, сказках Три калача и одна баранка (русская народная сказка) Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, но ему всё ещё хотелось есть. Купил другой калач и съел, но ему по-прежнему хотелось есть. Он купил третий калач и съел, но ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик хлопнул себя по голове и сказал: — Экой я дурак, что напрасно столько калачей съел! Мне надо было сначала съесть одну баранку. Лёнечка Мальчик Лёнечка жил с папой, мамой, бабушкой и дедушкой. Просыпается утром Лёнечка и думает: «Что мне сегодня захочет ся?» Тут прибегает мама и спрашивает:

Кто? Дядя Боря говорит, ЧТО

Оттого он так сердит, ЧТО

Кто-то на пол уронил Банку, полную чернил, И оставил на столе Деревянный пистолет, Жестяную дудочку И складную удочку. Может, это серый кот виноват? Или это чёрный пёс виноват? Или это курицы Залетели с улицы? Тетя Варя говорит, ЧТО

Оттого она ворчит, ЧТО

Кто-то сбросил со стола Три тарелки, два котла И в кастрюлю с молоком Кинул клещи с молотком... Напечатают в журнале, ЧТО


Наконец-то все узнали, КТО

Три тарелки, два котла Сбросил на пол со стола И в кастрюлю с молоком Кинул клещи с молотком, Банку, полную чернил, На тетрадку уронил И оставил на столе Деревянный пистолет, Жестяную дудочку И складную удочку. Серый кот не виноват,

НЕТ. Чёрный пёс не виноват,

НЕТ. Не летали курицы К нам в окошко с улицы. Только Петя Бородин Виноват во всем один. И теперь об этом Пете Мы расскажем всем

на свете. В. Введенский.


 

— Лёнечка, сыночек, хочешь котлеточку? Бежит бабушка и спрашивает:

— Хочешь, внучек, помидорчик или огурчик? А Лёнечка кричит в ответ:

— Не хочу, мамочка, котлеточку. Не хочу, бабулечка, ни по­
мидорчика, ни огурчика, даже бананчика с блинчиком не хочу.
"". хочу сказочку слушать, а дракончика сказочного на завтрачек.
А ты, дедулечка, подай мне брючки и маечку.

Смотрят печально на Лёнечку мамочка, бабулечка и дедулеч-, но тут приходит папа и говорит:

— Сыночек, Лёнечка, нет у нас дракончика на завтрак, а есть
ороший ремешочек, который очень любит гулять по некоторым

попочкам.

Ж. Флерова.

Кто живёт в часах? Я знаю, что чайки живут в море, чабаны в горах, а чайники — а кухне. Черепахи живут в песке, червяки — в земле, а чучело — Ва огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок — на чердаке, а в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни не видел, что в чёрном чулане живёт какое-то чёрное чудови-*е. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.

Кто же тогда там тикает?

Г. Юдин.

Чеканчик Пора луга косить — чекан косу чеканит! Чекан — это луговая ичка. Птичка как птичка, вострый носок, быстрый глазок, бе-бровка. Чеканит — значит кричит:

— Чек-чек! Чек! Чек-чек!
Будто в далекой деревне косарь косу отбивает, косить соби-

ется.

— Чек-чек! Чек! Чек-чек!
За это и назван чеканом...

По Н. Сладкову.

Чип-поэт Паучок Чип хочет стать поэтом. «Надо только точно почув-ровать, какие словечки соединять, и стих готов», — думает па­учок. Чип мечтает сочинить стихи о том, как весной из почек «ттлянут клейкие листочки, о том, как лёгкие сети плетут пауч-**м, какие беспечные песенки поют птички-невелички.


 




Чип очень хочет написать много-много стихов, а мальчики и девочки будут читать их и заметят, как много чудес есть на свете.

Хомячок-мечтатель Хомячок ночью в клетке мечтает. Очень хочет он помочь кому-нибудь: часики починить, песенку сочинить, блинчиков испечь.

— Все бы тогда сказали: «Какой чудесный хомячок!» — и угос­
тили бы меня чем-нибудь вкусным, — думает он.

Днём к клетке подошли девочки.

— Какой чудесный хомячок! Хочешь семечек или печенья? —
спросили они.

Оказывается, мечтать очень полезно. Ведь мечты иногда сбы­ваются. Надо только немножечко подождать.

Чудесный смычок Этой ночью у маленького кузнечика исчез смычок. Печаль­ный сидит он на стебельке одуванчика. Из-под листочка вылез паучок.

— Отчего ты в слезах?

— Никто не узнает, какую чудесную музыку я сочиняю, — всхлипывает кузнечик. — У меня исчез смычок.

— Пойдём к светлячкам. Они по ночам не спят, а помогают всем искать путь в темноте. Много всякой всячины находят они в ночном лесу.

Светлячки впустили гостей и показали им свои находки. Чего только нет в чемодане светлячков: чьи-то часики, сумочка, очки, мячик. А вот и смычок!

— Какая удача! Я снова музыкант!

Взмах смычка, и полились чудесные звуки. Светлячки и пау­чок сидели на диване и удивлялись, как вдохновенно звучит се­годня музыка маленького кузнечика.

Е. Алифанова, Н. Егорова.

Сказочная страна Жил-был на свете маленький мальчик. Был этот мальчик очень упрямым человеком. На все уговоры он, как правило, отвечал: «Не хочу! Не буду!»

— Ну что ж, — сказала однажды мама, — придётся нам по­
жить в одной Сказочной стране. Может, это пойдёт тебе на пользу.

Посадил папа маму и мальчика в машину и повёз в Сказоч­ную страну.

Сказочная страна оказалась довольно обычной. Вишнёвые ветки в окна заглядывают. По бревенчатым стенам солнечные зайчики


бегают. Сначала мальчик подумал, что это солнечные зайчики выкрасили комнату в золотой цвет. Но потом решил, что это ком-вата выкрасила солнечных зайчиков.

Но настоящие чудеса начались рано утром следующего дня. Проснувшись, мальчик сел на окно и свесил ноги. Это было чудо номер один. В городе, например, ему строго-настрого запрещали подходить к открытому окну. Опасно! Оказывается, это так здоро­во: на окне сидеть. А тихо как! Будто в лодке по реке плывёшь...

Папа на работу уехал. Мама ещё спит. Мимо окна утка с утя­тами проковыляла. Чуть подальше, на крошечном, с пятачок, водоёмчике, тоже утки плавают. Дикие.

— Ку-ка-ре-ку! Выпью реку! — закричал петух и похлопал
себя по бокам. Гребешок его горел, точно фонарик. Роскошный
хвост переливался всеми цветами радуги.

Под крыльцом собачка Кутя щенят кормит. Щенята неуклю­жие, толстые.

Рядом с сараем тётя Поля козу доит. Дзынь-дзынь! Это молоч­ные струйки о ведро бьются. Потом это молоко на их столе ока­жется. В прохладной крынке.

— Ку-ка-ре-ку! — снова прокричал петух. И стал крутиться
около зёрнышка. Возьмёт зёрнышко в клюв — уронит. Возьмёт —
уронит. И так до тех пор, пока всех кур около себя не соберёт...

Жик-жик-жик! Это ласточка. Мимо окна пронеслась. Даже воздух зазвенел от её крыльев. У неё гнездо где-то под крышей.

Наконец мама просыпается. Она щурится от солнца и медлен­но откидывает с лица длинные волосы. Солнечные зайчики и здесь успевают: так и рассыпались по маминым волосам. Потом она разом встаёт, притягивает к себе мальчика и целует.

«Почему так хорошо в этой Сказочной стране?» — думает маль­чик, и ему совсем не хочется говорить упрямые и глупые слова:

не хочу! не буду!

Т. Рождественская.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч'] — [Ц]

Дифференциация звуков [ч'] — [ц] в слогах

ча-ца ца-ча ач-ац ача-аца

чо-цо цо-чо оч-оц очо-оцо
че-це це-че еч-ец ече-еце


чи-цы цы-чи ич-иц ичи-ицы
чу-цу цу-чу уч-уц учу-уцу

Дифференциация звуков [ч'] — [ц] в словах

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов:

лицо — личико огурец — огурчик

сестрица — сестричка крыльцо — крылечко

синица — синичка страница — страничка

заяц — зайчик кольцо — колечко

курица — курочка лисица — лисичка

Цепочка, частица, волчица, горчица, цыпочки, ученица, цве­точница, лечебница, птичница, отличница, молочница, падчери­ца, перечница, чечевица, чернильница, учительница.

2. Игра «Будем пить чай».

Материал: плоскостной самовар или картинка с его изображением; красиво разрисованная плоскостная чашка; пред­метные картинки, наклеенные на кусочки картона в виде капель.

Ход игры Рассматривается картинка с изображением самовара. Уточня­ется, для чего он нужен. Далее начинается «чаепитие» — кар­тинки-капельки «капают» из самовара в чашку. Чем больше пра­вильно названных картинок, тем полнее чашка.

3. Задание «Измени слова так, чтобы в них появился звук [ц]».
вода —... {водица) земля —... {землица)

лиса —... {лисица) коса —... {косица)

дева —... {девица) мыло —... {мыльце)

4. Задание «Измени слова так, чтобы в них появился звук [ч']».
кольцо —... {колечко) курица —... {курочка)

яйцо —... {яичко) огурец —... {огурчик)

палец —... {пальчик) пуговица —... {пуговичка)

птица —... {птичка) синица —... {синичка)

б. Задание «Восстанови в словах звуки [ч'] или [ц]»....ерта,...епь,...веты,...ерешня,...истый, сите..., сила..., моло-де..., мя..., вра..., огуре...,...асы.

6. Задание «Закончи предложение словами со звуками [ч'] или [ц]».

Снесла курочка... Аленушка печалится о... Иванушке.

Лисица охотилась на... Среди колокольчиков стрекочет...
Куница утащила... Летом целый день печёт...

 

Из маленького цыплёнка вырастет большая...


7. Игра «Крестики-нолики».

Ребята рисуют сетку 5x5 клеток. Затем взрослый читает слова; если дети услышат звук [ц], рисуют крестик, если [ч'] — нолик.

Слова: цапля, цепь, чахла, чистый, часто, цвет, борец, палец, печка, сверчок, ситец, огурец, курочка, пчёлка, очки, мельница, цве­ток, колодец, мочалка, ночь, мыльница, цель, свеча, врач, чеснок.

Дифференциация звуков [ч'] — [ц] в словосочетаниях

Чашка с блюдцем, чистая водица, чёрный ск»орец, лучистое солнце, колючий цветок, чужая граница, певчая птица, целая чашка, отличная певица, печёные яйца, чернильница с чернила­ми, птичница с цыплятами.

Дифференциация звуков [ч'] — [ц] в предложениях 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а) простых нераспространенных предложений:
Младенец плачет. Мальчики смеются.
Солнце печёт. Черёмуха цветёт.
Конница скачет. Девочка качается.

Заяц скачет. Водичка льётся.

б) простых распространенных предложений:

Курочка снесла яйцо. Птичница ухаживает за птицей.

Светит лучистое солнце. В лечебнице работают врачи.

Учительница учит детей. На цветок села пчела.

Жучка сидит на цепи у крыльца. Весной прилетают грачи и скворцы. Курица и цыплята пьют чистую водицу. Очень часто у Ванечки бьются блюдца. У ученицы есть ручка и чернильница. Мама налила целую чашку цветочного чая. Сегодня на концерте выступит отличная певица. 2. Задание «Составь предложения с данными словами». Цветок, пчёлка; цыплёнок, червяк; скворец, скворечник; учи­тельница, ученики; чайка, цапля.

Дифференциация звуков [ч'] — [ц] в загадках

Стоят в один ряд острые пальчики — цап-цараики: подбирай охапки.

{Грабли.)

Когда часовой бывает цветком?

{Когда стоит не за будкой.)


Тридцать два молотят, Дом построен для певца —

Один поворачивает. Ходят тучи у крыльца.

(Зубы и язык.) (Скворечник.)

Идут три человека, Одного отца-матери дети, Меж собой не братья.

(Сестры.)

Дифференциация звуков [ч*][ц] в чистоговорках, скоро­говорках, пословицах, поговорках и стихах

ца-ца-ца — идёт курица

ча-ча-ча — нет грача

цо-цо-цо — курица снесла яйцо

чо-чо-чо — положи на плечо

ец-ец-ец — приехал кузнец

еч-еч-еч — затопили печь

цу-цу-цу — поймали птицу

чу-чу-чу — принеси свечу

цы-цы-цы — красивые птенцы

чи-чи-чи — прилетели к нам грачи

ач-ач-ач — только ты не плачь

ац-ац-ац — новенький матрац

ич-ич-ич — упал кирпич

иц-иц-иц — в аптечке шприц

еч-еч-еч — мне купили меч

ец-ец-ец — у птички есть птенец

У цапли цыплёнок, а у зайки зайчонок.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

Без пословицы речь не молвится.

Волки чуют, где овцы ночуют.

Яйца курицу не учат.

Не* конца без начала.

Разноцветные сны Тому, кто лёг на правый бочок, Может присниться белый бычок. Тому, кто лёг на левый бочок, Может присниться чёрный бычок. А тому, кто спит на спинке, Красные яблоки снятся в корзинке.

А. Седугин.


Рано-рано начала Свой рабочий день пчела. Облетела все цветы, Чтобы мёд отведал ты.

А. Кондратьев.

Натянула рукавички, Застегнула пальтецо. Ветер трогает косички, Дует весело в лицо... Потерялись рукавички, Расстегнулось пальтецо... Очень трудно без привычки! Ветер очень бьёт в лицо!

Е. Благинина.

То Ц. то Ч Будем слово изменять, Ц на Ч в нём заменять. С буквой Ц водица, с буквой Ч водичка, с Ц взлетела птица, с Ч взлетела птичка. Если с Ц — больница, если с Ч — больничка, с Ц у нас сестрица, с Ч у нас сестричка. Букву Ц лисица не отдаст лисичке. Нет ведь Ч в синице, есть зато в синичке. И кольцо в колечке Ц легко теряет. Может, только почка Буквы Ц не знает. Л. Успенская, М. Успенский.

Птица Два крыла петух развёл, Стал петух гордиться'. — Я, — сказал он, — Не орёл,

Но немножко птица. Если очень захочу — Закричу и полечу.

Г. Остер.


Носит одуванчик Жёлтый сарафанчик. Подрастёт — нарядится В беленькое платьице.

Е. Серова.

Ветка чуть качается, Дождик не кончается. С нами старый скворушка До весны прощается.

М. Ивенсен.

У водопада Случается, случается, река вдруг обрывается. Куда ж она девается? Быть может, испаряется до срока, до поры. Но иногда случается — бросается, бросается вниз головой с горы.

С. Косенко.

Мишка Замело пути-дороги Белым снегом за селом. Мишка сладко спит в берлоге, Там, где частый бурелом. В небе звёздочка искрится, В колокольчик полночь бьёт. Мишке бочка мёда снится Снова в ночь под Новый год. Е. Александрова. Говорит цветку пчела:

— Я работать начала! Говорит пчеле цветок:

— Если так — бери медок!

В. Лисичкин.

В огороде, у скамейки, Целый день скучают лейки. В небе очень тучно, Потому и скучно.

Г. Лагздынь.


нтооы обо всём узнать. пер. с бел. Е. Благининой. Целый месяц лисице очень плохо спится. Мечтает лисица навестить куницу. Сплетница лисица в неведеньи томится: Зачем куница ездила в столицу? Е. Алифанова, Н. Егорова. Дифференциация звуков [ч*]— [ц]в рассказах, сказках День наступил Звенит по камешкам ручей. Река шумит. С криком летит к нам стая журавлей. Луг покрылся ковром из пёстрых цветов. Весело жужжит пчела. Она перелетает с цветка на цветок. Солнце весело глядит на прекрасную картину дня. Скоро наступит вечер. Г. Гуляева.

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

весь в росе,

как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

ты же видишь —

мы свои! С. Поеореловский. Кувшинка Там, где волны бегают В заводи речной, Там кувшинка белая Зацвела весной. Величаво лебеди Подплывают к ней, Радуются лебеди: «Нет цветка милей».

И. Мельничук. Учатся медведи Ездить на мопеде. Учатся олени Танцевать на сцене. Дети учатся читать, Чтобы обо всём узнать.


Кто чему научится Чему первым делом Научится кошка?

— Хватать!

Чему первым делом Научится птица?

— Летать!

Чему первым делом Научится школьник?

— Читать!

Котёнок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их мамы и папы

не знают, Кем станут, кем вырастут

дети. В. Берестов. Скучная картина!

Тучи без конца, Дождик так и льётся.

Лужи у крыльца. А. Плещеев. Солнце ласко смеётся, Светит ярче, горячей. И с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей.

Я. Колос;


В горах

Хорошо ранней осенью в горах. На зелёных склонах пестреют поздние цветы. Они тянут головки к солнцу и жадно пьют его последние лучи.

Вокруг пучки жёлтой травы. Вот из серых скал выползла туча. Потемнела горная местность. Посыпал колючий дождь и град. Туча быстро прошла. Солнце съело крупинки града. Цветы вновь раскрыли свои лепестки. Весело зажужжали жуки и пчёлы. Ско­ро наступит холодная звёздная ночь.

По Г. Скребицкому.

Первый червяк Повела курица цыплят учить червяков искать.

— Червяки бывают разные, и найти непросто, — учила кури­
ца цыплят.

; Восемь цыплят слушали курицу, а два цыплёнка не стали слу-I шать. Они сразу побежали искать червяков, чтобы первыми их

найти. I Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.

— Это и есть червяк, — закричал цыплёнок.

Долго трудились цыплята. Наконец откопали червяка и гордо понесли его, чтобы показать братцам.

— Вот что такое червяк, — сказали цыплята и бросили гвоздь.

По М. Петрову.

Как лиса училась летать {русская народная сказка) Очень хотелось лисе научиться летать. И вот встретила она журавля. Журавль и спрашивает лису:

— Что, лисица, умеешь летать?

— Нет, не умею. Научи меня.

— Садись на меня, научу.

Села лиса на журавля. Поднял её журавль высоко-высоко.

— Что, лисица, видишь землю?

— Едва вижу: с овчину земля кажется!

Журавль её и стряхнул с себя. Упала лисица на стог сена. Журавль подлетел и спрашивает:

— Ну как, научилась, лисица, летать?

— Летать-то умею — садиться тяжело.

— Садись на меня опять, научу.

Села лиса на журавля. Выше прежнего поднял он её и сбросил

с себя.

Упала лисица на болото — еле выбралась из него.

 

Так лисица и не научилась летать.


У страха глаза велики (русская народная сказка)

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были вёдра боль­шие, у внучки поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колодца, куроч­ка — из лужицы, а мышка — из следа поросячьего копытца.

Назад идут — у бабушки вода — трё-ёх! плё-ёх! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой заяц сидел. Налетел на яблоньку ветерок, качнул, яб­локо — хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка под лавку упала, внучка за бабушку спряталась, курочка на печ­ку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!»

Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне под­кралась, чуть не сцапала!»

А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страс­ти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с ружьями; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: у страха глаза велики: чего нет, и то видят.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч'] — [С] ([С'])

Дифференциация звуков [ч'] — [с] ([с']) в слогах

ча-са са-ча ча-са-ча-са

чо-со со-чо чо-со-чо-со


 

чу-су су-чу чу-су-чу-су
чи-сы сы-чи чи-сы-чи-сы
че-се се-че че-се-че-се

Дифференциация звуков [ч*] — [с] ([с']) в словах

Час, часы, часто, чисто, число, чувство, честность, часовой, чистота, чистить.

Сачок, сучок, свечка, скачок, сверчок, спичка, синичка, кис­точка, косточка, сказочка, Сонечка, Сенечка, сыночек, свисто­чек, кусточек, семечки, саночки.

Дифференциация звуков [ч*] — [с] ([с']) в словосочетаниях

Чистые руки, честный человек, точные часы, чудесная ска­зочка, сливовая косточка, подсолнечные семечки, новые саноч­ки, чувствительная девочка, Сонечкина сумочка, Сенечкина со­бачка, послушный сыночек.

Дифференциация звуков [ч'] — [с] ([с']) в предложениях

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а) простых нераспространенных предложений:
Сломался сучок. Скачет сверчок.
Поёт синичка. Горит свечка.
Висит сачок. Читается сказочка.

б) простых распространенных предложений:

Собачке дали косточку. Сыночек свистит в свисточек.

Сонечка читает сказочку. У Сенечки чистые руки. Сонечка катается на саночках. Сенечка часто чистит ботиночки. Чудесная сказочка есть у девочки. Все любят подсолнечные семечки.

2. Задание «Составь предложения с данными словами».
Часы, чинить; сачок, бабочка; сумочка, девочка; собачка, кос­
точка; Сонечка, сказочка.

Дифференциация звуков [ч'] — [с] ([с']) в загадках

В этой молодице Нахлобучил старичок

Прячутся сестрицы. Ярко-красный колпачок.

Каждая сестрица Колпачок красив на вид,

Для меньшой темница. Только горечью набит.

(Матрёшки.) (Перец.)


 




Шёл с цветами новичок, За плечами сундучок. (Первоклассник.) Овцы чёрные На белой равнине пасутся. (Буквы на бумаге.)

Эй, звоночки, Синий цвет, С язычком, А звону нет.

(Колокольчики.) Зубаста и кусача Кусается и плачет.

(Пила.)

Date: 2015-10-19; view: 2993; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию