Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Автоматизация звука [Ш'] в слогах1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение: а) прямых слогов и слоговых рядов: ща-ща-ща ща-що-ща ща-що-щу-ще що-що-що що-ща-що що-щи-ща-щу щу-щу-щу щу-щи-щу щу-ще-щи-ща щи-щи-щи щи-щу-щи щи-ще-щу-ща ще-ще-ще ще-щу-ще ще-щу-ща-що щу-ще-щу б) обратных слогов и слоговых рядов: ащ-ащ-ащ ащ-ощ-ащ ощ-ощ-ощ ощ-ащ-ощ ущ-ущ-ущ ущ-ищ-ущ ищ-ищ-ищ ищ-ещ-ищ ещ-ещтещ ещ-ющ-ещ ющ-ющ-ющ ющ-ящ-ющ ящ-ящ-ящ ящ-ащ-ящ
в) слогов и слоговых рядов: аща-аща-аща аща-ащо-аща ащо-ащо-ащо ащо-ащу-ащо ащу-ащу-ащу ащу-ащи-ащу ащи-ащи-ащи ащи-аще-ащи аще-аще-аще аще-аща-аще 2. Произнесение слогов на протяжном выдохе. 3. Игра «Здравствуй, пальчик». Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги-приветствия: ща, що, щу, щи, ще и т. д. 4. Игра «Поиграй на пианино». Ребенок имитирует игру на пианино, произнося на каждый удар пальчиком по столу одинаковые или различные слоги со звуком [ш']. б. Упражнение «Закончи слово». Пи... (ща), ро... (ща), ча... (ща), ту... (ща). Та... (щу), и... (щу), пи... (щу), чи... (щу). Жили... (ще), учили... (ще), убежи... (ще), корневи... (ще). 6. Задание «Произнеси слог столько раз, сколько тебе лет (фигур на листе и т. д.)». Автоматизация звука в словах [ш'] 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов: а) со звуком [ш'] в начале: щи, щит; щука, щучка, щуплый, щупальца, щуриться; щель, щебет, щебень, щепка, щедрый; щётка, щёчка, щёлка; щавель, щадить, щегол, щенок, щетина, щипать, щипцы, щиток; б) со звуком [Ш'] в конце: лещ, клещ, борщ, вещь, мощь, плащ, прыщ; овощ, помощь, товарищ; в) со звуком [Ш'] в середине: пища, роща, гуща, площадь, площадка; пещера, жилище, убежище, училище, прощение, угощение, ящерица, трещина, помещение, восхищение, прищепка, трещоткм; ищи, тащи, пищи, вещи, клещи, ящик, овощи; ищу, тащу, чищу; ямщик, пильщик, гонщик, хищник, сварщик, зимовщик, выдумщик, купальщик, наборщик, фонарщик, кладовщик, стекольщик,, чистильщик, точильщик, каменщик, барабанщик. 2. Задание «Образуй существительные, обозначающие про работает на экскаваторе —... (экскаваторщик) дрессирует животных —... стеклит окна —... регулирует уличное движение —... точит ножи —... 3. Задание «Образуй существительные с увеличительными кулак —... (кулачище) ремень —... сила —... топор —... рука —... нога —... сапог —... глаза —... голос —... нос —... карман —... усы —... 4. Задание «Подбери слова-синонимы». Строят гнёзда в роще —... (жилища). Добывают корм птенцам —... (пищу). 5. Игра «Хрюша — художник». Материал: сюжетная каринка, на которой изображен поросенок, держащий палитру и кисти, перед пустым мольбертом; белые картонные прямоугольники (в рамочках) с изображениями предметов, в названии которых есть звук [ш']. Ход игры Картины выставляются на мольберт, ребенок называет то, что изображено, четко артикулируя звук [ш']. в. Игра «Отгадай, что взял Петрушка». Материал: кукла Петрушка; предметы, в названии которых есть звук [ш']: щетка, ящик, клещи, щенок (игрушка). Ход игры Взрослый ставит на стол четыре предмета, в названии которых есть звук [ш'], просит детей назвать их и запомнить. После •того появляется Петрушка, здоровается с детьми. Взрослый говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на Столе, но он не хочет, чтобы ребята видели, что он возьмет. Дети мкрывают глаза, и взрослый убирает один из предметов. Ребята
открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, например, щетка, взрослый спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» Дети отвечают. Постепенно взрослый убирает все предметы, а дети угадывают и говорят, зачем они нужны. Взрослый следит, чтобы все дети были внимательны, правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком [Ш'], выделяя его голосом. 7. Задание «Добавь недостающее слово в предложение». Лучше, мама, не пищи, На дверях висел замок, Ты мне няньку... (поищи)\ Взаперти сидел... (щенок). С. Маршак. С. Михалков.
Как у нашей дочки Розовые... (щёчки). Е. Благинина. И сейчас же щётки, щётки Затрещали, как... (трещотки). А в болоте медведица рыщет, Медвежат под корягами... (ищет). К. Чуковский. Автоматизация звука [нГ] в словосочетаниях 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слово Зелёный щавель, вкусные щи, пощадить врага, румяные щёчки, маленький щенок, берёзовая роща, детская площадка, чистое помещение, шустрая ящерица, сапожная щётка, хищная щука, щупальца осьминога, щурить глаза, щелчок по лбу, в полу щель, щи из щавеля, глаза как щёлки. 2. Образование действительных причастий настоящего вре
идти —... защищать —. щебетать —... пищать —... дрожать —... играть —... восхищаться -возвращаться бурлить —... дымиться —.. Автоматизация звука [пГ] в предложениях 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение: а) простых нераспространенных предложений: Чаща шумит. Растёт щавель. Поёт щегол. Рыщет щука. Чистит щётка. Пришла помощь. Щебечет птичка. Нашлись вещи. б) простых распространенных предложений: Катя любит овощи. Под горой раскинулась роща. Миша надел плащ. В пруду водились лещи и щука. Маша рвала щавель. Щёки на морозе покраснели. В чаще пел щегол. У товарища есть настоящий щенок. Дети пошли в рощу. Щенок жалобно пищал. Гуси щиплют траву. На поляне рос щавель. Я как можно чаще чищу щёткой свои вещи. 2. Задание «Составь предложения с данными словами». овощи. 3. Задание «Ответь на вопрос полным предложением». — Что можно сварить из овощей? — Что чистят щёткой? — Какая хищная рыба обитает в белорусских водоёмах? — Какую службу вызывают по телефону 03? — Как называется съедобное зелёное растение, из которого варят щи? — Как называют детёныша собаки? — Как называлось жилище первобытных людей? 4. Образование существительных от глаголов и составление освещать —... (освещение) —... (На площади яркое освещение.) восхищаться —... совещаться —... посещать —... возмущаться —... вращать —... смущать —... посвящать —... похищать —... Автоматизация звука [ЯР] в загадках Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.) Чудо-ящик — в нём окно, в том окошечке — кино. (Телевизор.)
Я, как зонт, не промокаю, От дождя вас защищаю И от ветра вас укрою. Ну так что же я такое? (Плащ.) Летит, пищит, Ножки длинные тащит. Случай не упустит — Сядет и укусит. (Комар.) Автоматизация звука [Ш'] в чистоговорках, скороговорках, стихах
иду я без плаща мы несём домой леща -приготовлю щи -щеночка поищи -я тебя ищу -щётку утащу я в плаще щу-щу-щу — случаи я не упущу щу-щу-щу — леща тащу щи-щи-щи — выросли плющи щи-щи-щи — меня ищи-свищи ещ-ещ-ещ — огромный лещ ащ-ащ-ащ — мы наденем плащ ущ-ущ-ущ — вырос плющ ща-ща-ща — дождь идёт — я без плаща ще-ще-ще — нет дождя, а я в плаще щу-щу-щу — я тебя не отпущу щи-щи-щи — ты иди, меня ищи! щу-щу-щу — вот теперь-то отыщу Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи — вот наши вещи. Щенок за обе щёки уплетает из щавеля щи. Щенок жалобно пищит, тащит он тяжёлый щит. Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. Борщ да каша — пища наша. Щуку и леща в роще не сыщешь. Наша Фрося ищет в роще Щавеля на борщ и во щи, А щавель найти нам проще На лугу за этой рощей. Ищут Катя с Таней вещи: Ищут щётки, ищут клещи, Плащ, ботинки, ящик, лейку. Папа ищет им ищейку. Щенок Щенка кормили молоком, Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком — Ему пощупать нос. Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду. А он, расстроенный слегка, Шагал на поводу. Встреча Я шёл по улице пешком И повстречался со щенком. И неизвестно почему Я вдруг понравился ему. И несмотря на летний зной, Щенок всё время шёл за мной. Дошли мы вместе до ворот, И вдруг щенок пошёл вперёд. Я закричал, позвал щенка, Он зарычал издалека. Он не хотел за мной идти. Нам просто было по пути. Щука Щука проглотила щётку, Щётка ей щекочет глотку. «Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?» Г. Виеру. Два щенка щека к щеке Щётку грызли в уголке. С. Михалков. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут. А. Пушкин. Пёс тащит щётку, Щенок тащит щепку. Ведь для щенка Пока и щепка велика. Щётка в ящике лежит, Щенок к ящику бежит. Он ищет её тщательно И стащит обязательно. Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой — сапоги, Этой щёткой чищу брюки, Этой чищу я щенка, Щекочу ему бока. С. Маршак. Мой щенок Щенок такой тщедушный был. Его я щами всё кормил, От злющей стужи защищал. Щенок от радости пищал. Ещё бы! Он счастливым рос! Теперь мой щен не щен, а пёс — настоящий. Е. Благинина. За речкой, в роще тихой, Жил щегол с щеглихой, А щеглиха у щегла Щеголихою была. А. Усачев.
Щука Щука в озере жила, Червячка с крючка сняла. Наварила щука щей, Пригласила трёх ершей. Говорили всем ерши: — Щи у щуки хороши! В. Мусатов. Один щенок был одинок, Бродил он неприкаянно, И наконец решил щенок: Найду себе хозяина! И я бы мог К щенку Козлёнок подошёл. — Ты кто? — Щенок. — А я козёл. Гляди, как я умею: Скок! — И я могу, — сказал щенок. — А я по травке побегу! Щенок сказал: — И я могу... — А хочешь, я — о стенку лбом? Гляди, как я умею: Бом! — Немудрено. И я бы мог, А. Шибаев. Вот так щука — Нина! Нина! — Наше счастье. Ну, тащи! Вот так счастье! Вот так щука! — Нету щуки... Не ищи. Считалка Щуку тощую с реки Притащили рыбаки. Щука хищная страшней, Чем страшилище Кощей. Мы ей дали овощей И погуще жирных щей. Щука шлёпнула хвостом, Словно щёлкнула хлыстом, И таким ударом крепким Расщепила стол на щепки. Е. Ефимовский. Клюёт Что в речке? Щука, лещ, судак. А в челноке сидит рыбак. Но ни леща, ни судака ещё не выловил пока. И нет ни щуки, ни ерша... Река струится не спеша. Челнок качает рыбака. А что рыбак? Сидит и ждёт. А рыба? Рыба не клюёт. Клюёт! Кто? Щука? Лещ? Судак? Не лещ, не щука — сам рыбак носом клюёт... А. Шибаев. Автоматизация звука [ОТ] в рассказах Ящерица Саша поймал ящерицу. Он принёс ящерицу домой и положил её в ящик. Угощением для ящерицы были кузнечики. Ящерица наелась и заснула в ящике. Щегол У Вали был щегол. Щегол сидел в клетке и никогда не пел. Валя пришла к щеглу и спросила: — Почему ты не поёшь песни, щегол? — Выпусти меня на волю из клетки, — попросил щегол. Когда наступила весна, Валя открыла клетку и выпустила щегла на волю. Щегол сел на дерево и пел для Вали весь день. Ж. Флерова. Щеглёнок и щенок У Ани — щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький. Щенок-непоседа Катя обещала маме помыть овощи для щей. Её отвлёк щенок. Он хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но не сиделось щенку в ящике. Он попытался вылезти. Ящик наклонился и упал. Щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовёт Катю на помощь. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: «Сиди спокойно. Я помою овощи, ведь обещания надо выполнять, а потом мы вместе погуляем». Щенок понимающе кивнул. Е. Алифанова, Н. Егорова. Воробей Я возвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел мокрый воробышек. Он беспомощно растопырил крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхищался героизмом маленькой птички. По И. Тургеневу.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [НГ] — [С] ([С]) Дифференциация звуков рп'] — [с] ([с']) в слогах
са-ща-са ся-ща-ся су-щу-су сю-щу-сю си-щи-си се-ще-се сё-щё-сё со-щё-со
|