Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тафси́р





Как мы говорили до этого, слово тафсир означает «толкование, разъяснение чего-то». В исламе этим словом обозначают науку, дающую толкование Корану. Мы уже объясняли про хадисы. Хадисы, то есть слова пророка (ﷺ), являются первым источником, разъясняющим Коран. Неудивительно, что посланник Аллаха (ﷺ) является первым толкователем книги Всевышнего, ведь Коран был ниспослан именно ему! Ниспослав Коран пророку (ﷺ), Всевышний приказал ему: «...А тебе Мы ниспослали напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались!». (Сура «Пчёлы», аят 44).

Если посланник Аллаха (ﷺ) был первым толкователем Корана и учителем учителей, то его сподвижники – это люди, которые лучше всех понимали сказанное пророком (ﷺ) о книге Аллаха. Значит, в тафсире весьма важно и то, как понимали тот или иной аят сами сподижники. Таким образом, учёный по тафсиру – это не просто человек, читающий Коран красиво или знающий его наизусть, но и тот, кто знает историю ниспослания каждого аята, а также то, что имелось в виду в нём. Естественно, науки ислама взаимосвязаны друг с другом. Можно ли, например, понимать тонкости аята, не зная арабский язык? Можно ли толковать Коран без знаний о хадисах? Можно ли обойтись без трудов великих учёных, написавших тафсиры до нас? Не изучив эти книги и не опираяь на знания их авторов, мы не можем выдумать толкование тому или иному аяту, да и не имеем на то права. Книг по тафсиру было много, но самыми правильными, известными и распространёнными являются следующие: Ибн Касир, Куртуби, Табари, Джяляляйн, Суюти, Фатхуль кадир, Багави, Саади. Есть и другие труды, но для получения представления о тафсире хватило бы и этих. Для того, чтобы понять, как даётся толкование Корану, вспомним суру «Фатиха». Наука тафсира разъясняет, что́ говорил по поводу этой суры пророк (ﷺ), что́ говорили о ней сподвижники, когда и для чего читается сура «Фатиха», какая награда обещана за её чтение и так далее. Нужно помнить и то, что у каждого учёного есть сферы, в которых он разбирается лучше. Используя свои сильные стороны, языковед может разъяснить филологические тонкости суры, учёный по хадисам – то, какие хадисы есть об этой суре, учёный по акиде – то, как данная сура помогает укрепить веру... Действительно, Коран – это как бескрайний океан, и если бы даже все учёные стали объяснять его чудеса, то и тогда мы не услышали бы всего о величии Корана.

Важность тафсира мы понимаем и из того, что исламская религия опирается в первую очередь на Коран, а знание о Коране – на тафсир. Но для правильного понимания тафсира недостаточно обычного чтения, так как требуются знания о законах этой науки. К сожалению, некоторые люди в наше время пытаются толковать Коран сами, пишут статьи и книги, выступают на передачах, при этом они не имеют ни малейшего представления о науках ислама и правилах, регламентирующих эти науки. О людях, поступающих таким образом, великий сподвижник Абу Бакр сказал: «Какое небо меня осенит, какая земля меня будет держать, если я скажу о книге Аллаха то, чего не знаю!». Так сподвижники боялись ответственности за распространение неправильных мыслей о Коране, и в этом они должны являться для нас примером. Да поможет нам Аллах понять суть Корана и руководствоваться им во всех наших делах, аминь.

Конец шестнадцатого урока.

Урок № 17

Фикх

На этом уроке мы поговорим про фикх, то есть исламское право. Слово «фикх» в переводе с древнеарабского означает «понимание». Во время пророка (ﷺ) под этим словом понимали знания о религии в целом, так как в ту эпоху эти знания не делились на акиду, таджвид, тафсир, хадисы и т. д. Однажды посланник Аллаха (ﷺ) попросил за Ибн Аббаса, своего двоюродного брата: «Аллаху́мма факки́хху фид-ди́н», что означает «О Аллах, дай ему понимание религии!». Действительно, Ибн Аббас – один из первейших и самых великих учёных этой уммы. Таких людей раньше называли «факи́х». Если во время пророка (ﷺ) и в последующее поколение слово «факих» означало «знающий человек», то позже им стали называть того, кто изучал правовые вопросы ислама. Так фикх стал специализиоваться на вопросах дозволенности-недозволенности вещей, что сомнительно, что нежелательно и так далее. Говоря другими словами, фикх начал изучать, что – халяль (дозволено), что – харам (недозволено), что – мустаха́б (то есть, желательно), что – макру́х (нежелательно) и какие доводы из Корана и сунны существуют на те или иные дела и понятия. Человек, изучающий фикх, начинает с того, как следует справлять нужду, и далее – как совершать омовение, намаз, закят, пост, хадж; вести торговые дела, а также разбирать вопросы, касающиеся семьи, общества, государства... Аналогом факиха является юрист – не зря слово «факих» иногда переводят как «знаток исламской юриспруденции». Подобно тому, как существует много ветвей юриспруденции, факихи по сфере своей работы тоже делятся на много профессий: если чьи-то знания позволяют быть учителем фикха в медресе, то другие несут службу в качестве первого факиха государства, то есть «ка́дыя». Как правило, ка́дый рассматривает не только брако-разводные вопросы какой-то семьи или вопросы наследственных прав, но и дела, связанные с внешней политикой государства, озвучивая свою оценку по ним.

Как и все науки ислама, фикх плотно связан со знаниями других сфер, так как омовение, намаз, закят и другие дела опираются на Коран и сунну в первую очередь, следовательно, фикх без хадисов и тафсира был бы подобен человеку без двух глаз. Но ведь и тафсир, и хадис изучаются на арабском языке – значит, мы лишний раз понимаем важность языка Корана.

Учёных, изучавших, преподаваших и систематизировавших фикх, было много. Невозможно перечислить имена всех, но упомянем некоторых из них: Абу Ханифа Ан-Нугман, Малик ибн Анас, Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафиги, Ахмад ибн Ханбал. Это самые известные имена на сегодняшний день, так как изучение фикха ими было серьёзно настолько, что в результате их стараний появились новые учёные и труды. На основе фетв[32], отражающих взгляды этих ученых, появились их юридические школы, так называемые мазхабы. То есть, образовались ханафитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский мазхабы. Это – самые распространённые и известные мазхабы на сегодня. Ввиду того, что суннитских учёных было больше, количество мазхабов не ограничивалось этими четырьмя. Но не все они дошли до нас – либо потому, что ученики не записывали уроки своих учителей, либо потому, что не сохранились книги, либо имелась какая-то другая причина. Говоря «мазхаб», важно помнить следующее: хотя учёные отличались друг от друга во взглядах и фетвах, они уважали других учёных, дружили с ними и помогали им. Того требует дух ислама, основанный на братстве, единстве, взаимопомощи. Упомянутые нами Малик и Аш-Шафиги были друзьями, ходили друг к другу в гости. До того, как Мухаммад Аш-Шафиги стал учёным, он был учеником имама Малика... В общем, в мире ислама есть четыре суннитских мазхаба, и первый из них по времени образования – ханафитский мазхаб – является официальным в нашей республике (Башкортостан).

Призываю вас изучать положения и доводы фикха серьёзно. Ведь не зря посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Кому Аллах пожелает добра, тому он даёт понимание религии». (В оригинале хадиса использовано именно слово «фикх»). Упомянем некоторые книги по фикху, переведённые на русский язык. Постарайтесь приобрести их в исламских магазинах или в мечетях. Книга Сайида Сабика «Фикх Ас-Сунна», книга Ибн Хаджара Аль-Аскаляний «Достижение цели», «70 вопросов о посте» Мухаммада Мунаджида, «Описание молитвы пророка» Аль-Альбани, «Ханафитский фикх в новом обличье» Махмуда Тахмаза. Ввиду того, что больших и маленьких книг по фикху имеется много, мы привели названия только некоторых из них. Если прочитаете хотя бы упомянутое, получите немалый объём знаний, если на то будет воля Аллаха. Пусть Всевышний откроет вам врата знаний, аминь!

Конец семнадцатого урока.

 

Урок № 18

Хадисы

Сегодня мы поговорим о хадисах, вернее науки хадисоведения. Как мы уже говорили, ислам берётся из Корана и слов посланника Аллаха (ﷺ).

Если Коран – это книга Аллаха, переданная пророку (ﷺ) через ангела Джибрила, то хадисы – это слова посланника Аллаха (ﷺ), сказанные им для объяснения этой Книги. То есть, хадисы – это ключ к Корану, и мы не поняли бы его без них. Например, в Коране сказано о том, что наказанием вора является отрубание его руки: «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый!». (Сура «Трапеза», аят 38.). Но значит ли это, что ислам предписывает рубить руку за любую кражу? А что нужно понимать под словом «руки»? Обе руки? Кончики пальцев? До локтя или до какой части? Нужно ли учитывать мотив, размер, время, обстоятельства кражи? Все эти жизненно важные тонкости и объясняются хадисами, то есть словами посланника Аллаха (ﷺ).

Таким образом, тот, кто будеть делать выводы только из аятов и не брать в расчёт хадисы, заблудится со стопроцентной вероятностью. Поэтому учёные ислама придавали огромное значение изучению хадисов. Так появилась наука “ гильмуль хадис”, то есть хадисоведение. Учёные этой науки изучают всё, что связано с хадисами – их смысл, цепочки их передатчиков (исна́ды), статус («достоверный», «хороший», «слабый», «вымышленный» и т. д.), какие есть связи одного хадиса с другими, какой из них сказан раньше, какой – позже... Особенно важен в хадисоведение иснад – о нём мы говорили на тринадцатом уроке. Повторим: цепочка имён, приводимая в начале хадисов, называется иснадом (или са́надом). Эта цепочка называет имена людей, через которых дошёл тот или иной хадис. Например:

Передал Абдулла ибн Зубайр от Суфьяна, тот – от Яхьи ибн Сагида Аль-Ансарий, тот – от Мухаммада ибн Ибрахима, тот – от Галкамы ибн Уаккаса, а тот – от Омара ибн Аль-Хаттаба, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «И́ннамаль-агма́лю би́н-ния́т». Вот этих людей, упомянутых в начале хадиса, хадисоведы изучают очень подробно. Если какой-то из передатчиков хадиса оказывается лжецом или забывчивым, то хадис классифицируется как «слабый».

Часто люди, не знающие, что у хадисов бывают иснады, начинают верить во всё, что принято называть «хадисом», и впадают в заблуждение. Чтобы этого не происходило, необходимо выяснить, к какой категории относится тот или иной хадис. Для начала неплохо запомнить хотя бы две категории – «достоверный» и «слабый».

Пророк Мухаммад (ﷺ) был арабом, поэтому и книга, данная ему Аллахом, пришла на арабском, и слова, разъясняющие её, то есть хадисы – тоже на арабском. Поэтому невозможно понять хадисы хорошо лишь через перевод.

Несколько слов о том, как записывались хадисы. Когда Всевышний ниспосылал пророку (ﷺ) суры, сподвижники запоминали то, что он говорил для разъяснения этих сур. Некоторые сподвижники не просто запоминали, но и записывали хадисы. После смерти пророка (ﷺ) сподвижники стремились донести хадисы и до других людей. Но позже появились лжецы – конечно же, не из числа сподвижников! – которые стали приписывать пророку Мухаммаду (ﷺ) то, чего он не говорил. Так появились вымышленные («мауду́’») хадисы. А некоторые люди, хотя и не были лжецами, не запоминали всего, что они слышали от сподвижников, в точности, или путались. В результате то, что они передавали, носили тень сомнения – большого или маленького, в зависимости от обстоятельств – и эти хадисы назывались «слабыми». Так учёные поделили хадисы на разные виды – «сахи́х» (сильный, достоверный), «ха́сан» (чуть уступающий по силе достоверному, но хороший), «даги́ф» (слабый), «мауду́’» (вымышленный хадис), «мурсаль» (неизвестно имя сподвижника, передавшего этот хадис) и так далее. Так самые сильные и ценные хадисы носят название «сахи́х». В том, что достоверные хадисы являются словами пророка (ﷺ), нет ни малейшего сомнения. Достоверные хадисы собраны в двух самых авторитетных сборниках хадисов – в «Сахих Бухари» и «Сахих Муслим». Эти два сборникх теперь частично переведены и на русский язык – настоятельно рекомендуем приобрести их. Обратите внимание на названия этих книг – «Сахих Бухари» и «Сахих Муслим». Эти названия происходят от имён их авторов – имамов Мухаммада ибн Исмагила Аль-Бухари и Муслима ибн Хаджаджа. Хотя эти два благочестивых имама и не видели самого пророка (ﷺ), они подробно изучили много тысяч хадисов с их иснадами, и составили свои труды. Так появились две самые достоверые книги сунны, которые считаются наиболее авторитетными источниками ислама после книги Самого́ Всевышнего. Помимо «Сахих Бухари» и «Сахих Муслим» есть и другие книги по хадисам, которые мы тоже должны упомянуть. Эти сборники также носят названия своих авторов – Тирмизи́, Наса́и, Абу Дау́д, Ибн Ма́джа. Хотя в этих книгах есть и сильные, и слабые хадисы, этот факт не умаляет достоинства этих трудов. Таким образом, упомянутые нами шесть книг, то есть «Сахих Бухари», «Сахих Муслим», «Тирмизи», «Насаи», «Абу Дауд», «Ибн Маджа» являются книгами сунны и объединяются одним общим названием «шесть книг» («ку́тубус-ситтә́»).

Давайте ещё раз повторим всё сказанное:

Хадисы – это слова пророка (ﷺ) или слова сподвижников, сказанные о нём. Хадисы бывают разные, поэтому важно уметь отличать сильные хадисы от слабых. Для этого нужно обращать внимание на их иснад. Хадисы собраны в определённых сборниках, наиболе важными из которых являются шесть. Наиболее авторитетными трудами из этих шести являются два – «Сахих Бухари» и «Сахих Муслим». (Эти два сборника иногда называют «сахихэйн», то есть «два сахиха»). В этих двух книгах нет слабых хадисов. Хадисы поясняют Коран, и без знания их просто невозможно понять Коран правильно.

Для закрепления материала остановимся на некоторых аятах Корана. Всевышний говорит в Своей книге: «Клянусь звездой, когда она падает! Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути. Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается». (Сура «Звезда», аяты 1 – 4). Как мы понимаем из этого аята, хадисы не являются личным мнением и мыслями пророка (ﷺ), а словами, вдохновлёнными ему Аллахом.

Обратите также внимание на этот аят: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании!». (Сура «Собрание», аят 7). В этом аяте Всевышний приказывает нам подчиняться нашему любимому пророку (ﷺ). Например, если в Коране и не сказано: «О мусульмане, отращивайте бороды», это приказано в хадисе: «Стригите усы и отращивайте бороды». Этот достоверный хадис приводится в различных вариациях в нескольких источниках. А как мы только что доказали, Всевышний велел нам слушаться пророка (ﷺ). Таким образом, хадисы о бороде вносят пояснение к аяту и разъясняют, что означает подчинение посланнику Аллаха (ﷺ) в вопросе внешнего вида. Таких примеров можно привести много. Короче, книга Всевышнего Коран и слова посланника Аллаха (ﷺ), его жизнь, то есть сунна – это два основных источника ислама. Да не отдалит нас Аллах от этих двух лучей, озарящих нам путь, аминь!

Конец восемнадцатого урока.

 

Урок № 19

Date: 2015-10-19; view: 781; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию