Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клинтон Гардцер





Фейербах, которого обычно считают апологетом материализма, называл речь «божественной»:

«Божествен порыв этот - божественная сила, сила слов... Слово ведет ко всем истинам, раскрывает все тайны, обнажает незримое, делает прошлое и будущее настоящим, ограничивает безграничное, увековечивает преходящее... Слово Божие полагают отличным от слова человеческого в том, что первое не есть мимолетное дыхание, но является неким непередаваемым бытием, некоей невыразимой сущностью. Но не содержится ли в слове че­ловека существо человека, его неотчуждаемая сущность - хотя бы тогда, когда это слово истинно?»

Здесь Фейербах, в сущности, предвосхитил наше понимание «речи» как духа. В противоположность распространенному теологическому представлению дух - не вне нас и не над нами. И он не имманентен миру, как в пантеизме. На самом деле дух есть то, что мы пере живаем при произнесении всякого истинного слова; дух - это творчески переживаемая людьми речь.

Уточним сказанное на конкретном примере. Когда мы лжем, то употребляем во зло наш дар речи, грешим против Духа. Если же мы просто болтаем, то наша речь нейтральна - она не имеет отношения к третьему лицу. Однако когда мы говорим от имени всего человечества - а именно таково высшее предназначение речи, - тогда наша речь, и есть конкретная энергия Духа. Одно из лучших свидетельств этого - русская литература XIX века, от Гоголя до Достоевского и Толстого.

Таким образом, то, что в христианском богословии именуется Святым Духом, Третьим Лицом нераздельной Троицы - Лицом, которое и нераздельно· с самим Богом, и неслиянно с Ним, - это нечто обыкновенное, повседневное и повсеместное: голос Бога в каждом из нас. Это - дух в нас, который в принципе ничем не отличается от самого прозаического слова, произносимого нами всерьез и от всего сердца. То, что религии называют «духом» (а всем религиям известно это понятие), есть просто высшая форма речи, присущая человечеству в целом и каждому человеку в отдельностимужчине или женщине.

Цит. по: Гард//ер К. Речь и дух / / Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души / Пер. с ан гл. А.Кавтаскина. Под ред. В. Малявина, Л. Махлина. 2 изд. М., 1993. С. 64-65.

ЛИТЕРАТУРА

Date: 2015-10-18; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию