Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование произносительных навыков





Постановка звука [ч']

Правильного звучания звука [ч'] можно добиться, слитно про­износя звукосочетание тш, сначала в медленном, а затем в быст­ром темпе.

Также звук [ч*] можно поставить от мягкого звука [т'], произ­носимого в прямом слоге ти или обратном ать. Ребенок произно­сит насколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усиле­нием выдоха на согласном элементе. В момент произнесения


 




взрослый с помощью шпателя или зонда № 5 слегка отодвигает назад кончик языка. Тот же акустический эффект может быть по­лучен при введении зонда под язык. В момент произнесения взрос­лый слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодви­гает его назад. Звук [ч'] легче вызывается в обратных слогах.

Изолированное произношение звука [ч']

Игры: «Поезд», «Кузнечики» (см. Приложение 3).

Автоматизация звука [ч'] в слогах

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а) прямых слогов и слоговых рядов:

ча-ча-ча ча-чо-ча

чо-чо-чо чо-ча-чо

чи-чи-чи чи-чу-чи

чу-чу-чу чу-чи-чу

че-че-че че-чо-че

б) обратных слогов и слоговых рядов:

ач-ач-ач ач-оч-ач

оч-оч-оч оч-ач-оч

ич-ич-ич ич-уч-ич

уч-уч-уч уч-еч-уч

яч-яч-яч еч-яч-еч

юч-юч-юч яч-юч-яч

в) слогов и слоговых рядов:

ача-ача-ача ача-ачо-ача

ачо-ачо-ачо ачо-ача-ачо

ачу-ачу-ачу ачу-ачи-ачу

ачи-ачи-ачи ачи-аче-ачи

аче-аче-аче аче-ачи-аче

г) слогов со стечениями согласных и слоговых рядов:
чка-чка-чка чка-чко-чка чта-что-чту-чты
чко-чко-чко чко-чка-чко тча-тчо-тчу-тчи
чку-чку-чку чку-чки-чку атч-отч-утч-итч
чки-чки-чки чки-чку-чки ачт-очт-учт-ычт
чке-чке-чке чке-чки-чке


 

2. Произнесение слогов на протяжном выдохе.

3. Игра «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинако­вые или различные слоги-приветствия: ча, чо, чу, чи, че и т. д.

4. Игра «Поиграй на пианино».

Ребенок имитирует игру на пианино, произнося на каждый удар пальчиком по столу одинаковые или различные слоги со звуком [ч'].

б. Упражнение «Закончи слово».

Ту... (ча), да... (ча), ку... (ча), кру... (ча), ветре... (ча), зада... (ча), све... (ча), добы... (ча).

Лу... (чи), клю... (чи), кри... (чи), кирпи... (чи), труба... (чи), вра... (чи), мол... (чи), гра... (чи).

Сту... (чу), ветре... (чу), кри.„ (чу), вер... (чу), мол... (чу), ска... (чу).

в. Задание «Произнеси слог столько раз, сколько тебе лет
(фигур на листе и т. д.)».

Автоматизация звука [ч'] в словах

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов:

а) со звуком [ч'] в начале:

чан, час, чай, чаша, чашка, чайка, чайник; чабан, чалма; чёлка, чёрный, чёрточка; чек, черви;

чешуя, черта, чепчик, чепуха, чемпион, чемодан, чеканка, человек, черепаха;

чуб, чудо, чучело, чудище;

чулок, чудак, чугун, чужой, чудеса;

чисто, чижик, чистильщик;

число, читать, чихать, чинить, чистота;

б) со звуком [ч'] в середине:
туча, дача, кочан, добыча, алыча;

бачок*; бычок, жучок, плечо, учёба, крючок, печёнка, волчо­нок, галчонок;

качели, учение, печенье;

жемчуг, дочурка, кольчуга;

калачи, врачи, грачи, мячик, пончик, ключик, пальчик, маль­чик, одуванчик, личинка;


 




почта, мечта, мачта, почва, чукча, почтарь, почтальон, почто­вый, чтение, почтение, потчевать, отличник, почтительный;

в) со звуком [ч'] в конце:

мяч, плач, ткач, плач, врач, кумач, плач, калач, богач;

ночь, дочь;

меч, лечь, жечь, речь, беречь;

бич, дичь, клич, кирпич, москвич;

ключ, обруч.

2. Задание «Кто найдет в комнате больше предметов со зву­ком [ч']».

3. Игра «Запомни, повтори».

4. Игра «Телеграф».

5. Игра «Счет 110».

Чашка, чайка, чайник, час, чемодан, мальчик, туча, девочка, врач,грач.

в. Игра «Назови ласково» (упражнение в образовании слов
с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

блюдце —... {блюдечко) овца —... собака —.

белка —... ложка —... кольцо —

пуговица —... вилка —... сани —.„

рукавица —... галка —... лицо —...

шапка —... коса —... сумка —..

палец —... мяч —... заяц —...

стул —... стакан —... замок —..

чулок —... чулан —... чуб —...

чудак —... ключ —... пенёк —

носок —... кувшин —... сарафан —...

песок —... пояс —... сын —...

колокол —... самовар —...

7. Игра «Напоим Чебурашку чаем».

Материал: игрушки (Чебурашка, чайник, чашка, чайная и столовая ложки, кастрюля, сковорода, стол, стул) и продукты питания (булочка, печенье, картофель, лук).

Ход игры

Дети должны усадить Чебурашку на стул, поставить перед ним чайную посуду, а из продуктов отобрать печенье и булочку. Каж­дый предмет они называют.

Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук [ч'] в словах, отобрали действительно необходимые предме­ты и продукты питания.


8. Задание «Добавь недостающее слово в предложение».

Не придётся старику Поскорее наливай

В тишине попить.» (чайку). Мне в стакан горячий...

А. Барто. (чай).

Наша Таня громко плачет: 3- Александрова.

Уронила в речку... (мячик). А горы всё выше,

— Тише, Танечка, не плачь! А горы всё круче,
Не утонет в речке... (мяч). А горы уходят

А. Барто. Под самые... (тучи).
Рады зайчики и белочки, к- Чуковский.

Рады мальчики и... (девочки). Мёд в лесу медведь нашёл,

К. Чуковский. Мало мёду, много... (пчёл).
Что случилось? Что за крик? С. Маршак.

— Это тонет... (ученик)\ я не бегаю к врачу —
Он упал с обрыва в реку — Я сама его...- (лечу).
Помогите... (человеку)] с. Михалков.

С. Михалков.

9. Задание «Образуй отчество мужского рода».
Иван —... (Иванович)

Роман —... Пётр —... и т. д.

Date: 2015-10-19; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию