Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дистантное восприятие текста ладонью
В ходе опытов выявилось, что у незрячих людей можно сформировать способность кожно-оптического восприятия не только цветовых тонов, но и целостных изображений: букв, цифр, знаков, геометрических фигур и пр. Выработать эти способности контактным путем оказалось сложно. Поэтому А.С.Новомейский предложил развивать дистантное восприятие. Карточки с изображением цифр, букв и различных фигур (высота изображений 6,5 см) размещались на латунную пластинку, которая в свою очередь покоилась на фарфоровых изоляторах. Иногда поверх пластинка из латуни клали алюминиевую пластинку. Интенсивность восприятия в этих случаях усиливалась. Способность кожно-оптического чтения начали формировать у слабовидящего Геннадия Г. Уже на первом занятии он научился определять дистантно, ладонью в воздухе, цифры. На этом же занятии испытуемый пе- решел от распознавания отдельных цифр к чтению на расстоянии с помощью ладони многозначных чисел.. Ошибок при чтении этих чисел не было. Затруднения у него вызывал не столько сам процесс кожно-оптического чтения, сколько осмысливание и сохранение в памяти получающихся больших чисел. На дальнейших занятиях приобретаемый навык заметно улучшился. В течение десяти занятий удалось сформировать у слабовидящего навык дистантного кожно-оптического восприятия крупных букв и цифр, а потом - чисел и слов. Тем самым была доказана возможность научиться читать на расстоянии с помощью ладони хотя бы крупный текст. Некоторые дополнительные опыты А.С.Новомейского позволили сделать вывод, что незрячих людей можно научить читать на расстоянии и с помощью кончиков пальцев. В этом случае размеры шрифта можно значительно уменьшить, и процесс чтения очень приблизится к обычному чтению с помощью зрения. С другой стороны, возможность восприятия букв и цифр, изображенных различными шрифтами, позволяет надеяться, что в процессе тренировок можно научить слепых и слабовидящих воспринимать дистантно рисунки, тексты и фигуры. При формировании навыка кожно-оптического чтения обращает на себя внимание положительная роль прошлого зрительного опыта испытуемого. Опираясь на сохранившиеся в памяти зрительные образы цифр и букв, испытуемый сумел без предварительной тренировки правильно опознать почти все предъявленные ему изображения. При этом отклонения в написании буквы или цифры (печатный или письменный шрифт) не играли существенной роли в процессе опознания. Для чтения цифр и букв испытуемому требовалось все время совершать движения ладонью в воздухе, как бы очерчивая кон туры изображения, или подставляя ладонь для очерчивания этих контуров на коже какими-то невидимыми лучами. При неподвижном положении руки восприятие становилось невозможным. По словам испытуемого, вначале он чувствовал на ладони нечто жжения «точно ладонь клеймили». Впоследствии, в ходе упражнений, это жжение исчезало, и испытуемый «просто читал букву». Ладонь как бы сразу воспринимала изображение, но жжения не было. Изображения воспринимались, по показаниям испытуемого, в натуральную величину. Высота ладони над изображением была устойчивой: примерно 3-4 см над бумагой. Когда ладонь поднималась выше, изображение увеличивалось. Однако высота руки зависела и от величины изображения. Характерно, что если карточка с изображением буквы или цифры лежала на металлической поверхности, заряженной положительно (до 80 в), то процесс чтения убыстрялся чуть ли не вдвое, а рука располагалась над бумагой несколько выше, чем обычно. Изображения определялись испытуемым также через непрозрачное для зрения поверхностное покрытие. Так, Геннадий Г. чувствовал очертание цифр через латунную пластинку. Через алюминиевую фольгу он сравнительно быстро определял цифры. Через стекло толщиной в 0,4 см цифры определялись с трудом. Когда поверх цифр положили тонкий листок слюды, определение цифр стало очень затрудненным: «очень стало трудно различать, как-то тупо ощущается». Когда же экспериментатор незаметно от испытуемого снимал пластинку из слю-ды, то цифра тотчас узнавалась. Таким образом, через прозрачное стекло и слюду определить цифры было труднее, нежели через непрозрачную металлическую пластинку. Это свидетельствовало о том, утверждает А.С.Новомейский, что восприятие у слабовидящего не было основано на фоторецепции. Date: 2015-10-18; view: 366; Нарушение авторских прав |