Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дистантное восприятие текста ладонью





В ходе опытов выявилось, что у незрячих людей можно сформировать способность кожно-оптического восприятия не только цветовых тонов, но и целостных изображений: букв, цифр, знаков, геометрических фигур и пр. Выработать эти спо­собности контактным путем оказалось сложно. Поэтому А.С.Новомейский предложил развивать дистантное восприятие. Карточки с изображением цифр, букв и различных фигур (высо­та изображений 6,5 см) размещались на латунную пластинку, которая в свою очередь покоилась на фарфоровых изоляторах. Иногда поверх пластинка из латуни клали алюминиевую пла­стинку. Интенсивность восприятия в этих случаях усиливалась. Способность кожно-оптического чтения начали формировать у слабовидящего Геннадия Г.

Уже на первом занятии он научился определять дистантно, ладонью в воздухе, цифры. На этом же занятии испытуемый пе-

решел от распознавания отдельных цифр к чтению на расстоянии с помощью ладони многозначных чисел.. Ошибок при чтении этих чисел не было. Затруднения у него вызывал не столько сам процесс кожно-оптического чтения, сколько осмысливание и сохранение в памяти получающихся больших чисел. На дальнейших занятиях приобретаемый навык заметно улучшился.

В течение десяти занятий удалось сформировать у слабовидящего навык дистантного кожно-оптического восприятия крупных букв и цифр, а потом - чисел и слов. Тем самым была доказана возможность научиться читать на расстоянии с помощью ладони хотя бы крупный текст. Некоторые дополнительные опыты А.С.Новомейского позволили сделать вывод, что незрячих людей можно научить читать на расстоянии и с помощью кончиков пальцев. В этом случае размеры шрифта можно значительно уменьшить, и процесс чтения очень приблизится к обычному чтению с помощью зрения. С другой стороны, возможность восприятия букв и цифр, изображенных различными шрифтами, позволяет надеяться, что в процессе тренировок можно научить слепых и слабовидящих воспринимать дистантно рисунки, тексты и фигуры.

При формировании навыка кожно-оптического чтения обращает на себя внимание положительная роль прошлого зрительного опыта испытуемого. Опираясь на сохранившиеся в памяти зрительные образы цифр и букв, испытуемый сумел без предварительной тренировки правильно опознать почти все предъявленные ему изображения. При этом отклонения в написании буквы или цифры (печатный или письменный шрифт) не играли существенной роли в процессе опознания.

Для чтения цифр и букв испытуемому требовалось все время совершать движения ладонью в воздухе, как бы очерчивая кон


туры изображения, или подставляя ладонь для очерчивания этих контуров на коже какими-то невидимыми лучами. При непод­вижном положении руки восприятие становилось невозможным. По словам испытуемого, вначале он чувствовал на ладони нечто жжения «точно ладонь клеймили». Впоследствии, в ходе упраж­нений, это жжение исчезало, и испытуемый «просто читал бук­ву». Ладонь как бы сразу воспринимала изображение, но жже­ния не было. Изображения воспринимались, по показаниям ис­пытуемого, в натуральную величину. Высота ладони над изо­бражением была устойчивой: примерно 3-4 см над бумагой. Ко­гда ладонь поднималась выше, изображение увеличивалось. Од­нако высота руки зависела и от величины изображения.

Характерно, что если карточка с изображением буквы или цифры лежала на металлической поверхности, заряженной по­ложительно (до 80 в), то процесс чтения убыстрялся чуть ли не вдвое, а рука располагалась над бумагой несколько выше, чем обычно. Изображения определялись испытуемым также через непрозрачное для зрения поверхностное покрытие. Так, Генна­дий Г. чувствовал очертание цифр через латунную пластинку. Через алюминиевую фольгу он сравнительно быстро определял цифры. Через стекло толщиной в 0,4 см цифры определялись с трудом. Когда поверх цифр положили тонкий листок слюды, определение цифр стало очень затрудненным: «очень стало трудно различать, как-то тупо ощущается». Когда же экспери­ментатор незаметно от испытуемого снимал пластинку из слю-ды, то цифра тотчас узнавалась. Таким образом, через прозрач­ное стекло и слюду определить цифры было труднее, нежели через непрозрачную металлическую пластинку. Это свидетельствовало о том, утверждает А.С.Новомейский, что восприятие у слабовидящего не было основано на фоторецепции.







Date: 2015-10-18; view: 366; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию