Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нэнси Астор
Нет более сильных аргументов против участия женщин в общественной жизни, которые высказал автор книги "Пол и характер" Отто Вейнингер. Но именно в этой книге можно увидеть множество аргументов за активное участие женщин в общественной жизни. Почему? Потому что всегда на любое явление есть два взгляда, и каждая точка зрения определяется наличием аргументов. Кроме того, многие аргументы можно тотчас после выявления повернуть как за, так и против. Отто Вейнингер - хотя и дитя своего времени, а это взгляды, характеризующие в большей степени прошлый век и начало двадцатого века. К тому же автор ориентированный на максимальную объективность, опирался на "объективную" психологию, причем сам же О.Вейнингер критиковал ее основное положение. Так в главе "Мужская и женская психология" он пишет: "Кто, подобно идеализму, дорожит душой и не хочет ею жертвовать, тот должен отказаться от психологии; кто создает психологию, тот убивает душу. Всякая психология хочет вывести целое из отдельных его частей, представить его в виде чего-то обусловленного. Но более вдумчивый взгляд признает, что частные явления вытекают здесь из целого, как своего первоисточника. Так психология отрицает душу, а душа, по своему понятию, отрицает всякую науку о себе: душа отрицает психологию". Возможно, что именно преобладание неких пессимистических взглядов на женщину и ориентируясь не на психологию, которая изначально была наукой о душе, а на новейшие веяния психологии начала века, О.Вейнингер и не смог просуществовать на этом свете больше, не дожив и до тридцати лет, но его мятущаяся душа и его мощный интеллект живет в его знаменитой работе, как и дела политиков, многие из которых живут значительно дольше, чем бренное тело. Цель книги О.Вейнингера была попытка свести всю противоположность между мужчиной и женщиной к единому общему принципу. Всякая теория неизменно носит в себе черты некоторой претенциозности,- пишет автор. То же содержание, которое в произведении искусства является вполне естественным, здесь в философской системе, в форме сжатого общего утверждения, в форме тезиса, подчиненного принципу достаточного основания и требующего доказательства, оно производит гораздо более суровое впечатление. Где наше изложение особенно антифеминистично - таково оно почти везде, - там и мужчины не вполне охотно и не с полной убежденностью присоединятся к нашим взглядам: их сексуальный эгоизм заставляет их видеть женщину в том свете, в каком они хотели бы ею обладать, в каком они могли и хотели бы ее любить. Проблема женщины и в особенности власти женщины и женщины во власти принадлежит к числу тех, которые по выражению О.Вейнингера, стоят в самой близкой связи с глубочайшими загадками бытия. Работа О.Вейнингера является столь многогранной и столь глубокой, что мы считаем необходимым процитировать некоторые ее отрывки. ..."Мужчина только тогда окажется в состоянии уважать женщину, когда она сама оставит свое желание служить объектом и материей для мужчины, когда она начнет стремиться к истинной эмансипации женщины, а не к эмансипации проститутки. Еще до сих пор не было откровенно сказано, где следует искать корень рабской покорности женщины: в державной, боготворяемой власти на ней фаллоса мужчины. Поэтому искренне желали эмансипации женщины только мужчины, не особенно сексуальные, не слишком эротические, не очень проницательные, но благородные, воодушевленные идеей права - в этом не может быть никакого сомнения. Я не хочу щадить эротические мотивы мужчины, не хочу умалять его антипатию к "эмансипированной женщине": легче дать себя вознести, как Гете, чем одинаково возвышаться, постоянно возвышаться, подобно Канту. Но очень многое, что рассматривается как враждебное отношение к эмансипации со стороны мужчины, является лишь выражением недоверия и сомнения в ее осуществимости. Мужчина хочет не женщину-рабыню: он очень часто ищет в ней подругу, которая его понимала бы. Воспитание, которое получает в настоящее время женщина, является далеко несоответствующей школой, чтобы легче подготовить ее к решению - победить в себе истинную несвободу. Последним средством материнской педагогики является угроза дочери, которая в чем-нибудь не слушается ее, что она не получит мужа... Воспитание женщины следует вырвать из рук женщины, воспитание же всего человечества - из рук матери, - делает такой весьма односторонний вывод О.Вейнингер, ранее сам утверждавший, что мужчины могут обладать всеми пороками, относящиеся к женским. И этот тезис автор выдвигает как первую предпосылку, которая должна быть осуществлена с тем, чтобы подчинить женщину идее человечества"... Нет более противоречивого вопроса о назначении женщины. По-видимому можно примириться лишь в том, что женщина сама может выбирать свои социальные роли. Кроме того, женщины многократно доказали свои возможности перевоплощения, равно как и мужчины. Политики, в особенно опытные, приобретают множество качеств, и в частности, актерских. Политик, беседуя с женщинами и выражая только взгляды ортодоксальных мужчин, будет смешен. Женщина, идентифицирующаяся только с мужчинами, может утратить нечто, именно то, что ей так необходимо для счастья, вдохновляющую женственность, которую ценят не только мужчины, но и женщины, ибо это ценнейшее, что есть у человечества. Именно об этом пишет О.Вейнингер, завершая свой грандиозный труд: "Женщина, которая действительно отреклась бы, которая искала бы спокойствия в самой себе - такая женщина прекратила бы свое существование как таковая. Она перестала бы быть женщиной; к внешнему крещению она присоединила бы и внутреннее. Может ли это случиться? Нет абсолютной женщины и все же утвердительный ответ на этот вопрос кажется нам утверждением какого-то чуда. От такой эмансипации женщина счастливее не станет: блаженство она ей не может обещать, а до Бога все еще далека дорога. Ни одно существо, находящееся между свободой и несвободой, не знает счастья. Но тогда окажется ли женщина способной решиться сбросить с себя цепи рабства для того, чтобы стать несчастной? Речь не может идти о том, чтобы сделать женщину святой; вопрос скорее заключается в следующем: может ли женщина честно подняться к проблеме своего существования, к понятию вины? Проникнется ли она, по крайней мере, желанием свободы? Суть дел заключается в осуществлении идеала, в созерцании путеводной звезды. Разве только в этом? Может ли в женщине ожить категорический императив? Подчинится ли женщина нравственной идее, идее человечества? Только это одно и было бы эмансипацией женщины".
Date: 2015-10-18; view: 294; Нарушение авторских прав |